Исторический портрет Бориса Ельцина

стоивших 10 тысяч рублей, которые вскоре начали продаваться по 6-8 тысяч

рублей.

А приняло ли население реформы? В этом вопросе разные слои населения

показали себя по-разному. Молодое поколение – в целом да, т.к. в реформах

они видели для себя больше возможностей, пожилое – скорее нет.

Принятие конституции.

Одним из важнейших достижений Бориса Ельцина является принятие новой

демократической Конституции. Для разработки президентского проекта в конце

весны 1993 года Борисом Ельциным было созвано Конституционное Совещание. В

Совещании приняло участие более 700 человек, представлявших партийную,

властную региональную, местную, экономическую и бюрократическую элиты.

Многие из участников не имели никаких профессиональных знаний в области

законотворчества. Но несмотря на столь разнообразный состав, в итоге

удалось договориться.

В этом проекте закреплялась смешанная форма президентской и

парламентской республики. Во многом, президентский проект представлял собой

компиляцию западных норм, лишь статьи о Федеральном устройстве были

написаны полностью самостоятельно. Были созданы гарантии против нового

культа и режима личной власти путем четкого баланса власти между

президентом и парламентом. Но на последнем этапе редакционная комиссия

внесла ряд изменений, которые определили сильный перекос в сторону

президентской власти. Заключительный вариант проекта был подписан

участниками во Дворце Съездов Кремле.

21 сентября 1993 года Президент России Борис Ельцин выступил по

телевидению с обращением к народу Федерации. Он сообщил, что подписал указ

о прекращении деятельности Верховного Совета России и назначил выборы в

Государственную Думу. В указ были включены поправки к действующей

Конституции. Президент осознавал, что этот акт неконституционен, но он не

видел другого выхода из политического кризиса.

В ответ Верховный совет РФ принял решение отстранить Ельцина от

занимаемой должности, и около 150 народных депутатов отказались подчиниться

указу и заперлись в здании парламента. 4 октября после обстрела здания

танками начался исход обитателей парламента.

Так почему же Ельцин пошел таким путем? Это можно объяснить тем, что

он попал в парламентский капкан: шантаж импичментом становился в борьбе с

президентом главным оружием Хасбулатова и всего парламента в целом. Ельцин

«не импичмента боялся, а именно простого русского слова «сняли». Или еще

как-нибудь похлеще». В этой цитате из книги «Записки президента» видно одно

из его качеств, благодаря которому он столь успешно боролся за власть –

интуитивное понимание психологии российских людей. Решение о роспуске

парламента, как утверждает Ф. Бурлацкий, «было сугубо личным решением,

выношенным в глубине сердца, выстраданным в полемике, борьбе, перенесенных

оскорблениях со стороны депутатов» [1, 261].

12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята новая

Конституция Российской Федерации. За принятие этой Конституции

проголосовало 58,4 процента избирателей. Возможно, именно из-за того, что

сопротивление противников новой Конституции оказалось по-настоящему

кровавым, основной закон получился не без недостатков, но все же заслуга

Ельцина в принятии и создании, или, по крайней мере, попытке создания

Конституции, которая гарантировала бы основные демократические права и

свободы граждан, а также давала бы законодательную базу для продолжения

демократических реформ очевидна. Новая Конституция – это продукт борьбы за

власть того времени, продукт противоречий сторонников реформ и их

противников, а также результат воли президента России.

Война в Чечне.

Поддавшись влиянию своего ближайшего окружения и поверив военному

командованию, которое убедило президента в быстрой и малоболезненной победе

(«Грачев клялся президенту молниеносно провести операцию в Чечне»,

«сделал президента заложником чеченской авантюры» [6]), Ельцин издает указ

о вводе войск в раздираемую внутренними проблемами Чечню, который обернулся

огромным количеством тяжелейших последствий. Но в то же время я считаю

абсолютно правильным его решения ввести войска в Чечню после нескольких

терактов, совершенных чеченскими боевиками. Даже под давлением западных

стран Ельцин раз приняв решение не стал его менять. Это положило начало

первой чеченской войне, завершившейся лишь в конце 1996 г. Подписанное в

ноябре 1996 г. между российским и чеченским руководством соглашение о мире

предусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение в

республике президентских выборов.

Пожалуй, не стоит упоминать обо всех перипетиях первой войны в Чечне.

Упоминания стоят такие страшные и унизительные для всей страны и правящей

верхушки, в первую очередь Ельцина, моменты, как захват террористами

Кизляра, позже – Буденовска.

В вопросах войны в Чечне, едва ли не впервые в своей политической

карьере Б. Ельцин пошел на поводу у своих приближенных, за что и поплатился

резким снижением доверия к себе народа.

Экономический кризис 1998 года.

В августе 1998 года произошло то, чего многие уже давно ждали: рухнула

под собственной тяжестью «картонная» (на самом деле не представлявшая собой

рыночную) экономика. Произошло это несмотря на заявления Б. Ельцина. Вскоре

после этого был объявлен т.н. дефолт. Правительство приняло решение строить

истинно рыночную экономику, процесс создания которой длится до сих пор.

Это событие показало, что невозможно жить в «виртуальной» экономике

слишком долго, рынок всегда возьмет верх.

Внешняя политика.

Перед новой независимой Россией стояли очень трудные и масштабные

задачи. И наиболее заметными и осознанными стали достижения России во

внешней политике. Было фактически прекращено состояние «холодной войны»,

снята угроза глобального военного конфликта социалистического Востока и

капиталистического Запада. Прекратилась идеологизация внешней политики, а

вместе с ней и поддержка антиамериканских режимов в «третьем мире», и

вдохновление региональных конфликтов. Но военно-политические уступки

проводились зачастую в одностороннем порядке и не сопровождались реальной

интеграцией Советского Союза в мировые сообщества. СССР постепенно

утрачивал свои позиции мировой державы, а новой России это предвещало

серьезные внешнеполитические проблемы.

После распада СССР внешняя политика разделилась на два направления:

отношения с независимыми государствами, бывшими ранее союзными республиками

– «ближним зарубежьем», и отношения с государствами, ранее являвшимися

«внешними» для СССР – «дальним зарубежьем».

Россия и «дальнее зарубежье»

Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее

политические и экономические связи с внешним миром. Внешнеполитическая

концепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение

территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных

условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество.

Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего

Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса

реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными

странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств

преодоления хозяйственного кризиса в стране.

После августовских событий 1991 года началось дипломатическое

признание России. Для переговоров с российским президентом прибыл глава

Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит

Б.Н. Ельцина за рубеж – в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе

к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского

Сообщества. В 1993-1994 годах были заключены соглашения о партнерстве и

сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией.

Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе

«Партнерство во имя мира». Страна была включена в состав Международного

валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об

отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 году Россия вступила в

Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав

человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали

действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.

Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России.

Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и

распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентацию

внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен

режим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постоянными

экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской

Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии

России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и

Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические

предприятия и сельскохозяйственные объекты.

Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по

территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу.

Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам.

Ответными предметами торговли выступали медикаменты, продовольственные и

химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской

торговли сократилась к 1994 г. до 10%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать