Диктатура Цезаря

вокруг него элементы культа. Великим понтификом (pontifex maximus) он был с

63 г., а став правителем Рима, Цезарь реально становится главой религии. В

его честь строились храмы, его изображение ставится среди изображений

богов. Кроме того, родословная связывает диктатора с Венерой, Энеем,

Ромулом и Марсом[79]. Уже в самом начале своей политической деятельности

Цезарь говорил, что род Юлиев восходит к самой богине Венере. Цезарь

использовал распространённую в то время легенду о том, что основателем

могущества в Лапиуме был сын богини Эней, прибывший из горящей Трои. Сын же

Энея – Юл считался родоначальником рода Юлиев. Венера была одной из

популярнейших в Риме богинь. Образ её соединялся с различными

эллинистическими божествами. Цезарь построил и с большим торжеством

посвятил в 46 г. храм Венере Прародительнице, которой воздавались особенные

почести.[80] Итак, божественное происхождение рода, его благочестие,

жреческое свое достоинство – вот черты, которые Цезарь стремится

подчеркнуть наряду с указанием на свои военные заслуги. Но чисто внешне

были признаки и характеризующие монархизм Цезаря. После триумфов он

появляется в пурпурной одежде, которую, по традиции, носили римские цари.

Статуя Цезаря была помещена в храме Квирина (имя Ромула после

обожествления) на Палатине. Его статуя стояла рядом со статуями семи

легендарных римских царей; над его домом был сделан свод, как над

храмом[81]. Таким образом, ещё при жизни Юлий Цезарь считался

обожествлённым. Аппиан рассказывает, что, когда в 44 г. Цезарю была

предоставлена пожизненная диктатура и присуждены другие почести, сенат во

главе с консулом Марком Антонием пришёл к нему, чтобы его поздравить,

Цезарь принял их сидя.[82] Это было не в римской традиции. 15 февраля во

время празднования Луперкалий Марк Антоний всенародно предложил Цезарю

корону, обвитую лавровым венком, но диктатор отказался от неё, что вызвало

бурные аплодисменты присутствовавших.[83] Этот факт, несомненно,

свидетельствует об антимонархических устремлениях римского плебса, но

провозглашение его царём было ближайшим будущим.

Монархические начала власти, юридическое и религиозное основание которых

у Цезаря играло большую роль, были социально обусловлены и не являлись

выражением каких-либо честолюбивых устремлений. Цезарь шел к единовластию

не потому, что любил монархию как таковую, а так как понял интересы тех

групп рабовладельцев, на которые опирался.

Цезарь, как и всякий видный политический деятель Рима, имел некое

политическое окружение, некую «личную партию». Его сторонники, входившие в

эту партию, были объединены связями самого различного толка: родственными,

клиентскими, дружескими, служебными, карьерными и чисто политическими.[84]

Именно они занимали магистратуры, особенно должности консулов. Но опора

подобного рода могла быть необходимой и достаточной, пока речь шла о

политических интригах и борьбе в пределах сената или даже игре на

противоречиях между сенатом и комициями. Однако, когда встал вопрос об

управлении, да ещё фактически единоличном, огромной державой, следовало

подумать о более широкой базе. Видимо, именно в этом аспекте и следует

рассматривать политику Цезаря по отношению к армии, его колонизационную и

гражданско-правовую политику и политику милосердия. Фактическая власть

Цезаря основывалась на его армии, на десятках тысяч его ветеранов,

получавших земельные наделы в провинциях и в Италии, на поддержке

всадничества, на симпатиях городского плебса. Всякая организованная

оппозиция была сломлена, что тоже являлось одной из предпосылок диктатуры.

Что же касается юридического обоснования власти Цезаря, то здесь он шёл по

стопам Суллы как с точки зрения «правовых» основ диктатуры (идея

верховенства народа), так и в смысле конкретного её оформления.[85] Среди

социальных групп, в интересах которых действовал Цезарь, можно назвать

различные группы рабовладельческого общества, но они не были связаны

единством интересов.[86] Цезарь выдвинулся, прежде всего, как вождь

популяров. Законы, проведенные им в 59 г., были по своей формулировке

демократическими. Официально он начал гражданскую войну в защиту

демократических принципов. Но подробнее рассмотреть проблему социальной

опоры Цезаря логичнее в следующей главе, поскольку именно попыткой обрести

поддержку некоторых слоев общества и надо объяснять его реформы.

Подводя итог, следует ещё раз указать на то, что диктатура Цезаря носила

чисто римский характер, она выросла из предшествующего развития элементов

авторитарной власти. Это в свою очередь вызвало качественный перелом в

сторону римской монархии (её специфическая форма), сохраняющей элемент

дуализма. Диктатура была основой власти Цезаря, но вовсе не единственной

его властью, поскольку именно он занимал достаточно республиканских

должностей. Таким образом, монархическая по существу власть Цезаря

юридически возникла из сосредоточения в его особе высших республиканских

магистратур.

Глава IV. Внутренняя политика и внешнеполитические планы диктатора

Изучение внутренней и внешней политики Цезаря является чрезвычайно

важным, поскольку только так можно проследить, на какие социальные силы он

стремился опереться и находил в них поддержку.

Прежде всего, в его внутриполитической и реформаторской деятельности

поражает необычайная интенсивность и размах деятельности сразу после битвы

при Тапсе (6 апреля 46 г.). После триумфа Цезарь приступил к реализации

одной из важнейших задач – к наделению ветеранов землёй, причём когда

вставал вопрос о неотчуждаемости участков, руководствовался, видимо, своим

же аграрным законом 59 г[87]. Первым аграрным законом Цезаря предполагался

раздел государственных земель, а также покупка земли за счёт средств от

податей с новых провинций и военной добычи Помпея, но лишь у лиц, согласных

продавать её по цене, установленной при составлении цензовых списков.

Земельные наделы, которые могли быть получены по этому закону, нельзя было

отчуждать в течение 20 лет. Вторым аграрным законом, принятым позже, «под

раздел подпадали теперь земли, изъятие которых специально оговаривалось

первым законом. При наделении землёй предпочтение отдавалось отцам

семейств, имевших трёх и более детей»[88].

Цезарь основал много колоний своих ветеранов в провинциях. Были основаны

колонии на месте Карфагена и Коринфа, они появились в Испании, южной

Галлии, Македонии и даже на южном побережье Понта.[89] Колонизация

провинций была обусловлена как недостатком свободной земли в Италии, так и

стремлением Цезаря к романизации провинций. Именно Цезарь начал политику

предоставления римского гражданства целым провинциям. В 49 г. права

гражданства получили жители Транспаданской Галлии и испанского г.

Гадеса[90]. Развитие новой провинциальной политики началась именно с

Цезаря.

В области налоговой политики также были внесены существенные изменения:

во многих провинциях сбор прямых налогов был отнят у публиканов и передан

общинам под наблюдением агентов Цезаря. Откупная система осталась, главным

образом, для сбора таможенных пошлин, арендной платы с государственных

земель и т.п. Многие общины вообще освобождались от налогов, полностью или

частично. Провинциальных наместников Цезарь лишил военной власти, оставив

им только суд и гражданскую администрацию под своим контролем. Во главе

провинциальных войск стояли легаты Цезаря в звании претора.[91]

Законом Цезаря о провинциях управление консульскими провинциями

ограничивалось двухгодичным сроком, а преторскими – одногодичными.[92]

Далёкий от того, чтобы проводить кассацию долгов, Цезарь, тем не менее, в

47 г. принял меры к урегулированию долгового вопроса. Правила, касающиеся

оценки имущества по ценам, существовавшим до гражданской войны, были

восстановлены, а, кроме того, было определено, что проценты, внесённые

заимодавцу, засчитывались в счёт долга, таким образом кредиторы теряли

около четверти отданных под рост денег, что, несомненно, было чувствительно

для римских ростовщиков. Так же Цезарь установил, что те жители, которые

платили в год 2 тыс. сестерциев, а в городах Италии – менее 500 сестерциев

за квартиру, освобождались от долгов по квартирной плате за один год. К

этому нужно добавить щедрые раздачи и зрелища. Сверх десяти модиев хлеба и

десяти фунтов масла, получаемых регулярно бедными гражданами, Цезарь

распределил между плебеями по 300 сестерциев, прибавив ещё сотню за

промедление во времени раздач. Зрелища, данные им народу, отличались

разнообразием и пышностью.[93] Эти мероприятия, конечно, не могли разрешить

ни долговой, ни квартирный вопрос, но они поддерживали в массах иллюзию,

что Цезарь является защитником римской бедноты. Впоследствии к таким мерам

часто прибегали римские императоры. Плебс сохранял ещё политическое

влияние, но не мог уже оказать поддержку, которая могла бы обеспечить

политическую власть их вождю. Но при этом Цезарь проводит, причём весьма

энергично, ограничение контингента лиц, получающих хлеб, снизив его с 320

тысяч да 150 тысяч человек.[94]

В качестве верховного жреца Цезарь издал эдикт о роспуске восстановленных

Клодием религиозных коллегий (за исключением древнейших), поскольку эти

коллегии издавна были средоточением плебса и очагами демократической

агитации»[95]. Цезарю принадлежат попытки упорядочить и убыстрить

судопроизводство, а также восстановить твёрдый порядок в смысле соблюдения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать