Мамин-Сибиряк Д.Н.

Мамин-Сибиряк Д.Н.

РЕФЕРАТ

по истории

Тема: «Мамин-Сибиряк Д.Н.»

Группа 306

Выполнила: Степанова И.В.

Красноуральск

2000 г.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852 - 1912)

Родился в Верхотурском уезде Пермской губернии. Учился на ветеринарном

факультете Медико-хирургической академии (1872-76) и на юридическом

факультете Петербургского университета (1876-77).

В 1877 прервал учебу и уехал на Урал. Вернулся в Петербург в 1891 известным

писателем: романы "Приваловские миллионы"(1883), "Горное гнездо"(1884) и

др. Заведовал отделом художественной литературы в журнале "Мир божий".

Жил в Петербурге (1891-93; 1908-12), в Царском Селе (1894-99, 1902-1908)

и в Павловске.

Умер в Петербурге. Был похоронен на Никольском кладбище Александро-

Невской лавры. В 1956 прах и памятник перенесены на Волковское православное

кладбище (Литераторские мостки, площадка писателей).

В творчестве Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка (1852 - 1912)

исследователи обычно выделяют два основные "тематические русла": тему

интеллигенции и "уральскую летопись". Тем не менее авторы "Очерков русской

литературы Сибири" впервые ставят вопрос о своеобразии сибирской темы в

художественной интерпретации писателя. При этом они замечают : "Мамин

считал себя "сибиряком", так как родился в Висимо-Шайтанском заводском

поселке, расположенном в Верхотурском уезде, а Верхотурье в начале

восемнадцатого столетия входило в состав Сибирской губернии. Важно и то,

какой псевдоним избирает для себя писатель - "Сибиряк".

Но есть и более значительные причины, вызывающие исследовательский

интерес к творчеству Д.Н. Мамина-Сибиряка с точки зрения раскрытия

сибирской темы. С одной стороны, в его романах, рассказах и повестях

возникает образ Сибири как географического, природного, социально-

экономического пространства. Его отличает особый нравственный уклад жизни:

так в романе "Хлеб"(1895) действие часто происходит в городе Тюмени -

центре пароходостроительства, на сибирских реках Иртыше, Туре, Тоболе; в

Западную Сибирь отправляются герои романа "Без названия"; в рассказах

"Зимовье на Студеной", "Старый шайтан" и других повествуется об обычаях и

образе жизни вогулов и т.п. С другой стороны, в творчестве этого писателя,

может быть, впервые в русской литературе складывается "живой образ края".

Не случайно, объясняя особенности романного мышления Д.Н.Мамина-Сибиряка,

Н.И. Пруцков пишет о том, что автору удается "роман о целом крае, о потоке

жизни".

Интересно, что сам Мамин говорил о себе как о художнике "еще

нарождающегося отдела беллетристики - областного" (1886). И потому, может

быть, для Михаила Пришвина Д.Н. Мамин и его творчество ассоциируются с

национальным чувством, родиной: "Не надо гоняться за Александром Невским

или выкапывать "Слово о полку Игореве". Достаточно развернуть любую книгу

Мамина, понять - и родина будет открыта. Современники не поняли Мамина

потому, что в любой его книге культура Отца - Патрио-тизм" .

"Открытие родины" у Мамина, несомненно, происходит и на уровне

изображения мира природы. Тем более , что понятие это для писателя - одно

из важнейших, так как включает в себя не только представление о гармонии и

красоте , но и выступает в качестве "конфликтного" по отношению к миру

человека явления.

Вряд ли можно согласиться с авторами работы "Сибирская тема в

творчестве Д.Н.Мамина-Сибиряка", которые рассматривают роман писателя

"Хлеб" вне его сибирской конкретики, совсем не упоминают о романе "Без

названия", рассказе "Зимовье на Студеной" и т.д.

Олицетворением Сибири в романе Д.Н.Мамина-Сибиряка "Без

названия"(1894) становится образ Ермака. Мотив пути, реализующийся в

путешествии Окоемова сначала в уральские, а потом и сибирские земли

перекликается с мотивом "покорения Сибири" Ермаком. На это указывает и

напряженный поиск заглавия к роману. Мамин перечеркивает в "Записных

книжках" названия "Богатырь" и "На Восток", желая избежать в этом случае

слишком явных аналогий. И тогда роман получает необычный заголовок - "Без

названия", а мотив "покорения новых земель" воплощается в имени Окоемова -

Василий Тимофеевич- тезки Ермака. Вопрос об историческом имени Ермака до

сих пор вызывает споры среди исследователей. Из пяти существующих вариантов

Мамин-Сибиряк выбирает имя Василий, и в его очерке "Покорение Сибири" Ермак

назван Василием Тимофеевичем .

Подобно Ермаку, Василий Окоемов отправляется в Сибирь с целью

завоевания новых земель. После поездки в Америку Окоемов решает доказать

миру, что и русский интеллигент ("лишний" человек) способен в деятельности

реализовать свой высокий нравственный потенциал. Тема освоения новых земель

в романе переплетается с темой пробуждения личности.

В героях Мамина-Сибиряка "растворены" и "действуют" самые разные

начала: социальный, исторический, природный, национальный миры. Интересный

прием использует писатель в романе "Без названия". Путешествуя по России,

его герои "наблюдают" портреты русских лиц, встречающихся им. Воссоздавая

эти портреты, автор отмечает проявляющиеся черты нации : русской,

башкирской и т.д.; и черты жителей конкретного края: Урала, Сибири,

Центральной России: "Начали попадаться типичные сибирские физиономии -

скуластые, ширококостные, узкоглазые. Окоемов про себя любовался этими

квадратными лицами, окладистыми бородами, недоверчиво-упрямыми взглядами -

все говорило о сибирском упрямстве и промысловой хитрости. Это были

отдаленные потомки новгородских землепроходцев. Сказывалась страшная боевая

закваска, унаследованная, может быть, еще от разбойничьих шаек новгородской

вольницы". Как видим, в сибиряке "говорят" Восток и Запад. Кровосмешение

народов Востока и новгородской вольницы и породило такое понятие, как

сибирский характер. Склад мышления сибиряка, отношение его к "пришлым" во

многом обусловлено историческими причинами : "Это была какая-то

органическая сибирская подозрительность, воспитанная тяжелым опытом

невольных сношений с ссыльными бродягами и вообще с подозрительными людьми,

которых европейская Россия так охотно отдает Сибири в течение нескольких

сот лет" ( Т. 5 ,с. 389).

Писатель отмечает последствия освоения Сибири как результат создания

из нее края ссылки и каторги. В произведении изменяется содержание понятия

"пришлый". Сибирь, в представлении Мамина, теперь такое же укорененное

место, как и центр России. А потому пришельцем является не сибиряк, а,

напротив, сам "завоеватель". "Авторский взгляд" совпадает не с точкой

зрения "коренного россиянина", а сибиряка.

В романе постоянно подчеркивается противопоставление жизни центра

России - Москвы - и новых уральских и сибирских земель, с их подлинной

"нравственной неизжитостью". В центре России вырождается и человек , и

земля: "Все было так бедно, убого и жалко. Оживляли картину только белые

церкви, стоявшие среди этой равнины, да несколько фабрик. Поезд мчался по

фабричной области, по московскому суглинку. И ехавшая в вагоне публика была

такая же серая и убогая, как ландшафт - фабричные, кустари, разные

"услужающие". ( Т. 5 ,с.292-293) Гармония человека и природы, еще

сохранившаяся в Сибири, способна исцелять, как это и происходит с героями

романа, ибо (с позиции Мамина) родовые черты Руси также более присущи

природному человеку сибирской глубинки: "Только привольный край мог создать

такое население", или, например, об одном из персонажей: "Да, это спал

здоровый сибирский человек, не знавший, что такое нервы"( Т. 5 ,с.357).

Контраст двух пространств России проявляется и на уроне мотива

"другого": "Весь уклад сибирской жизни был другой, и деревня другая, и

мужик другой, и по-другому все думали. Взять хоть тех же сибирских людей,

как отец Аркадий, или Утлых, - за ними стоял целый исторический период,

придававший свою окраску... Новый край, с его несметными сокровищами,

просто пугал Окоемова" (Т. 5, 359).

Сила сибирской земли проецируется на человека, это замечают москвичи,

отправившиеся осваивать новые земли. "Другое" мыслится в романе как

"чужое", не случайно "новый край" пугает Окоемова. Оговоримся попутно, что

в тексте художественного произведения концепция, логический тезис и т.д.,

тем более если они принадлежат тому или иному персонажу, не всегда

разделяемы автором. Кроме того, роман - вовсе не публицистическая статья, в

которой суждение равно самому себе. Но произведение Мамина-Сибиряка " Без

названия" написано в форме романа -трактата, Окоемов выступает в роли

"персонажа от автора". Именно ему автор часто "доверяет" свои мысли.

В романе намеренно "сталкиваются", вступают в своеобразный поединок

герой - предприниматель, необычайно активный человек (Окоемов), который о

себе заявляет: "Я поклонник силы, личной энергии," призванный "открывать

новые пути промышленности "(Т. 5, с.381); - и сибирская земля, в которой

"слишком уж много благоприятных условий для деятельности"(Т. 5, с.359).

Этот своеобразный конфликт - состязание "земли" и человека позволяет автору

показать процесс воздействия человека на землю и, обратный, - земли на

человека.

Природа Сибири в произведении - совершенно иная, в ней чувствуется

мощь, сила, она всегда остается "вечно юной": " Сибирский кедр - это

могучее дерево стояло такое зеленое, пышное, красивое неувядающей

красотой... такая нетронутая глушь"(Т.5, с.318-319).

Человек бросает вызов земле (Окоемов и другие), присваивая себе ее

сокровища, заставляя "работать на себя". И постепенно артельщики привыкают

к новому месту, обживают его. Основная задача, которую ставит перед собой

герой, - доказать, что русский человек способен из созерцателя превратиться

в деятеля, -оказывается вполне разрешимой. И к концу романа персонажи

романа обретают ощущение дома : "Каждый начинал чувствовать себя д о м а -

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать