Александр II

августа 1859 года, но какое-то время подвергался небольшим исправлениям и

уточнениям. В октябре 1860 года «Редакционные комиссии», завершив свою

работу, передали проект в Главный комитет, где он снова обсуждался и

претерпел еще изменения, но уже в пользу помещиков. 28 января 1861 года

проект поступил на рассмотрение последней инстанции – Государственного

совета, который принял их с некоторыми изменениями, в смысле уменьшения

размеров крестьянского надела.

Наконец, 19 февраля 1861 г. «Положение о крестьянах, вышедших из

крепостной зависимости», включающие в себя 17 законодательных актов, были

подписаны Александром II. В тот же день последовал манифест «О

всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных

сельских обывателей», в котором было провозглашено об освобождении 22,6

миллионов крестьян от крепостной зависимости.

«Положения» распространялись на 45 губерний Европейской России, в

которых насчитывалось 112 000 помещичьих имений. Прежде всего была

объявлена обязательность для помещика наделить бывших его крестьян, кроме

усадебной земли, пахотной и сенокосной в определенных размерах. Во-вторых,

объявлена обязательность для крестьян принять надел и держать в своем

пользовании, за установленные в пользу помещика повинности, отведенную им

мирскую землю в течение первых девяти лет (по 19 февраля 1870 г.). По

прошествии же девяти лет отдельным членам общины предоставлено право как

выхода из нее, так и отказа от пользования полевыми землями и угодьями,

если выкупят свою усадьбу; само общество также получает право не принимать

в свое пользование таких участков, от которых откажутся отдельные

крестьяне. В-третьих что касается размера крестьянского надела и

соединенных с ним платежей, по общим правилам принято основываться на

добровольных между землевладельцами и крестьянами соглашениях, для чего

заключать уставную грамоту при посредничестве учрежденных положением

мировых посредников, съездов их и губернских по крестьянским делам

присутствий, а в западных губерниях - и особых поверочных комиссий.

«Положение», однако, не ограничивалось одними правилами отведения

крестьянам земли в постоянное пользование, но облегчало им возможность

выкупа отведенных участков в собственность при помощи выкупной

государственной операции, причем правительство дало крестьянам в ссуду под

приобретаемые ими земли определенную сумму с рассрочкой уплаты на 49 лет и,

выдавая эту сумму помещику государственными процентными бумагами, брало все

дальнейшие расчеты с крестьянами на себя. По утверждении правительством

выкупной сделки все обязательные отношения между крестьянами и помещиком

прекращались и последние вступали в разряд крестьян-собственников.

«Положения» постепенно были распространены на крестьян дворцовых,

удельных, приписных и государственных.

Но в результате этого крестьянство остались связанным рамками общины,

а выделенной ему земли оказалось явно недостаточно для того, чтобы

удовлетворить нужды постоянно растущего населения. Крестьянин остался в

полной зависимости от сельской общины (прежнего “мира”), которая, в свою

очередь, полностью контролировалась властями; личные наделы передавались в

собственность крестьянским обществам, которые периодически “уравнительно”

их перераспредели.

Весной-летом 1861 года крестьяне, не получившие, как ожидали «полной

воли», организовали множество восстаний. Возмущение вызывали такие факты,

как, например: на два года крестьяне оставались в подчинении у помещика,

были обязаны платить оброк и исполнять барщину, лишались значительной части

земли, а те наделы, которые предоставляли им в собственность, должны были

выкупать у помещика. В течение 1861 года произошло 1860 крестьянских

восстаний. Одними из крупнейших считаются выступления крестьян в деревне

Бездна Казанской губернии. В последующее время растет разочарование

непоследовательностью реформы не только бывших крепостных: статьи А.

Герцена и Н. Огарева в “Колоколе”, Н. Чернышевского в “Современнике”.

В. Земская реформа.

После крестьянского «Положения» в ряду административных реформ одно

из важнейших мест занимает, без всякого сомнения, «Положение о губернских и

уездных земских учреждениях», которое было издано 1 января 1864 года.

Согласно положению вводились бессословные выборные органы местного

самоуправления – земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний

срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских

собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Выборы в

земские распорядительные органы – собрания гласных (депутатов) –

проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия

(землевладельческая) состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или

недвижимости, стоимостью от 15 000 рублей. Вторая курия (городская)

объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с

годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости не менее

чем на 2 000 рублей. Выборы же по третьей курии (сельских крестьянских

обществ) были многостепенными. Земские собрания избирали исполнительные

органы – земские управы – в составе председателя и нескольких членов.

Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельность

ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Они несли

ответственность за народное образование, за народное здоровье, за

своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование,

за ветеринарную помощь и многое другое.

Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволено

вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские

капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была

охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не

только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий.

Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было

понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со

стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать

деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между

собой земским корпорациям.

В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских

губерний.

Г. Городская реформа ( в продолжение земской ).

16 июня 1870 года было издано "Городовое положение", по которому в 509

из 1130 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы,

избираемые на четыре года. Городская дума (распорядительный орган)

избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую

управу, состоявшую из городского головы (так же избираемого на четыре

года) и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем

и городской думы и городской управы. Городские думы находились под

контролем правительственных чиновников.

Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право только

жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы

домов, торгово-промышленных заведений, банков). В первое избирательное

собрание входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских

налогов, во вторую – более мелкие, уплачивающие другую треть налогов, в

третью – все остальные. В наиболее крупных городах число гласных

(избранных) составляло в среднем 5,6% жителей. Таким образом, основная

масса городского населения была устранена от участия в городском

самоуправлении.

Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто

хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство больниц, школ,

попечение о развитии торговли, противопожарные меры, городское

налогообложение).

Д. Судебная реформа.

В числе реформ одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит

судебной реформе. Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и

непосредственное влияние на весь строй государственной и общественной

жизни. Она внесла в нее совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы -

полное отделение судебной власти от административной и обвинительной,

публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и

состязательный порядок судопроизводства.

Страна была разделена на 108 судебных округов.

Сущность судебной реформы сводится к следующему:

- суд делается устным и гласным;

- власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без

всякого участия административной власти;

- основной формой судопроизводства является процесс состязательный;

- дело по существу может разбираться не более как в двух инстанциях.

Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице

мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по

которым не превышал 500 рублей. Мировые судьи избирались уездными

земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены

только по собственному желанию или по суду. Общий же суд состоял из

трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды

рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные (с участием

присяжных заседателей) дела. Судебные палаты рассматривали

апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и

государственных дел. Сенат был высшей судебной инстанцией и мог

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать