Дарвин

Дарвин

ДАРВИН (Darwin) Чарлз Роберт (1809-1882), английский естествоиспытатель,

создатель дарвинизма, иностранный член-корреспондент Петербургской АН

(1867). В основном труде «Происхождение видов путем естественного отбора»

(1859), обобщив результаты собственных наблюдений (плавание на «Бигле»,

1831-36) и достижения современной ему биологии и селекционной практики,

вскрыл основные факторы эволюции органического мира. В труде «Изменение

домашних животных и культурных растений» (т. 1-2, 1868) изложил

дополнительный фактический материал к основному труду. В кн. «Происхождение

человека и половой отбор» (1871) обосновал гипотезу происхождения человека

от обезьяноподобного предка. Работы по геологии, ботанике и зоологии;

автобиография.

ДАРВИНИЗМ

ДАРВИНИЗМ, теория эволюции (исторического развития) органического мира

Земли, основанная на воззрениях Ч. Дарвина. Движущими силами эволюции, по

Дарвину, являются наследственная изменчивость[1] и естественный отбор[2].

Изменчивость служит основой образования новых признаков в строении и

функциях организмов, а наследственность[3] закрепляет эти признаки. В

результате борьбы за существование[4] происходит преимущественно выживание

и участие в размножении наиболее приспособленных особей, т. е. естественный

отбор, следствием которого является возникновение новых видов. При этом

существенно, что приспособленность организмов к окружающей среде носит

относительный характер. Независимо от Дарвина к близким выводам пришел А.

Уоллес. Существенный вклад в пропаганду и развитие дарвинизма внесли Т.

Гексли (в 1860 предложил термин «Дарвинизм»), Ф. Мюллер и Э. Геккель, А. О.

и В. О. Ковалевские, Н. А. и А. Н. Северцовы, И. И. Мечников, К. А.

Тимирязев, И. И. Шмальгаузен и др. В 20-30-е гг. 20 в. сформировалась т. н.

синтетическая теория эволюции, объединившая классический дарвинизм и

достижения генетики. Как целостное материалистическое учение Дарвинизм

совершил переворот в биологии, подорвал позиции креационизма и витализма,

оказал во 2-й пол. 19 в. огромное влияние на естественные и общественные

науки, культуру в целом. Однако еще при жизни Дарвина, наряду с широким

признанием его теории, в биологии возникли различные течения

антидарвинизма, отрицавшие или резко ограничивавшие роль естественного

отбора в эволюции и выдвигавшие в качестве главных сил, приводящих к

видообразованию, другие факторы. Полемика по основным проблемам эволюции

учения продолжается и в современной науке.

-----------------------

[1] ИЗМЕНЧИВОСТЬ, разнообразие признаков и свойств у особей и групп особей

любой степени родства. Присуща всем живым организмам. Различают

изменчивость: наследственную и ненаследственную; индивидуальную и

групповую, качественную и количественную, направленную и ненаправленную.

Наследственная изменчивость обусловлена возникновением мутаций,

ненаследственная воздействием факторов внешней среды (см. Модификации,

Морфозы, Фенокопия). Явления наследственности и изменчивости лежат в основе

эволюции.

[2] ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР, процесс выживания и воспроизведения организмов,

наиболее приспособленных к условиям среды, и гибели в ходе эволюции

неприспособленных. Естественный отбор следствие борьбы за существование;

обусловливает относительную целесообразность строения и функций организмов;

творческая роль естественного отбора выражается в преобразовании популяций,

приводящем к появлению новых видов. Естественный отбор как основной

движущий фактор исторического развития живой природы открыт Ч. Дарвином.

[3] НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ, свойство организмов повторять в ряду поколений

сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

Обеспечивается самовоспроизведением материальных единиц наследственности

генов, локализованных в специфических структурах ядра клетки (хромосомах) и

цитоплазмы. Вместе с изменчивостью наследственности обеспечивает

постоянство и многообразие форм жизни и лежит в основе эволюции живой

природы.

[4] БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ, в биологии одно из основных понятий в теории

эволюции Ч. Дарвина, которое он употреблял для обозначения отношений между

организмами, а также между организмами и абиотическими условиями,

приводящих к гибели менее приспособленных и выживанию наиболее

приспособленных особей, т. е. к естественному отбору. Сложность проблемы и

метафорический характер термина породили его различные толкования и даже

исключение этого понятия из эволюционной биологии некоторыми современными

дарвинистами. Делались попытки учение о борьбе за существование переносить

на человеческое общество (социальный дарвинизм).



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать