Царь Иван Грозный

Первый кризис, оставивший глубокий след в обостренном сознании Ивана

Васильевича, был связан с его внезапной и тяжелой болезнью после

возвращения из Казанского похода и составлением в марте 1553 года завещания

в пользу младенца Дмитрия (первого сына, рожденного от Анастасии). Царь

потребовал принесению присяги наследнику в пеленках, но у некоторых ближних

бояр, которые первыми целовали крест, появились сомнения, и они, сказавшись

больными, уклонились от присяги. Ходили слухи, что они “хотели... на

государство” старицкого князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Ивана

4-го.

Больной царь говорил боярам: “Если вы сыну моему Димитрию креста не

целуете, то значит у вас другой государь есть... Я вас привожу к крестному

целованию, велю вам служить сыну моему Димитрию, а не Захарьиным ; вы души

свои забыли, нам и детям нашим служить не хотите, в чем нам крест целовали

уже не помните; а кто не хочет служить государю - младенцу, тот и большому

не захочет служить...” На это отозвался князь Иван Михайлович Шуйский: ”Нам

нельзя целовать крест не перед государем; перед кем нам целовать, когда

государя тут нет?” Прямее высказался окольничий Федор Адашев, отец царского

любимца : “ Тебе, государю, и сыну твоему, царевичу князю Димитрию, крест

целуем, а Захарьиным, Даниле с братьею, нам не служить; сын твой еще в

пеленках, а владеть нами будут Захарьины, Данила с братьею ; а мы уж от

бояр в твое малолетство беды видали многие”. Но к вечеру поцеловали крест

Димитрию следующие бояре : князь И.Ф. Мстиславский, князь В.И. Воротынский,

И.В. Шереметев, М.Я. Морозов, князь Дмитрий Палецкий, дьяк И.М. Висковатый

и др.

Откровенно предпочитали служить Владимиру Андреевичу Старицкому

князья П. Щенятев, И.И. Пронский, C. Лобанов - Ростовский, Д.И. Немой, И.М.

Шуйский, П.С. Серебряный, С. Микулинский, Булгаковы. Бояре покорились

только после заявления царя, что к присяге он приводит сам и велит служить

Дмитрию, а не Захарьиным.

По известию одной летописи, бояре насильно заставили присягнуть князя

Владимира Андреевича, обьявивши ему, что иначе не выпустят из дворца; к

матери его посылали трижды с требованием, чтобы и она привесила свою печать

к крестоприводной записи. «И много бранных речей она говорила. И с тех пор

пошла вражда, между боярами смута, а царству во всем скудость», - говорит

летопись.

7 августа 1560г. после болезни умерла Анастасия. Ее смерть потрясла

Ивана Васильевича. Анастасия занимала особое место в его жизни - он любил

ее и уважал как самого близкого человека. Окружение Ивана 4-го

воспользовалась состоянием его полной растерянности тупого отчаяния и

пустило слух, что Анастасия умерла не своей смертью, что “извели царицу

своими чарами” Сильвестр и Адашев. Этого было достаточно - царь решил

судить оговоренных заочно.

Церковный собор осудил Сильвестра на заточение в Соловки (по видимому

он там и умер ). Алексей Федорович тоже не избежал печальной участи; его

взяли под стражу, перевезли в Дерпт, где он и умер в заточении в 1561г.

Потом начались массовые казни. Сторонники Сильвестра и Адашева, все

близкие и дальние родственники Алексея Федоровича, многие знатные бояре и

князья, их семьи, включая детей - подростков, были либо физически

уничтожены, либо отправлены в заточение, несмотря на их заслуги в прошлом.

Карамзин восклицал в связи с этим: «Москва цепенела в страхе. Кровь лилась,

в темницах, в монастырях стенали жертвы!..»

Теперь у государя появились новые любимцы. Среди них особенно

выделялись боярин Алексей Данилович Басманов, его сын кравчий Федор

Басманов, князь Афанасий Иванович Вяземский и незнатный дворянин Григорий

Лукьянович Малюта Скуратов-Бельский. Этот последний был довольно колоритной

фигурой. Малюта ведал у Ивана Грозного сыском и пытками. Однако, несмотря

на это, сам Малюта был неплохим семьянином. Одна из его дочерей, Мария,

была замужем за выдающимся человеком того времени- Борисом Годуновым. Умер

Малюта Скуратов на поле боя - немцы изрубили его на стене крепости

Витгенштейн в Ливонии во время штурма в 1573 году.

...Массовые казни вызвали бегство многих московских бояр и дворян в

чужие земли. Ивана Грозного особенно поразило и вывело из себя

предательство Андрея Курбского, которого он ценил не только как

заслуженного воеводу и ближайшего государственного советника, но и как

личного и доверенного друга. И вот - неожиданная измена! И не просто

измена, а позорное бегство русского воеводы с поля боя в стан неприятеля в

один из самых трудных для России моментов в ее затянувшейся войне с

Ливонией ! Польский король милостиво принял Курбского, сохранил за ним все

его высокие почести и пожаловал богатым имением.

“Между царем и боярами шла глухая распря. Она превратилась в жестокое

гонение на бояр после бегства в Литву князя А. М.Курбского” (Платонов).

Сам Курбский впоследствии писал, что бежал, опасаясь готовящейся над

ним расправы. В письме к царю он осуждал его за разгон Избранной рады, за

самовластие. Иван Грозный истребил близких родственников Курбского,

брошенных им в Москве, отомстив недругу.

В ответе на гневное послание Курбского Иван 4 исчерпывающе и

лаконично изложил кредо самодержца: неограниченность воли монарха, власть

которого санкционирована церковью и Богом, и полное подчинение божественной

воле монарха всех подданных.

Иван Грозный говорит о своем праве на самодержавный престол, праве

древнем, неизменном, неутраченном: «Самодержавства нашего начало от святого

Владимира: мы родились на царстве, а не чужое похитили».

...Иван Грозный придумывает невиданное на Руси лицедейство-

добровольно оставляет трон и покидает царствующий град Москву. Эта царская

игра имела свой политический смысл.

В воскресенье 3 декабря 1564г. Иван со своими детьми и царицей под

охраной и в сопровождении большого обоза уехал из Кремля “неведомо куда

бяше”. Он отслужил молебен в Троице - Сергиевом монастыре, а затем отъехал

в Александрову слободу, где обосновался надолго. Через месяц Иван

Васильевич прислал в Москву гонца с двумя грамотами. Первая,” гневная”

грамота была направлена митрополиту Афанасию. В ней государь описывал все

беззакония боярского правления, перечислял вины бояр и обвинял митрополита

и духовенство в зловредном пособничестве боярам. Вторая, ”слезная”, грамота

предназначалась “посаду, всем людям” и читалась в собрании народа. В этой

грамоте царь заверял московских посадских людей в том, что зла и гнева на

них не держит, явно стремясь заручиться их поддержкой.

Отъезд царя ошеломил столицу. Духовенство, бояре, сановники,

приказные люди просили митрополита умилостивить государя. Чтобы “ударить

челом царю и плакаться”, в Александрову слободу отправилась

представительная делегация от духовенства, бояр, дворян, приказных людей,

купцов и посадских. Выслушав этих посланцев “всего народа”, Иван Грозный

согласился вернуться в Москву, но на определенных условиях.В самом общем

виде они заключались в следующем: отныне царь будет по своему усмотрению

«невозбранно казнить изменников опалою, смертию, лишением достояния», без

всяких претензий со стороны духовенства.

2 февраля 1565г. Иван Васильевич торжественно въехал в столицу, а на

другой день объявил духовенству, боярам и знатнейшим чиновникам об

учреждении опричнины.

Что же такое опричнина Ивана Грозного? Термин “опричнина” происходит

от старославянского “опричь”- кроме, поэтому опричников называли еще

кромешниками. В Древней Руси опричниной называли ту часть княжества,

которую после смерти князя выделяли его вдове “опричь” всех уделов. Царская

реформа включала три группы мероприятий:

1. В системе централизованного государства Иван Васильевич выделил

“опричь” всей земли значительные территории на западе, севере и юге

страны, которые и составили его особое личное владение- государев

узел или опричнину. Верховное управление и суд в государевом уделе

осуществляла опричная Боярская дума. В опричнину вошли города

Можайск, Вязьма, Козельск, Перемышль, Суздаль, Шуя, Галич, Юрьевец,

Вологда, Устюг, Cтарая Русса и ряд высокодоходных волостей. К

опричнине отошли важные торговые пути на север и восток, основные

центры соледобычи и стратегически важные форпосты на западных и юго-

западных границах. Из всех городов, уездов, волостей и с улиц,

перешедших в государственный удел, надлежало насильственно выселить

всех князей, бояр, дворян и приказных людей, если они добровольно

не записывались опричниками.

2. Для своей охраны государь создал из князей, бояр, дворян и детей

боярских гвардию телохранителей. Первоначально опричный корпус не

превышал 1000 человек, но вскоре особое войско было доведено до

5000 человек. Отбор опричников производил сам Иван Васильевич в

торжественной обстановке в Большой палате Кремлевского дворца.

Каждый опричник отрекался от своих родных и обязывался служить

только царю. За все это государь жаловал всех отобранных имениями и

землей в тех городах и волостях, откуда выселялись князья, бояре,

дворяне и приказные люди, не пожелавшие вступить в

опричнину...Опричники носили черную одежду. К седлу они прикрепляли

собачью голову и метлу. Это были знаки их должности, состоявшей в

том, чтобы выслеживать, вынюхивать и выметать измену и грызть

государевых злодеев - крамольников. Князь Курбский в своей Истории

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать