Художественная обработка материалов животного происхождения в Приамурье
ВГИИК
Р Е Ф Е Р А Т
По ИСТОРИИ ДПИ
“Художественная обработка материалов животного
происхождения в Приамурье”
Реферат
выполнила:
Студентка 3
ДПИ-У
ПЛАН РЕФЕРАТА:
1. Введение
2. Материалы художественной обработки материалов животного происхождения
в Приамурье
3. Изделия художественной обработки материалов животного происхождения в
Приамурье
4. Способы декоративной обработки кожи и меха
5. Характер орнамента и колорит художественной обработки материалов
животного происхождения в Приамурье.
1. Введение:
Одним из оригинальных видов народного декоративного искусства
является шитье и украшение одежды, обуви и головных уборов мехом.
Изготовлением художественных изделий из меха издавна занимались народы
Севера и Дальнего Востока: эвенки (тунгусы), коми, саами, эвены-ламуты,
ненцы, долганы, чукчи и некоторые другие. Веками отработанное мастерство
первичной обработки меха, выделки из шкур кожи (замши-ровдуги), умение
окрашивать мех и замшу в различные цвета бережно хранят современные
мастера художественной обработки меха и кожи в Якутской и Коми автономных
республиках, в Красноярском крае, Магаданской области. Вырабатывают
изделия из меха и в Эстонии.
2. Материалы художественной обработки материалов животного происхождения
в Приамурье:
Для изготовления художественных меховых изделий применяют мех
оленя, лося, лахтака, нерпы, моржа, собаки, песца, росомахи, лисицы, белки,
бобра. Используют также камус (шкурки ног оленей). А также шкуру таежных и
морских животных, собак, кожа рыб – материалы животного происхождения
широко использовались народами Нижнего Амура. В качестве вспомогательных
материалов и материалов для украшения меховых изделий применяют фарфоровый
и стеклянный бисер, стеклярус, кожу, вышивальные нитки и др., иногда
каучук, микропору.
2. Изделия художественной обработки материалов животного происхождения в
Приамурье:
Изготовляют художественные изделия из кожи кроено-шитым
способом, реже плетением.
Разнообразные художественные изделия из кожи могут быть
подразделены по назначению, материалу, применяемому для их изготовления,
способам производства и художественной обработке, по орнаментальным
мотивам, форме и народным промыслам.
Из рыбьей кожи шили паруса для лодок, полотнищами из этого
материала покрывали остовы шалашей, делали из него различную утварь,
вставляли в окна вместо стекол; из кож и ровдуги делали колчаны для
стрел, охотничьи сумки; камусами оленей или лосей подшивали лыжи. Из
кожи морского животного сивуча делали ремни для собачьей упряжи, арканы
для гарпунов тетиву больших самострелов, головки обуви, и т.п. Из
нерпичьих шкур ороки делали охотничьи куртки, поясные охотничьи ремни,
халаты, мужские юбки, а также ковры.
3. Способы декоративной обработки кожи и меха:
Обработкой шкур в основном занимались женщины.
Сначала шкуру растягивали ремешками, продетыми в отверстия у краев на
четырехугольной раме, связанной из жердей. В зависимости от погоды ее
сушили иногда до двух-трех недель и более, затем подвергали
многократному скоблению и размягчению. После скобления, шкура
смазывалась рыбьим жиром, в нее заворачивали сырые тальниковые гнилушки
и оставляли на несколько дней в теплом месте. Второй этап обычной
обработки кожи-размягчение ее кожемялкой, представляющей собой
металлический диск с отверстием в центре и тупыми зубчиками по
окружности. Шкуру клали на стол и ее свисающий край мяли кожемялкой,
двигая ее сверху вниз. Затем шкуру вновь посыпали сырыми гнилушками,
заворачивали в рулон и ждали несколько дней. Третьим этапом обработки
шкуры было размягчение ее кожемялкой в виде узкой дугообразной иголочки
с тупыми зубьями по одному краю. Вымоченную шкуру клали на наклонное
бревно, деожа ее двумя руками, мяли шкуру.
Для обработки кожи рыбы делали следующее. Кожу снимали с
крупных экземпляров рыб: амура, сазана, щуки, ленка, кеты, горбуши и др.
Тушку немного подсушивали, а затем с нее деревянной или костяной
палочкой или костяным ножом снимали кожу. Ее разглаживали костяным
утюжком и клали сушить вдали от огня на несколько дней.
Для придания кожи необходимой мягкости ее обрабатывали на
кожемялке. Рыбью кожу мочили, каждую смазывали падогой – размельченной,
разведенной жидко кетовой икрой, затем сворачивали в тугой узел
несколько штук, клали узел в среднее углубление мялки и колотили по нему
тупым топором с короткой рукояткой. В процессе обработки кожи несколько
раз переворачивали, вынимали, сворачивали по-другому.
Изделия из рыбьей кожи шили нитками из рыбьей кожи. Для их
изготовления выбирали ровные и крепкие кожи кета, муксуна, сазана,
счищали с них лунки от чешуек, смазывали каждую из кож падогой, клали
одну на другую и просушивали. Затем они разрезались на узкие полоски,
связывались в узкий пучок 15-20 штук, закреплялись и каждая полоска
вытягивалась. Нитки становились прочными и по своей прочности могли
сравниться только с жильными.
Изделия из шкур и кож сшивались жильными нитками. Существовали
специальные нитки для шитья шкур и кожи.
4. Характер орнамента и колорит художественной обработки материалов
животного происхождения в Приамурье:
Характерной чертой искусства народов Приамурья является включение
изображений в орнамент, что придает их изделиям большую декоративность,
эмоциональную выразительность. Среди композиций и отдельных изображений
нанайцев, ульчей и др. народов много стилизованных реалистических образов
животных, птиц, рыб, деревьев, светил, фантастических драконов, змей, а
также человека.
Изделия из шкур, ровдуги, рыбьей кожи часто орнаментировали
различными способами: вышивали шелком, оленьим волосом, делали аппликации,
опушки и т.д.
Сумочки из рыбьей кожи народы Амура орнаментировали так: из кожи
рыбы выризали детали орнамента, а затем сшивали их в виде мозаики в одно
полотнище.
Халаты для молодых женщин шили из однотонных, более ярких тканей
(голубые, зеленые, синие, желтые), для пожилых женщин и мужчин – из тканей
темных тонов. Женские халаты были несколько длиннее мужских. Как правило
орнаменты на разных участках халата были разными. Узор наносили на ткань с
помощью трафарета из тонкой бересты или рыбьей кожи. Мужские халаты обычно
орнаментировались меньше, чем женские. Халаты из рыбьей кожи в зависимости
от назначения делали из разных материалов. Их украшали аппликацией, узоры
раскрашивали в синий( реже красный и желтый) цвет.
Техника аппликации на Амуре одна из древнейших. Ее широко применяли
не только для отделки тканей но и для декорирования предметов другого
назначения.
Среди народов Амура прославились нанайские и ульчские вышивальщицы.
Они делали аппликации, вышивали гладью и строчкой. Часто вырезанные из
рыбьей кожи или из бумаги силуэтные изображения животных и птиц пришивались
к одежде и зашивались шелком гладевым швом; получались яркие своеобразные
рельефные вышивки, особенно на свадебных женских халатах нанайцев, где
также вышивались цветущие деревья и кусты - символ продления рода, а на
праздничной одежде ульчей - бабочки.
Техника исполнения художественных меховых изделий разнообразна:
вышивка бисером, меховая мозаика. Декорирование бисером заключается в том,
что из бисера составляют разноцветные каймы и вставки. Меховую мозаику
составляют из меха двух цветов - обычно белого и темного. Предварительно из
меха вырезают одинаковые элементы: квадраты, ромбы, треугольники. Затем их
сшивают в единую двухцветную узорную кайму. Для украшения используют
аппликационные вставки из цветного стекла, разноцветные ремешки, бляшки,
металлические подвески из меди, латуни, железа. Декорируют изделия также
вышивкой шелком, белым подшейным волосом оленя или лося.
Цветовое решение ковра может быть самым различным. Фон может быть
светлым или темным, соответственно решается и колорит узоров. В большинстве
случаев кайма бывает более темной, чем центральная часть ковра.
5. Заключение:
Искусство мастеров Крайнего Севера щедро проявляется при
изготовлении головных уборов, где активно используются бисер, меховая
мозаика и вышивка подшейным волосом. Здесь же из мелких кусочков меха,
камуса и замши с добавлением бисера делают разнообразные нагрудные
украшения: броши, заколки, кулоны и многие другие изделия,
представляющие оригинальные сувениры - память о своеобразном искусстве
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.