Энгельс краткая биография
Биография
Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820 г. в семье текстильного фабриканта. Отец Энгельса, Фридрих Энгельс, сторонник пиетизма, стремился дать детям религиозное воспитание. До 14 лет Энгельс учился в городской школе, в 1834 поступил в гимназию. Благотворное влияние на формирование взглядов Энгельс оказала его мать — Елизавета ван Хаар, привившая ему любовь к литературе и искусству.
Молодость
В гимназии Энгельс с увлечением изучал историю, иностранные языки, немецкую литературу, делал первые поэтические опыты. В 1837 по настоянию отца Энгельс, не окончив последнего класса, был вынужден уйти из гимназии, чтобы посвятить себя коммерческой деятельности. В 1838 отец направил Энгельса в Бремен для службы в торговой фирме, но Энгельс большую часть времени посвящал изучению философии, истории, литературы, писал стихи, занимался музыкой, увлекался спортом.
На военной службе
В Бремене Энгельс систематически знакомится с иностранной прессой, читает оппозиционную литературу, распространяет её среди друзей, примыкает к радикально-оппозиционному литературному направлению «Молодая Германия». С 1839 Энгельс стал сотрудничать в её печатном органе «Telegraph fur Deutschland», регулярно публикуя статьи, в которых проявил себя как революционный демократ. Уже в «Письмах из Вупперталя» (1839) Энгельс выступил против пиетизма и религиозного фанатизма, а также эксплуатации, нищеты и духовной темноты рабочего населения его родного города.
Письма к гимназическим друзьям братьям Ф. и В. Греберам (1838-41) являются ещё одним свидетельством формирования революционно-демократических воззрений молодого Энгельса. В них, как и в статьях «Реквием для немецкой „Adeiszeitung“», «Эрнст Мориц Арндт» (1840) и других, он открыто заявил о своих революционных настроениях. В 1839 г. Энгельс знакомится с философией Гегеля. Критикуя его консервативные политические воззрения, Энгельс вместе с тем становится сторонником теории развития, диалектики Гегеля.
В сентябре 1841 Энгельс приехал в Берлин отбывать воинскую повинность. Он уже был известен поэтическими и литературно-публицистическими произведениями (под псевдонимом Ф. Освальд), составил либретто оперы «Кола ди Риенцо» (1840-41).
В свободное от военной службы время Энгельс посещал лекции в Берлинском университете, усиленно занимался философией, сблизился с младогегельянцами, делавшими из философии Гегеля радикальные и атеистические выводы. Прусское правительство, напуганное выступлениями младогегельянцев, решило пригласить для чтения лекций в Берлинский университет Шеллинга. Энгельс решительно выступает против Шеллинга статьями и брошюрами (1841-42), среди которых наибольшую известность приобрела работа «Шеллинг и откровение». В них Энгельс публично заявил о своих атеистических воззрениях и критиковал не только Шеллинга, но и консервативные политические взгляды Гегеля. Иррационализму Шеллинга Энгельс противопоставил философские воззрения Л. Фейербаха, влияние материалистических взглядов которого он испытал. Но в основном Энгельс стоит ещё на идеалистических позициях, разделяет теорию самосознания Б. Бауэра. Вместе с тем Энгельс существенно отличается от младогегельянцев активной политической деятельностью, понимая необходимость поддержки оппозиционной буржуазии в её борьбе против абсолютизма.
В октябре 1842 Энгельс окончил военную службу и вернулся в Бармен. Его отец, желая оторвать сына от его радикально настроенных друзей, отправил Энгельса в Манчестер, где находилась фабрика «Эрмен и Энгельс», совладельцем которой он был. По дороге в Великобританию Энгельс в Кельне посетил редакцию «Рейнской газеты», активным сотрудником которой он являлся в течение полугода. Здесь Энгельс впервые встретился с Марксом — главным редактором газеты, и договорился о дальнейшем сотрудничестве в качестве английского корреспондента.
Переезд в Великобританию стал значительной вехой в жизни Энгельса. Уже в первых своих английских статьях в «Рейнской газете» (ноябрь — декабрь 1842) он подчёркивает, что Великобритания стоит перед социальной революцией, решающей силой которой будет пролетариат. В Великобритании Энгельс окончательно становится социалистом. Он знакомится с лидерами чартистского движения (Дж. Гарни, Дж. Лич), сотрудничает в печатном органе чартистов «The Northern Star», присутствует на рабочих собраниях и митингах, становится членом чартистской партии. Одновременно он изучает произведения Р. Оуэна и его учеников, посещает заседания их социалистических клубов. В Манчестере Энгельс познакомился с ирландской работницей Мэри Берне, ставшей впоследствии его женой. В Великобритании Энгельс окончательно переходит от идеализма к материализму, причём существенную роль в формировании его взглядов сыграли произведения Фейербаха и французских материалистов XVIII века.
Знакомство с К. Марксом и дальнейшая судьба
Марксом и Энгельсом завязалась постоянная переписка. Возвращаясь в конце августа 1844 в Германию, Энгельс заехал на десять дней в Париж, которые провёл у Маркса. Эта новая встреча послужила началом их дружбы и тесного сотрудничества. Маркс и Энгельс обнаружили полное единство взглядов по теоретическим вопросам (оба были материалистами, коммунистами) и решили выступить против младогегельянцев, которые, выступили против демократических и коммунистических идей. Результатом этого замысла явилась их первая совместная работа «Святое семейство, или Критика критической критики. Против Б. Бауэра и компании» (опубл. в феврале 1845).
Памятник Марксу и Энгельсу в Берлине
Вернувшись в сентябре 1844 на родину, Энгельс устанавливает связи с немецкими социалистами, печатает корреспонденции из Германии на страницах «The Northern Star». В Бармене Энгельс пишет книгу «Положение рабочего класса в Англии» (1845). В ней Энгельс выдвинул ряд идей о стачечной борьбе, о профсоюзах, о партии, о необходимости тесного объединения массового рабочего движения с социалистической мыслью, об исторической миссии пролетариата. Книга получила широкий отклик на страницах немецкой печати, а также в других странах. После ряда публичных выступлений Энгельса полицейские власти установили наблюдение за ним. Ему грозил арест. К этому времени обострились отношения Энгельса с отцом.
Весной 1845 Энгельс покидает Германию и направляется в Брюссель, куда перед этим вынужден был переселиться Маркс, высланный из Франции. Маркс в основных чертах изложил Энгельсу идею материалистического понимания истории. Энгельс и Маркс предприняли в июле — августе 1845 поездку в Великобританию, где занимались в библиотеках Лондона и Манчестера. Здесь они встретились с вождями левого крыла чартистской партии (Гарни и др.), с ведущими деятелями лондонских общин тайного коммунистического «Союза справедливых» (К. Шаппером, И. Моллем, Г. Бауэром), познакомились с В. Вейтлингом.
Осенью 1845 Маркс и Энгельс приступили к работе над «Немецкой идеологией» (ноябрь 1845 — лето 1846). В ней они противопоставили свои диалектико-материалистические взгляды антропологическому материализму Фейербаха, идеалистическим воззрениям младогегельянцев, в особенности М. Штирнера, и распространённому тогда среди части немецких рабочих и интеллигенции «истинному социализму». В «Немецкой идеологии» впервые было дано развёрнутое изложение материалистического понимания истории как цельной концепции и исходных положений научного коммунизма; обоснована историческая неизбежность установления коммунистического строя.
В начале 1846 г. Энгельс и Маркс организовали Брюссельский коммунистический корреспондентский комитет, который выступил против уравнительного коммунизма Вейтлинга, против «истинного социализма» К. Грюна и прудонизма. В августе 1846 Энгельс едет в Париж, где устанавливает отношения с Л. Бланом, с редактором газеты «La Réforme» Ф. Флоконом, становится её постоянным корреспондентом.
В начале 1847 руководство «Союза справедливых» обратилось к Марксу и Энгельсу с предложением вступить в Союз. В июне 1847 в Лондоне при участии Энгельса состоялся 1-й конгресс Союза. При принятии нового Устава Энгельс добился утверждения принципов демократизма и централизма в организации Союза. На конгрессе был в основном одобрен программный документ «Проект Коммунистического символа веры», составленный главным образом Энгельсом. По предложению Маркса и Энгельса «Союз справедливых» был переименован в Союз коммунистов, а его старый девиз — «Все люди — братья!» был заменен новым лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Маркс и Энгельс создали в Брюсселе окружной комитет Союза, который возглавил Маркс, организовали Немецкое рабочее общество, подчинили своему влиянию газету «Deutsche — Brüsseler — Zeitung», которая с середины 1847 стала ведущим органом коммунистической пропаганды. Наиболее принципиальные статьи газеты с осени 1847 написаны Марксом и Энгельсом. При их участии была создана Брюссельская демократическая ассоциация — объединение демократов разных национальностей.
В середине октября 1847 Энгельс возвратился в Париж. Он работает над укреплением местных общин Союза коммунистов, принимает активное участие в подготовке 2-го конгресса Союза, в обсуждении программных документов. Энгельс расширяет и уточняет проект программы Союза, который он назвал «Принципы коммунизма». В письме к Марксу накануне конгресса Энгельс предложил отказаться от формы катехизиса и назвать проект программы «Коммунистическим манифестом».
После Февральской революции 1848 Энгельс вместе с Марксом в Париже разрабатывает политическую платформу коммунистов в начавшейся Революции 1848-49 — «Требования Коммунистической партии в Германии» (март 1848). В апреле 1848 Маркс и Энгельс приехали в Кельн. Здесь в июне 1848 вышел 1-й номер основанной Марксом и Э. «Новой Рейнской газеты». Большинство статей и других материалов газеты написано Энгельсом.
В сентябре 1848 Э. был вынужден бежать из Германии. В январе 1849 Энгельс возвратился в Кельн, где снова целиком включился в работу редакции газеты. Особенно большое внимание он уделял национально-освободительной борьбе венгерского и итальянского народов. Почти каждый день Энгельс освещал в своих статьях военные действия в Венгрии.
В мае 1849 в Рейнской провинции и в Юго-Западной Германии развернулась вооруженная борьба народных масс, в которой Энгельс принял деятельное участие. Он участвует в Эльберфельдском восстании, в четырёх крупных и во многих мелких сражениях в Пфальце и Бадене. После поражения революционной армии Энгельсу пришлось искать убежище в Швейцарии.
В ноябре 1849 Энгельс приехал в Лондон и активно включился в деятельность по реорганизации Союза коммунистов, в подготовку работ, обобщающих опыт революции и делающих дальнейшие шаги в разработке теории и тактики революционного пролетариата («Германская кампания за имперскую конституцию», «Крестьянская война в Германии»,1850, и др.). Как член Центрального комитета Союза, Энгельс совместно с Марксом составляет важнейшие программные и тактические документы Союза, подвергает критике лидеров мелкобуржуазных демократов, борется за сохранение политической самостоятельности пролетарской партии. Когда К. Шаппер и А. Виллих стали склоняться к союзу с мелкобуржуазными лидерами, поддерживая их призыв к немедленной революции в Германии, Энгельс решительно выступил против путчистов. После поражения революции Маркс и Энгельс уделяют основное внимание развитию теории. В ноябре 1850 Э. переехал в Манчестер, где работал в торговой конторе своего отца. Это позволило ему оказывать систематическую помощь Марксу, который находился в крайне тяжёлых материальных условиях.
Страницы: 1, 2