Возрождение и Реформация

руководства церкви мирянами), отделил ее от государства, хотя и оставил

самостоятельной политической системой.

Кальвин стоит на тех же позициях, что и Лютер, т.е. земная жизнь - это

путь к спасению, в этой жизни надо терпеть и пр. Однако, он подчеркивает

большую возможность активного включения христианина в земные дела.

Приобщение к светским благам связано с владением имуществом и его

умножением, необходимо лишь умеренное пользование богатством в согласии с

божьей волей.

Для Кальвина демократия - не лучший способ правления, он считал

наиболее удачной политической системой олигархию, в крайнем случае -

умеренную демократию. С 1536 года Кальвин поселился в Женеве, где в 1541

году становится фактическим диктатором города, добивается подчинения

светской власти церкви.

Основа кальвинизма - учение о божественном предопределении. Кальвин

упростил и усилил это учение, доведя его до абсолютного фатализма : одни

люди еще до рождения предопределены богом к спасению и небесному

блаженству, а другие - к гибели и вечным мукам, причем никакие действия

человека, ни его вера не в силах это исправить. Человек спасается не

потому, что верит, а верит потому, что предопределен к спасению.

Божественное предопределение скрыто от людей, и потому каждый христианин

должен прожить свою жизнь так, как если бы он был предопределен к спасению.

Кальвин проповедовал предельное ограничение своих жизненных

потребностей, отказ от земных удовольствий, бережливость, постоянный

упорный труд и совершенствование профессионального мастерства. Успех в

профессиональной деятельности - признак богоизбранности, профессия

выступает как призвание, место служения богу, поэтому профессиональный

успех - самоценность, а не средство достижения материальных благ.

Критика роскоши и праздности переходила в отрицание художественного

творчества, литературы и искусства, в запрет на все увеселения и

развлечения.

Провозглашенную Реформацией свободу совести и толкования Библии Кальвин

свел к свободе от католицизма, не допуская критики своего учения.

Томас Мюнцер

Также, как и в средние века, на теологический рационализм в период

Реформации оказывали влияние религиозные мистический учения. Реформация

вообще связана со средневековой мистикой, приняла ее элементы и

приспособила к своему учению о внутреннем, индивидуальном отношении к богу.

С наиболее радикальным изложением мистики мы встречаемся в учении вождя

народной революции в Германии Томаса Мюнцера (1490-1525) - церковного

проповедника, идеолога крестьянско - плебейского лагеря Реформации. Он

отошел от мещански ограниченного лютеранства, критиковал его за то, что в

нем идет речь лишь о вопросах индивидуального спасения и без внимания

остается земной порядок, который считается неприкосновенным.

Реформацию Мюнцер видел не сколько в обновлении церкви и ее учения,

сколько в совершении социально - экономического переворота силами крестьян

и городской бедноты. Религиозно - философские воззрения Мюнцера основаны на

идее необходимости установления такой «божьей власти» на земле, которая

принесла бы социальное равенство. Он, как сторонник идеи уравнительного

коммунизма, требовал немедленного установления на земле «царства божьего»,

под которым понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше

не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни

государственной власти. Власть можно считать только тогда законной, когда

он осуществляется от имени народных масс и в их интересах.

По Мюнцеру бог вездесущ во всей своих творениях. Он проявляется,

однако, не как данность, но как процесс, открывающийся тем, кто несет в

себе божью волю. Христос не является исторической личностью, а воплощается

и обнаруживается в вере. И только в вере, без официальной церкви, может

быть выполнена его роль искупителя.

Политическая программа Мюнцера близка к утопическому коммунизму, она с

необходимостью вела к полному расхождению с мещанской реформацией Лютера.

Лютер и Мюнцер выражали различные классовые интересы, один - бюргеров и

князей, другой - крестьянских и плебейских масс.

Мистическое учение Якоба Бёме

Якоб Бёме (1575-1624) происходит из бедной крестьянской семьи в

Саксонии, был сапожником. Воспитан в лютеранстве, источником его

философствования было Священное писание.

Философия Бёме отличается от главного направления философского и

научного мышления того времени : не принадлежат ни схоластике, ни гуманизму

и натурализму Нового времени. Из его работ наиболее интересны «Аврора, или

утренняя заря в восхождении», «О трех принципах» и «О тройственной жизни

человека».

По Бёме бог - наивысшее единство, но это единство не может быть познано

само по себе, оно недоступно не только человеческому познанию, но даже бог

не может познать самого себя. Идея о том, что «самооткрытие» бога возможно

лишь благодаря его превращению в природу, представлена Бёме в терминологии

христианского учения о Троице. Тезис о непосредственном существовании бога

в вещах, в природе и в человеке является центральной идеей философско -

теологической системы Бёме. Природа замкнута в боге как наивысшем и

активном первом принципе. Бог находится не только в природе, но и над ней.

Человек является одновременно «микрокосмосом» и «малым богом», в

котором происходит все мировое и божественное во всей своей сложной

противоречивости. Он выступает единством божественного и природного,

телесного и духовного, зла и добра.

Мистицизм Бёме находит своих продолжателей в мистических течениях 17-18

столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии Шеллинга и

Гегеля.

Контрреформация

Протестантская Реформация вызвала отклик в католицизме. Начиная с 40-х

годов 16 века католики ведут борьбу за возвращение потерянных позиций; в

Западной Европе начинается период контрреформации. Участники движения остро

ставят вопрос об укреплении единства в самой организации католической

церкви, об усилении внутренней дисциплины и папской централизации, но

главной была открытая борьба католицизма против протестантизма. Передовым

боевым отрядом католиков стал орден - «Общество Иисусово» (иезуиты) -

основанный испанцем Игнатием из Лойолы в 1534 году и утвержденный папой в

1540 году. Иезуиты составляли ядро инквизиции, реорганизованной для борьбы

с Реформацией. Инквизиция возникла как проявление и следствие кризиса

церковной власти и идеологии : необходимо было церковную идеологию привести

в соответствие с новой общественной ситуацией и новыми идейными течениями

эпохи. Тридентский собор (1545-1563), однако, уклонился от решения

философских проблем и споров между школами, не желая нарушать единство

церкви. В этот период происходит новое оживление схоластической философии в

форме томизма. Сначала это было в Италии, затем в Испании, первоначально

главную роль играли доминиканцы, затем иезуиты. Наибольшее значение для

попыток реставрации средневековой схоластики в эту эпоху имело учение

испанского иезуита Франциска Суареса (1548-1617).

Заключение

Реформация упростила, удешевила и демократизировала церковь, поставила

внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности, придала

нормам буржуазной морали божественную санкцию.

Реформаторское движение достигло высшей точки в 16 веке. В ряде

европейских стран, хотя и разными путями, был осуществлен переход к новой,

протестантской церкви. Кое-где мещанство удовлетворилась реформацией

католической церкви. 17 век уже не знает Реформации. В последующем развитии

постепенно образуются условия для эпохи буржуазных революций.

Следовательно, очевидна та исключительная роль эпохи Реформации в

становлении мировой цивилизации и культуры. Не провозглашая никакого

социально - политического идеала; не требуя переделки общества в ту или

иную сторону; не совершая никаких научных открытий и достижений в

художественном творчестве, Реформация изменила сознание человека, открыла

перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу самостоятельно

мыслить, освободился от авторитарной опеки папства и церкви, получил высшую

для него санкцию - религиозную - на то, что только собственный разум и

совесть могут подсказать ему, как следует жить.

Реформация способствовала появлению человека буржуазного общества -

независимого индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и

ответственного в своих суждениях и поступках. В носителях протестантских

идей выразился новый тип личности с новой культурой и отношением к миру.

Складывающийся капитализм получил в протестантизме духовное

обоснование.

Литература

1. Философский словарь. - М., 1986 г.

2. Всемирная история: ( учебное пособие ). - М: Мысль, Т.2. 1985 г.

3. История философии в кратком изложении. /Пер. С чешского под ред. И.И.

Богута - М: Мысль. 1995 г.

4. Учебный курс по культурологии. - Ростов-на-Дону: Феникс. 1996 г.

5. Лютер. Избранные сочинения. - СП-Б. 1994 г.

6. Соловьев. Прошлое токует нас: (очерки по истории философии и

культуры). - М: Политиздат. 1991 г.

-----------------------

[1] Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. С. 73

2 Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. С. 74

1 Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. С. 83

2 Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. С. 95

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать