Художественная обработка металла в Туле

Художественная обработка металла в Туле

Калужский Областной Колледж Культуры

Реферат по предмету народное творчество

на тему:

"Художественная обработка металла в Туле"

Студентки 4 – го курса

Специализации: художник – педагог

Тюриной Ирины Сергеевны

Преподаватель: Кузнецова Ирина Леонидовна

Калуга

2001 г.

? ? ™ S ? ? ? ? ? S :

1. ??S™????®?S.

2. ?? ??????? ?S?????©?? ? ?S??????????????.

3. ??®?? ? ????S???S ??™S???.

4. ????ч ? ??™S??? ?? ??©???.

5. ?S??????®??S ??????S??S.

6. ???????, ????S??? ? ??™??S??®S??? - ?????S??????S ??™S??? ?? ?????®?©

?S?????.

7. ????®??, ®????????, ?S????? ? ™??©?S ®?™? ?????®?? ®

?????S??????? ??S?S????.

1. ??S™????®?S.

Россия всегда славилась мастерством художественной обработки металлов,

оружейном и в самоварном производствах, в прикладном искусстве, попытка

открыть ещё одну страницу книги о русских умельцах – это, значит, осветить

непосредственную связь художественного металла с архитектурой городов, с

окружающей средой, его особую роль в архитектурной и эстетической

организации пространства. По возможности дан анализ бесценного наследия

многих поколений русских мастеров художественной обработки металла, в том

числе и наших современников. Выявлены периоды развития художественной

металлообработки, влияние различных стилевых направлений, характеризующихся

относительно устойчивыми художественными признаками: ритмическими,

композиционными, пластическими и другими. Но основное внимание уделится

тому, чтобы показать влияние на развитие художественной обработки металла

художественных местных традиций, а также народного искусства.

Художественные особенности часто носили региональный характер, а подчас и

сугубо местный. Так, русское просечное железо (дымники, водостоки,

флюгера), по существу не знает аналогов.

Металл является одним из наиболее древних материалов, который

человечество открыло, и начало широко использовать. На первых порах это

были самородные металлы - золото, серебро и медь. Метеоритное железо стало

применяться с IV тысячелетия до н. э. Добыча и обработка железной руды

относятся ко II тысячелетию до н. э. Холодную обработку металлов дополнили

горячая ковка и литьё, правда, для этого человечеству потребовалось не одно

тысячелетие. Из всех металлов наибольшее применение получило железо. Знания

и опыт в области обработки железных руд стали мерилом богатства и военной

мощи.

В нашей стране металлургия железа известна с XII - VI вв. до н. э.

Русская земля, богатая железными рудами, не является исключением. Здесь

издревле железо служило как для изготовления оружия, так и орудий труда,

украшений и т. п. Добывалось оно из бурых железняков, озёрных и болотных

руд, обжигаемых на открытом огне, в ямах или глиняных печах. Дальнейшее

развитие здесь металлургии явилось базой для создания промышленной

металлообработки, в частности оружейного производства, которое сыграло

решающую роль в рождении художественной обработки металлов как особого

явления в культуре и искусстве.

Формирование особенностей художественного металла, как составной части

русской национальной культуры, началось со времени образования в конце XVII

века всероссийского национального рынка, в пору петровских преобразований.

Решающую роль в развитии художественной металлообработки сыграло основание

Петром I в начале XVIII века первого государственного оружейного завода на

базе существующих к тому времени кузнечного и оружейных промыслов. К

середине XVIII столетия изделия русских мастеров с применением гравировки

с позолотой, инкрустации, отделки стальными "алмазами" приобрели широкую

известность не только в обеих российских столицах, но ив других странах.

Русские металлисты создали и множество архитектурно-художественных

украшений для разных городов России. Украшений, поражающих тонкостью

работы, неуёмной фантазией. Это кованные и литые решётки, козырьки над

входами и балконы, лестницы и парапеты, декоративные элементы на коньках

крыш и шпицах, флюгера и фонарные кронштейны, и многие-многие другие

изделия, облагораживающие облик и ставшие неотъемлемой частью деревянных

домов ремесленного люда, каменных казённых зданий и богатых особняков

знати.

Кузнецы, литейщики и жестянщики, многие поколения которых трудились над

созданием высокохудожественных и монументальных декоративных произведений,

упорно добивались органичного сочетания и связи металлических украшений с

архитектурным образом, органического слияния металла с камнем и деревом.

Всё это способствовало формированию неповторимого, самобытного

архитектурного облика города оружейников.

Живописная застройка, впечатляющая многообразием применения

художественного металла и архитектурных форм, с множеством колоколен, башен

и башенок, теремков и мезонинов, шпилей и других, выступающих над крышами

элементов, украшенных ажуром и придавшим силуэту города остроту и

праздничность. Многочисленные дымники, кольца над затейливыми козырьками и

зонты у подъездов домов зданий, ограды набережных и скверов, придавшие

сказочность обстановке и зрелищность искусственно созданной среде

окружающего человека мира. Так выглядят многие города на старых открытках.

И в этом немалая заслуга кузнецов, литейщиков, жестянщиков и других

мастеров по металлу - истинных художников в своём деле.

В современной архитектуре, в формировании архитектурно -

градостроительного пространства в наши дни также есть многочисленные

примеры применения художественного металла. В этом прослеживается

определённая традиция. Более того, значительно поднимается роль металла в

наружной отделке современных зданий и сооружений, в декоративно -

прикладном и монументальном искусстве. Конечно, его применение имеет

несколько иное направление, соответствующее эстетическим воззрениям и

социально - экономическим условиям сегодняшнего времени, но так или иначе

он влияет на формирование облика города.

Из - за радикальной реконструкции исторической части многих городов в

последние годы исчезли многие здания и сооружения, а вместе с ними и

многочисленные художественно-архитектурные изделия прошлого.

С их потерей всё более возрастает ценность оставшегося художественного

металла, требующего к себе внимания и более бережного отношения.

В этих условиях выявление, систематизация, изучение и сохранение

произведений и изделий из художественного металла представляется не только

важным, но и крайне необходимым. И не только для истории. Изучение

особенностей художественно - архитектурного металла и приёмов его обработки

позволит художникам и архитекторам на основе выработанного старыми

мастерами опыта и традиций создавать новые решения, применимые и для

сельской архитектуры, и для архитектуры малых городов и посёлков.

2. ?? ??????? ?S?????©?? ? ?S??????????????.

Первые изделия из металла, найденные археологами на русской земле, учёные

относят к VI – IV веку до н.э. Там, где стояли когда-то древние городища, в

наше время находят и железные предметы, и литейные приспособления. В

раскопках городищ среди извлечённых предметов обнаруживают не только

украшения из бронзы, но и литейные формы, железные пробойники, зубильца и

другие предметы кузнечного производства. Так на Супрутском городище,

которое относится к IV – XII вв. нашей эры и принадлежало одному из

восточнославянских племён, известному в истории под именем вятичи, наряду с

украшениями из бронзы и меди найдены остатки домницы для выплавки железа и

железные серпы, топоры, сошники, пряжки, удила и другие предметы.

Примерно в XI веке у вятичей появляются крупные поселения и города, среди

которых выделялся Дедославль (ныне Дедилово), где проходили общие сборы –

вече, находился князь с дружиной и жило много ремесленников.

На первых порах руду плавили в ямах, затем их заменили печи – домницы.

Плавка шла на древесном угле с подачей в горн горячего воздуха, задуваемого

с помощью мехов из шкур животных. К концу XVI столетия домницы действовали

не только в Дедославле, но и в Туле, Крапивне, Дубне и Веневне. Русская

металлургия основательно развилась на Тульской земле, кустарное

крестьянское производство железа становится промышленным. Резкий скачок в

развитии отечественной металлургии приходится на начало XVIII столетия,

когда военные планы Петра I потребовали огромного количества металла.

Вокруг Тулы начали вырастать чугунные и железоделательные заводы,

строителями и владельцами которых были предприимчивые промышленники из

числа казённых кузнецов. Среди них особенно выделился кузнец - оружейник

Никита Демидов Антуфьев, прозванный Демидовым.

В 1696 году он получает от Петра разрешение на постройку

чугуноплавильного завода при впадении речки Тулицы в Упу. Там возводит

четырёхсотметровую плотину, две высокие домны и две молотовые фабрики, где

с помощью «водяных» молотов ковались железные заготовки. На «водяных»

приводах работали и металлообрабатывающие станки.

На военные цели требовалось всё больше и больше металла. В 1702 году Пётр

передаёт казённый Невьяновский завод Демидову, интересы которого с этого

времени сосредоточиваются на Урале. Здесь за исторически короткий срок

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать