Был избран в Российскую академию, и в 1791 году
Екатерина
назначила его своим кабинет-секретарем. Обладал
вспыльчивым, правдолюбивым характером и императрица
рассталась с ним с раздражением, что ничуть не умаляет
его
заслуг в просвещении страны.
Она занималась коллекционированием: покупала библиотеки, графические и
нумизматические собрания, коллекции живописи и скульптуры; приглашала
европейских художников украшать ее дворцы и города.
Особый восторг просветителей вызвала материальная помощь
нуждавшемуся Дидро: императрица купила у него библиотеку за 15 тыс.
франков, предоставив ему, право держать ее у себя до смерти; более того,
Екатерина назначила Дидро хранителем его библиотеки, определив жалованье в
1000 франков в год с выплатой его на 50 лет вперед. Не жалея средств, она
купила уникальные живописные собрания таких меценатов как Брюль в
Дрездене и Кроза в Париже, куда входили шедевры Рафаэля, Ван Дейка,
Рембрандта, Рубенса и других выдающихся художников, а так же богатейшую
библиотеку Вольтера. Императрицей был основан Эрмитаж, богатейшее
собрание художественных коллекций, который до сих пор является жемчужиной
России. Это замечательный подарок Екатерины нам - ее потомкам.
Она понимала, всю значимость народного образования для развития
страны. В губернских городах возникали главные, а в уездных - малые
народные училища. В Екатеринославе, Пензе, Чернигове и Пскове учреждались
университеты. Но, на мой взгляд, главной заслугой императрицы в этой
области стал опыт создания в России системы общего начального образования,
не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных). Особо
отличился на этом поприще Иван Бецкой,
которой представил Екатерине образовательные проекты. Он
ставил задачу воспитать “новую породу ” людей и
предлагал
организовать закрытые воспитательно-образовательные
учреждения, где дети с 6 до 18 лет будут находиться под
наблюдением опытных педагогов. По его инициативе были
открыты гимназии для мальчиков, Смольный институт
благородных девиц и другие. Екатерина II довольно быстро
отказалась от этих проектов и Бецкой закончил свою жизнь
слепым и в нищете.
К просветительской деятельности Екатерины можно отнести и организацию
врачебной помощи населению. Каждый город обязан был иметь больницу и
аптеку, где больным предлагались бесплатные лекарства. Поскольку эпидемии
оспы являлось для России страшным бедствием, Екатерина ввела
оспопрививание, причем сделала прививку одна из первых, дабы явить собою
пример для народа. В 1773 году была основана Российская академия наук, для
изучения русского языка, которую возглавила Екатерина Дашкова.
Отношение Екатерины к Французской революции.
Дипломатические отношения между Россией и Францией оставались
холодными, однако Екатерина переписывалась с Вольтером, Дидро, Даламбером и
другими корифеями французской литературы и философии. Катастрофа, постигшая
Бурбонов, была для нее неожиданным событием. В сентябре 1789 года она
назвала состояние Франции анархическим и заметила, что дела Людовика XIV:
…Касаются да всех
государей, и его
оскорбленное
достоинство требует
торжественного
восстановления. 26)
Она опасалась, что корона во Франции не останется наследственной и подобно
Польше Франция лишиться всякого значения. Узнав о процессе над королем и
его казни, Екатерина занемогла и слегла в постель, она была в глубокой
горести, однако выразила надежду, что Англия теперь уничтожит Францию.
Из дневников Екатерины:
… Нужно искоренить всех французов до того,
чтобы и имя
этого народа исчезло… 27)
…Равенство- чудовище, которое во что бы то ни
стало, хочет
сделаться королем. 28)
Екатерина мудро предвидела появление диктатора во Франции, хотя не дожила
до Наполеона. В 1794 году она писала:
…нужен человек недюжинный, ловкий,
храбрый, опередивший
своих современников и даже может быть
свой век… он
стопою своею остановит дальнейшее
падение… Франции. 29) События во Франции, безусловно, омрачили ее
последние годы. До 1789 года она находилась в переписке со знаменитейшими
писателями Франции, но во время революции ей говорили, что именно эта
литература просвещения привела к страшному французскому кризису. Ее “Наказ”
был запрещен во Франции до революции как вольнодумный. Таким образом, она
была в смятении, увидев, что ее просвещенные вольнодумные взгляды были
созвучны некоторым лозунгам французских революционеров.
Екатерина II заслужившая имя Великой умерла в Царском Селе под
Петербургом 6 ноября 1796 года и была похоронена в Петропавловском соборе в
Санкт - Петербурге.
Результаты правления.
Если оценивать правление Екатерины в цифрах, то мы увидим следующую
картину:
Устроено губерний по новому образцу: 29
Построено городов: 144
Конвенций и трактатов заключено: 30
Побед одержано:78
Замечательных указов издано: 88
Указов для облегчения народа: 123; итого , 492 дела.
Отвоёваны у Польши и Турции земли с населением до 7 млн. человек.
Население империи увеличено с 19 млн. человек ( 1762 г.) до 36 млн. (
1796 г.).
Армия с 162 тыс. человек усилена до 312 тыс.
Флот с 21 линейных кораблей и 6 фрегатов усилен до 67 линейных и 40
фрегатов.
Сумма государственных доходов с 16 млн. рублей поднялась до 69 млн.
рублей.
Число фабрик увеличилось с 500 до 2 тыс. .
Увеличен ввоз - вывоз внешней балтийской торговли с 9 млн. до 44 млн.
рублей.
Увеличен ввоз - вывоз внешней черноморской (созданной Екатериной)
торговли с 390 тыс. до 1 900 тыс. рублей.
Подводя итог…
В заключении хочу поделиться своим впечатлением от изученного.
Екатерина в некотором роде была “публичным человеком”. В отличие от
детства, аскетического в смысле общения с людьми, после прихода к власти
она всю жизнь опиралась на множество людей---военных, государственных и
торговых деятелей. Как правило, ей везло на помощников, которые помогали ей
проводить реформы, подавлять инакомыслие, завоевывать новые территории. Все
это в конечном итоге вело не только к утверждению Екатерины II и ее власти,
но и к укреплению России.
Я много раз, вникая в эту тему, задавалась вопросом, что влекло
талантливейших людей того времени к добросовестному служению императрице.
И поняла – люди видели ее беззаветное служение Родины—России, они
видели желанье этой немки улучшить российский строй и ее потрясающее
трудолюбие на поприще руководства страной.
Екатерина в силу своего характера просто не могла делать это плохо.
Если бы она руководила пивоварней, то это была бы лучшая марка пива, если
бы городом --- он был бы самым цветущим в мире, но Господь Бог уготовил ей
другую судьбу, и она стала Царицей.
Видя ее служение, их Родине ее окружение само было вовлечено в этот
процесс и проявляло лучшие русские качества: патриотизм, ум, отвагу,
достоинство. Как гениальная самодержица и настоящая женщина она незаметно
подталкивала умнейших мужчин к исполнению своих желаний и прихотей, целью
которых было процветание России.
Реализовала она себя и в любви. Ее фавориты – люди неординарные и
талантливые были щедро вознаграждены ею, но не только за любовные утехи,
как кажется на первый взгляд, а прежде всего за деяния, совершенные для
России, значение которых может и было Екатериной несколько преувеличено.
В Петербурге есть знаменательный памятник. У ног величественной
улыбающейся императрицы расположились кругом девять ее сподвижников: А.
Орлов, А. Безбородко, Е. Дашкова, Г. Потемкин, П.Румянцев, А. Суворов, Г.
Державин, В. Чичагов, И. Бецкой. Конечно, в жизни их было значительно
больше, но даже в таком составе они олицетворяют ее умение опираться в
своих деяниях на людей, которые изображены здесь как оплот ее власти.
Однако она возвышается над ними как самодержца, как капитан, ведущий свой
корабль по четко выверенному курсу.
Безусловно, в ее персоне и царствовании было достаточно негатива, но
не ошибается тот, кто ничего не делает
Изучая ее личность и работая над проектом, я все больше и больше
убеждалась, что Екатерина заслуживает рассмотрения и памяти потомков. Я
увидела, что это была не только умнейшая женщина со своими небольшими
слабостями, не только поразительно трудолюбивая правительница, но и
блестящий политик. Она заставила Европу считаться с мнением России (чем,
кстати, сейчас занимается наш президент Путин В.В.), а самих русских
гордиться своей вновь завоеванной славой и уважать самих себя.
Таков главный урок ее правления.
Библиография.
1. Чайковская Ольга. “Императрица. Царствование Екатерины II” М.: Олимп;
1998.
2. Каменский А.Б. “Под сению Екатерины…”: Вторая половина XVIII века.
СПб., 1992.
3. Брикнер А. Г. “ История Екатерины второй” М.: Сварог и К, 2000 – 800
с.
4. Энциклопедия для детей “ Аванта +”: Том 5 “История России и ее
ближайших соседей”. Часть 2 “От дворцовых переворотов до эпохи великих
реформ”.
5. Омельченко О.А. “Законная монархия” Екатерины II. М., 1997.
6. Веселая Г.А. “Путь к трону: История дворцового переворота 28 июня 1762
года” М.: СЛОВО/SLOVO, 1997.
7. Брокгауз Ф.А., И. А. Ефрон “Энциклопедический словарь”: Том 5; 1891.
8. Брокгауз Ф.А., И. А. Ефрон “Энциклопедический словарь”: Том 6; 1890.
9. Брокгауз Ф.А., И. А. Ефрон “Энциклопедический словарь”: Том 19; 1890.
10. Брокгауз Ф.А., И. А. Ефрон “Энциклопедический словарь”: Том 22;
1890.
11. Брокгауз Ф.А., И. А. Ефрон “Энциклопедический словарь”: Том 24;
1898.
12. Брокгауз Ф.А., И. А. Ефрон “Энциклопедический словарь”: Том 43;
1890.
13. Брокгауз Ф.А., И. А. Ефрон “Энциклопедический словарь”: Том 53;
1890.
14. Брокгауз Ф.А., И. А. Ефрон “Энциклопедический словарь”: Том 62;
1890.
15. Брокгауз Ф.А., И. А. Ефрон “Энциклопедический словарь”: Том 76;
1890.
16. Павленко Н.И. “Екатерина Великая” М.: Молодая гвардия, 2000.
17. Составитель: Михайлов О.Н. “Сочинения Екатерины II” , М.: Сов.
Россия, 1990.
18. Валькова В.Г., Валькова О.А. “Правители России”: ч. 5. Императоры и
императрицы Всероссийские. М.: Рольф, 1999.