А В Колчак

исправить серьезные ошибки, допущенные руководством российского флота при

подготовке к войне с Японией и в ходе этой трагической для русского флота

войны, стало главным направлением его деятельности после ее окончания.

По возвращении в Петербург Колчак по заключению медицинской комиссии был

послан лечиться на Кавказские Минеральные Воды, где пробыл несколько

месяцев, а затем был прикомандирован к Академии наук для отработки

картографических и гидрографических материалов русской полярной экспедиции,

в которой он участвовал. За выполненную им большую научную работу по

материалам двух полярных экспедиций он был награжден большой

Константиновской золотой медалью.

В 1906 году в Петербурге при Морской академии по инициативе группы

молодых офицеров, среди которых был и лейтенант Колчак, с разрешения

Морского министерства был создан на добровольных началах военно-морской

кружок. В его состав входили Щеглов, Римский-Корсаков, Пилкин и многие

другие молодые прогрессивные офицеры, пережившие трагедию российского флота

в русско-японской войне и поставившие своей целью возрождение русского

флота. Руководителем этого кружка вскоре стал Александр Колчак, который,

несмотря на свою молодость, пользовался большим авторитетом среди офицеров

флота как боевой офицер и заслуженный ученый, исследователь Арктики.

Весной 1906 года члены военно-морского кружка направили морскому министру

докладную записку, подписанную А.В. Колчаком, А.Н. Щегловым и другими, в

которой весьма убедительно обосновывалась необходимость создания в России

Морского Генерального штаба как высшего органа оперативно-стратегического

управления российским флотом. Морской министр, согласившись с аргументацией

кружковцев, доложил ее царю вместе с разработанным ими проектом организации

Морского Генерального штаба. Николай II согласился с доводами молодых

офицеров флота, и в апреле 1906 года в России был создан Морской

Генеральный штаб.

21 декабря 1907 года с обстоятельным докладом на тему, "Какой нужен

России флот" на заседании военно-морского кружка при Морской академии

выступил Колчак. Он исторически обосновал необходимость для России, как

крупной морской державы, иметь сильный военно-морской флот, способный

надежно защищать ее морские границы, простирающиеся на десятки тысяч

километров. Главной силой флота, способной успешно решать эту задачу.

Колчак считал линейные корабли. Он не умалял и не принижал роль в войне на

море других сил флота, как-то минно-торпедных и подводных лодок, но все же

пальму первенства отдавал линейным силам. Так же как в это время поступали

и в других морских державах, делавших ставку на линейные корабли.

Точка зрения Колчака, высказанная им в докладе на заседании военно-

морского кружка, соответствовала официальным взглядам Морского Генерального

штаба России и нашла свое практическое отражение в кораблестроительных

программах Российского военно-морского флота, разработкой которых занимался

Морской Генеральный штаб.

Доклад, прочитанный Колчаком, произвел сильное впечатление на членов

кружка и приглашенных гостей, и по их просьбе морской министр И.М. Диков

разрешил Колчаку выступить с этим докладом перед различными общественными

организациями, имевшими отношение к флоту. Голос молодого талантливого

офицера, представителя Морского Генерального штаба, прозвучал в

петербургском клубе общественных деятелей, в кронштадтском обществе

офицеров флота, в обществе ревнителей военных знаний и даже на заседании в

Государственной Думе, от которой зависели кредиты; отпускаемые на

строительство флота. Всюду. где бы ни выступал Колчак со своими докладами,

он производил сильное впечатление на слушателей своей убежденностью,

логичностью мысли, ясностью изложения материала и убедительностью

приведенных доказательств в виде исторических примеров и параллелей. Даже

явные скептики, прослушав выступление молодого офицера и ученого, меняли

свое отношение к флоту и после этого начинали поддерживать идею его

возрождения.

Вокруг разработанной Морским Генеральным штабом программы, представленной

в Морское министерство, развернулась непонятная "мышиная" возня. Под

различными предлогами руководители Морского министерства не давали

программе хода. Немалую роль в интригах вокруг программы играли

"доцусимские адмиралы", заседавшие в Главном Морском штабе и всячески

мешавшие работе молодых талантливых офицеров, усилиями которых и была

разработана эта программа. Неблаговидную роль в этом играли адмиралы А.А.

Бирилев, И.М. Диков и С.А. Воеводский, которые последовательно (но не

продолжительное время) возглавляли Морское министерство и также

последовательно были сняты как не справившиеся со своими обязанностями.

Бесконечные проволочки с кораблестроительной программой, не позволявшие

начинать постройку новых кораблей, крайне необходимых для флота, возмущали

многих офицеров Морского Генерального штаба, особенно тех, кто над ней

трудился. К числу таких офицеров относился и капитан 2-го ранга А.В.

Колчак, больше всех поработавший над ее составлением и обоснованием. В знак

протеста он решил уйти из Морского Генерального штаба и вообще с военно-

морской службы и целиком посвятить себя научной деятельности в Академии

наук, где его хорошо знали как крупного и авторитетного специалиста в

области гидрологии полярных морей. В это время в стенах Академии

вынашивались планы проведения новой полярной экспедиции, в которой Колчак

мог бы принять участие в качестве специалиста-гидролога.

Отойдя от активной деятельности в Морском Генеральном штабе, но,

оставаясь на военно-морской службе, он занялся преподавательской

деятельностью в Морской академии и подготовкой к проведению новых полярных

экспедиций по линии Академии наук.

Сам А.В. Колчак не учился в Морской академии и не имел академического

образования, но благодаря постоянному и целеустремленному самообразованию

после окончания Морского корпуса его знания в области военно-морских

дисциплин, особенно оперативно-тактических, и практический опыт, полученный

в этой области, были настолько обширными и глубокими, что командование

Морской академии сочло полезным пригласить его на должность профессора. Для

молодого офицера было весьма лестно получить это приглашение, и он дал свое

согласие.

По предложению начальника Главного гидрографического управления,

известного полярного исследователя генерал-лейтенанта А. И. Велькицкого

Колчак приступил к подготовке экспедиции по изучению возможности прохода

судов вдоль побережья Сибири из Тихого в Атлантический океан. Для

осуществления первой в истории экспедиции прохода судов по этому маршруту в

Петербурге на Невском судостроительном заводе были построены два

специальных судна ледокольного типа "Вайгач" и "Таймыр". Корабли строились

под наблюдением Колчака. После окончания строительства Колчак в марте 1909

года был назначен командиром "Вайгача", командование "Таймыром" было

поручено тоже морскому офицеру – опытному полярнику Ф. А. Матисену. В 1909

году оба корабля совершили переход из Петербурга во Владивосток через

Средиземное море и Суэцкий канал. По первоначальному плану "Вайгач" и

"Таймыр", придя на Дальний Восток, должны были пополнить свои запасы во

Владивостоке и сразу же выходить на северную трассу и вдоль побережья

Сибири следовать на запад. Но корабли задержались во Владивостоке и с

запозданием вышли к Берингову проливу, когда ледовая обстановка уже не

позволяла продолжать путь по намеченному маршруту. Корабли вынуждены были

вернуться во Владивосток, чтобы возобновить поход с наступлением навигации

1910 года.

Когда Колчак вернулся во Владивосток, на его имя пришла из Петербурга

телеграмма за подписью морского министра и нового начальника Генерального

штаба вице-адмирала Ливина, назначенного на эту должность после смерти

Брусилова, с предложением вернуться в Морской Генеральный штаб для

завершения работы над кораблестроительной программой.

Зимой 1911 года Колчак вернулся в Петербург и сразу же занялся

кораблестроительной программой, которая благодаря энергичным действиям

нового морского министра адмирала И. К. Григоровича в 1911 году наконец

была утверждена, и Государственная Дума приняла закон о ее финансировании.

По этой программе были заложены десятки новых кораблей, предназначенных для

Балтийского и Черноморского флотов, но все они оказались на стапелях, когда

разразилась первая мировая война. Такова была цена проволочек с

утверждением кораблестроительной программы 1909 –1912 годов. И хорошо, что

Николай II по докладу начальника Морского Генерального штаба своей властью

разрешил до утверждения правительством новой судостроительной программы

заложить в 1909 году на верфях Петербурга 4 новых линкора типа

"Севастополь", предназначенных для усиления Балтийского флота.

Когда А.В. Колчак завершил свою работу над составлением

кораблестроительной программы и разработкой оперативного плана

развертывания Балтийского флота на случай войны с Германией, он в 1912 году

получил приглашение от командующего морскими силами Балтийского моря вице-

адмирала Н. О. Эссена перейти служить в Балтийский флот на должность флаг-

капитана по оперативной части. По своему характеру это была та же работа,

которой он занимался в Морском Генеральном штабе, ведая оперативной частью

балтийского направления. Это предложение совпало с давним желанием

Александра Васильевича перейти на флот, чтобы быть ближе к морю, кораблям и

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать