новым техническим приемам, к раздельному мазку, к использованию
дополнительных цветов, к утонченным красочным нюансам, передающим вибрацию
воздуха, к стиранию четких очертаний предметов, находящихся в постоянном
движении.
Все эти проблемы занимают Гогена, который начинает работать в той же
манере. Написанная им в 1875 году, вскоре после первой выставки
импрессионистов, «Сена у Йенского моста» (хранится в Лувре, Париж) и по
композиции, и по характеру мазка, и по неясным контурам нескольких фигурок
на берегу близка к импрессионистам. Белый снег, отражающий падающий на него
свет, позволяют Гогену использовать импрессионистские приемы, которым он
только учится овладевать.
Успехи на бирже дают Гогену возможность не только широко жить, но и
приобрести значительную коллекцию картин современных французских
художников, свидетельствующую о его вкусах. Сюда входят Эдуард Мане,
Писсарро, Сислей, Мари Касса, Сезан, Ренуар, Клод Моне, Гийомен, Йонкинд,
Домье и т.д. На этих картинах Гоген учится, копирует их, зачастую перенося
отдельные понравившиеся ему детали в свои работы.
Очень скоро Гоген уже не может довольствоваться работой для самого
себя, он хочет проверить свои силы на зрителях, убедиться, что он трудится
не впустую. В 1876 году Гоген посылает свою картину «Лесная чаща в Вироффе»
в Салон. Картина была принята, выставлена и даже получила некоторый отклик
в прессе. Но этого ему кажется мало, участие в Салоне его не удовлетворяет.
Он выставляет свои картины и статуэтки на выставках «группы независимых
художников» - так официально называют себя импрессионисты. Шестая выставка
приносит Гогену настоящий успех. Особое внимание критики привлек этюд
обнаженного тела (известный также под именем Сусанны), написанный Гогеном с
его служанки Жюстины.
«...Я счастлив аплодировать художнику, который, как и я, испытал
неодолимое отвращение к манекенам...» - писал Гюисманс.
Рвение Гогена усиливается еще больше. Он уже не просто с
благодарностью принимает приглашения участвовать в той или иной выставке. С
ним считаются, и Писсарро, его учитель и один из ведущих художников -
импрессионистов, обращается к нему за поддержкой и следует его советам.
Перед Гогеном встает вопрос: либо продолжать банковскую карьеру и быть
чужаком, выскочкой и в какой-то степени нежелательным элементом среди
прочих художников, либо навсегда связать свою судьбу с искусством,
окончательно и бесповоротно порвав с прежним образом жизни. Гоген выбирает
последнее: после одиннадцати лет работы в банке и на бирже он оставляет ее,
переставая быть «воскресным художником». Таким образом, 1883 год является
для Гогена поворотной вехой в его жизни.
1883 год - год экономического и эстетического кризиса. Среди
импрессионистов назревали серьезные разногласия, когда импрессионизм, к
которому примкнул и Гоген, переживает серьезный кризис, вызванных тем, что
представители этого направления приходят к твердому убеждению, что они
исчерпали свои художественные возможности. Начинается пора скитаний,
поисков случайного заработка и всевозможных несчастий.
Гоген вместе с Писсарро приезжает в Руан, где жизнь ему кажется, более
дешевой и где он надеется найти покупателей для своих произведений. Во
время пребывания Гогена в Руане им была создана картина «Автопортрет с
палитрой». Любопытна композиция портрета, написанного где-то на мансарде,
балки которой загромождают весь задний план, сохраняя только тесное
пространство для художника с его мольбертом. Чтобы подчеркнуть нарочитую
непостроеность композиции, Гоген выставляет за пределами полотна зеркало, в
которое он смотрелся в процессе работы.
Однако, как ни велико увлечение Гогена живописью, заботы о семье
настойчиво вторгаются в его жизнь. Он продает несколько картин из своей
коллекции, но это ненадолго спасает положение.
В декабре 1884 года Гоген поддается на уговоры жены и едет в
Копенгаген в надежде на поддержку ее богатых родственников, под напором
которых начинает заниматься продажей лошадиных попон и холста. Его
коммерческая деятельность заканчивается чашкой чая, которую он запускает в
голову очередного клиента. В мае 1885 года он представляет свои картины на
выставке «в Обществе друзей искусства», но его картины только шокируют и
скандализируют публику, очень нелестные отзывы критики. Ощущение полной
потерянности, невозможности преодолеть сложившуюся вокруг него враждебную
обстановку усугубляется еще отношением жены и родственников.
«...Вот уже шесть месяцев, как я не говорю, - пишет он, - изоляция
самая полная, естественно, что для семьи я чудовище, которое не
зарабатывает деньги , и я подвергаюсь упрекам, Естественно, в связи с
живописью, из-за которой я не знаменитый финансист...».
Но эта обстановка заставляет Гогена еще больше сосредоточить свое
внимание на искусстве. Предоставленный самому себе, он продумывает целый
ряд теоретических вопросов.
«...Для меня, - пишет он, - великий художник - это формула наибольшего
разума, в который поступают наиболее тонкие и вследствие этого наиболее
невидимые ощущения, передачи из мозга...»
В июне 1885 г., взяв с собой 6-ти летнего сына Кловиса, Гоген
оставляет семью и уезжает в Париж.
От Парижа до Мартиники (1885-1888 г.г.)
«...Я узнал настоящею нищету, так сказать голод. Но это еще ничто или
почти ничто. Но что страшно - так это помехи в работе, в развитии
интеллектуальных способностей. Это верно, что вопреки всему страдание
обостряет гений, однако, его не должно быть слишком много, иначе оно вас
убивает...»
Париж
Гоген хмур, замкнут, озлоблен, Он живет в холодной пустой комнате,
ребенок болеет, долги, отчуждение родственников. Гоген устраивается
расклейщиком афиш, ибо не может найти себе другую работу.
Но это не мешает ему принять участие в 8-ой выставке импрессионистов в
Мэзон-Дюре (с 15 мая по 15 июня 1886 г.), на которую он посылает 19 картин.
Большинство из них - работы, написанные в Руане и Копенгагене, а также
вещи, сделанные непосредственно перед выставкой в Нормандии, Они не
остались незамеченными, Среди бесчисленных пейзажей, наводнявших выставку,
критики уловили нечто, отличающее Гогена от других художников.
«Тона господина Поля Гогена, - писал Фенеон, - очень мало отличаются
одни от других, отсюда в его картинах эта глухая гармония. Пустые деревья
возникают из почвы жирной плодородной и сырой, заполняют картину, вытесняют
небо. Тяжелый воздух. Проглядывающие кирпичи указывают на близость дома, в
беспорядке валяются одежды, какие-то морды раздвигают заросли - это коровы.
Эти рыжие тона крыши и животных художник постоянно противопоставляет своим
зеленым (тонам) и повторяет их в водах, текущих между корягами и заросших
высокими травами...»
Хотя Фенеон и отмечает однообразие тональности, тем не менее, он не
может не заметить даже в этих, еще робких, еще совсем негогеновских
полотнах нарочитое противопоставление рыжих и зеленых тонов, нетрадиционное
композиционное построение картины, ее чрезмерную насыщенность.
Но жизнь в Париже Гогену не по средствам. Отдав сына в частный
пансионат, он уезжает в Бретань, в маленький городок Порт-Авен, прибежище
безденежный художников.
Порт-Авен
«...Здесь имеется также импрессионист по имени Гоген, очень сильный
парень. Ему 36 лет, он пишет и рисует очень хорошо».
Бернар после встречи с Гогеном.
За какой-нибудь год в Гогене происходят колоссальные изменения. Он
становится мастером, уверенным в своих творческих возможностях. Главное,
что теперь занимает его - это овладеть нужными знаниями и добиться
известного прогресса.
«...Моя живопись вызывает много дискуссий ... я делаю массу набросков,
и ты с трудом узнала бы мои работы...» - пишет Гоген жене.«Натюрморт с
портретом Шарля Лаваля» (1886г.) Полный разрыв с прежней подражательной
полуученической манерой Гогена. Скорее, можно было бы сказать о каком-то
воздействии на него Дега («Дамы с хризантемами») в композиционном
построении картины, или Сезана - в изображении фруктов, но вряд ли можно
усмотреть в нем хотя бы какое-нибудь влияние Писсарро или Пювиде Шованно. В
плодах, лежащих на скатерти, ощущается уже будущий Гоген с его обобщенной,
скупой манерой исполнения, с присущим ему чувством необычайной просторы и
безыскусственности. В Бретани сделано много зарисовок, рабочих набросков.
В декабре 1886 г. Гоген возвращается в Париж, забирает сына из
пансионата, но ревматизм, очевидно, нажитый в Бретани, заставляет его лечь
в больницу, на которую уходят последние средства.
Панамский перешеек, о. Мартиника.
В 1887 г. Гоген уезжает на Панамский перешеек, уговорив своего друга,
художника Шарля Лаваля, поехать вместе с ним. С перешейка они планировали
перебраться на остров Мартиника. Гоген устраивается чернорабочим в общество
по прорытию Панамского канала, чтобы «ворочать землю с 530 до 1800 под
тропическим солнцем и проливным дождем. Денег хватило на переезд на
вожделенный остров, где оба художника расположились в окрестностях г. Сен-
Пьер. Гоген охвачен восторгом. Сказочная природа, красочные наряды женщин,
цвет их позолоченной солнцем кожи... Совсем иной мир. Яркий свет.
Тропическое солнце по-другому освещает предметы, которые не отбрасывают
рассеянной тени, не расплываются в неясных очертаниях, а, наоборот,
приобретают ярко выраженную форму и выделяются крупными сплошными массами,