Эжен Делакруa
Эжен Делакруа.
Эжен Делакруа – французский живописец. Крупнейший представитель
прогрессивного романтизма. Учился в 1816-22 в Париже. Выступил как смелый
новатор с полными напряжённого драматизма картинами на современные,
исторические, литературные темы, воплощая в них сильные, мужественные
характеры, большие чувства, свободолюбивые идеалы. Внёс в живопись
необычайную выразительность цвета, богатство полутонов и рефлексов,
свободную, импульсивную манеру письма. Общественным событием становилось
появление таких картин Делакруа, как ”Данте и Вергилий”, “Резня на Хиосе”,
- глубоко жизненная трагическая сцена из борьбы греков против турецкого
ига, “Свобода на баррикадах,” в которой символический образ свободы окружён
фигурами реальных учасников революции 1830 года.
В дыму канонады Свобода - цветущая и мощная женщина - ведет на приступ
народ Парижа; в блеске июльского солнца ее величавые формы кажутся
скульптурно выпуклыми. Сцена происходит в самом сердце Парижа, у городской
ратуши; в глубине справа виднеются дома Сите, над которыми возвышаются
башни Нотр Дам. Воодушевленный трехцветным знаменем, захваченный успехом
революции 1830 г., Делакруа приступил к работе 20 сентября, чтобы
прославить в большой композиции это столь значительное событие. В марте
1831 г. он получил за нее награду, а в апреле выставил картину в Салоне.
Картина своей неистовой силой отталкивала буржуазных посетителей, которые к
тому же упрекали художника за то, что он показал только "чернь" в этом
героическом действии. На салоне 1831 года министерство внутренних дел
покупает "Свободу" для Люксембургского музея. Через 2 года "Свободу", сюжет
которой посчитали слишком политизированным, убрали из музея и вернули
автору. Король купил картину, но, напуганный ее характером, опасным в
период царства буржуазии, приказал спрятать, свернуть в рулон, затем
возвратить автору (1839). В 1848 году картину требует Лувр. В 1852 - Вторая
империя. Картину опять считают подрывной и отправляют в запасник. В
последние месяцы Второй империи "Свободу" снова рассматривали как великий
символ, и гравюры с этой композиции служили делу республиканской
пропаганды. Через 3 года ее извлекают оттуда и демонстрируют на всемирной
выставке. В это время Делакруа переписывает ее вновь. Возможно он делает
темнее ярко-красный тон колпака, чтобы смягчить его революционный вид. В
1863 году Делакруа умирает у себя дома. Через 11 лет "Свобода" снова
выставляется в Лувре.
Многие произведения Делакруа исполнены на сюжеты произведений
Шекспира, Гёте, Байрона, В. Скотта (“Смерть Сарданапала”). В 30-40 годах
определился характерный для Делакруа круг романтических тем и образов. Он
пишет яркие по замыслу полотна на темы древней и средневековой истории
(“Правосудие Траяна”, “Взятие крестоносцами Константинополя”), а после
поездки в Северную Африку - картины, поэтично и красочно, рисующие жизнь
народов Алжира и Марокко (“Алжирские женщины”, “Марокканец, седлающий
коня”). Делакруа успешно работал и в области монументальной живописи. Во
многих поздних произведениях Делакруа обращался к отвлечённым романтическим
вымыслам, к поискам чисто живописных эффектов. В то же время им были
созданы полные реалистичной смелости портреты., пейзажи, натюрморты,
акварели, рисунки.