обладали небольшими возможностями, присущи как кованные, так и деревянные
ограждения, чаще в виде точёных на токарном станке фигурных балясин.
5. ?S??????®??S ??????S??S.
Особый интерес представляет декоративное оформление: литые прогоны с
рельефным растительным узором, ажур подступенков, рельефный орнамент
ступеней и площадок плит, фигурные столбики на поворотах, нарядные
элементы ограждения, масивные волюты прогонов. Орнаментальный узор прогонов
усиливает ритмику ступеней, дополняясь треугольной формой боковинками, под
ступеньками со сквозным усложнённого контура ажура. Рельефный рисунок на
рабочей, "лицевой" поверхности ступени композиционно вписан в орнаментную
рамку, где фоном для него служит рельефный сетчатый орнамент. Каждое малое
звено сетки орнамента – это небольшой ромбик, в котором заключено
крестообразное углубление.
Декоративно – художественное оформление сдержано, но одновременное и не
строго. Используются декоративные узоры растительного характера.
Повторяемость элементов даёт эффект ритма, художественной орнаментальности
и ажурности.
Узор решёток был симметричен, плотно заполнял пространство завитками и
спиралями. Использовалась другая композиция узора, где рисунок симметричен
двум осям: вертикальной и горизонтальной, от которой расходятся завитки,
сплетения, разветвления и спирали. И весь их узор как бы оторочен
декоративным обрамлением с рисунком из S – образных сопряжений, угловых
перекрещений, дугообразных элементов с завитками вовнутрь. Но в целом в
композиции прослеживаются вертикальные линии, что придаёт рисунку
определённую строгость в отличие от рисунка полукружия.
Тем не менее узоры разнообразны, что достигалось с помощью различных
комбинаций исходных элементов. Во многих узорах прослеживаются связи
кузнечного ремесла с народным искусством. Так, многие элементы орнаментики
встречаются в деревянной резьбе на домах.
6. ???????, ????S??? ? ??™??S??®S??? - ?????S??????S ??™S??? ?? ?????®?©
?S?????.
Существует несколько способов обработки листового металла: отрезка,
обрезка, вырубка, просечка, гибка, завивка и скручивание, а также формовка
и выколотка, чеканка и штамповка, басменная обработка и давильные работы на
станках. Кроме этого, бывает комбинированная обработка.
Любое изделие начинается с заготовки, а заготовка отделяется от листа с
помощью ручных или гильотинных ножниц. Этот процесс называется отрезкой.
Дальше идёт операция отделения от листовой заготовки, какой – либо фигуры
или фигурной заготовки. Это делается способом обрезки или вырубки по
шаблону или рисунку, нанесённому непосредственно на фигурную заготовку. В
тех случаях, когда невозможно вырезать весь контур рисунка ножницами,
применяют зубильца, а затем дорабатывают контур напильником (надфилем).
Если же задуманный рисунок требует проработки внутренних отверстий в
заготовке, то это делается с помощью просечки зубильцами с прямым или
радиусным лезвием.
Вырубка или просечка – основные операции при изготовлении просечных
украшений из кровельного железа, которое используется в архитектурно –
декоративных изделиях. В таких архитектурных элементах, как свесы крыш и
коньковые гребни, дымники и водостоки, чаще применялась просечка, придающая
изделиям ажур, работающий на просвет, что для этих элементов очень важно.
Но наряду с просечкой иногда применялись, гибка, завивка и скручивание, а в
отдельных случаях и формовка – дифовка, чеканка и выколотка.
Техника просечки железа имела широкое и разнообразное применение и
применялась вместе с кузнечным мастерством. Происхождение этого способа
обработки металла связано с самым ранним периодом развития кузнечного и
слесарного ремесла и в значительной степени было обусловлено ограниченными
возможностями примитивного ремесленного производства.
В декоративном древнерусском искусстве просечный металл нашёл широкое
распространение. Этот вид художественной обработки металла и в дальнейшем
сохранил своё значение, при этом, конечно, совершенствовался, вырубка, и
просечка нередко дополнялись рельефным узором, чеканкой, которая в ряде
случаев становилась самостоятельным декоративным приёмом. При появлении
прокатного листового железа просечка не обходилась без обрезки с
применением ножниц. Этот приём дошёл и до наших дней.
Техника просечки проста. Для вырезания узора употребляются специальные
сечки наподобие долота и мелкие зубильца с рабочей поверхностью необходимых
форм. Используется плоский металл, чаще всего железо, латунь, красная медь.
Готовый узор воронили, лудили, покрывали позолотой.
В музеях представлено много прекрасных образцов изделий прикладного и
хозяйственно – бытового назначения, изготовленных в просечной технике:
украшения, бляхи, застёжки, ключевины, замки, ларцы, сундучки –
подголовники, осветительные приборы.
Эта техника привилась и получила широкое распространение в сундучном
производстве, которое в XVII веке представляло собой особую отрасль.
В XVI – XVII веках просечным железом отделывались входные двери церквей.
Отдельные просечные детали украшали церковную утварь: паникадила, цепи,
светильники, хоругви, ажурные двери в алтари, алтарные преграды или их
отдельные детали. Но особенно широко в то время просечный металл
использовался в отделке верхней части зданий: коньков, свесов, карнизов.
Это явление связано с традицией украшения деревянных построек сквозными
резными узорами, где поначалу прототипом послужила резная доска,
прикрывавшая нижние концы кровельных балок под свесом кровли или торцы
обрешётки на фронтоне крыши.
В XVII – XVIII веках карнизные и коньковые подзоры становятся
распространённым и существенным элементом оформления каменной архитектуры.
Подлинные подзоры того времени теперь уже почти не сохранились, но в
большинстве случаев они возобновлены. Часто возобновление велось с
повторением старых образцов.
7. ????®??, ®????????, ?S????? ? ™??©?S ®?™? ?????®?? ® ?????S???????
??S?S????.
Дифовка, выколотка, чеканка и чеканка, – основные способы обработки
листового металла. При дифовке, концентрируя удары в определённых местах
листовой заготовки и применяя разнообразный подкладной инструмент, можно
получать изделия различной формы.
Основной инструмент при дифовке – разнообразные по материалу, массе и
форме молотки, а при выколотке – всевозможные опорные инструменты:
наковальни, шпераки, различные подкладки.
Для создания декоративных различных бытовых изделий (самовары, чайники,
кувшины), архитектурных элементов (шары, детали наверший, воронки
водостоков), скульптуры применяют выколотку по шаблонам или моделям.
По сравнению с дифовкой и выколоткой чеканка – более тонкий вид
обработки, применяемый при выделке высокохудожественных изделий, более
популярный. Этот вид обработки металла относится к одному из древнейших. Он
был известен в древнем Египте, античной Греции и Риме, с давних времён – в
Иране, Китае, Индии и Японии. В эпоху возрождения чеканка получила развитие
в странах западной Европы, на Руси – в домонгольский период и вновь
расцвела в искусстве XV – XVII веков. Дальнейшее развитие она получила в
XVIII и XIX столетиях и продолжает применяться и обогощаться в современном
декоративно – прикладном искусстве.
Чеканная техника обработки металлов охватывает широкий круг изделий,
отличающихся по художественному принципу: от плоскорельефных орнаментальных
до горельефных и круглых фигурных композиций, от двухмерных линейно –
графических, близких к гравировке, до трёхмерных объемно-скульптурных, от
миниатюрных ювелирных до монументальных многометровых, от простейших и до
высокохудожественных.
Художественная чеканка подразделяется на два основных вида, различающиеся
по технологии: по листу или литью или оброну. В первом случае из листа
создают новое художественное произведение: во втором – только выявляют и
завершают форму, ранее созданную скульптором и отлитую или вырезанную из
металла техникой оброна.
Суть чеканки заключается в обработке поверхности металла путём ударов
молотка по специальному инструменту – чекану. Чеканы различаются по форме
рабочего конца и назначению. В древней Руси чеканом назывался боевой
молоток, имеющий на конце острый шип. В современном понятии чекан – это
стальной стержень с рабочим концом – боем. Бои имеют самые разнообразные
формы. В арсенале современного чеканщика более 200 чеканов.
Украшения, выполненные в технике чеканки с привлечением других видов
формовки, прекрасно дополняют декоративный убор жилых домов, обогащая его и
вместе с тем придавая строениям отличительные черты, выделяя их из общей
массы застройки улицы, квартала, города.
Своеобразным развитием и усовершенствованием чеканки является басменная
техника обработки металла.
Басма – тиснение тонкого листа на матрицах – начала применяться в русском
искусстве со второй половины XI века для отделки различных изделий:
иконостасов, окладов икон, рам, переплётов книг, ларцов, сундуков и т. п.
Вместо многократных ударов чеканом для придания необходимой формы
применялись фигурные чеканы – пуансоны, производящие тиснение. Одного удара
такого пуансона по тонкому листу было достаточно для придания металлу
соответствующей формы. Матрицы – басменные доски – являются дальнейшим
развитием техники тиснения. Они изготавливаются из медных сплавов или из
стали. На такую матрицу кладётся тонкий лист металла, сверху которого
помещается свинцовая листовая накладка. По свинцовой накладке наносятся
удары молотком или производится давление с помощью пресса.
Широко известен другой вид рельефной обработки листового металла –
металлопластика. При этой технике форма изделия, его рельеф выявляются,
лепятся путём плавных деформаций специальными инструментами, напоминающими
стеки скульптора. Художественные произведения, выполненные в технике
металлопластики, по своему виду напоминают чеканку из листового материала,
но это сходство только внешнее.
Металлопластика – один из древних приёмов обработки металла. Особенно
широкое распространение в России она имела в конце XIX – начале XX веков. В
этой технике изготавливались рамы, блюда, ковши, ларцы и т. п.
Металлопластика также применялась при отделке деревянной мебели и предметов
быта.
Всеми видами рельефной обработки листового металла прекрасно владели
многие русские мастеровые. Особенно широкое распространение чеканка, басма
и металлопластика имели в ремесленно – кустарном производстве, отличавшемся
низким уровнем технической оснащённости и высоким процентом ручного труда.
В самоварном, гармонном и других промыслах эти виды являлись основными при
отделке готовой продукции. Так, басменная техника широко использовалась при
изготовлении узорных и орнаментальных пластинок – накладок, которыми
декорировались деревянные части гармоник. До внедрения штампов при выделке
таких элементов самовара, как стенка - резервуар, в который наливается
вода для кипячения, применялась ковка (выколотка) заготовки на чугунной
болванке с последующим прочеканиванием всех рельефных декоративных узоров.
Это была одна из важнейших операций, от которой зависел в значительной мере
художественный облик самовара. Особенно ценились гранные самовары со
стенками сложных рисунков.
В архитектуре металлопластика и басма применялись в интерьере, в
основном, в отделке мебели, в то время как чеканка в сочетании с дифовкой и
выколоткой – в отделке дымников, воронок и водостоков. Во второй половине
XIX – начале XX веков при изготовлении фигурных воронок жестяных дел
мастера широко использовали технику чеканки в сочетании с просечкой.
Различные по формам, орнаментированные рельефным узором и просечным
ажуром вазы приёмных воронок украсили многие дома, как простого люда, так и
знати.
Мастера не скупились на фантазию.
Используемая литература:
1. В. В. Куликов "Ажур металла рукотворный".
2. В. Н. Ашкуров "Страницы Тульской старины".
3. А. П. Мардер "Металл в архитектуре".
4. К. А. Соловьёв "Тульский край".
5. З. И. Юсипов "Ручная ковка".