акций, возросли и без того высокие цены на жилье.
Наиболее динамичными факторами
внутреннего спроса были потребительские расходы
населения, которые выросли на 6,5 %, и частные
капиталовложения, рост которых составил 10,3 %.
Быстро росло производство в базисных и наукоемких
отраслях обрабатывающей промышленности, а также в
жилищном строительстве. Тем не менее удовлетворить
спрос в полном объеме удавалось только с помощью
небывалого по своим масштабам притока зарубежных
товаров. Среди компонентов спроса особенно
устойчиво за годы подъема расширялось личное
потребление. Это было вызвано повышением доходов
населения на 5,0 % и резким снижением нормы
сбережений до 1,3 %.
Важную роль в стимулировании
потребительских расходов населения играло также
активное использование кредитов. Снятие
ограничений в кредитной сфере, внедрение
современной расчетной электронной техники
подстегнули конкуренцию, кредит стал более
доступным для широких масс населения. В 1988 г.
сумма предоставленного потребительского кредита
финансовыми домами, строительными обществами,
другими специализированными обществами, а также по
банковским кредитным карточкам возросла до 42
млрд. ф.ст. В структуре потребления опережающими
темпами росли расходы на товары длительного
потребления, выросшие на 12 % в 1988 г. против 6,8
% в 1987 г., и в первую очередь на автомобили,
бытовую электронику, персональные компьютеры,
жилье.
Наибольший прирост капиталовложений в
1988 г. был зафиксирован в автомобилестроении
(почти на 1/3) и в целлюлозно-бумажной и
полиграфической отраслях (на 1/4). Наиболее
высокие объемы инвестиций отмечались в химической
промышленности. Следует также отметить, что
продолжались или завершались программы технической
реконструкции и модернизации ряда базовых отраслей
— общего электротехнического машиностроения,
текстильной и др. Все это способствовало быстрому
росту производства инвестиционных товаров, который
составил 10 %. Вместе с тем исключительно высокие
темпы роста импорта продукции обрабатывающей
промышленности были достигнуты за счет того, что
компании предпочитали переоснащать производство
зарубежным оборудованием. Значительные масштабы
импорта в таких наукоемких отраслях, как
электронная, оргтехника и оборудование по
обработке данных, которые фактически
соответствовали размерам английского рынка,
вызывали беспокойство правительства.
В годы подъема усилился дисбаланс внешней
торговли. С 1985 г. темпы роста объема импорта
товаров в 3 раза опережали экспорт. Рост курса
фунта стерлингов на 5,2 % в 1988 г. ухудшил
конкурентоспособность английских экспортеров и
способствовал импорту готовых товаров, что в итоге
привело к дефициту платежного баланса.
В условиях в целом благоприятной
конъюнктуры занятость в экономике возросла на 1,2
%. Подавляющее большинство получивших работу
трудились в сфере услуг, в обрабатывающей
промышленности численность занятых сократилась.
Параллельно с расширением занятости снижалась
безработица. В феврале 1989 г. без работы
оставалось 1,9 млн. человек, или 6,8 % рабочей
силы, против 2,6 млн., или 9,8 %, в декабре 1987
г. В сентябре 1988 г. правительство М.Тэтчер
объявило о начале реализации программы
профессионального обучения безработных стоимостью
1,4 млрд. ф.ст. Программа была рассчитана на
ежегодное обучение производственным специальностям
и последующее трудоустройство около 600 тыс.
человек, длительное время находившихся без работы.
Таким образом, можно отметить, что с
момента начала перестройки в британской экономике
наметились серьезные сдвиги и изменения. В целом в
80-е гг. Британия была единственной из ведущих
стран мира, где совокупный показатель
эффективности производства увеличивался, в других
государствах он либо не менялся, либо снижался.
Однако перестройка в Англии происходила отнюдь не
без проблем. В обществе усилилась социальная
поляризация. Дело в том, что правительство
М.Тэтчер проводило в жизнь программу сокращения
расходов на социальные нужды, а также жестко
контролировало заработную плату. Одним из
важнейших положений программы консерваторов было:
заставить трудящихся "жить по средствам", а
предприятия — "ужиматься" , сокращать рабочую силу
за счет интенсификации производства, благодаря
чему можно было придавать желаемый динамизм
британской промышленности. Результатом такой
политики стало то, что средний доход на душу
населения в реальном исчислении за десять лет
вырос на 23 %. В то же время около 20 % семей
имели среднегодовой доход ниже 4000 ф.ст., что
являлось достаточно низким прожиточным уровнем для
англичан.
Идеи свободного предпринимательства,
индивидуализм и минимальная роль государства
сталкивались с глубоко укоренившимся в сознании
англичан убеждением, что государство "обязано"
обеспечивать определенный набор социальных
гарантий всем без исключения своим членам.
Концепция "государства всеобщего благоденствия",
основывавшаяся на высоком уровне налогообложения и
включавшая такие компоненты, как бесплатное
образование, медицинское обслуживание, система
государственных пенсий и т.п., разделялась всеми
послевоенными правительствами Британии, будь то
лейбористы или консерваторы.
Правительству М.Тэтчер пришлось
столкнуться с проблемой изменения психологии
основной массы населения, ибо приходилось
разрушать сложившуюся веками систему социальных
гарантий "для всех" и заменить новой шкалой
ценностей, индивидуалистской — "каждый за себя".
И все-таки за десять лет (с 1979 по 1989
г.) удалось изменить морально-политический климат
в стране, чему в значительной степени
способствовали глубокие структурные изменения в
самом обществе. Сокращалась численность рабочего
класса, занятого непосредственно на производстве,
расширялась занятость в сфере обслуживания, росла
прослойка владельцев мелких, в том числе семейных,
фирм, появилась ^ социальная группа
высокооплачиваемых менеджеров сред- 1 него
уровня. Все это привело к тому, что в 80-е гг. к
"средне- < му слою" стали относить себя
большинство английских избирателей. К концу 80-х
гг. 64 % англичан имели собственные дома, более 70
% — автомобили, 46 % — видеомагнитофоны, больше
половины могли позволить себе обеспечить платное
образование для детей.
На рубеже 80—90-х гг. в социально-
экономической и политической жизни Великобритании
появились тревожные признаки. Так, серьезным
просчетом консервативного кабинета М.Тэтчер стало
проведение весной 1990 г. реформы местного
налогообложения, предусматривавшей введение нового
избирательного закона. Экономические выгоды
оказались незначительными, а социально-
психологические последствия крайне отрицательно
сказались на престиже правительства, социально-
экономическая политика которого вызывала
"раздражение" у многих англичан. В 1990 г. новым
лидером консерваторов и премьер-министром
Великобритании стал Дж.Мейджор. М.Тэтчер подала в
отставку.
Новый премьер Соединенного Королевства
практически не изменил экономической программы
М.Тэтчер, и первая половина 90-х гг. была
логическим продолжением в развитии частного
предпринимательства и активной государственной
политики в области финансирования наукоемкого
производства, мелкого и среднего бизнеса.
Благодаря усилиям нового премьера Англия 2 августа
1993 г. подписала Маастрихтские соглашения. Этот
договор был логическим развитием экономических и
политических отношений, сложившихся между рядом
европейских государств и Англией в рамках ЕЭС. При
его полной реализации Европейский союз должен
превратиться, по сути, в экономическую
"сверхдержаву", по крайней мере равную США и
значительно превосходящую Японию. Договор
предусматривает введение единой денежной единицы,
"отмену" границ и создание надгосударственных
органов регулирования экономических и политических
вопросов.
В первой половине 90-х гг. в экономике
Великобритании происходили позитивные процессы.
Так, достаточно стабильно рос валовой внутренний
продукт и сокращалась безработица. Если в первом
квартале 1993 г. ВВП составлял 2,5 %, то в первом
квартале 1994 г. — 4 %; уровень безработицы в
первом квартале 1993 г. равнялся 10,5 %, в первом
квартале 1994 г. — 9,9, а в четвертом квартале
1994 г. - 8,9 %.
Особенно важным достижением нового
правительства явилось улучшение торгового баланса.
За период с 1991 по 1995 г. удалось обеспечить
благоприятное сочетание устойчиво высоких темпов
роста и самых низких за период с начала 60-х гг.
темпов инфляции. Кроме того, заметно улучшилось
состояние платежного баланса, который в 1995 г.
впервые начиная с 1987 г. был сведен с активным
сальдо.
Вторая половина 90-х гг. оказалась
достаточно сложной для партии консерваторов. Хотя
в своей предвыборной программе в 1997 г.
Дж.Мейджор пообещал избирателям постепенное
снижение подоходного налога на 20 % и
государственных расходов до 40 % ВНП, а также
строительство более преуспевающей Британии, на
выборах все же победили лейбористы.
Новый премьер Тони Блэр практически не
изменил основному экономическому курсу
консерваторов, признав, что "тори сделали немало
верных шагов в 80-е годы...". Он пообещал, что
главными своими задачами будет, во-первых, считать
борьбу с безработицей, во-вторых, введение
минимума заработной платы, в-третьих, подписание
социальной хартии ЕС, против которой выступали
консерваторы, чтобы не связывать себя
обязательствами, которые могли бы отрицательно
сказаться на конкурентоспособности национальной
продукции, в-четвертых, развитие системы
образования и совершенствование технической
подготовки. Кроме того, он пообещал создать
ассамблеи Шотландии и Уэльса, провести референдум
о целесообразности перехода к "евро" и о внесении
поправок в конституцию, а также ввести скользящий
налог.
Важным моментом в программе Т.Блэра стал
отказ от национализации, что привлекло на его
сторону многих представителей бизнеса. "В политике
важно ставить перед собой выполнимые цели, —
говорит он, — и очень четко сосредоточиться на
том, что надо делать".
Таким образом, подводя итоги
экономического развития Англии в 80—90-е гг.,
следует отметить, что "тэтчеризм" применительно к
условиям Британии оказался достаточно эффективным.
Лицо Англии существенно изменилось. "Тэтчеризм"
как британская модель неоконсерватизма подтвердил,
что капитализм оказался гибкой системой, способной
приспосабливаться к изменяющимся социально-
экономическим условиям, перестраиваться и
модернизироваться.
Список литературы:
1.Экономическая история зарубежных стран: Курс лекций;под
ред.проф.Голубовича. – Мн.:НКФ “ЭКОПЕРСПЕКТИВА”,1998. – 462 с.
2. Конотопов М. В., Сметанин С. И -История экономики:.-Учебник для ВУЗов. –
М.: Академический Проект, 2000. – 2-е издание – 367с.
Страницы: 1, 2