Эдвард Радзинский

Эдвард Радзинский

Городской комитет по образованию и науке

Лицей №1 при ПГТУ

Учебно-исследовательская работа.

«Властители дум» Эдварда Радзинского.

Выполнила:

Хусаинова А. М. , 207кл.

Научный руководитель:

Фомченко Е. В.

Пермь 2000

Оглавление

Введение: Эдвард Радзинский: «штрихи к портрету» 2

Глава 1: «Единственное, что я знаю, - это то, что я ничего не знаю»

(герои Э. Радзинского в поисках Истины) 6

Глава 2: «Идти до конца в своей Вере»

11

Глава 3: «У собаки есть хозяин, у волка есть Бог» (свобода подлинная и

свобода мнимая)

14

Заключение: «Люди как люди»

20

Список использованной литературы 23

Эдвард Радзинский: «штрихи к портрету»

Обо мне сложилось представление как о «вещи в себе». Я просто живу вне

среды по принципу: «Войди в келью, чтобы услышать мысль свою». По нему я и

живу, так мне легче. Я стараюсь не давать вовлечь себя в какие бы то ни

было коллективы, команды, полки, стаи и стада. Стараюсь быть один. Один на

один с историей. Только так можно общаться с ней.

Э.С.Радзинский.

Эдвард Радзинский…Когда на экране появляется этот странный человек с

венчиком медно-рыжих волос, оторваться от него не возможно. Он умеет

заставить слушать и слышать себя. Даже те кто, не испытывает к нему

симпатии сознают, что у него особый дар, которому научится нельзя. Так кто

же он: писатель, драматург, историк, телеведущий?

Творческий путь Эдварда Радзинского начался в конце 50-х – начале 60-х

годов. Тогда многие вступали в конфликт со Временем, они стали писать

«странные» истории. Некоторые пишут и по сей день, это все еще ответная

реакция на «прекраснодушный» идеализм «новой» страны с ее жестокостью,

несправедливостью, утробностью. Так изменилось ли что-то?

Период «розового мира» закончился для писателя уже в конце 60-х годов.

Даже в его первых пьесах, историях любви, видится какая-то червоточина. В

основе его любовных историй лежит печальная подоплека: «встреча героев, их

заклинания: «Верь мне! ты все сделаешь! Ты все сможешь!» – все в начале

происходило как бы по ту сторону реальности, конец всегда был обусловлен ее

жестокими законами» [4,23].

Но время шло, а жизнь в России не менялась. В душе молодого писателя

зародилось неверие в возможность изменений. Поэтому его первые пьесы

половинчаты, недосказаны. «Но Радзинский пошел по своему, сугубо

индивидуальному пути» [4,25].

Он не гнался за земной популярностью. Его путь – это постепенное

исследование, поиск выхода, который, как оказалось, в самой Истории. Он,

размышлял над историческими событиями, случайностями, закономерностями,

выходит на прямой контакт с прошлым, настоящим и будущим. А за портретами

легендарных исторических личностей вырисовываются контуры современников и

потомков.

Мы видим Историю, исторический опыт России, но почему-то он проходит

мимо нас. Мы все углубляем разрыв между прошлым и будущим. Когда мы начнем

осмысливать Историю? Радзинский начал…

Свою первую пьесу на современную тему, на «злобу дня» он написал в 19

лет, ее поставил ТЮЗ. Но теперь его начали волновать вопросы, которые

невозможно было осветить в «современной пьесе» (вопросы из категории

«вечных»). Тогда он обратился к пьесе исторической. «История дает нам

величайшие примеры, поучительнейшие биографии героев, исторических

личностей. История это бесценный урок, прекрасный и горький, но всегда

помогающий живущим лучше понять себя, мир и свой век. В этом смысле

исторические произведения современны [9,5]. Он начал писать пьесу «Беседы с

Сократом». Радзинский взял Сократа, потому что от него ничего не осталось:

он ни чего не говорил, что было бы достоверно известно, и ничего не

осталось: он ни чего не говорил, что было бы достоверно известно и ничего

не записывал. Писатель просто взял за основу форму: «пророк уничтожает

себя, потому что его мысль не может остановиться. Жрец, исповедуя пророка,

начинает ненавидеть его за эти изменения. Поэтому жрецу надо пророка убить,

чтобы обожествить» [1,3]. Но пьесу сделали политической, никто не верил что

эта пьеса историческая. А ведь она была написана о Сократе. Эта была пьеса

о человеке, который познал любовь ко всем людям и понял, что «разум без

любви мертв» [14,114].

Пьесу долго не выпускали. Сначала был процесс Синявского и Даниэля,

потом скандал с Сахаровым и Солженицыным. «И каждый раз в стране оказывался

кто-то, кто претендовал для властей на роль Сократа» [1,3]. С этого

момента писатель осознал, что наше общество не стоит на месте, а движется с

быстротекущим временем. Теперь История становится главной героиней его

произведений, он начинает ходить в архив и писать романы.

Так что же есть для писателя История? В одном из интервью он сам

ответил на этот вопрос: «История для меня – совершенно пленительная вещь. В

ней я встречаю людей, которые меня вдохновляют. Их деяния часто потрясают,

порой ужасают, но в любом случае смертельно интересуют» [3,124]. В

исторических героях Эдвард Радзинский видел черты своих современников.

Изучая человеческие поступки, он понял, что основной урок Истории в том,

что люди не извлекают из Нее ни каких уроков. Это неопровержимо.

Моя задача – доказать это на примере героев Э. Радзинского: Сократа,

Нерона, Сенеки, несгибаемого Лунина, загадочной княжны Таракановой,

Сталина. Все они принадлежат к разным эпохам, но, тем не менее, все они в

чем-то похожи, потому что за время своего существования человек изменился

менее всего. И всю Историю человечества можно определить словами из Анатоля

Франса: «Люди жили, люди страдали, люди умирали».

«Единственное, что я знаю, - это то, что я ничего не знаю»

(герои Э. Радзинского в поисках Истины)

А рядом со мной (Сократом) всегда находился человек, который меня

обличал и мучил. Понимаешь, стоило мне произнести любую истину, которая так

ясна нам с тобой (Сократу и Продику), как он тотчас ее опровергал… Я ведь

тоже думал, что главное – быть богатым, пользоваться почетом, выпускать

свои книги. Но как только я произносил это вслух, он бросался на меня с

бранью и приводил тысячу примеров, когда быть богатым, пользоваться

почетом, выпускать свои книги оказывалась стыдно! И что самое ужасное, я ни

когда не мог от него избавиться.

Э.С.Радзинский.

Стоит убить глаголющего истину, и тотчас людей охватывает любопытство

к его вере и уважение к ней. Потому что нет ничего прочнее и притягательнее

того, за что пролита кровь.

Э.С.Радзинский.

Истина… Что это такое? Одна ли она для всех? Или у каждого она своя?

Эти вопросы мучили и продолжают мучить людей на протяжении тысячелетий. На

протяжении всей своей жизни человек ищет Истину, человеческая жизнь это

путь поиска истины. Кто-то идет по этому пути прямо, никуда не сворачивая,

кто-то, дойдя до середины пути, поворачивает обратно, а кто-то вообще

пытается свернуть на другую дорогу. Таковы и герои Радзинского: все они

находятся в поисках Истины, на пути к Ней, или бегут от Нее, за что им

потом придется жестоко поплатиться.

Среди героев Радзинского лишь немногие познают эту Истину, и живут,

находясь в согласии с ней. Большая часть героев отходит от истинного пути,

бежит от Истины, но Она – беспощадна. Она рано или поздно настигает героев

Радзинского. Истина, по мнению автора, заключается в том, что нужно любить

людей, потому что без любви сердце превратиться в льдинку. Это понимает

Сенека в финале пьесы «Театр времен Нерона и Сенеки». И поэтому он впервые

в жизни кричит: «Я учил тебя любви» [14,113]. Но Нерон ответит ему: «Любовь

– это солнце, а ты ледяной старик» [14,133].

Сенека, величайший моралист, воспитал величайшего убийцу. Почему же

так получилось? И Радзинский отвечает на этот вопрос своей пьесой. В Сенеке

не было Любви, он не познал Истины, в Нероне он видел лишь орудие своей

будущей Власти! Он не заметил в маленьком мальчике человека. Он молча

одобрял убийства.… Так что же должно было получиться в итоге?

Еще один пример уже из нашей современности – Сталин. Ведь он, Хозяин,

Вождь, тоже был человеком. Он любил друзей своего детства, до конца жизни о

них заботился, посылал деньги. Он любил свою мать, с которой был в

бесконечной переписке. Но эту Истинную Любовь в нем убила одна большая

Страсть – Власть. Он отошел от Истины. «Так уж устроен человек, что иногда

он бежит от Истины, не стремиться к Ней, утешая себя формулой «счастье в

неведении». Играя на этой казуистике человеческой психологии, можно многое

обрести – почет, богатство, уважение и более того превратить свое бегство

от Истины в ценное занятие» [13,110]. И это оказалось правдой.

Умение любить восхищает нас в княжне Таракановой – обманщице,

выдававшей себя за дочь Елизаветы Петровны и сестру Пугачева. Во имя любви

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать