Чехов и его связь с медициной

Чехов и его связь с медициной

КУБАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра социальной медицины

Зав. кафедрой: профессор Войцехович В.А.

Препод.: Стефанишина Л.И.

ЧЕХОВ И ЕГО СВЯЗЬ С МЕДИЦИНОЙ

Выполнила: студентка 1 курса

1 группы лечебного факультета

Селезнева М.А.

Краснодар, 1999

Антон Павлович Чехов родился 17 января 1860 г. в Таганроге.

Дед его, Егор Михайлович Чех, был крепостным помещика Черткова, сын

которого был впоследствии очень близок к Толстому.

Егор Михайлович за большую по тому времени сумму — 3500 рублей —

выкупился с семьей у помещика и, получив «вольную», стал работать

управляющим донскими имениями графа Платова, сына атамана Платова, героя

Отечественной войны 1812 г.

Отец Антона Павловича, Павел Егорович, поселился в 1844 г. в Таганроге,

где служил у купца Кобылина, а в 1857 г. открыл свою бакалейную лавку.

Павел Егорович был женат на дочери таганрогского купца, Евгении Яковлевне

Морозовой, от которой имел пятерых сыновей — Александра, Николая, Антона,

Ивана и Михаила — и дочь Марию.

Невесело протекало детство у Антоши. Отец воспитывал его в большой

строгости. В 1869 г. Чехов поступил в Таганрогскую классическую гимназию.

Гимназия эта, по воспоминаниям писателя Тан-Богораза, представляла

арестантские роты особого рода. «То был исправительный батальон только с

заменою палок и розг греческими и латинскими экстемпоралями…» По окончании

гимназии Антон Павлович приехал в Москву, где поступил на медицинский

факультет Московского университета.

Почему он выбрал этот факультет? Биограф Чехова, А. Измайлов, пишет по

этому поводу следующее: «…это решение, по-видимому, явилось не случайно,

оно было обдуманно: еще в списке учеников, удостоившихся аттестата

зрелости, в графе — «в какой университет и по какому факультету или в какое

специальное училище желаете поступить» — против имени А.П. значится: «В

Московский университет по медицинскому факультету».

Сам Чехов в своей краткой биографии, переданной Г.И. Россилимо, пишет,

что не помнит, по каким соображениям он выбрал медицину, но в выборе

никогда не раскаивался.

В студенческие годы Чехов усердно изучал медицину, аккуратно посещал

лекции и практические занятия, успешно сдавал экзамены и в то же время

много работал в юмористических журналах. Студента Чехова можно было

встретить на сходках и собраниях, но активного участия в жизни студенчества

он не принимал, будучи всецело увлечен занятиями и литературной

деятельностью.

Чехову повезло: на медицинском факультете ему в ту пору довелось

слушать корифеев медицины: по терапии — Г.А. Захарьина и А.А. Остроумова,

по хирургии — Н.В. Склифосовского, по нервным болезням — А.Я. Кожевникова,

по женским болезням — В.Ф. Снегирева, по патологической анатомии —

А.Б. Фохта, по гигиене — Ф.Ф. Эрисмана и др.

Еще в студенческие годы А.П. Чехов устраивал себе «производственную

практику» и принимал больных в Чикинской больнице.

В ноябре 1884 г. А.П. Чехов получил свидетельство, что по надлежащем

испытании он определением университетского совета от 15 сентября утвержден

в звании уездного лекаря. Вскоре на дверях его квартиры появилась дощечка с

надписью: «Доктор А.П. Чехов». Свою практическую врачебную деятельность

Антон Павлович начал в знакомой ему Чикинской земской больнице; некоторое

время он заведовал Звенигородской больницей. Из Звенигорода он писал

Н.А. Лейкину, что волею судеб исправляет должность земского врача. Полдня

занят приемом больных (30–40 человек в день), остальное время отдыхает.

Однако много отдыхать Чехову не приходилось, так как он не только принимал

больных в земской больнице, но и исполнял должность уездного врача, выезжал

с судебным следователем на вскрытия, исполнял поручения местной

администрации, выступал экспертом на суде.

Еще в годы учебы в университете стало складываться научное

мировоззрение А.П. Чехова.

На медицинском факультете Чехов слушал лекции крупнейшего клинициста

прошлого века Г.А. Захарьина, которого он высоко ценил. «Из писателей я

предпочитаю Толстого, из врачей Захарьина…». «Захарьина я уподобляю

Толстому…», — писал Чехов.

Антон Павлович знал взгляды своего учителя по вопросам клиники, гигиены

и профилактики. Чем зрелее практический врач, — говорил Захарьин, — тем

более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лечения,

терапии. Победоносно спорить с недугами масс может лишь гигиена. Понятно

поэтому, что гигиенические сведения необходимее, обязательнее для каждого,

чем знание болезней и их лечение.

Чехову были знакомы клинические и гигиенические взгляды другого его

учителя — А.А. Остроумова. Определяя свой подход к больному и болезни, этот

видный терапевт писал, что цель клинического исследования — изучить условия

существования организма в среде, условия его приспособления к ней и

расстройства; что среда, изменяя родовые свойства организма, дает ему новые

свойства, соответствующие особенностям среды».

Учителями Антона Павловича были также прогрессивные профессора

Московского университета, видные ученые-медики Ф.Ф. Эрисман и

В.Ф. Снегирев. Антон Павлович был учеником выдающегося невропатолога

А.Я. Кожевникова и, несомненно, знал его взгляды на роль нервной системы в

организме человека. Гордость отечественной физиологии — Иван Михайлович

Сеченов — пришел в Московский университет, когда Антон Павлович был уже

врачом. Можно, однако, не сомневаться, что Чехов знал и его труд «Рефлексы

головного мозга» и другие работы в области физиологии, прославившие на весь

мир русскую науку.

Близкое знакомство с философскими и научными взглядами этих ученых

способствовало формированию у Чехова передового, материалистического

мировоззрения, поэтому и к вопросам медицины он подходил с прогрессивных

позиций. «…Люди, которые способны осмыслить только частное, — писал Чехов

Суворину в 1888 г., — потерпели крах. В медицине то же самое. Кто не умеет

мыслить по-медицински, а судит по частностям, тот отрицает медицину. Боткин

же, Захарьин и Пирогов, несомненно, умные и даровитые люди, веруют в

медицину, как в бога, потому что доросли до понятия «медицина».

После окончания университета Чехов занимался практической медициной,

много писал в юмористических журналах и газетах. Однако мало кто знал о его

глубоком интересе к вопросам истории медицины.

Еще студентом четвертого курса он задумал написать с братом Александром

«Историю полового авторитета с естественно-исторической точки зрения». По

окончании университета он стал деятельно собирать и разрабатывать материалы

для научного исследования — «История врачебного дела в России».

Чеховым была проделана большая и серьезная подготовительная работа,

свидетельствующая о его исследовательских способностях и глубоком научном

интересе. Он углубленно изучал древние рукописи, церковное и гражданское

зодчество, каноны, славянскую мифологию. Чехова интересовало все, что могло

пролить свет на жизнь России древних и средних веков, на ее нравы и обычаи,

на применявшиеся тогда врачебные средства. Он внимательно изучал работы

археологов, историков, этнографов; отражение вопросов медицинской практики

он пытался найти не только в древних лечебниках, но и в фольклоре, в

легендах, народных притчах, песнях, пословицах, заговорах.

Чехов, видимо, очень интересовался историей Лжедмитрия. Спустя

несколько лет он пишет Суворину, что изыскания привели его к убеждению, что

Лжедмитрий был действительно самозванцем и вот почему. У настоящего

царевича Дмитрия была наследственная падучая болезнь, «которая была бы у

него и в старости, если бы он остался жив. Стало быть, самозванец был в

самом деле самозванцем, так как падучей у него не было. Когда случится

писать об этом, то скажите, что сию Америку открыл врач Чехов».

Высказывания Чехова по различным вопросам медицины и его врачебные

советы свидетельствуют о том, что он прошел хорошую школу, в основе которой

заложено ясное понимание важности профилактики и гигиены в деле

оздоровления человека и широких масс населения.

Редактору «Русских ведомостей» В.М. Соболевскому Чехов советует «ходить

пешком, не утомляться, не есть горячего. Ванны и обтирания». Писателю

Д.В. Григоровичу Чехов также советует поменьше курить, не пить квасу и

пива, не бывать в курильнях, в сырую погоду одеваться потеплее, не читать

вслух и не ходить быстро. Когда Чехов давал всем им, пожилым людям, эти

советы, то учитывал, что самым важным для них являются не столько

лекарства, значение которых Чехов, конечно, не отрицал, а гигиенический

образ жизни, сохранение душевного покоя, под которым он понимал бережное

отношение к нервной системе.

Подтверждение того, что Чехов придавал большое значение роли нервной

системы, мы находим в высказываниях земского врача П.А. Архангельского,

близко знавшего Антона Павловича в первый период его практической врачебной

деятельности. «Душевное состояние больного всегда привлекало особенное

внимание Антона Павловича, — Писал Архангельский. — Наряду с обычными

медикаментами, он придавал огромное значение воздействию на психику

больного со стороны врача и окружающей среды».

Верный лучшим традициям отечественной медицины, Чехов-врач понимал, что

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать