перед кем нам целовать , когда государя тут нет ?” Прямее высказался
окольничий Федор Адашев , отец царского любимца : “ Тебе ,государю, и сыну
твоему , царевичу князю Димитрию , крест целуем , а Захарьиным , Даниле с
братьею , нам не служить ; сын твой еще в пеленках , а владеть нами будут
Захарьины , Данила с братьею ; а мы уж от бояр в твое малолетство беды
видали многие”. Но к вечеру поцеловали крест Димитрию следующие бояре :
князь И.Ф. Мстиславский , князь В.И.Воротынский , И.В.Шереметев ,
М.Я.Морозов , князь Дмитрий Палецкий , дьяк И.М.Висковатый и др.[5]
Откровенно предпочитали служить Владимиру Андреевичу Старицкому
князья П.Щенятев , И.И.Пронский , C. Лобанов - Ростовский , Д.И.Немой ,
И.М.Шуйский, П.С.Серебряный, С.Микулинский , Булгаковы. Бояре покорились
только после заявления царя , что к присяге он приводит сам и велит служить
Дмитрию , а не Захарьиным.[6]
По известию одной летописи , бояре насильно заставили присягнуть князя
Владимира Андреевича , обьявивши ему , что иначе не выпустят из дворца ; к
матери его посылали трижды с требованием , чтобы и она привесила свою
печать к крестоприводной записи.”И много бранных речей она говорила . И с
тех пор пошла вражда , между боярами смута , а царству во всем скудость “,
- говорит летопись.[7]
7 августа 1560г. после болезни умерла Анастасия. Ее смерть потрясла
Ивана Васильевича. Анастасия занимала особое место в его жизни - он любил
ее и уважал как самого близкого человека. Окружение Ивана 4-го
воспользовалась состоянием его полной растерянности тупого отчаяния и
пустило слух ,что Анастасия умерла не своей смертью, что “извели царицу
своими чарами” Сильвестр и Адашев. Этого было достаточно - царь решил
судить оговоренных заочно.
Церковный собор осудил Сильвестра на заточение в Соловки (по видимому
он там и умер ). Алексей Федорович тоже не избежал печальной участи ; его
взяли под стражу, перевезли в Дерпт, где он и умер в заточении в 1561г.
Потом начались массовые казни. Сторонники Сильвестра и Адашева, все
близкие и дальние родственники Алексея Федоровича , многие знатные бояре и
князья, их семьи, включая детей - подростков, были либо физически
уничтожены, либо отправлены в заточение, несмотря на их заслуги в прошлом.
Карамзин восклицал в связи с этим:”Москва цепенела в страхе. Кровь лилась,
в темницах, в монастырях стенали жертвы!..”
Теперь у государя появились новые любимцы. Среди них особенно
выделялись боярин Алексей Данилович Басманов, его сын кравчий Федор
Басманов , князь Афанасий Иванович Вяземский и незнатный дворянин Григорий
Лукьянович Малюта Скуратов-Бельский. Этот последний был довольно колоритной
фигурой. Малюта ведал у Ивана Грозного сыском и пытками. Однако , несмотря
на это, сам Малюта был неплохим семьянином. Одна из его дочерей , Мария,
была замужем за выдающимся человеком того времени- Борисом Годуновым. Умер
Малюта Скуратов на поле боя - немцы изрубили его на стене крепости
Витгенштейн в Ливонии во время штурма в 1573 году.
... Массовые казни вызвали бегство многих московских бояр и дворян в
чужие земли. Ивана Грозного особенно поразило и вывело из себя
предательство Андрея Курбского, которого он ценил не только как
заслуженного воеводу и ближайшего государственного советника, но и как
личного и доверенного друга. И вот - неожиданная измена! И не просто
измена , а позорное бегство русского воеводы с поля боя в стан неприятеля в
один из самых трудных для России моментов в ее затянувшейся войне с
Ливонией ! Польский король милостиво принял Курбского , сохранил за ним все
его высокие почести и пожаловал богатым имением.
“Между царем и боярами шла глухая распря . Она превратилась в
жестокое гонение на бояр после бегства в Литву князя А. М.Курбского”
(Платонов).[8]
Сам Курбский впоследствии писал, что бежал , опасаясь готовящейся
над ним расправы. В письме к царю он осуждал его за разгон Избранной рады,
за самовластие. Иван Грозный истребил близких родственников Курбского,
брошенных им в Москве, отомстив недругу.
В ответе на гневное послание Курбского Иван 4 исчерпывающе и лаконично
изложил кредо самодержца : неограниченность воли монарха, власть которого
санкционирована церковью и Богом, и полное подчинение божественной воле
монарха всех подданных.
Иван Грозный говорит о своем праве на самодержавный престол, праве
древнем , неизменном, неутраченном :” Самодержавства нашего начало от
святого Владимира : мы родились на царстве , а не чужое похитили “.[9]
...Иван Грозный придумывает невиданное на Руси лицедейство-добровольно
оставляет трон и покидает царствующий град Москву. Эта царская игра имела
свой политический смысл.
В воскресенье 3 декабря 1564г. Иван со своими детьми и царицей под
охраной и в сопровождении большого обоза уехал из Кремля “неведомо куда
бяше”. Он отслужил молебен в Троице - Сергиевом монастыре , а затем отъехал
в Александрову слободу, где обосновался надолго.Через месяц Иван Васильевич
прислал в Москву гонца с двумя грамотами. Первая,” гневная” грамота была
направлена митрополиту Афанасию. В ней государь описывал все беззакония
боярского правления, перечислял вины бояр и обвинял митрополита и
духовенство в зловредном пособничестве боярам. Вторая, ”слезная”, грамота
предназначалась “посаду, всем людям” и читалась в собрании народа . В этой
грамоте царь заверял московских посадских людей в том , что зла и гнева на
них не держит , явно стремясь заручиться их поддержкой.
Отъезд царя ошеломил столицу. Духовенство, бояре,сановники,
приказные люди просили митрополита умилостивить государя.Чтобы “ударить
челом царю и плакаться”, в Александрову слободу отправилась
представительная делегация от духовенства ,бояр, дворян, приказных людей,
купцов и посадских. Выслушав этих посланцев “всего народа”, Иван Грозный
согласился вернуться в Москву, но на определенных условиях.В самом общем
виде они заключались в следующем: отныне царь будет по своему
усмотрению”невозбранно казнить изменников опалою, смертию, лишением
достояния”,без всяких претензий со стороны духовенства.
2 февраля 1565г. Иван Васильевич торжественно въехал в столицу , а
на другой день объявил духовенству, боярам и знатнейшим чиновникам об
учреждении опричнины.
Что же такое опричнина Ивана Грозного? Термин “опричнина”
происходит от старославянского “опричь”- кроме, поэтому опричников называли
еще кромешниками. В Древней Руси опричниной называли ту часть княжества ,
которую после смерти князя выделяли его вдове “опричь” всех уделов. Царская
реформа включала три группы мероприятий:
1.В системе централизованного государства Иван Васильевич выделил
“опричь” всей земли значительные территории на западе, севере и юге страны,
которые и составили его особое личное владение- государев узел или
опричнину. Верховное управление и суд в государевом уделе осуществляла
опричная Боярская дума. В опричнину вошли города Можайск, Вязьма, Козельск,
Перемышль, Суздаль, Шуя, Галич, Юрьевец, Вологда, Устюг, Cтарая Русса и ряд
высокодоходных волостей. К опричнине отошли важные торговые пути на север и
восток, основные центры соледобычи и стратегически важные форпосты на
западных и юго-западных границах. Из всех городов, уездов, волостей и с
улиц, перешедших в государственный удел , надлежало насильственно выселить
всех князей, бояр, дворян и приказных людей, если они добровольно не
записывались опричниками.
2.Для своей охраны государь создал из князей , бояр, дворян и детей
боярских гвардию телохранителей. Первоначально опричный корпус не превышал
1000 человек, но вскоре особое войско было доведено до 5000 человек. Отбор
опричников производил сам Иван Васильевич в торжественной обстановке в
Большой палате Кремлевского дворца. Каждый опричник отрекался от своих
родных и обязывался служить только царю.За все это государь жаловал всех
отобранных имениями и землей в тех городах и волостях, откуда выселялись
князья, бояре, дворяне и приказные люди, не пожелавшие вступить в
опричнину...Опричники носили черную одежду. К седлу они прикрепляли собачью
голову и метлу. Это были знаки их должности , состоявшей в том , чтобы
выслеживать, вынюхивать и выметать измену и грызть государевых злодеев -
крамольников. Князь Курбский в своей Истории царя Ивана пишет , что царь
со всей Русской земли собрал себе “человеков скверных и всякими злостью
исполненных” и обязал их страшными клятвами не знаться не только с друзьями
и братьями , но и с родителями , а служить единственно ему и на этом
заставлял их целовать крест.[10]
3.Та часть государства ,которая осталась за пределами государева удела-
опричнины , стала именоваться земщиной. Текущими государственными делами
здесь по прежнему занималась земская Боярская дума и приказы, но часть
дьяков царь взял в опричнину. Высшей инстанцией и в судебных делах, и в
области международных отношений , как и прежде ,был царь.
4 февраля 1565г.,т.е. на второй день после учреждения опричнины,
началась новая полоса жестоких расправ за “великие изменные дела” с теми ,
кто до сих пор исправно служил государю. Одних бояр и князей казнили ,
других постригли в монахи и сослали в отдаленные монастыри и т.д. Имущество
всех опальных было конфисковано. Опричники громили боярские дома ,
растаскивали имущество, угоняли крестьян.
Есть все основания думать ,что опричники расправлялись с неугодными
царю лицами!..
Очевидно,царь видел в своем двоюродном брате Владимире Старицком
главного противника.В 1556 г. он отобрал у своего кузена в орпичнину
значительную часть его удела.Таким образом Иван Грозный лишил старицкого
князя последней опоры - поддержки старицких феодалов. Итак, главная цель
ведения опричнины- борьба с пережитками политической децентрализации.
Опричный террор наносил безжалостные удары не только по боярской и
княженской знати, но и по всему населению тех владений, куда врывались