Милтон Фридмен

Милтон Фридмен

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПЯТИГОРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра социально-гуманитарных наук

Р Е Ф Е Р А Т

по Макроэкономике на тему:

«М. Фридмен»

Выполнил: студентка группы ФК-961 Гриднева Наталья

Евгеньевна

Проверил:

г. Пятигорск

1996г.

Милтон Фридмен.

Милтон Фридмен (род. в 1912 г.) — американский экономист, лауреат

Нобелевской премии по экономике 1976 г., присужденной "за исследование в

области потребления, истории и теории денег". Уроженец Нью-Йорка, закончил

Рутгерский (1932) и Чикагский (1934) университеты. До 1935 г. является

ассистентом-исследователем Чикагского университета, затем становится

сотрудником Национального комитета по ресурсам, а с 1937 г. — сотрудником

Национального бюро экономических исследований. В 1940 г. преподает в

университете Висконсина, в 1941—1943 гг. — сотрудник Министерства финансов

в составе группы исследователей в области налогов. С 1943 до 1946 г.

занимает должность заместителя директора группы статистических исследований

военной сферы в Колумбийском университете, где и получил (1946) степень

доктора.

В 1946 г. возвращается в Чикагский университет в качестве профессора

экономики, оставаясь в этой должности и поныне. А мировую известность ему

принесли, прежде всего, труды по монетаристской тематике. В их числе

изданный под его редакцией сборник статей "Исследования в области

количественной теории денег" (1956) и книга, изданная в соавторстве с Анной

Шварц "История денежной системы США, 1867—1960" (1963). Фридменовская

монетарная концепция, говоря словами американского экономиста Г.Эллиса,

привела к "повторному открытию денег" из-за почти повсеместно растущей,

особенно в последний период, инфляции.

Имя М.Фридмена — Нобелевского лауреата в современной экономической

теории ассоциируется, как правило, с лидером "чикагской монетарной школы" и

главным оппонентом кейнсианской концепции государственного регулирования

экономики. Это особенно стало заметным в те годы (1966—1984), когда ему

довелось вести еженедельную колонку в журнале "Ньюсуик", ставшей как бы

пропагандистским рупором его монетаристской теории.

Между тем М.Фридмен в своем творчестве многогранен и, что весьма

важно, его научные интересы охватывают и область методологии экономической

науки. Ведь уже многие годы в своих дискуссиях по данной проблеме

экономисты не обходятся без анализа фридменовского эссе "Методология

позитивной экономической науки" (1953), так же как и без эссе на подобную

тему, написанные Л.Роббинсом (1932), Р.Хайлбронером (1991) и М.Алле (1990),

или знаменитой лекции, прочитанной П.Самуэльсоном на церемонии вручения ему

Нобелевской премии по экономике (1970), и др.

Однако именно из позитивистского методологического эссе М.Фридмена

можно почерпнуть неординарные суждения о том, что экономическая теория как

совокупность содержательных гипотез принимается тогда, когда может

"объяснить" фактические данные, только из которых вытекает, является ли она

"правильной" или "ошибочной" и будет ли она "принята" или "отвергнута"; что

в свою очередь факты никогда не могут "доказать гипотезу", так как они

способны установить лишь ее ошибочность. В то же время очевидна его

солидарность с теми учеными, кто считает недопустимым представлять

экономическую теорию описывающей, а не предсказывающей, превращая ее в

просто замаскированную математику. По мысли М.Фридмена, утверждать о

разнообразии и сложности экономических явлений, — значит отрицать

преходящий характер знания, заключающего в себе смысл научной деятельности,

и поэтому "любая теория с необходимостью имеет преходящий характер и

подвержена изменению с прогрессом знания". При этом процесс обнаружения

чего-то нового в знакомом материале, заключает Нобелевский лауреат, надо

обсуждать в психологических, а не логических категориях и, изучая

автобиографии и биографии, стимулировать его с помощью афоризмов и

примеров.

М. Фридмен: монетаристские рецепты оздоровления

экономики.

Что такое монетаризм? Каковы его постулаты, причины влияния?

Монетарный — значит денежный (money — деньги, monetary — денежный).

По определению Бернара Ива и Колли Жан-Клода, монетаризм — течение

экономической мысли, отводящее деньгам определяющую роль в колебательном

движении экономики. Монетаризм — наука не только о деньгах. В центре

внимания представителей этой школы находятся денежные категории, денежно-

кредитные инструменты; однако их интересуют не просто денежный механизм,

банковская система, денежно-кредитная политика, валютные отношения.

Монетаристы рассматривают эти процессы, чтобы выявить связь между денежной

массой и объемом производства. По их мнению, банки — ведущий инструмент

регулирования, с помощью или при непосредственном участии которого

изменения на денежном рынке трансформируются в изменения на рынке товаров и

услуг.

Можно сказать, что монетаризм — это наука о деньгах и их роли в

процессе воспроизводства. Это целостная, "общая" теория, представляющая

специфический подход к регулированию экономики с помощью кредитно-денежных

инструментов.

Внимание к монетаристской теории возросло со второй половины 70-х —

начала 80-х гг. В тот период обнаружилось, что кейнсианские методы дают

сбои; начался поиск новых подходов к восстановлению экономического

равновесия. Если у Кейнса наиболее острой проблемой, поставленной в центр

анализа, была безработица, обеспечение занятости и экономического роста, то

примерно с середины 70-х гг. ситуация изменилась. Теперь на первый план

выдвинулась задача регулирования инфляции.

В 60—70-е годы концепция неолибералов о создании и функционировании

модели "социального рыночного хозяйства" во многом была созвучна с

возникшей в тот период моделью институционалистов об "обществе всеобщего

благоденствия", поскольку и в той, и в другой отвергается, мысль об

эксплуатации человека человеком и классовом антагонизме. Обе модели, кроме

того, основываются на идее активной социальной функции государства по

обеспечению всем гражданам равных прав и равных возможностей в получении

социальных услуг и повышении их благосостояния. При этом под внешним

проявлением "всеобщего благоденствия" имелись, конечно, в виду не только

рост числа акционеров в различных слоях общества, но и возросшая

стабильность всех общественных институтов, уверенность значительной части

трудящихся в завтрашнем дне и т.д.

В США альтернативой кейнсианству стала так называемая "чикагская

школа" неолиберализма, монетарные идеи которой зародились в стенах

Чикагского университета еще в 20-е годы. Однако самостоятельное, а тем

более лидирующее значение в неолиберальном движении американский монетаризм

получил в конце 50-х — начале 60-х годов с появлением ряда публикаций

М.Фридмена. Последний и его сподвижники кейнсианским неденежным факторам

(например, инвестициям) предпочли именно денежные факторы.

Произошло это в течение 60-х годов, когда первые достаточно серьезные

сомнения в необходимости, как выразился М.Блауг, "упрощенных экономических

рекомендаций политикам, типичных для времен кейнсианской революции"

появились у ученых-экономистов после ознакомления с выведенной в 1958 г.

А.У.Филлипсом эмпирической кривой, характеризующей связь между ежегодным

процентным изменением заработной платы в денежном выражении и уровнем

(долей) безработицы в Англии за период с 1861 по 1913 г. Причем дискуссии

по поводу данной зависимости приобрели еще больший размах после того, как в

1964 г. П.Самуэльсон включил связанную с этой кривой фактически новую

концепцию в шестое издание своего учебника "Экономикс" и назвал сам график

именем его автора — "кривая Филлипса".

О последней М.Блауг пишет, что она оказалась тем открытием, которое

«сразило наповал прежний кейнсианский идеал полной занятости без инфляции в

качестве цели экономической политики. Стабильность цен и безработица

оказались несовместимыми, конфликтующими целями: уменьшение безработицы

достижимо только ценой ускоренной инфляции, а уменьшение инфляции обычно

предполагает увеличение безработных. Таким образом, прежняя надежда на

одновременное достижение устойчивых цен и полной занятости уступила место

понятию выбора между стабильностью цен и полной занятостью».

Так М.Фридмен и его коллеги на основе исследований вокруг

"конструкции" кривой Филлипса пришли к заключению, что эта кривая далеко не

стабильна, особенно с учетом ситуации в экономике многих стран мира в конце

60-х годов, когда рост инфляции, вопреки "логике" этой кривой,

сопровождался не снижением, а ростом безработицы, и затем — в начале 70-х

годов — наблюдался даже одновременный рост и инфляции, и безработицы.

М.Фридмен предпринял попытку возродить значение денег, денежной массы

и денежного обращения в экономических процессах. В этой связи

соотечественник и оппонент М.Фридмена экономист Дж. Тобин, не соглашаясь с

идеей монетаристов о том, что "деньги имеют значение", не без упрека

возразил на это: "Только деньги имеют значение". Не оставив данное

замечание без внимания, М.Фридмен в работе "Теоретические основы денежного

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать