И.И.КРЫЛОВ НА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОДАХ. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. (Сообщение на научно-практической конференции «И.И.Крылов. Художник. Педагог. Гражданин». Новочеркасск. 9 июня 2004 года)

И.И.КРЫЛОВ НА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОДАХ. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. (Сообщение на научно-практической конференции «И.И.Крылов. Художник. Педагог. Гражданин». Новочеркасск. 9 июня 2004 года)

И.И.КРЫЛОВ НА КАВКАЗСКИХ

МИНЕРАЛЬНЫХ ВОДАХ. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.

(Сообщение на научно-практической конференции

«И.И.Крылов. Художник. Педагог. Гражданин».

Новочеркасск. 9 июня 2004 года).

Символом Кавказских Минеральных Вод издавна стал Орел, терзающий

змею. Он же является главной фигурой в гербе Кавказских Минеральных Вод.

Основой этого символа давно уже стала скульптура Орла, установленного в

Пятигорске на Горячевой горе в начале ХХ века. А так как она вскоре была

«растиражирована» в скульптурах, рисунках, а затем стала символом, то

местные краеведы, историки долгие годы утверждали, что скульптура Орла на

месте выхода главного, Александровского источника, была установлена вовсе

не случайно и появилась здесь в 1903 году, то есть к 100-летию Кавказских

Минеральных вод. Символика скульптурной группы ясна: Орел – это лечебная

мощь целебных минеральных источников, змея – болезни, которые побеждаются с

помощью минеральной воды.

По последним разысканиям краеведа С.В.Боглачева, было установлено,

что на самом деле скульптура Орла появилась на Горячей горе раньше – в 1901

году, когда Дирекция Кавказских Минеральных вод решила устроить на Горячей

горе еще один курортный парк и украсить его различными скульптурами. Имя

создателя Орла – местного скульптора Л.К. Шодкого хорошо известно на КМВ,

так же как и его творчество. В последние годы достаточно неплохо прослежена

биография Шодкого.

Но с появлением скульптуры Орла связано еще одно имя – художника И.И.

Крылова – личности для местных историков совершенно неизвестной.

Занимаясь историей постройки казенных театров на Кавказских

Минеральных Водах в начале ХХ века мы обратили внимание на то, что в

оформлении сцен Лермонтовской в Пятигорске и Пушкинской в Железноводске

галерей (то есть казенных театров) принимал также участие некий художник

И.И. Крылов, которому затем была предоставлена возможность устроить в

Пятигорске персональную выставку. Сопоставив время установки скульптуры

Орла и устройство галерей – 1901-1902 годы мы высказали предположение, что

в одном и другом случае речь идет об одном и том же человеке.

Из публикации в местной прессе о персональной выставке Крылова в

Пятигорске удалось выяснить, что неизвестный нам художник учился в

Петербургской Академии художеств.

Изучив фонды архива Академии в Санкт-Петербурге С.В.Боглачев смог

выяснить некоторые детали биографии Крылова. Так в краевой курортной газете

появилась публикация «Орел на Горячей горе», где автор опубликовал

результаты своих исследований. Позже эта статья была включена в альманах

«Наследие» «Кавказские Минеральные Воды» (2004 г.), как важный фактический

материал для истории КМВ.

Однако никаких дополнительных сведений о пребывании этого художника

нам не было известно. А имя его привлекло наше внимание еще и потому, что

когда-то в Пятигорском музее «Домик Лермонтова» существовал портрет М.Ю.

Лермонтова, написанный неким художником Крыловым. История портрета до сих

пор остается загадочной, его следы затерялись уже в наше время. Однако

портрет этот был очень значим для Пятигорска. В Государственном музее-

заповеднике М.Ю. Лермонтова хранится ряд фотографий разных лет: 1910-20-х

годов с изображением различных торжеств, посвященных знаменательным

лермонтовским датам. На некоторых из них запечатлены депутации с портретом

одного и того же портрета Лермонтова. Нам было известно, что в

Лермонтовской галерее долгие годы висел над сценой портрет поэта, вероятно,

он же и запечатлен на фотографиях. Логично допустить, что его рисовал также

И.И.Крылов, одновременно с декорациями.

Но для этого нужны документальные доказательства.

Наши поиски привели в Новочеркасск, на родину художника И.И.Крылова,

в Музей истории Донского казачества. Для нас неожиданным оказался факт, что

в Новочеркасске существует мемориальный музей художника.

Надеемся, что совместная научно-исследовательская работа с

сотрудниками музея И.И.Крылова поможет стереть белые пятна и в истории

Кавказских Минеральных Вод.

В заключение приводим публикации в пятигорской газете «Кавказские

Минеральные Воды» за 1902 год о деятельности Крылова в нашем регионе.

Думаем, что они могут быть интересны и для изучения биографии художника в

Новочеркасске.

А.Н. Коваленко, зав.мемориальным

отделом Гос.музея-заповедника

М.Ю. Лермонтова, г. Пятигорск.

Приложение к сообщению.

«Театр и музыка».

На днях в «Лермонтовской галерее», г. Директором Минеральных вод с

участием многих служащих в Управлении Кавказских Минеральных Вод, и при

довольно многочисленной посторонней публике, состоялся осмотр и прием

театральных декораций, изготовленных и написанных художником И.И.Крыловым.

Осмотр декораций производился при электрическом свете, чтобы вернее судить

о производимом ими вечером впечатлении, причем применялись эффекты

красного, белого и синего света. Из осмотренных декораций, больше

напоминающая картину, передняя занавесь, изображающая чудный уголок

Адриатики с бело-мраморным дворцом на берегу моря, с красивой и воздушной

панорамой на заднем плане.

Удивительно хороша полная жизненной природы и воздуха лесная

декорация, задним планом которой служит занавесь с изображением

таинственной лесной прогалины с застоявшимся прудом, местами подернувшимся

зеленью с плавающими на нем водяными лилиями. Вода на этой декорации

изображена с реальностью, доходящей до иллюзии. Прекрасное впечатление

также оставляет декорация горной дали с воспроизведением грозно-величавой и

мощно-красивой природой Кавказа. Вполне художественные вещи представляют из

себя также декорации городской площади и внутренности тюрьмы. Остальные, -

также не разрушают приятного впечатления, оставленного перечисленными уже

декорациями. Невольно радуешься, что на долю этого театра выпала

возможность иметь не пачкотню ремесленников-декораторов, а декорации, более

чем наполовину, представляющие чисто художественный интерес. Этим же

талантливым художником выполнены декорации и в театре Железноводской

галереи.

Газета «Кавказские Минеральные Воды»,

1902 г., № 15, 15 мая, с.3.

«Обзор картинных выставок в Пятигорске».

К эстетическим наслаждениям кавказской природой, музыкой оркестров и

театральным развлечением нынешний сезон прибавил в Пятигорске две выставки

картин художников Крылова и Фетваджиана, иллюстрирующих своими

произведениями красоты Кавказских гор, необозримый простор нашей матушки

России и дающих своими жанровыми картинами сцены быта и нравов ее

бесчисленных народностей.

Переходя к обзору каждой выставки отдельно, надо заметить, что г-н

Крылов выставил по—преимуществу пейзажи и, как природный казак, из

Петербургской академии художеств вынес искусство передавать бесконечные

дали родных степей. Одна из капитальных его вещей: «Степь ковыльная»,

фигурировавшая на последней всемирной Парижской выставке, всего лучше

передает зрителю это волнующееся море травы, переливающееся серебром, под

горячими лучами летнего солнца, степные наездницы, гарцующие по-мужски в

своих ярких халатах живописно оживляют киргизскую степь. «Объездчики»

ранним утром приостановили своих коней и, кажется, залюбовались долиной

реки тянущейся красивыми зигзагами куда-то далеко-далеко. «Пора домой» -

интересный жанр: козел-вожак стада подошел к заснувшему пастуху и

остановился в раздумьи, можно-ли обеспокоить своего отдыхающего повелителя.

С соседнего холмика другой козлик наблюдает отважится ли старший вожак

разбудить их общего хозяина, а стадо овец еще мирно пасется, предоставляя

решить вопрос о возвращении на ночлег своим бравым вожакам. И снова на

десятки верст расстилается травянистая степь.

Кавказ с его величавыми горными вершинами дает художнику богатый

материал для солидных вещей; каковы: «утренняя заря», с блистающим снежным

Казбеком, или «аул в ущельи» сохраняющий живописные контуры былых времен,

когда не было еще настроено «дымных келий по уступам гор», или «долина

Терека у Владикавказа», рисующая мирный уголок, окруженный грандиозными

скалами.

Окрестности Пятигорска, Железноводска с мирным Машуком, грациозной

Бештау, дают целую серию интересных воспоминаний; не забыта и матушка

Москва, то в зимнем, то в летнем наряде: ее «Воробьевы горы», ее «Бутырки»,

переданы художником с характерно выбранных точек, москвичам не надо и в

каталог заглядывать, чтобы узнать монастырь, вагон конки, ожидающей

богомольцев, и разносчика, расставившего свой лоток около самого бульвара.

Перед нами не только картины, дающие абрисы известных местностей, но

передающие чарующую природу, навевающие настроение, подмеченное артистом.

Взгляните № 19: «Оттаяло», и этот весенний вечер переносит вас в иной мир,

где вечерние золотистые переливающиеся тона окрашивают все окружающее и

заставляют ярко блистать воду между растрескавшегося мелового льда. Картина

эта была на Берлинской художественной выставке. Из значущихся в каталоге 70

номеров некоторые состоят из нескольких эпизодов, но это далеко не все, что

создал художник, которого вещи ежегодно появляются на картинных выставках и

украшают дворцы: так у Государыни императрицы Марии Федоровны имеются

«Крымские берега у Ай-Тодора», у Великой княгини Ксении Александровны –

картина «Весна»; этюд к которой подарен художником в пользу Пятигорского

Благотворительного общества…

Газета «Кавказские Минеральные Воды»,

1902, № 84, 23 июля, с.2-4.



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать