Жанр портрета

изображаемый во всей своей психологической сложности, оценивался еще и по

его роли в обществе, воссоздавался в неразрывном сочетании его

индивидуальных и типических черт. Выше мы видели, как воплощал это

сочетание Н. Н. Ге в образе Герцена.

Последователями Ге на этом пути стали В.Г.Герое (портрет Ф. М.

Достоевского, 1872, ГТГ) и И. Н. Крамской (портрет Л. Н. Толстого, 1873,

ГТГ), создавшие целую портретную галерею выдающихся современников.

Вся жизнь и творчество Крамского — ответ на этот вопрос. Художник

большого творческого темперамента, глубокий и оригинальный мыслитель, он

всегда боролся за передовое реалистическое искусство, за его идейность и

демократическую содержательность. В 1863 г. именно он былинициатором «бунта

14-ти», когда лучшие ученики Академии художеств отказались писать

программные выпускные работы на надуманные, лишенные социального содержания

мифологические темы и организовали своеобразную коммуну — Артель

художников.

С 1870 г. Крамской — учредитель и идейный вождь Товарищества

передвижных художественных выставок, страстный пропагандист реализма в

искусстве. Не только в таких монументальных полотнах, как «Христос в

пустыне», отразились неустанные поиски художником идеала гражданственности

и демократичности.

Может быть, в еще большей мере воплощены они во многих портретах

современников, написанных Крамским в 60—70-е гг. Интеллигент-разночинец,

идущий нелегким путем жизненных испытаний, внимательно и требовательно

всматривающийся в окружающий мир,--таким предстает художник в

«Автопортрете» (1867, ГТГ). Это не просто портрет, а портрет-обобщение, в

котором через индивидуальное, присущее, казалось бы, только модели,

передано нечто всеобщее, закономерное, характерное для всех лучших людей

эпохи. Тот же удивительный сплав психологически неповторимого и типичного

для своего времени в портретах Л. Н. Толстого (1873) и Н. А. Некрасова

(1877; оба — ГТГ). Особое место в портретном творчестве Крамского занимают

образы крестьян.

Не темных, задавленных нуждой людей изображает он, а знающего себе

цену, готового постоять за себя «Полесовщика» (1874, ГТГ) или обаятельного

в своем мудром лукавстве Мину Моисеева (1882, ГРМ; этюд к картине

«Крестьянин с уздечкой», 1883, Государственный „музей русского искусства,

Киев).

Высшие достижения в создании портретов-типов принадлежат И. Е. Репину:

он находит у своих моделей неповторимо-конкретные, только им присущие позы,

жесты, выражения лиц и передает с их помощью и духовные особенности

личности, и ее социальную характеристику.

Одним из факторов, изменивших в конце XIX века облик портретных

произведений, был пленэр. В обращении к пленэру многие русские художники

увидели возможность "двинуться" к солнцу, воздуху, возможность для

разрешения световых, цветовых и пространственных задач. Пленэрная живопись,

восходящая еще к творчеству А.А. Иванова, в русском искусстве второй

половины XIX века связана прежде всего с именами В.Д. Поленова и И.Е.

Репина. Блестящее претворение принципы пленэра нашли в картинах Репина

"Крестный ход в Курской губернии" (1883) и "Не ждали" (1884).

Элементы пленэра содержатся также в некоторых других работах художника

того времени, в частности, в портретах М.П. Мусоргского (1881) и В.В.

Стасова (1883). В искусстве Репина пленэр стал важным фактором и

последнего, завершающего этапа творчества. Репин предпочитает теперь писать

молодых людей, в особенности девушек, среди природы, освещенных солнцем. В

этих портретах, выполненных светлыми чистыми красками, утверждаются красота

и всепобеждающая сила молодости ("Белорус", 1892; "Осенний букет", 1892;

"Под солнцем", 1900). Новые веяния в искусстве коснулись художественного

мировосприятия и некоторых других столпов передвижничества. Они дают себя

знать в портретных этюдах Ярошенко, сделанных на ярком солнце, в его

портрете Н.Н. Ге (1890), менее типизированном, чем другие, содержащем

эмоциональный подход к модели, которую художник органично связывает с

естественной для нее творческой средой, в портрете Н.И. Петрункевич (1893)

работы Ге, хотя и темном по колориту, но как выбором модели и ситуации, так

и своим общим настроением, безусловно, перекликающимся с набирающим силу

молодым искусством.

Он выступает как портретист, мастер бытовой и исторической картины.

Портрет был не только ведущим жанром, но и подосновой творчества Репина

вообще. При работе над большими полотнами он систематически обращался к

портретным этюдам для выяснения облика и характеристики персонажей. Таковы

«Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной

«Крестный ход в Курской губернии» (1880--1883, ГТГ). Как и в «Бурлаках на

Волге», но в более масштабной форме, здесь проявилось великое умение Репина

чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при

этом индивидуального, портретного своеобразия каждого лица.

Характеристики привилегированной части толпы — помещицы, купца,

священника отмечены духом социально-критической иронии. В образной

трактовке простых людей, нищих, странников Репин остается гуманистом и

реалистом, видящим и нравственное превосходство народа, и его заблуждения.

Фальшивому благочестию сытой публики противопоставлена глубоко искренняя,

но слепая надежда обездоленных прорваться к своей правде в мире угнетения и

несправедливости. Вслед за В. Г. Перовым и И. Н. Крамским Репин продолжает

создание галереи образов выдающихся представителей русской общественной

мысли, науки и культуры.

В лучших своих портретах — В. В. Стасова, Л. Н. Толстого, М. П.

Мусоргского Репин достигает жизненной полноты и многогранности

характеристики благодаря удивительной ком позиционной изобретательности и

активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной

манере: она всегда сообразуется с «манерой»— повадкой, осанкой,

темпераментом — портретируемого лица.

Одна из главных тем жанровых полотен Репина — типичные моменты жизни

русского революционера-народника («Арест пропагандиста», 1880—1892; «Отказ

от исповеди», 1879—1885 и «Не ждали», 1884— 1888, все в ГТГ). В отраженной

художником в картине «Не ждали» гамме психологических реакций на событие —

изумления, недоверия, радости — безусловно доминирует немой диалог взглядов

матери и возвратившегося из ссылки сына. Герой картины, не отрекаясь от

прошлого, ждет не сострадания и прошения, а понимания и оправдания

необходимости той жертвы во имя долга перед народом, который когда-то

заставил его покинуть родной дом. Признание семьей гражданского подвига

отца, брата, сына выдвигается Репиным как проблема, имеющая широкое

общечеловеческое значение. Склонность к психологическому драматизму в

обрисовке ситуаций сказывается и в исторической живописи Репина. Художник

стремится показать исторических героев в мгновения предельной душевной

напряженности. Эта тенденция достигает кульминации в картине «Иван Грозный

и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).

Содержание картины помимо конкретного исторического правдоподобия

ситуации и характеров, говорит о «вечной» коллизии наказания деспота мукой

раскаяния за невинно пролитую кровь. В картине «Запорожцы пишут письмо

турецкому султану» (1878— 1891, ГРМ)—иная мысль, связанная с поисками

жизнеутверждающего идеала, героических характеров. Последний высокий взлет

репинского таланта относится к началу XX в., когда художник работает над

грандиозным групповым портретом-картиной «Торжественное заседание

Государственного Совета» (1901— 1903, ГРМ), выполнив серию этюдов,

отличающихся замечательной остротой характеристики и живописной свободой.

Подлинный гражданский пафос, демократизм, выражающийся не только в глубоком

понимании и изображении народной жизни, но в ясности и доступности самого

изобразительного языка, высочайшее реалистическое мастерство, правда

характеров, интерес к животрепещущим вопросам современности — залог

непреходящей ценности искусства Репина.

Опыт Репина в области пленэрного портрета был продолжен и обогащен

живописцами младшего поколения - его учеником В.А. Серовым и К.А.

Коровиным, произведения которых - "Девочка с персиками" (1887), "Девушка,

освещенная солнцем" (1888), "Хористка" (1883), портрет Т.С. Любатович

(1886?) - явились для современников подлинным откровением. В этих работах

показан не только характер портретируемых и присущие им индивидуальные

особенности, фигуры девушек тесно связаны с внешней средой, все пронизано

светом и воздухом.

Столь непосредственного восприятия мира, подобной убедительности

ситуации, свежести, звучности и чистоты цвета не знала еще русская

портретная живопись. И что в данном случае особенно важно - свет в работах

молодых русских художников не только не растворял в себе фигуру человека,

как сплошь и рядом бывало в произведениях западного импрессионизма, а,

напротив, способствовал выявлению жизненной правды, созданию одухотворенных

поэтических образов.

Пленэр во многом обогатил русскую живопись, но при этом он таил в себе

определенную опасность, в особенности для живописи портретной. Он вносил в

нее момент мимолетности, сиюминутности, что при чрезмерном увлечении

световыми и цветовыми эффектами грозило потерей в портрете человека. Тем не

менее на протяжении 1890-х годов и даже двух первых десятилетий XX века ряд

русских художников умело использовали при портретировании как пленэр, так и

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать