исправить серьезные ошибки, допущенные руководством российского флота при
подготовке к войне с Японией и в ходе этой трагической для русского флота
войны, стало главным направлением его деятельности после ее окончания.
По возвращении в Петербург Колчак по заключению медицинской комиссии был
послан лечиться на Кавказские Минеральные Воды, где пробыл несколько
месяцев, а затем был прикомандирован к Академии наук для отработки
картографических и гидрографических материалов русской полярной экспедиции,
в которой он участвовал. За выполненную им большую научную работу по
материалам двух полярных экспедиций он был награжден большой
Константиновской золотой медалью.
В 1906 году в Петербурге при Морской академии по инициативе группы
молодых офицеров, среди которых был и лейтенант Колчак, с разрешения
Морского министерства был создан на добровольных началах военно-морской
кружок. В его состав входили Щеглов, Римский-Корсаков, Пилкин и многие
другие молодые прогрессивные офицеры, пережившие трагедию российского флота
в русско-японской войне и поставившие своей целью возрождение русского
флота. Руководителем этого кружка вскоре стал Александр Колчак, который,
несмотря на свою молодость, пользовался большим авторитетом среди офицеров
флота как боевой офицер и заслуженный ученый, исследователь Арктики.
Весной 1906 года члены военно-морского кружка направили морскому министру
докладную записку, подписанную А.В. Колчаком, А.Н. Щегловым и другими, в
которой весьма убедительно обосновывалась необходимость создания в России
Морского Генерального штаба как высшего органа оперативно-стратегического
управления российским флотом. Морской министр, согласившись с аргументацией
кружковцев, доложил ее царю вместе с разработанным ими проектом организации
Морского Генерального штаба. Николай II согласился с доводами молодых
офицеров флота, и в апреле 1906 года в России был создан Морской
Генеральный штаб.
21 декабря 1907 года с обстоятельным докладом на тему, "Какой нужен
России флот" на заседании военно-морского кружка при Морской академии
выступил Колчак. Он исторически обосновал необходимость для России, как
крупной морской державы, иметь сильный военно-морской флот, способный
надежно защищать ее морские границы, простирающиеся на десятки тысяч
километров. Главной силой флота, способной успешно решать эту задачу.
Колчак считал линейные корабли. Он не умалял и не принижал роль в войне на
море других сил флота, как-то минно-торпедных и подводных лодок, но все же
пальму первенства отдавал линейным силам. Так же как в это время поступали
и в других морских державах, делавших ставку на линейные корабли.
Точка зрения Колчака, высказанная им в докладе на заседании военно-
морского кружка, соответствовала официальным взглядам Морского Генерального
штаба России и нашла свое практическое отражение в кораблестроительных
программах Российского военно-морского флота, разработкой которых занимался
Морской Генеральный штаб.
Доклад, прочитанный Колчаком, произвел сильное впечатление на членов
кружка и приглашенных гостей, и по их просьбе морской министр И.М. Диков
разрешил Колчаку выступить с этим докладом перед различными общественными
организациями, имевшими отношение к флоту. Голос молодого талантливого
офицера, представителя Морского Генерального штаба, прозвучал в
петербургском клубе общественных деятелей, в кронштадтском обществе
офицеров флота, в обществе ревнителей военных знаний и даже на заседании в
Государственной Думе, от которой зависели кредиты; отпускаемые на
строительство флота. Всюду. где бы ни выступал Колчак со своими докладами,
он производил сильное впечатление на слушателей своей убежденностью,
логичностью мысли, ясностью изложения материала и убедительностью
приведенных доказательств в виде исторических примеров и параллелей. Даже
явные скептики, прослушав выступление молодого офицера и ученого, меняли
свое отношение к флоту и после этого начинали поддерживать идею его
возрождения.
Вокруг разработанной Морским Генеральным штабом программы, представленной
в Морское министерство, развернулась непонятная "мышиная" возня. Под
различными предлогами руководители Морского министерства не давали
программе хода. Немалую роль в интригах вокруг программы играли
"доцусимские адмиралы", заседавшие в Главном Морском штабе и всячески
мешавшие работе молодых талантливых офицеров, усилиями которых и была
разработана эта программа. Неблаговидную роль в этом играли адмиралы А.А.
Бирилев, И.М. Диков и С.А. Воеводский, которые последовательно (но не
продолжительное время) возглавляли Морское министерство и также
последовательно были сняты как не справившиеся со своими обязанностями.
Бесконечные проволочки с кораблестроительной программой, не позволявшие
начинать постройку новых кораблей, крайне необходимых для флота, возмущали
многих офицеров Морского Генерального штаба, особенно тех, кто над ней
трудился. К числу таких офицеров относился и капитан 2-го ранга А.В.
Колчак, больше всех поработавший над ее составлением и обоснованием. В знак
протеста он решил уйти из Морского Генерального штаба и вообще с военно-
морской службы и целиком посвятить себя научной деятельности в Академии
наук, где его хорошо знали как крупного и авторитетного специалиста в
области гидрологии полярных морей. В это время в стенах Академии
вынашивались планы проведения новой полярной экспедиции, в которой Колчак
мог бы принять участие в качестве специалиста-гидролога.
Отойдя от активной деятельности в Морском Генеральном штабе, но,
оставаясь на военно-морской службе, он занялся преподавательской
деятельностью в Морской академии и подготовкой к проведению новых полярных
экспедиций по линии Академии наук.
Сам А.В. Колчак не учился в Морской академии и не имел академического
образования, но благодаря постоянному и целеустремленному самообразованию
после окончания Морского корпуса его знания в области военно-морских
дисциплин, особенно оперативно-тактических, и практический опыт, полученный
в этой области, были настолько обширными и глубокими, что командование
Морской академии сочло полезным пригласить его на должность профессора. Для
молодого офицера было весьма лестно получить это приглашение, и он дал свое
согласие.
По предложению начальника Главного гидрографического управления,
известного полярного исследователя генерал-лейтенанта А. И. Велькицкого
Колчак приступил к подготовке экспедиции по изучению возможности прохода
судов вдоль побережья Сибири из Тихого в Атлантический океан. Для
осуществления первой в истории экспедиции прохода судов по этому маршруту в
Петербурге на Невском судостроительном заводе были построены два
специальных судна ледокольного типа "Вайгач" и "Таймыр". Корабли строились
под наблюдением Колчака. После окончания строительства Колчак в марте 1909
года был назначен командиром "Вайгача", командование "Таймыром" было
поручено тоже морскому офицеру – опытному полярнику Ф. А. Матисену. В 1909
году оба корабля совершили переход из Петербурга во Владивосток через
Средиземное море и Суэцкий канал. По первоначальному плану "Вайгач" и
"Таймыр", придя на Дальний Восток, должны были пополнить свои запасы во
Владивостоке и сразу же выходить на северную трассу и вдоль побережья
Сибири следовать на запад. Но корабли задержались во Владивостоке и с
запозданием вышли к Берингову проливу, когда ледовая обстановка уже не
позволяла продолжать путь по намеченному маршруту. Корабли вынуждены были
вернуться во Владивосток, чтобы возобновить поход с наступлением навигации
1910 года.
Когда Колчак вернулся во Владивосток, на его имя пришла из Петербурга
телеграмма за подписью морского министра и нового начальника Генерального
штаба вице-адмирала Ливина, назначенного на эту должность после смерти
Брусилова, с предложением вернуться в Морской Генеральный штаб для
завершения работы над кораблестроительной программой.
Зимой 1911 года Колчак вернулся в Петербург и сразу же занялся
кораблестроительной программой, которая благодаря энергичным действиям
нового морского министра адмирала И. К. Григоровича в 1911 году наконец
была утверждена, и Государственная Дума приняла закон о ее финансировании.
По этой программе были заложены десятки новых кораблей, предназначенных для
Балтийского и Черноморского флотов, но все они оказались на стапелях, когда
разразилась первая мировая война. Такова была цена проволочек с
утверждением кораблестроительной программы 1909 –1912 годов. И хорошо, что
Николай II по докладу начальника Морского Генерального штаба своей властью
разрешил до утверждения правительством новой судостроительной программы
заложить в 1909 году на верфях Петербурга 4 новых линкора типа
"Севастополь", предназначенных для усиления Балтийского флота.
Когда А.В. Колчак завершил свою работу над составлением
кораблестроительной программы и разработкой оперативного плана
развертывания Балтийского флота на случай войны с Германией, он в 1912 году
получил приглашение от командующего морскими силами Балтийского моря вице-
адмирала Н. О. Эссена перейти служить в Балтийский флот на должность флаг-
капитана по оперативной части. По своему характеру это была та же работа,
которой он занимался в Морском Генеральном штабе, ведая оперативной частью
балтийского направления. Это предложение совпало с давним желанием
Александра Васильевича перейти на флот, чтобы быть ближе к морю, кораблям и