И.И.КРЫЛОВ НА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОДАХ. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. (Сообщение на научно-практической конференции «И.И.Крылов. Художник. Педагог. Гражданин». Новочеркасск. 9 июня 2004 года)
И.И.КРЫЛОВ НА КАВКАЗСКИХ
МИНЕРАЛЬНЫХ ВОДАХ. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
(Сообщение на научно-практической конференции
«И.И.Крылов. Художник. Педагог. Гражданин».
Новочеркасск. 9 июня 2004 года).
Символом Кавказских Минеральных Вод издавна стал Орел, терзающий
змею. Он же является главной фигурой в гербе Кавказских Минеральных Вод.
Основой этого символа давно уже стала скульптура Орла, установленного в
Пятигорске на Горячевой горе в начале ХХ века. А так как она вскоре была
«растиражирована» в скульптурах, рисунках, а затем стала символом, то
местные краеведы, историки долгие годы утверждали, что скульптура Орла на
месте выхода главного, Александровского источника, была установлена вовсе
не случайно и появилась здесь в 1903 году, то есть к 100-летию Кавказских
Минеральных вод. Символика скульптурной группы ясна: Орел – это лечебная
мощь целебных минеральных источников, змея – болезни, которые побеждаются с
помощью минеральной воды.
По последним разысканиям краеведа С.В.Боглачева, было установлено,
что на самом деле скульптура Орла появилась на Горячей горе раньше – в 1901
году, когда Дирекция Кавказских Минеральных вод решила устроить на Горячей
горе еще один курортный парк и украсить его различными скульптурами. Имя
создателя Орла – местного скульптора Л.К. Шодкого хорошо известно на КМВ,
так же как и его творчество. В последние годы достаточно неплохо прослежена
биография Шодкого.
Но с появлением скульптуры Орла связано еще одно имя – художника И.И.
Крылова – личности для местных историков совершенно неизвестной.
Занимаясь историей постройки казенных театров на Кавказских
Минеральных Водах в начале ХХ века мы обратили внимание на то, что в
оформлении сцен Лермонтовской в Пятигорске и Пушкинской в Железноводске
галерей (то есть казенных театров) принимал также участие некий художник
И.И. Крылов, которому затем была предоставлена возможность устроить в
Пятигорске персональную выставку. Сопоставив время установки скульптуры
Орла и устройство галерей – 1901-1902 годы мы высказали предположение, что
в одном и другом случае речь идет об одном и том же человеке.
Из публикации в местной прессе о персональной выставке Крылова в
Пятигорске удалось выяснить, что неизвестный нам художник учился в
Петербургской Академии художеств.
Изучив фонды архива Академии в Санкт-Петербурге С.В.Боглачев смог
выяснить некоторые детали биографии Крылова. Так в краевой курортной газете
появилась публикация «Орел на Горячей горе», где автор опубликовал
результаты своих исследований. Позже эта статья была включена в альманах
«Наследие» «Кавказские Минеральные Воды» (2004 г.), как важный фактический
материал для истории КМВ.
Однако никаких дополнительных сведений о пребывании этого художника
нам не было известно. А имя его привлекло наше внимание еще и потому, что
когда-то в Пятигорском музее «Домик Лермонтова» существовал портрет М.Ю.
Лермонтова, написанный неким художником Крыловым. История портрета до сих
пор остается загадочной, его следы затерялись уже в наше время. Однако
портрет этот был очень значим для Пятигорска. В Государственном музее-
заповеднике М.Ю. Лермонтова хранится ряд фотографий разных лет: 1910-20-х
годов с изображением различных торжеств, посвященных знаменательным
лермонтовским датам. На некоторых из них запечатлены депутации с портретом
одного и того же портрета Лермонтова. Нам было известно, что в
Лермонтовской галерее долгие годы висел над сценой портрет поэта, вероятно,
он же и запечатлен на фотографиях. Логично допустить, что его рисовал также
И.И.Крылов, одновременно с декорациями.
Но для этого нужны документальные доказательства.
Наши поиски привели в Новочеркасск, на родину художника И.И.Крылова,
в Музей истории Донского казачества. Для нас неожиданным оказался факт, что
в Новочеркасске существует мемориальный музей художника.
Надеемся, что совместная научно-исследовательская работа с
сотрудниками музея И.И.Крылова поможет стереть белые пятна и в истории
Кавказских Минеральных Вод.
В заключение приводим публикации в пятигорской газете «Кавказские
Минеральные Воды» за 1902 год о деятельности Крылова в нашем регионе.
Думаем, что они могут быть интересны и для изучения биографии художника в
Новочеркасске.
А.Н. Коваленко, зав.мемориальным
отделом Гос.музея-заповедника
М.Ю. Лермонтова, г. Пятигорск.
Приложение к сообщению.
«Театр и музыка».
На днях в «Лермонтовской галерее», г. Директором Минеральных вод с
участием многих служащих в Управлении Кавказских Минеральных Вод, и при
довольно многочисленной посторонней публике, состоялся осмотр и прием
театральных декораций, изготовленных и написанных художником И.И.Крыловым.
Осмотр декораций производился при электрическом свете, чтобы вернее судить
о производимом ими вечером впечатлении, причем применялись эффекты
красного, белого и синего света. Из осмотренных декораций, больше
напоминающая картину, передняя занавесь, изображающая чудный уголок
Адриатики с бело-мраморным дворцом на берегу моря, с красивой и воздушной
панорамой на заднем плане.
Удивительно хороша полная жизненной природы и воздуха лесная
декорация, задним планом которой служит занавесь с изображением
таинственной лесной прогалины с застоявшимся прудом, местами подернувшимся
зеленью с плавающими на нем водяными лилиями. Вода на этой декорации
изображена с реальностью, доходящей до иллюзии. Прекрасное впечатление
также оставляет декорация горной дали с воспроизведением грозно-величавой и
мощно-красивой природой Кавказа. Вполне художественные вещи представляют из
себя также декорации городской площади и внутренности тюрьмы. Остальные, -
также не разрушают приятного впечатления, оставленного перечисленными уже
декорациями. Невольно радуешься, что на долю этого театра выпала
возможность иметь не пачкотню ремесленников-декораторов, а декорации, более
чем наполовину, представляющие чисто художественный интерес. Этим же
талантливым художником выполнены декорации и в театре Железноводской
галереи.
Газета «Кавказские Минеральные Воды»,
1902 г., № 15, 15 мая, с.3.
«Обзор картинных выставок в Пятигорске».
К эстетическим наслаждениям кавказской природой, музыкой оркестров и
театральным развлечением нынешний сезон прибавил в Пятигорске две выставки
картин художников Крылова и Фетваджиана, иллюстрирующих своими
произведениями красоты Кавказских гор, необозримый простор нашей матушки
России и дающих своими жанровыми картинами сцены быта и нравов ее
бесчисленных народностей.
Переходя к обзору каждой выставки отдельно, надо заметить, что г-н
Крылов выставил по—преимуществу пейзажи и, как природный казак, из
Петербургской академии художеств вынес искусство передавать бесконечные
дали родных степей. Одна из капитальных его вещей: «Степь ковыльная»,
фигурировавшая на последней всемирной Парижской выставке, всего лучше
передает зрителю это волнующееся море травы, переливающееся серебром, под
горячими лучами летнего солнца, степные наездницы, гарцующие по-мужски в
своих ярких халатах живописно оживляют киргизскую степь. «Объездчики»
ранним утром приостановили своих коней и, кажется, залюбовались долиной
реки тянущейся красивыми зигзагами куда-то далеко-далеко. «Пора домой» -
интересный жанр: козел-вожак стада подошел к заснувшему пастуху и
остановился в раздумьи, можно-ли обеспокоить своего отдыхающего повелителя.
С соседнего холмика другой козлик наблюдает отважится ли старший вожак
разбудить их общего хозяина, а стадо овец еще мирно пасется, предоставляя
решить вопрос о возвращении на ночлег своим бравым вожакам. И снова на
десятки верст расстилается травянистая степь.
Кавказ с его величавыми горными вершинами дает художнику богатый
материал для солидных вещей; каковы: «утренняя заря», с блистающим снежным
Казбеком, или «аул в ущельи» сохраняющий живописные контуры былых времен,
когда не было еще настроено «дымных келий по уступам гор», или «долина
Терека у Владикавказа», рисующая мирный уголок, окруженный грандиозными
скалами.
Окрестности Пятигорска, Железноводска с мирным Машуком, грациозной
Бештау, дают целую серию интересных воспоминаний; не забыта и матушка
Москва, то в зимнем, то в летнем наряде: ее «Воробьевы горы», ее «Бутырки»,
переданы художником с характерно выбранных точек, москвичам не надо и в
каталог заглядывать, чтобы узнать монастырь, вагон конки, ожидающей
богомольцев, и разносчика, расставившего свой лоток около самого бульвара.
Перед нами не только картины, дающие абрисы известных местностей, но
передающие чарующую природу, навевающие настроение, подмеченное артистом.
Взгляните № 19: «Оттаяло», и этот весенний вечер переносит вас в иной мир,
где вечерние золотистые переливающиеся тона окрашивают все окружающее и
заставляют ярко блистать воду между растрескавшегося мелового льда. Картина
эта была на Берлинской художественной выставке. Из значущихся в каталоге 70
номеров некоторые состоят из нескольких эпизодов, но это далеко не все, что
создал художник, которого вещи ежегодно появляются на картинных выставках и
украшают дворцы: так у Государыни императрицы Марии Федоровны имеются
«Крымские берега у Ай-Тодора», у Великой княгини Ксении Александровны –
картина «Весна»; этюд к которой подарен художником в пользу Пятигорского
Благотворительного общества…
Газета «Кавказские Минеральные Воды»,
1902, № 84, 23 июля, с.2-4.