Зимний Петергоф

Со смертью Петра I руководство по работам в Петергофе взяла на себя

Екатерина I. Ее Указ от 7 января 1726 года гласил: "немедленно делать

Еввину фантану, також фантану против Ранжереи(. Это предписывалось

выполнить архитектору Усову.

При Анне Ионовне в ноябре 1737 года дано указание разработать новый

проект оформления Руинного каскада. За зимний период архитекторы Земцов и

Бланк выполнили несколько вариантов, один из которых за подписью Бланка был

утвержден 9 апреля 1738 года. Сливы были решены в виде четырех наклонных

скатов, покрытых кусками туфа, между которыми бурлила вода. Январь 1739

года добавил каскаду фигуры драконов. В начале апреля 1738 года приступили

к возведению Римских фонтанов. Эта дата косвенно подтверждает работу над

проектом в зимний период. Пройдут десятилетия, и зимой 1797 года Римским

фонтанам предпишут "одежды" из свердобольского и тивдийского мраморов.

5 декабря 1745 года Елизавета Петровна повелела Дерастрелию (Ф.Б.

Растрелли) "сочинить" чертежи Большого дворца. Начался длившийся до 1755

года период кропотливой основательной перестройки здания в монументальный,

но вместе с тем легкий и изящный Большой дворец, с анфиладой парадных залов

и личных апартаментов.

г) Отделка помещений

Зимние периоды приостанавливали возведение стен зданий и сооружений

фонтанов. Работы внутри помещений почти не прерывались с приходом холодов.

Декабрь 1718 года дал старт двухгодичному периоду резьбы дубовых панно для

Кабинета Верхних палат. Резные "штуки" обязались сделать резчики Фоле,

Руст, Фордр и Таконе по эскизам Николя Пино, соотечественника Леблона.

Февраль 1722 года. Десять саней и двое дровней доставили в Петергоф

девяносто четыре лаковых деревянных панно. Они украсят стены своеобразной

"шкатулки" - Лаковой каморы дворца Монплезир. Санным путем воспользовались

не случайно: торопились к летнему сезону не только поместить панно, но и

закончить резьбу, украшавшую стены.

Всю осень и зиму 1723 года под наблюдением Браунштейна велась

внутренняя отделка "другого Монплезира" - павильона Эрмитаж. Настилались

дощатые сосновые полы. Устанавливалась дубовая лестница. Мастер Кардасье

занимался обустройством плиты на кухне и камина в Зале на втором этаже.

Столяр Наум Яковлев делал окна и двери.

7 декабря 1747 года был утвержден проект переделки Кухни (Поварни) в

парадный Ассамблейный зал. Так как капитальной перестройки не предстояло,

петербургский купец Козлин обязался за зиму выполнить запланированное и

выполнить работу к апрелю 1748 года. Из Поварни были удалены печи и плиты.

Увеличилось количество оконных проемов. Был устроен новый вход с

Монплезирского сада.

К маю 1750 года живописец Лоренцо Вернер написал для Аванзала (позже

переименованного в Чесменский) Большого дворца плафон "Церера вручающая

колосья первому землепашцу Триптолему". Эта работа длилась четыре месяца, с

18 января.

д) Заготовка материалов.

За зиму торопились заготовить материалы к весне, когда можно было

начинать работы в парке. 30 декабря 1718 года Леблон затребовал плитный

камень, а в январе 1719 года - листовой свинец для отделки Большого каскада

и Грота. В январе 1722 года на архитектора Браунштейна была возложена

заготовка камня для возведения Марлинского (ныне "Золотая гора") каскада. В

Пудость было направлено двадцать каменщиков для ломки и тески ста

пятидесяти плит и ступеней. Добывали плитные "одежды" и в Путиловском и

Шелдихинском карьерах.

Не менее заботливо приобретали произведения скульптуры. В феврале

1717 года из Амстердама прибыло шестьдесят больших и двадцать малых

свинцовых позолоченных статуй. 31 января 1720 года Канцелярия городовых дел

постановила дополнительно заказать "свинцовые фигуры за морем и поставить

их в Петербург в 1720 году или следующем"(. 15 февраля за отливку взялся

английский купец Гиль Томас Эвенс. Но аванс ему задержали и он приостановил

работу. Эту деятельность Эвенс возобновил в начале 1721 года. Статуи

отправили в августе - сентябре. 21 января 1722 года на учет их принял

петергофский комиссар С. Павлов. Дополнительная партия скульптур прибыла в

Россию из Гааги в январе 1723 года. В декабре 1725 года, уже после смерти

Петра I, привезли пятьдесят восемь ящиков с "марморовыми фигурами".

е) Работы в парке

Зима прерывала работы в парке, но где это было возможно, они все же

велись. Перед возведением в мае 1714 года дворца Монплезир, с зимы по

распоряжению Петра I повысили прибрежную территорию. Для укрепления

земляной насыпи сделали кирпичную стену, защитив ее мощным откосом из

камня. В ноябре 1720 года Канцелярия городовых дел по Указу Петра I дала

публикацию о торгах "на зделанье под горою пруда"(. Этот водоем станет

Большим Марлинским прудом. В феврале 1720 года солдаты Нарвского полка и

работные люди приступили к выемке земли, которую использовали для

сооружения вала. Мерзлую почву, должно быть, копать было трудно. Можно

предположить, что работы зимой не была такой интенсивной, как стала весной.

А может быть, февральская оттепель позволила взяться за лопаты так рано.

В 1858 - 1860 годы потребовалась существенная реставрация Большого

каскада. Создавая новую более прочную конструкцию сводов и стен по проекту

и под наблюдением архитектора Н.Л. Бенуа, решили не прекращать работы зимой

1859 года. Соорудили "балаган" наподобие теплицы, где трудились сто

пятьдесят каменщиков и гранитчиков. Их рабочий день длился двенадцать

часов, с семи утра. Утром и вечером для них зажигали керосиновые лампы.

ж) Возведение Ропшинского канала

Невероятным кажется начало прокладки в январе 1721 года Ропшинского

канала для снабжения фонтанов Петергофа водой. Трасса в основном проходила

по топкой болотистой местности. Ложе канала выкладывали булыжником. Для

того, чтобы вода весной и летом не размыла берега, их укрепляли забитыми

вплотную друг к другу паженными сваями (бревнами с пазами - глубокими

выемками). О грандиозности этой стройки красноречиво говорит количество

работающих: ежедневно здесь трудились более двух тысяч человек. Это были

солдаты Нарвского, Выборгского, Псковского и Петербургского гарнизонов.

Очевидно, зимний период для начала этого сооружения был выбран не случайно.

Болото зимой замерзало и было относительно безопасно.

По долгу службы строители оставались в Петергофе зимой. Иногда

количество "зимних" работников было внушительным. Выше уже приводилось

цифра две тысячи человек, а в письме от 7 июля 1717 года, в котором А.Д.

Меншиков устроил разнос архитектору Леблону, можно прочесть: "Зимой [1716 -

1717 годах] требовали к каналу пятьсот человек, а дано было слишком -

тысяча пятьсот человек; и обещали в кратком времени отделать, но и по сие

время в совершенство не приведено"(.

До января 1725 года в Петергофе круглый год трудились армейские

полки, освобожденные от строительной повинности со смертью Петра I. Иногда

в Петергоф и его окрестности зимой прибывали именитые особы.

Глава 2. Зимние визиты.

а) Хождение Петра I по работам.

В первый период строительства Петергоф особенно нуждался в

оперативных планах и директивах. Требовались и частые приезды - осмотры на

месте. Эту задачу взял на себя Петр I, появляясь в летней резиденции не

только тогда, когда погода благоприятствовала, но и зимой. Походный "юрнал"

Петра I 1720 года отметил, что 25 января, отобедав и побывав в Петергофе,

император отбыл ночевать в Аранибом (Ораниенбаум). Через год, 9 января,

осмотрев Монплезир после обеда, он отправился в Ораниенбаум, а оттуда - в

Кронштадт. Возвращался Петр I из этой "командировки" в Санкт - Петербург,

из Петергофа и Стрельны. Через 20 дней прибыл опять в Петергоф "… тамо

ночевать".( обедал утром следующего дня (30 января 1721 года) в Петергофе.

В это время во дворце (Верхних палатах) случился пожар. В своей книге Н.

Архипов и А. Раскин (№7) указывают причину этого несчастья - неисправность

печей зимней половины. Последние два слова очень важны как подтверждающие

существование обогреваемых помещений Верхних палат. Скорее всего, трапезы и

ночлеги Петра I в Петергофе имели место там. "Малые" дворцы оборудовались

"глухими" декоративными каминами. Следствием вышеупомянутого пожара стала

утрата мраморных полов Большого зала (Итальянского салона) и нижнего

вестибюля. Пострадала и отделка помещений. Через три года император опять

появится в Петергофе в январе. 8 "генваря" 1724 года "… была великая вода и

ночью дождь"(. Но не смотря на непогоду император отправился в 9 утра

(затемно) из Санкт - Петербурга в Стрельну, оттуда "сухим" путем в

Петергоф, где "гулял там по работам"(. Ночь на 9 января Петр I провел в

Ораниенбауме, 11 января уже из Кронштадта прибыл в Петергоф, где обедал и

заночевал. 12 января Его Величество был на службе в Церкви, скорее всего

это была небольшая деревянная церковь в Старом Петергофе, существовавшая с

1708 года (до нашего времени не сохранившаяся).

Осматривая ансамбль в эти дни, Петр I на месте оперативно составил

Указ. Один из пунктов этого документа касался Эрмитажа. Император повелел

декорировать его балконом с коваными решетками, а мастеру Мишелю - устроить

механизм для поднятия стола. На архитектора Михаила Земцова были возложены

обязанности по возведению центрального фонтана у дворца Монплезир,

сооружению верхней площадки Грота, отделке интерьеров Верхних палат, а "в

Малых галереях, что в партерах, против кашкад делать фонтаны… и свинцовые

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать