сердца - "Три полости и два придатка в виде ушек. Придатки
эти сморщены и расслаблены пока сердце сжато. А при расшире-
нии натягиваются и помогают выжимать содержимое внутрь. "О
костях - "Позвонки спинного хребта - основа, на которой те-
ло построено, как корабль на брусе... А есть еще кости, под-
вешенные к частям тела, как кость, похожая на букву "ЛЯМ"
которая связана с мышцей гортани... Совокупность костей че-
репа, например, - броня мозга, которая его закрывает и пре-
дохраняет от бедствий. Почему хорошо, что череп состоит не
из одной кости, а из многих? Если случится порча кости, то
она не распространится на весь череп. Кроме того в одной
кости не может быть различия в отношении твердости и мягкос-
ти, рыхлости и плотности, тонкости и толщины. Швы природные
между костями открывают возможность мозгу дышать, особенно в
первой трети жизни..."
В 1017 году Хорезм был завоеван Махмудом Газерви, ярым
противником всякой прогрессивной мысли и науки. Поэтому Ибн
Сина, переодевшись в одежду дервиша, бежал из Хорезма и пос-
ле долгих скитаний в песках карашумов добрался до границ
совресенного Туркменистана и остановился в городе Абиверд
(Биверд). Сопровождавший его учитель и друг Абу Сахл ал-Ма-
сихи по дороге умер, не выдержав трудностей перехода через
пески. Через некоторое время перешел в Нисо (недал. от совр.
Ашхабада), затем Нейсапур (тер. Ирана), Горган (Джорд-
жан),где встретил Абу Убайда Джузджани, который стал его
верным учеником. На чужбине Ибн Сина претерпел много лише-
- 6 -
ний. Несмотря на это он всюду продолжал свою научную работу
и практическую деятельность - писал книги, лечил больных,
занимался с многочисленными учениками. К этому этапу жизни
Ибн Сины можно отнести такое его произведение как " Что вижу
Я ныне?"
В упадке и честь и ученость,-
И в прошлом осталася мысли людской утонченность,
Сегодня не видят к тому же в достоинствах проку,
Возносят невежд и легко предаются пороку,
И мир предстает мне обителью знати и черни,
Где хаос и тлен, где пируют могильные черви.
А может быть, сам он - мертвец, преисполненный гнева,
Червей этих жрет, ублажая голодное чрево?
Мир сгинет в грехе
Иль, как праведник, встанет из праха?
Поведать могу ли Я предначертания аллаха?
Когда против рока пойти Я решался в гордыне,
Не зная упрека, всего бы добился я ныне.
Не страх за себя ощущал Я в иные минуты,
Боялся Я вызвать слепое безумие смуты.
И черные тучи моей не закроют дороги,
Меч спрятан в ножнах, но безмолвен до первой тревоги...
Весть об Ибн Сине дошла до правителя Джурджана Кабуса,
у которого болел племянник. Ученый был приглашен во дворец и
вылечил больного. По преданию племянник Кабуса страдал лю-
бовной меланхолией и, отказавшись от еды и лишившись сна,
дошел до крайнего истощения. О причине своего страдания ни-
кому не говорил, т.к. девушка, которую он любил была дочерью
простого ремесленника, ни один врач не мог установить истин-
ную причину болезни, а следовательно вылечить. Ибн Сина, ос-
мотрев больного, не нашел каких либо изменений в его орга-
нах, хотя состояние было крайне тяжелым, и предположил что
молодой человек страдает любовной меланхолией. Ибн Сина поп-
росил привести человека знающего все улицы и дома города.
Старец называл улицы, а ученый прощупывал пульс больного,
когда была названа одна улица, пульс заметно участился, Ибн
Сина попросил называть имена владельцев домов на этой улице,
при названии одного из них пульс стал биться сильнее, боль-
- 7 -
ной начал проявлять беспокойство. А услышав имя дочери вла-
дельца дома больной упал в обморок. Ибн Сина посоветовал же-
нить молодого человека на этой девушке. В благодарность пра-
витель разрешил Ибн Сине жить в Джурджане и заниматься лече-
нием больных. Ибн Сине часто приходилось решать вот такие,
казалось бы неразрешимые задачи, связанные с психическими
нарушениями.
Пользуясь покровительством Кабуса, Ибн Сина развернул
широкую научную и практическую деятельность: за короткий
срок им было написано много философских и медицинских трак-
татов, подготовлено большое количество учеников. В Джурджане
совершается дворцовый переворот, был убит Кабус. Правителем
города стал его сын, который терпеть не мог Ибн Сину. Он
предложил ему уйти из города, в противном случае обещал вы-
дать Махмуду Газневи. Начались новые странствия Ибн Сины по
миру. Прожив некоторое время в городе Мазандаран, Ибн Сина
переехал в Рей - один из административных, ремесленных и
торговых центров, в котором жили многие ученые, философы,
поэты, медики. Авиценна был принят в число дворцовых служи-
телей. Из Рея переехал в Хамадан, а так как Ибн Сина был
знатоком правовых наук и государственного устройства, прави-
тель города Шамс ад-Давля назначил его своим визирем.
Находясь на государственной службе, Ибн Сина не остав-
лял занятий наукой. С рассвета читал и писал, затем выполнял
свои государственные обязанности, вечером принимал учеников,
до поздней ночи изучал новые материалы, писал свои труды.
После смерти Шамс ад-Давля Ибн Сина уходит с поста ви-
зиря и всецело отдается научным занятиям. По некоторым ис-
точникам, Ибн Сина здесь закончил свой знаменитый "Канон" и
философский трактат "Книга исцеления". В "Книге исцеления"
он показал красоту своего мышления. Никто еще никогда не да-
вал такой подробной картины перехода друг в друга трех сос-
тояний мира: мира камней в мир растений, мира растений - в
мир животных, мира животных - в мир человека! Ибн Сина пока-
зал, что все это - единый процесс различных состояний четы-
рех основных первоначал материи: огня, воздуха, праха,воды.
Качественными своими взаимопереходами и скачками они и по-
рождают все то великое многообразие и единство, которое есть
- 8 -
мир. Ибн Сина так и пишет: "От одного качества к другому ка-
честву можно перейти одним толчком и можно переходить посте-
пенно". Вот, например, как образовались минералы. Взаимо-
действие четырех основных частей мира: частиц огня, воздуха,
земли и воды в подземной кузне дали четыре группы соедине-
ний: камни, металлы(то что плавится), серные тела, соли.
Включил химию в состав естественных наук, потому что химия
изучает "природу,- говорит он в 11 в., а не мистику".
В Хамадане для Ибн Сины складывается очень неблагопри-
ятная обстановка, новый правитель Тадж-ад-Давля и его люди
стали преследовать ученого. Он попадает в тюрьму, где пишет
такие произведения, как трактат "Живой сын бодрствующего" и
книгу "О коликах".
Вскоре Хамадан был завоеван правителем Исфахана Ала ад-
Давлей, который освободил Ибн Сину. Ученый переехал в Исфа-
хан и занял пост визиря. Однако Ибн Сина не мог спокойно
продолжать свою научную деятельность, так как все время дол-
жен был сопровождать Ала ад-Давлю в его бесконечных военных
походах. Постоянные переезды, преследования подорвали здо-
ровье Ибн Сины и он скончался в городе Хамадане в 1037 году
в возрасте 57 лет.
За свою жизнь Ибн Сина создал более 430 трудов. Причем
многие из них энциклопедии века! "Канон врачебной науки" -
14 томов, "Книга исцеления" - 18 томов, "Книга справедливос-
ти" - 20 томов, "Книга по арабскому языку" - 10 томов и т.д.
Ибн Сина был опытным врачом. Он значительно обогатил клинику
новыми способами диагностики и лечения болезней. Ибн Сина до
конца своей жизни продолжал научную деятельность и оставил
научное наследие по различным вопросам естествознания, фило-
софии, медицины и других наук. Им написано более 108 работ,
посвященных философии, более 50 -посвященных медицине, более
30 - посвященных естественным наукам, 20 - посвященных поэ-
зии и разл. других. Но в современном мире известно 104 - из
них 58 посвящены философии, 20 медицине, 14 - естественным
наукам, и поэзии. И, конечно, ряд трудов освещающих вопросы
права, логики, литературы, искусства и др. Большая часть ра-
бот Ибн Сины была утеряна, а некоторые произведения восста-
новлены учеными средневековья уже слишком поздно и, конечно,
- 9 -
ряд вопросов они освещали со своей точки зрения. Поэтому в
документах можно встретить разногласия.
До 18 века центральные университеты Франции, Испании,
Италии, Англии, Германии изучали "Канон" 600 лет. Первый пе-
ревод с арабского на латынь сделал Герард из Креманы в 12 в.
(по приказу Фридриха Барбароссы). Первое печатное издание
"Канона" вышло в 1473 году. В 1476 - 1479 издавался в Падуе,
в 1482- 1500 в Венеции. В 1543 в Риме в типографии Медичи,
на арабском, а в 1593 на французском языке. Всего около 40
полных изданий к 17 веку. С этим могла соперничать только
Библия. Киев, Новгород, Москва познакомились с "Овсиньевой
мудростью" в 15 веке. Исключительно важный из медицинских
трактатов "Канон врачебной науки" - это величайшее творение
в 19 веке в 1954 - 1960 годах было переведено и издано на
русском и узбекском языках. "Канон" - не только обобщение
медицинской науки за предшествующий период, но и личный
опытный практический итог. "Канон" - новый этап в развитии
научной медицины. Он состоит из 5 книг, каждая из которых
посвящена определенным разделам медицины.
Первая книга "Канона" посвящена теоретическим вопросам
медицины и представляет труд, состоящий из 4х частей, 14 от-
делов, 11 глав, 256 параграфов. В первой части излагаются
анатомия и физиология человека. Описываются кости, суставы,
связки, мускулы, сухожилия, кровеносные сосуды и другие ор-
ганы. Кровеносные сосуды Ибн Сина подразделил на пульсирую-