Экономические реформы М. Тэтчер

акций, возросли и без того высокие цены на жилье.

Наиболее динамичными факторами

внутреннего спроса были потребительские расходы

населения, которые выросли на 6,5 %, и частные

капиталовложения, рост которых составил 10,3 %.

Быстро росло производство в базисных и наукоемких

отраслях обрабатывающей промышленности, а также в

жилищном строительстве. Тем не менее удовлетворить

спрос в полном объеме удавалось только с помощью

небывалого по своим масштабам притока зарубежных

товаров. Среди компонентов спроса особенно

устойчиво за годы подъема расширялось личное

потребление. Это было вызвано повышением доходов

населения на 5,0 % и резким снижением нормы

сбережений до 1,3 %.

Важную роль в стимулировании

потребительских расходов населения играло также

активное использование кредитов. Снятие

ограничений в кредитной сфере, внедрение

современной расчетной электронной техники

подстегнули конкуренцию, кредит стал более

доступным для широких масс населения. В 1988 г.

сумма предоставленного потребительского кредита

финансовыми домами, строительными обществами,

другими специализированными обществами, а также по

банковским кредитным карточкам возросла до 42

млрд. ф.ст. В структуре потребления опережающими

темпами росли расходы на товары длительного

потребления, выросшие на 12 % в 1988 г. против 6,8

% в 1987 г., и в первую очередь на автомобили,

бытовую электронику, персональные компьютеры,

жилье.

Наибольший прирост капиталовложений в

1988 г. был зафиксирован в автомобилестроении

(почти на 1/3) и в целлюлозно-бумажной и

полиграфической отраслях (на 1/4). Наиболее

высокие объемы инвестиций отмечались в химической

промышленности. Следует также отметить, что

продолжались или завершались программы технической

реконструкции и модернизации ряда базовых отраслей

— общего электротехнического машиностроения,

текстильной и др. Все это способствовало быстрому

росту производства инвестиционных товаров, который

составил 10 %. Вместе с тем исключительно высокие

темпы роста импорта продукции обрабатывающей

промышленности были достигнуты за счет того, что

компании предпочитали переоснащать производство

зарубежным оборудованием. Значительные масштабы

импорта в таких наукоемких отраслях, как

электронная, оргтехника и оборудование по

обработке данных, которые фактически

соответствовали размерам английского рынка,

вызывали беспокойство правительства.

В годы подъема усилился дисбаланс внешней

торговли. С 1985 г. темпы роста объема импорта

товаров в 3 раза опережали экспорт. Рост курса

фунта стерлингов на 5,2 % в 1988 г. ухудшил

конкурентоспособность английских экспортеров и

способствовал импорту готовых товаров, что в итоге

привело к дефициту платежного баланса.

В условиях в целом благоприятной

конъюнктуры занятость в экономике возросла на 1,2

%. Подавляющее большинство получивших работу

трудились в сфере услуг, в обрабатывающей

промышленности численность занятых сократилась.

Параллельно с расширением занятости снижалась

безработица. В феврале 1989 г. без работы

оставалось 1,9 млн. человек, или 6,8 % рабочей

силы, против 2,6 млн., или 9,8 %, в декабре 1987

г. В сентябре 1988 г. правительство М.Тэтчер

объявило о начале реализации программы

профессионального обучения безработных стоимостью

1,4 млрд. ф.ст. Программа была рассчитана на

ежегодное обучение производственным специальностям

и последующее трудоустройство около 600 тыс.

человек, длительное время находившихся без работы.

Таким образом, можно отметить, что с

момента начала перестройки в британской экономике

наметились серьезные сдвиги и изменения. В целом в

80-е гг. Британия была единственной из ведущих

стран мира, где совокупный показатель

эффективности производства увеличивался, в других

государствах он либо не менялся, либо снижался.

Однако перестройка в Англии происходила отнюдь не

без проблем. В обществе усилилась социальная

поляризация. Дело в том, что правительство

М.Тэтчер проводило в жизнь программу сокращения

расходов на социальные нужды, а также жестко

контролировало заработную плату. Одним из

важнейших положений программы консерваторов было:

заставить трудящихся "жить по средствам", а

предприятия — "ужиматься" , сокращать рабочую силу

за счет интенсификации производства, благодаря

чему можно было придавать желаемый динамизм

британской промышленности. Результатом такой

политики стало то, что средний доход на душу

населения в реальном исчислении за десять лет

вырос на 23 %. В то же время около 20 % семей

имели среднегодовой доход ниже 4000 ф.ст., что

являлось достаточно низким прожиточным уровнем для

англичан.

Идеи свободного предпринимательства,

индивидуализм и минимальная роль государства

сталкивались с глубоко укоренившимся в сознании

англичан убеждением, что государство "обязано"

обеспечивать определенный набор социальных

гарантий всем без исключения своим членам.

Концепция "государства всеобщего благоденствия",

основывавшаяся на высоком уровне налогообложения и

включавшая такие компоненты, как бесплатное

образование, медицинское обслуживание, система

государственных пенсий и т.п., разделялась всеми

послевоенными правительствами Британии, будь то

лейбористы или консерваторы.

Правительству М.Тэтчер пришлось

столкнуться с проблемой изменения психологии

основной массы населения, ибо приходилось

разрушать сложившуюся веками систему социальных

гарантий "для всех" и заменить новой шкалой

ценностей, индивидуалистской — "каждый за себя".

И все-таки за десять лет (с 1979 по 1989

г.) удалось изменить морально-политический климат

в стране, чему в значительной степени

способствовали глубокие структурные изменения в

самом обществе. Сокращалась численность рабочего

класса, занятого непосредственно на производстве,

расширялась занятость в сфере обслуживания, росла

прослойка владельцев мелких, в том числе семейных,

фирм, появилась ^ социальная группа

высокооплачиваемых менеджеров сред- 1 него

уровня. Все это привело к тому, что в 80-е гг. к

"средне- < му слою" стали относить себя

большинство английских избирателей. К концу 80-х

гг. 64 % англичан имели собственные дома, более 70

% — автомобили, 46 % — видеомагнитофоны, больше

половины могли позволить себе обеспечить платное

образование для детей.

На рубеже 80—90-х гг. в социально-

экономической и политической жизни Великобритании

появились тревожные признаки. Так, серьезным

просчетом консервативного кабинета М.Тэтчер стало

проведение весной 1990 г. реформы местного

налогообложения, предусматривавшей введение нового

избирательного закона. Экономические выгоды

оказались незначительными, а социально-

психологические последствия крайне отрицательно

сказались на престиже правительства, социально-

экономическая политика которого вызывала

"раздражение" у многих англичан. В 1990 г. новым

лидером консерваторов и премьер-министром

Великобритании стал Дж.Мейджор. М.Тэтчер подала в

отставку.

Новый премьер Соединенного Королевства

практически не изменил экономической программы

М.Тэтчер, и первая половина 90-х гг. была

логическим продолжением в развитии частного

предпринимательства и активной государственной

политики в области финансирования наукоемкого

производства, мелкого и среднего бизнеса.

Благодаря усилиям нового премьера Англия 2 августа

1993 г. подписала Маастрихтские соглашения. Этот

договор был логическим развитием экономических и

политических отношений, сложившихся между рядом

европейских государств и Англией в рамках ЕЭС. При

его полной реализации Европейский союз должен

превратиться, по сути, в экономическую

"сверхдержаву", по крайней мере равную США и

значительно превосходящую Японию. Договор

предусматривает введение единой денежной единицы,

"отмену" границ и создание надгосударственных

органов регулирования экономических и политических

вопросов.

В первой половине 90-х гг. в экономике

Великобритании происходили позитивные процессы.

Так, достаточно стабильно рос валовой внутренний

продукт и сокращалась безработица. Если в первом

квартале 1993 г. ВВП составлял 2,5 %, то в первом

квартале 1994 г. — 4 %; уровень безработицы в

первом квартале 1993 г. равнялся 10,5 %, в первом

квартале 1994 г. — 9,9, а в четвертом квартале

1994 г. - 8,9 %.

Особенно важным достижением нового

правительства явилось улучшение торгового баланса.

За период с 1991 по 1995 г. удалось обеспечить

благоприятное сочетание устойчиво высоких темпов

роста и самых низких за период с начала 60-х гг.

темпов инфляции. Кроме того, заметно улучшилось

состояние платежного баланса, который в 1995 г.

впервые начиная с 1987 г. был сведен с активным

сальдо.

Вторая половина 90-х гг. оказалась

достаточно сложной для партии консерваторов. Хотя

в своей предвыборной программе в 1997 г.

Дж.Мейджор пообещал избирателям постепенное

снижение подоходного налога на 20 % и

государственных расходов до 40 % ВНП, а также

строительство более преуспевающей Британии, на

выборах все же победили лейбористы.

Новый премьер Тони Блэр практически не

изменил основному экономическому курсу

консерваторов, признав, что "тори сделали немало

верных шагов в 80-е годы...". Он пообещал, что

главными своими задачами будет, во-первых, считать

борьбу с безработицей, во-вторых, введение

минимума заработной платы, в-третьих, подписание

социальной хартии ЕС, против которой выступали

консерваторы, чтобы не связывать себя

обязательствами, которые могли бы отрицательно

сказаться на конкурентоспособности национальной

продукции, в-четвертых, развитие системы

образования и совершенствование технической

подготовки. Кроме того, он пообещал создать

ассамблеи Шотландии и Уэльса, провести референдум

о целесообразности перехода к "евро" и о внесении

поправок в конституцию, а также ввести скользящий

налог.

Важным моментом в программе Т.Блэра стал

отказ от национализации, что привлекло на его

сторону многих представителей бизнеса. "В политике

важно ставить перед собой выполнимые цели, —

говорит он, — и очень четко сосредоточиться на

том, что надо делать".

Таким образом, подводя итоги

экономического развития Англии в 80—90-е гг.,

следует отметить, что "тэтчеризм" применительно к

условиям Британии оказался достаточно эффективным.

Лицо Англии существенно изменилось. "Тэтчеризм"

как британская модель неоконсерватизма подтвердил,

что капитализм оказался гибкой системой, способной

приспосабливаться к изменяющимся социально-

экономическим условиям, перестраиваться и

модернизироваться.

Список литературы:

1.Экономическая история зарубежных стран: Курс лекций;под

ред.проф.Голубовича. – Мн.:НКФ “ЭКОПЕРСПЕКТИВА”,1998. – 462 с.

2. Конотопов М. В., Сметанин С. И -История экономики:.-Учебник для ВУЗов. –

М.: Академический Проект, 2000. – 2-е издание – 367с.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать