Со смертью Петра I руководство по работам в Петергофе взяла на себя
Екатерина I. Ее Указ от 7 января 1726 года гласил: "немедленно делать
Еввину фантану, також фантану против Ранжереи(. Это предписывалось
выполнить архитектору Усову.
При Анне Ионовне в ноябре 1737 года дано указание разработать новый
проект оформления Руинного каскада. За зимний период архитекторы Земцов и
Бланк выполнили несколько вариантов, один из которых за подписью Бланка был
утвержден 9 апреля 1738 года. Сливы были решены в виде четырех наклонных
скатов, покрытых кусками туфа, между которыми бурлила вода. Январь 1739
года добавил каскаду фигуры драконов. В начале апреля 1738 года приступили
к возведению Римских фонтанов. Эта дата косвенно подтверждает работу над
проектом в зимний период. Пройдут десятилетия, и зимой 1797 года Римским
фонтанам предпишут "одежды" из свердобольского и тивдийского мраморов.
5 декабря 1745 года Елизавета Петровна повелела Дерастрелию (Ф.Б.
Растрелли) "сочинить" чертежи Большого дворца. Начался длившийся до 1755
года период кропотливой основательной перестройки здания в монументальный,
но вместе с тем легкий и изящный Большой дворец, с анфиладой парадных залов
и личных апартаментов.
г) Отделка помещений
Зимние периоды приостанавливали возведение стен зданий и сооружений
фонтанов. Работы внутри помещений почти не прерывались с приходом холодов.
Декабрь 1718 года дал старт двухгодичному периоду резьбы дубовых панно для
Кабинета Верхних палат. Резные "штуки" обязались сделать резчики Фоле,
Руст, Фордр и Таконе по эскизам Николя Пино, соотечественника Леблона.
Февраль 1722 года. Десять саней и двое дровней доставили в Петергоф
девяносто четыре лаковых деревянных панно. Они украсят стены своеобразной
"шкатулки" - Лаковой каморы дворца Монплезир. Санным путем воспользовались
не случайно: торопились к летнему сезону не только поместить панно, но и
закончить резьбу, украшавшую стены.
Всю осень и зиму 1723 года под наблюдением Браунштейна велась
внутренняя отделка "другого Монплезира" - павильона Эрмитаж. Настилались
дощатые сосновые полы. Устанавливалась дубовая лестница. Мастер Кардасье
занимался обустройством плиты на кухне и камина в Зале на втором этаже.
Столяр Наум Яковлев делал окна и двери.
7 декабря 1747 года был утвержден проект переделки Кухни (Поварни) в
парадный Ассамблейный зал. Так как капитальной перестройки не предстояло,
петербургский купец Козлин обязался за зиму выполнить запланированное и
выполнить работу к апрелю 1748 года. Из Поварни были удалены печи и плиты.
Увеличилось количество оконных проемов. Был устроен новый вход с
Монплезирского сада.
К маю 1750 года живописец Лоренцо Вернер написал для Аванзала (позже
переименованного в Чесменский) Большого дворца плафон "Церера вручающая
колосья первому землепашцу Триптолему". Эта работа длилась четыре месяца, с
18 января.
д) Заготовка материалов.
За зиму торопились заготовить материалы к весне, когда можно было
начинать работы в парке. 30 декабря 1718 года Леблон затребовал плитный
камень, а в январе 1719 года - листовой свинец для отделки Большого каскада
и Грота. В январе 1722 года на архитектора Браунштейна была возложена
заготовка камня для возведения Марлинского (ныне "Золотая гора") каскада. В
Пудость было направлено двадцать каменщиков для ломки и тески ста
пятидесяти плит и ступеней. Добывали плитные "одежды" и в Путиловском и
Шелдихинском карьерах.
Не менее заботливо приобретали произведения скульптуры. В феврале
1717 года из Амстердама прибыло шестьдесят больших и двадцать малых
свинцовых позолоченных статуй. 31 января 1720 года Канцелярия городовых дел
постановила дополнительно заказать "свинцовые фигуры за морем и поставить
их в Петербург в 1720 году или следующем"(. 15 февраля за отливку взялся
английский купец Гиль Томас Эвенс. Но аванс ему задержали и он приостановил
работу. Эту деятельность Эвенс возобновил в начале 1721 года. Статуи
отправили в августе - сентябре. 21 января 1722 года на учет их принял
петергофский комиссар С. Павлов. Дополнительная партия скульптур прибыла в
Россию из Гааги в январе 1723 года. В декабре 1725 года, уже после смерти
Петра I, привезли пятьдесят восемь ящиков с "марморовыми фигурами".
е) Работы в парке
Зима прерывала работы в парке, но где это было возможно, они все же
велись. Перед возведением в мае 1714 года дворца Монплезир, с зимы по
распоряжению Петра I повысили прибрежную территорию. Для укрепления
земляной насыпи сделали кирпичную стену, защитив ее мощным откосом из
камня. В ноябре 1720 года Канцелярия городовых дел по Указу Петра I дала
публикацию о торгах "на зделанье под горою пруда"(. Этот водоем станет
Большим Марлинским прудом. В феврале 1720 года солдаты Нарвского полка и
работные люди приступили к выемке земли, которую использовали для
сооружения вала. Мерзлую почву, должно быть, копать было трудно. Можно
предположить, что работы зимой не была такой интенсивной, как стала весной.
А может быть, февральская оттепель позволила взяться за лопаты так рано.
В 1858 - 1860 годы потребовалась существенная реставрация Большого
каскада. Создавая новую более прочную конструкцию сводов и стен по проекту
и под наблюдением архитектора Н.Л. Бенуа, решили не прекращать работы зимой
1859 года. Соорудили "балаган" наподобие теплицы, где трудились сто
пятьдесят каменщиков и гранитчиков. Их рабочий день длился двенадцать
часов, с семи утра. Утром и вечером для них зажигали керосиновые лампы.
ж) Возведение Ропшинского канала
Невероятным кажется начало прокладки в январе 1721 года Ропшинского
канала для снабжения фонтанов Петергофа водой. Трасса в основном проходила
по топкой болотистой местности. Ложе канала выкладывали булыжником. Для
того, чтобы вода весной и летом не размыла берега, их укрепляли забитыми
вплотную друг к другу паженными сваями (бревнами с пазами - глубокими
выемками). О грандиозности этой стройки красноречиво говорит количество
работающих: ежедневно здесь трудились более двух тысяч человек. Это были
солдаты Нарвского, Выборгского, Псковского и Петербургского гарнизонов.
Очевидно, зимний период для начала этого сооружения был выбран не случайно.
Болото зимой замерзало и было относительно безопасно.
По долгу службы строители оставались в Петергофе зимой. Иногда
количество "зимних" работников было внушительным. Выше уже приводилось
цифра две тысячи человек, а в письме от 7 июля 1717 года, в котором А.Д.
Меншиков устроил разнос архитектору Леблону, можно прочесть: "Зимой [1716 -
1717 годах] требовали к каналу пятьсот человек, а дано было слишком -
тысяча пятьсот человек; и обещали в кратком времени отделать, но и по сие
время в совершенство не приведено"(.
До января 1725 года в Петергофе круглый год трудились армейские
полки, освобожденные от строительной повинности со смертью Петра I. Иногда
в Петергоф и его окрестности зимой прибывали именитые особы.
Глава 2. Зимние визиты.
а) Хождение Петра I по работам.
В первый период строительства Петергоф особенно нуждался в
оперативных планах и директивах. Требовались и частые приезды - осмотры на
месте. Эту задачу взял на себя Петр I, появляясь в летней резиденции не
только тогда, когда погода благоприятствовала, но и зимой. Походный "юрнал"
Петра I 1720 года отметил, что 25 января, отобедав и побывав в Петергофе,
император отбыл ночевать в Аранибом (Ораниенбаум). Через год, 9 января,
осмотрев Монплезир после обеда, он отправился в Ораниенбаум, а оттуда - в
Кронштадт. Возвращался Петр I из этой "командировки" в Санкт - Петербург,
из Петергофа и Стрельны. Через 20 дней прибыл опять в Петергоф "… тамо
ночевать".( обедал утром следующего дня (30 января 1721 года) в Петергофе.
В это время во дворце (Верхних палатах) случился пожар. В своей книге Н.
Архипов и А. Раскин (№7) указывают причину этого несчастья - неисправность
печей зимней половины. Последние два слова очень важны как подтверждающие
существование обогреваемых помещений Верхних палат. Скорее всего, трапезы и
ночлеги Петра I в Петергофе имели место там. "Малые" дворцы оборудовались
"глухими" декоративными каминами. Следствием вышеупомянутого пожара стала
утрата мраморных полов Большого зала (Итальянского салона) и нижнего
вестибюля. Пострадала и отделка помещений. Через три года император опять
появится в Петергофе в январе. 8 "генваря" 1724 года "… была великая вода и
ночью дождь"(. Но не смотря на непогоду император отправился в 9 утра
(затемно) из Санкт - Петербурга в Стрельну, оттуда "сухим" путем в
Петергоф, где "гулял там по работам"(. Ночь на 9 января Петр I провел в
Ораниенбауме, 11 января уже из Кронштадта прибыл в Петергоф, где обедал и
заночевал. 12 января Его Величество был на службе в Церкви, скорее всего
это была небольшая деревянная церковь в Старом Петергофе, существовавшая с
1708 года (до нашего времени не сохранившаяся).
Осматривая ансамбль в эти дни, Петр I на месте оперативно составил
Указ. Один из пунктов этого документа касался Эрмитажа. Император повелел
декорировать его балконом с коваными решетками, а мастеру Мишелю - устроить
механизм для поднятия стола. На архитектора Михаила Земцова были возложены
обязанности по возведению центрального фонтана у дворца Монплезир,
сооружению верхней площадки Грота, отделке интерьеров Верхних палат, а "в
Малых галереях, что в партерах, против кашкад делать фонтаны… и свинцовые