Ильин И.А.
П Л А Н.
Введение.
1. Жизненный и творческий путь И.А. Ильина.
2. О принятии сердцем, как форме истинной религиозности (по работе И.А.
Ильина “Аксиомы религиозного опыта”).
Заключение.
Сноски и примечания.
Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Издавна жизнь человека тесно переплеталась с религиозными
верованиями, в результате чего накапливался особый религиозный опыт. Этот
опыт требует от человека благоговейного внимания и бережного творческого
отношения : верующий должен заботиться о своей вере, о своей духовной
системе и о богосоответствии своего опыта.
Религиозному человеку необходимо одухотворять, очищать, укреплять,
углублять и образовывать свой духовный опыт иначе сила естественных
потребностей, давление житейских обстоятельств, расчетов, интересов и
компромиссов ослабеет, исказят и выродят этот драгоценный опыт и незаметно,
из поколения в поколение, приведут его к немощи и разложению. Именно это и
происходит с современным человечеством : у него остались догматы, учения и
обряды, но религиозный опыт его утрачивает свою жизнь, подлинность и
искренность, силу своего огня и света; а эта немощь лишает его идейной и
жизненной силы и делает его растерянным в борьбе с восставшим и
воинствующим безбожием. Современное человечество богато “православными
“,“католиками” и “протестантами”, им христианство чуждо и непонятно. А те
люди, которые называют себя христианами - христиане лишь по имени, они
лишены религиозного опыта и даже не осознают его сущности. И эта
своеобразная безрелигиозность религиозно - сопричисленных людей все меньше
тревожит нас. А это свидетельствует о глубине переживаемого нами духовного
религиозного кризиса. И чтобы выйти из этого кризиса, необходимо вернуться
сначала умственным взорам, а потом цельной душой к живым пленникам сущей
религиозности и пережить, в меру своих сил, вместе с ними их опыты, чтобы
затем сравнить его со скудным опытом наших дней и сделать соответствующие
выводы. Они веровали иначе потому, что иначе любили, иначе созерцали, иначе
видели, по иному молились, иначе вкладывались волей, не так мыслили и не
так строили свою жизнь. Их верование прежде всего было цельно : целостно
охватывало их существо, и целостно определяло их действия. А целостность
веры есть аксиома подлинного религиозного опыта.
Я считаю, что эта проблема на сегодняшний день актуальна, ведь жизнь
человека потерявшего веру теряет всякий смысл. И сейчас предпринимаются
попытки решения этой проблемы. Такие философы как И. Смирнов, В. Ю.
Верещагин, Н. П. Полторацкий в своих работах обращаются к наследию Ивана
Александровича Ильина, пытаются воскресить его идеи, взгляды и убеждения.
Но несмотря на все это, степень разработки данной проблемы крайне низка.
Этот вопрос мало освещен в работах современных философов, а об авторе, т.
е. И. А Ильине, о человеке, который является по сути последним защитником
чистоты православия, отстаивавшего право народа на самобытное национальное
сознание. На сегодняшний день просто забывают.
Поэтому основная цель моей работы - философски обсудить проблему
православия религии, как одной из основных черт русского национального
характера, выделенную И.А. Ильиным. Задачи, которые я перед собой ставлю :
Представить И. А. Ильина как православного философа и мыслителя на основе
историко - биографического анализа его творчества.
Дать характеристику истинной религии по произведению И.А.Ильина “Аксиомы
религиозного опыта”.
1. Жизненный и творческий путь И. А. Ильина
Иван Александрович Ильин выдающийся русский философ, правовед,
Литературный критик, православный мыслитель родился 28 марта 1883 года в
потомственной дворянской семье. Отец Ильина - Александр Иванович,
губернский секретарь, присяжный поверенный округа Московской судебной
палаты ; дед - Иван Иванович полковник, служил начальником кремлевского
дворца. Мать Ильина - Екатерина Юльевна, урожденная Швейкерог. Дед по
матери - Юлиус Швейкерг был коллежским советником. Таковы русская и
немецкая ветви рода Ильина.
С детства на формирование личности исследователя и мыслителя оказывали
воздействие нравственная среда и духовная атмосфера, царившие в его семье.
Впоследствии, в тяжелые минуты жизни, Ильин нередко обращался как бы ища
совета, к памяти своего глубоко почитаемого деда и всегда получал
требуемую духовную поддержку. С детской поры закладывались в сознании
ребенка, вызревая с годами в убежденность и жизненную позицию,
представления об основах духовности. Росло понимание, что овладение
свободой - дело сугубо личное, результат раскрепощения собственной души и
движение навстречу любви. Постепенно складывалось и крепкое сознание, что
духовность есть ключ к истинному счастью.
Ильин родился в Москве, вырос в этом городе, с юности впитывал его
дивные природные, исторические и религиозные ароматы. Глубоко воспринял он
неиследуемые и неописанные влияния национальной истории, религиозных
сокровищ древней русской столицы. Навсегда он и остался москвичом, русским
человеком, чья судьба неотъемлема от Москвы.
Учился Иван Александрович легко и успешно. В 1901 году окончив с
золотой медалью знаменитую Первую московскую гимназию, он поступает в
университет на юридический факультет. В этот период Ильина интересуют
философские и государственные вопросы. Он пытается разобраться в философии
Канта, в его взглядах на таинственную, а потому особенно притягательную
“вещь в себе” . В 1906 году Иван Александрович оканчивает высшее учебное
заведение России с получением кандидатской степени и остается при кафедре
энциклопедии права и истории философии права для подготовки к
профессорскому званию. За три года он написал 6 работ : “О научении Фихте
Старшего” издания 1794 года ; “Учение Шеллинга об Абсолютном” ; “Идеи
конкретного и абстрактного в теории познания Гегеля” ; “Идеи общей воли у
Жан Жака Руссо” ; “Метафизические основы учения Аристотеля о Doulos Fydei”
; “Проблема метода в современной юриспруденции”.
В 1909 году И. А. Ильин сдал магистерские экзамены, прочитал две
испытательные лекции - и только после этого был утвержден в звании приват -
доцента юридического факультета. С этого года начинается его
преподавательская деятельность. Затем Ильин проводит два года в научной
командировке за границей. В основном она прошла в знаменитых университетах
Германии - в Гейдельберге , Фрайбурге, Берлине . Побывал он и в Париже, в
цитадели французского просвещения Сорбоне. Вернувшись в 1912 году на
родину, Иван Александрович погружается в активную педагогическую
деятельность и не оставляет ее вплоть до своего изгнания в 1922 году.
1918 год знаменателен для Ильина публичной защитой магистерской
диссертации “Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека”,
по итогам которой соискателю единогласно Ученым советом были присуждены
сразу обе степени - магистра и доктора государственных наук. Научный и
общественный авторитет Ильина ширился и все увереннее заявлял о себе. Но
его научная работа, общение со студентами выходили из общего процесса ломки
и переустройства общества в условиях свершившийся революции ; власть не
нуждалась в таком правоведе. Их не устраивали не только научные воззрения
философа и юриста - неприемлемы были его идеологические взгляды и
политическая позиция. Иван Александрович Ильин был убежденным и активным
противником большевиков, это и послужило основанием для неоднократных
репрессивных мер против ученого. За четыре с половиной года его брали под
стражу шесть раз. Последний арест - приговор по 58 - й статье УК РСФСР к
расстрелу, но в последний момент смертная казнь была заменена пожизненным
изгнанием из Отечества.
Так, в октябре 1922 года Ильин оказался в Германии. Началась первая
половина его эмигрантской жизни. Иван Александрович стал одним из
основателей Русского научного института в Берлине (1923 г.), где работал
профессором до июня 1934 года, а в 1923 - 24 г.г там же исполнял
обязанности декана юридического факультета. В 1924 году его избирают
членом - корреспондентом Славянского института при Лондонском университете.
Одновременно И. А. Ильин выступал с многочисленными публичными лекциями по
всей Европе - Франция, Бельгия, Чехословакия, Австрия, Югославия, Латвия,
Эстония и другие страны.
Ширился круг научно - познавательных интересов. Стараясь осмыслить
происходящее с родной Россией, Ильин ищет истину не только в изучении
реальных исторических процессов, подвергая скурпелезному анализу
экономические, государственные системы прошлого, но не менее настойчиво
стремится проникнуть в природу философии, экономику, истоки и механизмы
морали. Ученый исходил из того, “что кризис, приведший Россию к
порабощению, унижению, мученичеству к вымиранию”, был в основе своей не
просто “политический и не только хозяйственный, а духовный”.
В эти годы И. А. Ильин пишет свои лучшие произведения, посвященные
широчайшему кругу вопросов из области философии, права, истории,
литературы. Однако и в Германии история брала свое. К власти пришли
нацисты. Ильина изгоняют из Русского института, запрещают ему всякие
публичные выступления, не допускают издания его статей и книг,
конфисковывают печатные работы. Помимо духовного насилия нацисты прибегли и
к другим инквизиторским средствам : семью ученого фактически обрекают на