строительство новых корпусов должны были закончиться в 1964 г. 3а те годы,
когда Г. Ф. Ланг был главным врачом (1924—1931), сделано было очень много:
на месте казарменного Зимнего здания старой Петропавловки выросла
первоклассная поликлиника с пропускной способностью до 4500 посещений в
день; новый лабораторный корпус был соединен с клиникой крытым переходом и
включал лаборатории биохимии, газового анализа, центральную станцию
оксигенотерапии (откуда кислород подавали непосредственно в палаты
клиники), виварий, родились заново приемный покой, сортировочное отделение
и пищеблок, превосходная аудитория вмещала около 400 слушателей. Каким
событием в жизни института и больницы стали эти преобразования,
свидетельствуют воспоминания К. Н. Замысловой: когда Г. Ф. Ланг вошел в
новую аудиторию, студенты и сотрудники клиники встали и встретили радостно
взволнованного профессора овацией.
Деятельность Г. Ф. Ланга была многогранной. Чрезвычайно ценным и
принципиально важным в ней было воспринятое от клиники С. П. Боткина и
развитое им функциональное направление в медицине. Нет почти ни одной
области внутренней медицины, на развитие которой в той или иной степени не
оказал влияния Г. Ф. Ланг и его ученики. Ранние исследования Л-Ф. Ланга
(1898—1902 годы) относились к заболеваниям желудочно-кишечного тракта,
затем (1913) он выполнил ряд работ, посвященных туберкулезу легких, в
дальнейшем им и под его руководством выполнены кантальные исследования по
проблемам ревматизма, заболеваниям печени; в годы Великой Отечественной
воины опубликованы работы, касающиеся шока и коллапса, алиментарной
дистрофии, «блокадной гипертонии».
Несмотря на то, что клиническая деятельность Г. Ф. Ланга была
многообразной, центральное место в ней занимала разработка вопросов,
связанных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Его по праву считали
и считают одним из выдающихся кардиологов мира. Им было выдвинуто понятие о
функциональной кардиологии и гематологии.
Еще в 1914 году он выполнил важное исследование — значение пучка
Гиса, дал его клинико-анатомическое описание. Г. Ф. Ланг подробно изучил
такие разделы кардиологии, как учение о подостром септическом эндокардите,
ревматические поражения сердца и др. Под его руководством была проведена
серия исследований по проблеме так называемого периферического сердца;
значительное число работ было посвящено функции кровообращения,
атеросклерозу, сифилитическому аортиту и т. д.
Что касается функциональной гематологии, то здесь прежде всего
желательно подчеркнуть, что Г. Ф. Ланг установил существование
нейрогуморального аппарата, регулирующего функции системы крови В клинике,
им руководимой, изучался обмен железа и его значение в происхождении
анемий, лейкопении, тромбоцитопении, полицитемии. Г. Ф. Ланг одним из
первых ввел в клинику исследование ретикулоцитов как функционального
показателя эритропоэтической ткани, глубоко изучал гемолиз, роль селезенки
в системе крови, вопросы этиологии полицитемии.
Современные медики значительно расширили возможности функциональной
гематологии, что позволяет в настоящее время изучать функциональные
свойства отдельных элементов крови.
С именем Г. Ф. Ланга связано современное представление о сущности
гипертонической болезни. Учение о гипертонической болезни является наиболее
значительным вкладом Г. Ф. Ланга в развитие советской кардиологии.
В 1922 году он впервые высказал мысль о гипертонической болезни как
самостоятельном заболевании и установил его связь с нарушением центральной
нервной регуляции, указал на ведущее значение функциональных нарушений коры
головного мозга. Он писал, что происхождение гипертонической болезни
заключается в нарушении функций высших нервных отделов аппарата,
регулирующего артериальное давление Г. Ф. Ланг разработал классификацию
болезней сердечно сосудистой системы, в основу которой было положено четыре
основных принципа: этиологический, патологоанатомический, патолого-
физиологический, клинико-симптоматологический. Эта классификация была
принята XII Всесоюзным съездом терапевтов в 1935 году, она и ныне является
методическим образцом для создания классификаций различных внутренних
болезней.
Впервые в нашей стране Г. Ф. Ланг вводит в клиническую практику
определение скорости кровотока, физиологические методы исследования
гемодинамики, стремится к широкому использованию в клинике биохимии.
Г. Ф. Ланг подробно изучал заболевания миокарда и выдвинул
принципиально новое и важное понятие «дистрофия миокарда», предложил искать
решения проблемы поражений мышцы сердца в изучении биохимических изменений
в миокарде. При этом он исходил из того, что именно биохимические процессы
при различных патологических состояниях являются основным источником
возникновения у больных изменений электрокардиограммы. Результаты,
полученные при изучении биохимических процессов и биохимической структуры
миокарда при патологических состояниях — расстройстве кровообращения, ныне
подтвердили всю правильность представлений Г. Ф. Ланга.
Его учение об этиологии и патогенезе гипертонической болезни получило
и получает дальнейшее творческое развитие. Распространению основных идей
этого учения способствовала деятельность его учеников и, в частности,
одного из наиболее талантливых, действительного члена АМН СССР, профессора
А. Л. Мясникова.
Г. Ф. Ланг, подчеркивая роль и значение нервной системы, обосновал
механизм приступов грудной жабы на основе учения И. П. Павлова, что сейчас
находит объективные подтверждения. В 1921 году он впервые вводит термин
«мерцательная аритмия». Его монография «Гипертоническая болезнь», явившаяся
плодом 25-летного труда, была удостоена Государственной премии.
Перу Г.Ф.Ланга принадлежит около 100 научных трудов, освещающих
различные разделы внутренней медицины. Под его руководством было
опубликовано свыше 500 научных работ. Этот огромный список включает болезни
системы кровообращения, болезни системы крови, желу-дочно-кишечного тракта,
печени, почек, органов дыхания, эндокринной системы и вопросы преподавания
внутренней медицины, то есть он был терапевтом-клиницистом широкого круга
познаний. Его четырехтомный «Учебник внутренних болезней» (1926—1930 годы)
является настольной книгой терапевтов.
Преподавательская деятельность
Полноценная материальная база — учебные комнаты, аудитория,
лаборатории — позволила реорганизовать научно-педагогический процесс. Число
студентов по сравнению с дореволюционным периодом почти удесятерилось. К
концу курса каждый студент составлял историю болезни; она должна была
показать, насколько он овладел клиническим мышлением. Исключительное
внимание профессора к педагогической деятельности, подготовке врачебных
кадров наглядно проявлялось в том, как тщательно, каждый раз заново,
готовился он к своим лекциям (поэтому рабочих записей и набросков не
сохранял). Очень часто в процессе подготовки пользовался лекциями С. П.
Боткина, которые вообще были его настольной книгой. Он считал, что главное
— развивать у студентов и молодых врачей клиническое мышление: «Студент
должен не столько запоминать, как понимать болезни... Он должен научиться
правильно мыслить у постели больного». Читая в 20-х годах лекционный курс,
профессор за целый год демонстрировал всего несколько больных. Например,
больному крупозной пневмонией посвящалось 5—6 лекций, на которых
применительно к данному случаю подробно анализировались и отклонения со
стороны важнейших систем организма, и особенности заболеваний, имеющих
инфекционную природу. Такой подход к лекционному курсу был характерен для
школы Боткина.
Многие тысячи советских терапевтов учились на его лекциях, по его
книгам, ведущие терапевты нашей страны восприняли и продолжают развивать
принципы и взгляды, разработке которых он посвятил всю свою жизнь.
В лекциях Г. Ф. Ланг учил логически мыслить, приводил новейшие
научные данные исследований его клиники, данные отечественной и мировой
медицинской науки. Он учил всегда, в том числе и на клинических обходах,
часто касаясь серьезных научных вопросов, которые нередко перерастали в
темы специальных научных исследований.
Ф. Видаль утверждал, что «преподавать — это есть прежде всего
искусство выбирать и упрощать» .Нельзя сказать, чтобы лектор Г. Ф. Ланг
упрощал слушателям освоение предмета. Никакими ораторскими способностями он
не обладал, читал сложно, монотонно, с заметным акцентом. Поэтому единого
мнения студентов не было: часть их жаловались, что не могут слушать, другие
были увлечены энциклопедически богатым содержанием его лекций, их
фундаментальностью и утверждали, что они гениальны. При свободном в те годы
посещении лекций старая аудитория, человек на 200, не могла вместить всех
студентов и врачей, приходивших послушать Ланга.
Практические занятия со студентами были организованы так, что
преподавали все штатные и нештатные сотрудники. Утром к 9 часам в палату
приходил младший ординатор и смотрел больных со студентами. В 11 часов
старший ординатор, обязанности которого мог исполнять и ассистент клиники,
и экстерн (в зависимости от знаний, а не от официального положения),
проводил теоретический разбор больных.
На экзаменах профессор часто задавал «необыкновенные» вопросы — по
физике, химии, фармакологии, патофизиологии Он не стеснялся отправлять