Жизненный путь Поля Гогена

новым техническим приемам, к раздельному мазку, к использованию

дополнительных цветов, к утонченным красочным нюансам, передающим вибрацию

воздуха, к стиранию четких очертаний предметов, находящихся в постоянном

движении.

Все эти проблемы занимают Гогена, который начинает работать в той же

манере. Написанная им в 1875 году, вскоре после первой выставки

импрессионистов, «Сена у Йенского моста» (хранится в Лувре, Париж) и по

композиции, и по характеру мазка, и по неясным контурам нескольких фигурок

на берегу близка к импрессионистам. Белый снег, отражающий падающий на него

свет, позволяют Гогену использовать импрессионистские приемы, которым он

только учится овладевать.

Успехи на бирже дают Гогену возможность не только широко жить, но и

приобрести значительную коллекцию картин современных французских

художников, свидетельствующую о его вкусах. Сюда входят Эдуард Мане,

Писсарро, Сислей, Мари Касса, Сезан, Ренуар, Клод Моне, Гийомен, Йонкинд,

Домье и т.д. На этих картинах Гоген учится, копирует их, зачастую перенося

отдельные понравившиеся ему детали в свои работы.

Очень скоро Гоген уже не может довольствоваться работой для самого

себя, он хочет проверить свои силы на зрителях, убедиться, что он трудится

не впустую. В 1876 году Гоген посылает свою картину «Лесная чаща в Вироффе»

в Салон. Картина была принята, выставлена и даже получила некоторый отклик

в прессе. Но этого ему кажется мало, участие в Салоне его не удовлетворяет.

Он выставляет свои картины и статуэтки на выставках «группы независимых

художников» - так официально называют себя импрессионисты. Шестая выставка

приносит Гогену настоящий успех. Особое внимание критики привлек этюд

обнаженного тела (известный также под именем Сусанны), написанный Гогеном с

его служанки Жюстины.

«...Я счастлив аплодировать художнику, который, как и я, испытал

неодолимое отвращение к манекенам...» - писал Гюисманс.

Рвение Гогена усиливается еще больше. Он уже не просто с

благодарностью принимает приглашения участвовать в той или иной выставке. С

ним считаются, и Писсарро, его учитель и один из ведущих художников -

импрессионистов, обращается к нему за поддержкой и следует его советам.

Перед Гогеном встает вопрос: либо продолжать банковскую карьеру и быть

чужаком, выскочкой и в какой-то степени нежелательным элементом среди

прочих художников, либо навсегда связать свою судьбу с искусством,

окончательно и бесповоротно порвав с прежним образом жизни. Гоген выбирает

последнее: после одиннадцати лет работы в банке и на бирже он оставляет ее,

переставая быть «воскресным художником». Таким образом, 1883 год является

для Гогена поворотной вехой в его жизни.

1883 год - год экономического и эстетического кризиса. Среди

импрессионистов назревали серьезные разногласия, когда импрессионизм, к

которому примкнул и Гоген, переживает серьезный кризис, вызванных тем, что

представители этого направления приходят к твердому убеждению, что они

исчерпали свои художественные возможности. Начинается пора скитаний,

поисков случайного заработка и всевозможных несчастий.

Гоген вместе с Писсарро приезжает в Руан, где жизнь ему кажется, более

дешевой и где он надеется найти покупателей для своих произведений. Во

время пребывания Гогена в Руане им была создана картина «Автопортрет с

палитрой». Любопытна композиция портрета, написанного где-то на мансарде,

балки которой загромождают весь задний план, сохраняя только тесное

пространство для художника с его мольбертом. Чтобы подчеркнуть нарочитую

непостроеность композиции, Гоген выставляет за пределами полотна зеркало, в

которое он смотрелся в процессе работы.

Однако, как ни велико увлечение Гогена живописью, заботы о семье

настойчиво вторгаются в его жизнь. Он продает несколько картин из своей

коллекции, но это ненадолго спасает положение.

В декабре 1884 года Гоген поддается на уговоры жены и едет в

Копенгаген в надежде на поддержку ее богатых родственников, под напором

которых начинает заниматься продажей лошадиных попон и холста. Его

коммерческая деятельность заканчивается чашкой чая, которую он запускает в

голову очередного клиента. В мае 1885 года он представляет свои картины на

выставке «в Обществе друзей искусства», но его картины только шокируют и

скандализируют публику, очень нелестные отзывы критики. Ощущение полной

потерянности, невозможности преодолеть сложившуюся вокруг него враждебную

обстановку усугубляется еще отношением жены и родственников.

«...Вот уже шесть месяцев, как я не говорю, - пишет он, - изоляция

самая полная, естественно, что для семьи я чудовище, которое не

зарабатывает деньги , и я подвергаюсь упрекам, Естественно, в связи с

живописью, из-за которой я не знаменитый финансист...».

Но эта обстановка заставляет Гогена еще больше сосредоточить свое

внимание на искусстве. Предоставленный самому себе, он продумывает целый

ряд теоретических вопросов.

«...Для меня, - пишет он, - великий художник - это формула наибольшего

разума, в который поступают наиболее тонкие и вследствие этого наиболее

невидимые ощущения, передачи из мозга...»

В июне 1885 г., взяв с собой 6-ти летнего сына Кловиса, Гоген

оставляет семью и уезжает в Париж.

От Парижа до Мартиники (1885-1888 г.г.)

«...Я узнал настоящею нищету, так сказать голод. Но это еще ничто или

почти ничто. Но что страшно - так это помехи в работе, в развитии

интеллектуальных способностей. Это верно, что вопреки всему страдание

обостряет гений, однако, его не должно быть слишком много, иначе оно вас

убивает...»

Париж

Гоген хмур, замкнут, озлоблен, Он живет в холодной пустой комнате,

ребенок болеет, долги, отчуждение родственников. Гоген устраивается

расклейщиком афиш, ибо не может найти себе другую работу.

Но это не мешает ему принять участие в 8-ой выставке импрессионистов в

Мэзон-Дюре (с 15 мая по 15 июня 1886 г.), на которую он посылает 19 картин.

Большинство из них - работы, написанные в Руане и Копенгагене, а также

вещи, сделанные непосредственно перед выставкой в Нормандии, Они не

остались незамеченными, Среди бесчисленных пейзажей, наводнявших выставку,

критики уловили нечто, отличающее Гогена от других художников.

«Тона господина Поля Гогена, - писал Фенеон, - очень мало отличаются

одни от других, отсюда в его картинах эта глухая гармония. Пустые деревья

возникают из почвы жирной плодородной и сырой, заполняют картину, вытесняют

небо. Тяжелый воздух. Проглядывающие кирпичи указывают на близость дома, в

беспорядке валяются одежды, какие-то морды раздвигают заросли - это коровы.

Эти рыжие тона крыши и животных художник постоянно противопоставляет своим

зеленым (тонам) и повторяет их в водах, текущих между корягами и заросших

высокими травами...»

Хотя Фенеон и отмечает однообразие тональности, тем не менее, он не

может не заметить даже в этих, еще робких, еще совсем негогеновских

полотнах нарочитое противопоставление рыжих и зеленых тонов, нетрадиционное

композиционное построение картины, ее чрезмерную насыщенность.

Но жизнь в Париже Гогену не по средствам. Отдав сына в частный

пансионат, он уезжает в Бретань, в маленький городок Порт-Авен, прибежище

безденежный художников.

Порт-Авен

«...Здесь имеется также импрессионист по имени Гоген, очень сильный

парень. Ему 36 лет, он пишет и рисует очень хорошо».

Бернар после встречи с Гогеном.

За какой-нибудь год в Гогене происходят колоссальные изменения. Он

становится мастером, уверенным в своих творческих возможностях. Главное,

что теперь занимает его - это овладеть нужными знаниями и добиться

известного прогресса.

«...Моя живопись вызывает много дискуссий ... я делаю массу набросков,

и ты с трудом узнала бы мои работы...» - пишет Гоген жене.«Натюрморт с

портретом Шарля Лаваля» (1886г.) Полный разрыв с прежней подражательной

полуученической манерой Гогена. Скорее, можно было бы сказать о каком-то

воздействии на него Дега («Дамы с хризантемами») в композиционном

построении картины, или Сезана - в изображении фруктов, но вряд ли можно

усмотреть в нем хотя бы какое-нибудь влияние Писсарро или Пювиде Шованно. В

плодах, лежащих на скатерти, ощущается уже будущий Гоген с его обобщенной,

скупой манерой исполнения, с присущим ему чувством необычайной просторы и

безыскусственности. В Бретани сделано много зарисовок, рабочих набросков.

В декабре 1886 г. Гоген возвращается в Париж, забирает сына из

пансионата, но ревматизм, очевидно, нажитый в Бретани, заставляет его лечь

в больницу, на которую уходят последние средства.

Панамский перешеек, о. Мартиника.

В 1887 г. Гоген уезжает на Панамский перешеек, уговорив своего друга,

художника Шарля Лаваля, поехать вместе с ним. С перешейка они планировали

перебраться на остров Мартиника. Гоген устраивается чернорабочим в общество

по прорытию Панамского канала, чтобы «ворочать землю с 530 до 1800 под

тропическим солнцем и проливным дождем. Денег хватило на переезд на

вожделенный остров, где оба художника расположились в окрестностях г. Сен-

Пьер. Гоген охвачен восторгом. Сказочная природа, красочные наряды женщин,

цвет их позолоченной солнцем кожи... Совсем иной мир. Яркий свет.

Тропическое солнце по-другому освещает предметы, которые не отбрасывают

рассеянной тени, не расплываются в неясных очертаниях, а, наоборот,

приобретают ярко выраженную форму и выделяются крупными сплошными массами,

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать