Екатерина II и ее ближайшее окружение

Был избран в Российскую академию, и в 1791 году

Екатерина

назначила его своим кабинет-секретарем. Обладал

вспыльчивым, правдолюбивым характером и императрица

рассталась с ним с раздражением, что ничуть не умаляет

его

заслуг в просвещении страны.

Она занималась коллекционированием: покупала библиотеки, графические и

нумизматические собрания, коллекции живописи и скульптуры; приглашала

европейских художников украшать ее дворцы и города.

Особый восторг просветителей вызвала материальная помощь

нуждавшемуся Дидро: императрица купила у него библиотеку за 15 тыс.

франков, предоставив ему, право держать ее у себя до смерти; более того,

Екатерина назначила Дидро хранителем его библиотеки, определив жалованье в

1000 франков в год с выплатой его на 50 лет вперед. Не жалея средств, она

купила уникальные живописные собрания таких меценатов как Брюль в

Дрездене и Кроза в Париже, куда входили шедевры Рафаэля, Ван Дейка,

Рембрандта, Рубенса и других выдающихся художников, а так же богатейшую

библиотеку Вольтера. Императрицей был основан Эрмитаж, богатейшее

собрание художественных коллекций, который до сих пор является жемчужиной

России. Это замечательный подарок Екатерины нам - ее потомкам.

Она понимала, всю значимость народного образования для развития

страны. В губернских городах возникали главные, а в уездных - малые

народные училища. В Екатеринославе, Пензе, Чернигове и Пскове учреждались

университеты. Но, на мой взгляд, главной заслугой императрицы в этой

области стал опыт создания в России системы общего начального образования,

не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных). Особо

отличился на этом поприще Иван Бецкой,

которой представил Екатерине образовательные проекты. Он

ставил задачу воспитать “новую породу ” людей и

предлагал

организовать закрытые воспитательно-образовательные

учреждения, где дети с 6 до 18 лет будут находиться под

наблюдением опытных педагогов. По его инициативе были

открыты гимназии для мальчиков, Смольный институт

благородных девиц и другие. Екатерина II довольно быстро

отказалась от этих проектов и Бецкой закончил свою жизнь

слепым и в нищете.

К просветительской деятельности Екатерины можно отнести и организацию

врачебной помощи населению. Каждый город обязан был иметь больницу и

аптеку, где больным предлагались бесплатные лекарства. Поскольку эпидемии

оспы являлось для России страшным бедствием, Екатерина ввела

оспопрививание, причем сделала прививку одна из первых, дабы явить собою

пример для народа. В 1773 году была основана Российская академия наук, для

изучения русского языка, которую возглавила Екатерина Дашкова.

Отношение Екатерины к Французской революции.

Дипломатические отношения между Россией и Францией оставались

холодными, однако Екатерина переписывалась с Вольтером, Дидро, Даламбером и

другими корифеями французской литературы и философии. Катастрофа, постигшая

Бурбонов, была для нее неожиданным событием. В сентябре 1789 года она

назвала состояние Франции анархическим и заметила, что дела Людовика XIV:

…Касаются да всех

государей, и его

оскорбленное

достоинство требует

торжественного

восстановления. 26)

Она опасалась, что корона во Франции не останется наследственной и подобно

Польше Франция лишиться всякого значения. Узнав о процессе над королем и

его казни, Екатерина занемогла и слегла в постель, она была в глубокой

горести, однако выразила надежду, что Англия теперь уничтожит Францию.

Из дневников Екатерины:

… Нужно искоренить всех французов до того,

чтобы и имя

этого народа исчезло… 27)

…Равенство- чудовище, которое во что бы то ни

стало, хочет

сделаться королем. 28)

Екатерина мудро предвидела появление диктатора во Франции, хотя не дожила

до Наполеона. В 1794 году она писала:

…нужен человек недюжинный, ловкий,

храбрый, опередивший

своих современников и даже может быть

свой век… он

стопою своею остановит дальнейшее

падение… Франции. 29) События во Франции, безусловно, омрачили ее

последние годы. До 1789 года она находилась в переписке со знаменитейшими

писателями Франции, но во время революции ей говорили, что именно эта

литература просвещения привела к страшному французскому кризису. Ее “Наказ”

был запрещен во Франции до революции как вольнодумный. Таким образом, она

была в смятении, увидев, что ее просвещенные вольнодумные взгляды были

созвучны некоторым лозунгам французских революционеров.

Екатерина II заслужившая имя Великой умерла в Царском Селе под

Петербургом 6 ноября 1796 года и была похоронена в Петропавловском соборе в

Санкт - Петербурге.

Результаты правления.

Если оценивать правление Екатерины в цифрах, то мы увидим следующую

картину:

Устроено губерний по новому образцу: 29

Построено городов: 144

Конвенций и трактатов заключено: 30

Побед одержано:78

Замечательных указов издано: 88

Указов для облегчения народа: 123; итого , 492 дела.

Отвоёваны у Польши и Турции земли с населением до 7 млн. человек.

Население империи увеличено с 19 млн. человек ( 1762 г.) до 36 млн. (

1796 г.).

Армия с 162 тыс. человек усилена до 312 тыс.

Флот с 21 линейных кораблей и 6 фрегатов усилен до 67 линейных и 40

фрегатов.

Сумма государственных доходов с 16 млн. рублей поднялась до 69 млн.

рублей.

Число фабрик увеличилось с 500 до 2 тыс. .

Увеличен ввоз - вывоз внешней балтийской торговли с 9 млн. до 44 млн.

рублей.

Увеличен ввоз - вывоз внешней черноморской (созданной Екатериной)

торговли с 390 тыс. до 1 900 тыс. рублей.

Подводя итог…

В заключении хочу поделиться своим впечатлением от изученного.

Екатерина в некотором роде была “публичным человеком”. В отличие от

детства, аскетического в смысле общения с людьми, после прихода к власти

она всю жизнь опиралась на множество людей---военных, государственных и

торговых деятелей. Как правило, ей везло на помощников, которые помогали ей

проводить реформы, подавлять инакомыслие, завоевывать новые территории. Все

это в конечном итоге вело не только к утверждению Екатерины II и ее власти,

но и к укреплению России.

Я много раз, вникая в эту тему, задавалась вопросом, что влекло

талантливейших людей того времени к добросовестному служению императрице.

И поняла – люди видели ее беззаветное служение Родины—России, они

видели желанье этой немки улучшить российский строй и ее потрясающее

трудолюбие на поприще руководства страной.

Екатерина в силу своего характера просто не могла делать это плохо.

Если бы она руководила пивоварней, то это была бы лучшая марка пива, если

бы городом --- он был бы самым цветущим в мире, но Господь Бог уготовил ей

другую судьбу, и она стала Царицей.

Видя ее служение, их Родине ее окружение само было вовлечено в этот

процесс и проявляло лучшие русские качества: патриотизм, ум, отвагу,

достоинство. Как гениальная самодержица и настоящая женщина она незаметно

подталкивала умнейших мужчин к исполнению своих желаний и прихотей, целью

которых было процветание России.

Реализовала она себя и в любви. Ее фавориты – люди неординарные и

талантливые были щедро вознаграждены ею, но не только за любовные утехи,

как кажется на первый взгляд, а прежде всего за деяния, совершенные для

России, значение которых может и было Екатериной несколько преувеличено.

В Петербурге есть знаменательный памятник. У ног величественной

улыбающейся императрицы расположились кругом девять ее сподвижников: А.

Орлов, А. Безбородко, Е. Дашкова, Г. Потемкин, П.Румянцев, А. Суворов, Г.

Державин, В. Чичагов, И. Бецкой. Конечно, в жизни их было значительно

больше, но даже в таком составе они олицетворяют ее умение опираться в

своих деяниях на людей, которые изображены здесь как оплот ее власти.

Однако она возвышается над ними как самодержца, как капитан, ведущий свой

корабль по четко выверенному курсу.

Безусловно, в ее персоне и царствовании было достаточно негатива, но

не ошибается тот, кто ничего не делает

Изучая ее личность и работая над проектом, я все больше и больше

убеждалась, что Екатерина заслуживает рассмотрения и памяти потомков. Я

увидела, что это была не только умнейшая женщина со своими небольшими

слабостями, не только поразительно трудолюбивая правительница, но и

блестящий политик. Она заставила Европу считаться с мнением России (чем,

кстати, сейчас занимается наш президент Путин В.В.), а самих русских

гордиться своей вновь завоеванной славой и уважать самих себя.

Таков главный урок ее правления.

Библиография.

1. Чайковская Ольга. “Императрица. Царствование Екатерины II” М.: Олимп;

1998.

2. Каменский А.Б. “Под сению Екатерины…”: Вторая половина XVIII века.

СПб., 1992.

3. Брикнер А. Г. “ История Екатерины второй” М.: Сварог и К, 2000 – 800

с.

4. Энциклопедия для детей “ Аванта +”: Том 5 “История России и ее

ближайших соседей”. Часть 2 “От дворцовых переворотов до эпохи великих

реформ”.

5. Омельченко О.А. “Законная монархия” Екатерины II. М., 1997.

6. Веселая Г.А. “Путь к трону: История дворцового переворота 28 июня 1762

года” М.: СЛОВО/SLOVO, 1997.

7. Брокгауз Ф.А., И. А. Ефрон “Энциклопедический словарь”: Том 5; 1891.

8. Брокгауз Ф.А., И. А. Ефрон “Энциклопедический словарь”: Том 6; 1890.

9. Брокгауз Ф.А., И. А. Ефрон “Энциклопедический словарь”: Том 19; 1890.

10. Брокгауз Ф.А., И. А. Ефрон “Энциклопедический словарь”: Том 22;

1890.

11. Брокгауз Ф.А., И. А. Ефрон “Энциклопедический словарь”: Том 24;

1898.

12. Брокгауз Ф.А., И. А. Ефрон “Энциклопедический словарь”: Том 43;

1890.

13. Брокгауз Ф.А., И. А. Ефрон “Энциклопедический словарь”: Том 53;

1890.

14. Брокгауз Ф.А., И. А. Ефрон “Энциклопедический словарь”: Том 62;

1890.

15. Брокгауз Ф.А., И. А. Ефрон “Энциклопедический словарь”: Том 76;

1890.

16. Павленко Н.И. “Екатерина Великая” М.: Молодая гвардия, 2000.

17. Составитель: Михайлов О.Н. “Сочинения Екатерины II” , М.: Сов.

Россия, 1990.

18. Валькова В.Г., Валькова О.А. “Правители России”: ч. 5. Императоры и

императрицы Всероссийские. М.: Рольф, 1999.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать