Художественная обработка металла в Туле
Калужский Областной Колледж Культуры
Реферат по предмету народное творчество
на тему:
"Художественная обработка металла в Туле"
Студентки 4 – го курса
Специализации: художник – педагог
Тюриной Ирины Сергеевны
Преподаватель: Кузнецова Ирина Леонидовна
Калуга
2001 г.
? ? ™ S ? ? ? ? ? S :
1. ??S™????®?S.
2. ?? ??????? ?S?????©?? ? ?S??????????????.
3. ??®?? ? ????S???S ??™S???.
4. ????ч ? ??™S??? ?? ??©???.
5. ?S??????®??S ??????S??S.
6. ???????, ????S??? ? ??™??S??®S??? - ?????S??????S ??™S??? ?? ?????®?©
?S?????.
7. ????®??, ®????????, ?S????? ? ™??©?S ®?™? ?????®?? ®
?????S??????? ??S?S????.
1. ??S™????®?S.
Россия всегда славилась мастерством художественной обработки металлов,
оружейном и в самоварном производствах, в прикладном искусстве, попытка
открыть ещё одну страницу книги о русских умельцах – это, значит, осветить
непосредственную связь художественного металла с архитектурой городов, с
окружающей средой, его особую роль в архитектурной и эстетической
организации пространства. По возможности дан анализ бесценного наследия
многих поколений русских мастеров художественной обработки металла, в том
числе и наших современников. Выявлены периоды развития художественной
металлообработки, влияние различных стилевых направлений, характеризующихся
относительно устойчивыми художественными признаками: ритмическими,
композиционными, пластическими и другими. Но основное внимание уделится
тому, чтобы показать влияние на развитие художественной обработки металла
художественных местных традиций, а также народного искусства.
Художественные особенности часто носили региональный характер, а подчас и
сугубо местный. Так, русское просечное железо (дымники, водостоки,
флюгера), по существу не знает аналогов.
Металл является одним из наиболее древних материалов, который
человечество открыло, и начало широко использовать. На первых порах это
были самородные металлы - золото, серебро и медь. Метеоритное железо стало
применяться с IV тысячелетия до н. э. Добыча и обработка железной руды
относятся ко II тысячелетию до н. э. Холодную обработку металлов дополнили
горячая ковка и литьё, правда, для этого человечеству потребовалось не одно
тысячелетие. Из всех металлов наибольшее применение получило железо. Знания
и опыт в области обработки железных руд стали мерилом богатства и военной
мощи.
В нашей стране металлургия железа известна с XII - VI вв. до н. э.
Русская земля, богатая железными рудами, не является исключением. Здесь
издревле железо служило как для изготовления оружия, так и орудий труда,
украшений и т. п. Добывалось оно из бурых железняков, озёрных и болотных
руд, обжигаемых на открытом огне, в ямах или глиняных печах. Дальнейшее
развитие здесь металлургии явилось базой для создания промышленной
металлообработки, в частности оружейного производства, которое сыграло
решающую роль в рождении художественной обработки металлов как особого
явления в культуре и искусстве.
Формирование особенностей художественного металла, как составной части
русской национальной культуры, началось со времени образования в конце XVII
века всероссийского национального рынка, в пору петровских преобразований.
Решающую роль в развитии художественной металлообработки сыграло основание
Петром I в начале XVIII века первого государственного оружейного завода на
базе существующих к тому времени кузнечного и оружейных промыслов. К
середине XVIII столетия изделия русских мастеров с применением гравировки
с позолотой, инкрустации, отделки стальными "алмазами" приобрели широкую
известность не только в обеих российских столицах, но ив других странах.
Русские металлисты создали и множество архитектурно-художественных
украшений для разных городов России. Украшений, поражающих тонкостью
работы, неуёмной фантазией. Это кованные и литые решётки, козырьки над
входами и балконы, лестницы и парапеты, декоративные элементы на коньках
крыш и шпицах, флюгера и фонарные кронштейны, и многие-многие другие
изделия, облагораживающие облик и ставшие неотъемлемой частью деревянных
домов ремесленного люда, каменных казённых зданий и богатых особняков
знати.
Кузнецы, литейщики и жестянщики, многие поколения которых трудились над
созданием высокохудожественных и монументальных декоративных произведений,
упорно добивались органичного сочетания и связи металлических украшений с
архитектурным образом, органического слияния металла с камнем и деревом.
Всё это способствовало формированию неповторимого, самобытного
архитектурного облика города оружейников.
Живописная застройка, впечатляющая многообразием применения
художественного металла и архитектурных форм, с множеством колоколен, башен
и башенок, теремков и мезонинов, шпилей и других, выступающих над крышами
элементов, украшенных ажуром и придавшим силуэту города остроту и
праздничность. Многочисленные дымники, кольца над затейливыми козырьками и
зонты у подъездов домов зданий, ограды набережных и скверов, придавшие
сказочность обстановке и зрелищность искусственно созданной среде
окружающего человека мира. Так выглядят многие города на старых открытках.
И в этом немалая заслуга кузнецов, литейщиков, жестянщиков и других
мастеров по металлу - истинных художников в своём деле.
В современной архитектуре, в формировании архитектурно -
градостроительного пространства в наши дни также есть многочисленные
примеры применения художественного металла. В этом прослеживается
определённая традиция. Более того, значительно поднимается роль металла в
наружной отделке современных зданий и сооружений, в декоративно -
прикладном и монументальном искусстве. Конечно, его применение имеет
несколько иное направление, соответствующее эстетическим воззрениям и
социально - экономическим условиям сегодняшнего времени, но так или иначе
он влияет на формирование облика города.
Из - за радикальной реконструкции исторической части многих городов в
последние годы исчезли многие здания и сооружения, а вместе с ними и
многочисленные художественно-архитектурные изделия прошлого.
С их потерей всё более возрастает ценность оставшегося художественного
металла, требующего к себе внимания и более бережного отношения.
В этих условиях выявление, систематизация, изучение и сохранение
произведений и изделий из художественного металла представляется не только
важным, но и крайне необходимым. И не только для истории. Изучение
особенностей художественно - архитектурного металла и приёмов его обработки
позволит художникам и архитекторам на основе выработанного старыми
мастерами опыта и традиций создавать новые решения, применимые и для
сельской архитектуры, и для архитектуры малых городов и посёлков.
2. ?? ??????? ?S?????©?? ? ?S??????????????.
Первые изделия из металла, найденные археологами на русской земле, учёные
относят к VI – IV веку до н.э. Там, где стояли когда-то древние городища, в
наше время находят и железные предметы, и литейные приспособления. В
раскопках городищ среди извлечённых предметов обнаруживают не только
украшения из бронзы, но и литейные формы, железные пробойники, зубильца и
другие предметы кузнечного производства. Так на Супрутском городище,
которое относится к IV – XII вв. нашей эры и принадлежало одному из
восточнославянских племён, известному в истории под именем вятичи, наряду с
украшениями из бронзы и меди найдены остатки домницы для выплавки железа и
железные серпы, топоры, сошники, пряжки, удила и другие предметы.
Примерно в XI веке у вятичей появляются крупные поселения и города, среди
которых выделялся Дедославль (ныне Дедилово), где проходили общие сборы –
вече, находился князь с дружиной и жило много ремесленников.
На первых порах руду плавили в ямах, затем их заменили печи – домницы.
Плавка шла на древесном угле с подачей в горн горячего воздуха, задуваемого
с помощью мехов из шкур животных. К концу XVI столетия домницы действовали
не только в Дедославле, но и в Туле, Крапивне, Дубне и Веневне. Русская
металлургия основательно развилась на Тульской земле, кустарное
крестьянское производство железа становится промышленным. Резкий скачок в
развитии отечественной металлургии приходится на начало XVIII столетия,
когда военные планы Петра I потребовали огромного количества металла.
Вокруг Тулы начали вырастать чугунные и железоделательные заводы,
строителями и владельцами которых были предприимчивые промышленники из
числа казённых кузнецов. Среди них особенно выделился кузнец - оружейник
Никита Демидов Антуфьев, прозванный Демидовым.
В 1696 году он получает от Петра разрешение на постройку
чугуноплавильного завода при впадении речки Тулицы в Упу. Там возводит
четырёхсотметровую плотину, две высокие домны и две молотовые фабрики, где
с помощью «водяных» молотов ковались железные заготовки. На «водяных»
приводах работали и металлообрабатывающие станки.
На военные цели требовалось всё больше и больше металла. В 1702 году Пётр
передаёт казённый Невьяновский завод Демидову, интересы которого с этого
времени сосредоточиваются на Урале. Здесь за исторически короткий срок