Михаил Михайлович Сперанский
Попова Катя. г.Усинск , р.Коми (9класс)
[pic]
Одним из наиболее известных государственных деятелей России 19 века
был Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839).Сперанский родился в семье
священника в селе Черкутино Владимирской губернии. С семи лет обучался во
Владимирской семинарии , а с 1790 г. - во вновь открывшейся главной
семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге. Необыкновенные
способности выдвинули его из Среды учеников , и по окончании курса он был
оставлен учителем математики , физики , красноречия и философии. Изучив
самостоятельно политическую и философскую литературу на немецком ,
французском и английском языках , он приобрел весьма широкие знания ,
познакомился со взглядами Вольтера и французских энциклопедистов .
Позднее стал домашним секретарем князя А.Б.Куракина , известного
дипломата и государственного деятеля.
В 1797 г. он поступил на службу в канцелярию Куракина, занявшего
при вступлении Павла на престол место генерал-прокурора. При воцарении
Александра Сперанский получил звание статс-секретаря и в 1802 году
перешел на службу в Министерство внутренних дел. Здесь он скоро обратил
на себя внимание, и в следующем году министр В.Кочубей поручил ему
составить план судебных и правительственных мест в империи.
В 1806 году произошло личное знакомство Сперанского с Александром
- во время своей болезни Кочубей начал посылать его с докладом к
государю, последний оценил выдающейся способности чиновника и приблизил
его к себе; он не был похож как на екатерининских вельмож, так и на его
молодых друзей. Александр проявил интерес к этому человеку, что само по
себе уже было явлением. В 1808 году он включил его в свиту во время
своего свидания с Наполеоном. Став основным советником императора,
Сперанский получил задание подготовить общий проект государственных
преобразований в России.
“ Введение к уложению государственных законов “ Сперанский
подготовил к концу 1809 г. В нем автор предостерегал правительство ,
существующее общественное устройство “ несвойственно уже более состоянию
общественного духа “ . В целях предотвращения революции он предлагал
Александру I дать стране конституцию , которая должна будет только “
облечь правление самодержавное всеми , так сказать , внешними формами
закона , оставив в сущности его ту же силу и то же пространство
самодержавия “ .Этими внешними формами , по мнению Сперанского , должны
быть: элементарная законность , выборность части чиновников и их
ответственность , новые буржуазные начала организации суда и контроля ,
разделение законодательной , исполнительной и судебной власти при
допущении выборных представителей от народа к законосовещательной
деятельности , т.е. расширение политических прав “ среднего сословия” .
По проекту во главе государства должен стоять монарх , облеченный
всей полнотой власти. При нем надлежит иметь Государственный совет,
представляющий собой совещательный орган назначаемых монархом сановников
.
В совете обсуждаются все крупные государственные мероприятия; через него
к государю поступают все дела от нижестоящих органов, и таким путем
осуществляется единство всей деятельности правительства.
Кроме того, должны быть выборные Государственная и местные думы.
Волостную думу составляют все имеющие право голоса и старшины
государственных крестьян (по одному от 500 человек). Она решает все
местные вопросы и на три года выбирает депутатов в окружную думу.
Последняя занимается делами своего округа и выбирает депутатов в
губернскую думу. Депутатов в Государственную думу - высший
представительный орган - избирает губернская дума из своих членов.
Государственная дума обсуждает предложенные ей свыше законопроекты,
которые потом передаются в Государственный совет и на утверждение
государю.
Сперанский предлагал принцип выборности и при создании судебной
власти. По его мнению, волостной, окружной и губернский суды должны быть
выборными. Однако высшая судебная инстанция - судебный Сенат (который
одновременно оставался административным учреждением) должен назначаться
государем пожизненно из числа представителей, избранных в губернских
думах.
Выборная система Сперанского имела в своей основе не сословный
(феодальный) принцип, а имущественный ценз (владение движимым и
недвижимым имуществом), что свидетельствовало о сохранении неравенства
сословий. Все население России делилось на следующие три категории:
дворянство, обладавшее всеми гражданскими и политическими правами; люди
“среднего состояния” (купцы, мещане, государственные крестьяне), которые
имели только гражданские права -собственность, свободу занятий и
передвижений, право выступать от своего имени в суде, и “народ рабочий” -
помещичьи крестьяне, слуги, рабочие и домашние, не имеющие никаких прав.
Избирательным правом могли пользоваться только представители первых двух
категорий. Таким образом, основные политические права получали лишь два
сословия.
Для третьего сословия - “народа рабочего” - проект реформатора
предоставлял некоторые гражданские права при сохранении крепостного
строя. Сперанский считал, что крепостное право будет отменено постепенно,
путем развития промышленности, торговли и просвещения, так как “нет в
истории примера, чтобы народ просвещенный и коммерческий мог долго в
рабстве оставаться”. Сохраняя существование сословий, проект Сперанского
ослаблял сословные перегородки, предусматривая более широкую возможность
перехода из “среднего состояния” в дворяне путем выслуги, а из “народа
рабочего” - в “среднее состояние” путем приобретения собственности.
Объективно планы реформатора были направлены на некоторое ограничение
самодержавия путем расширения прав дворян и буржуазии, на более быструю
эволюцию абсолютной монархии в сторону монархии буржуазной. В то же время
план был абстрактным, “но ни государь, ни министр никак не могли
подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных средств
России” - писал В.О.Ключевский. Сперанский переоценивал возможности
самодержавия и недооценивал господствующую силу дворянства, которое не
могло добровольно пойти на ограничение своей власти. Поэтому радикальные
социальные реформы не могли быть претворены в жизнь в условиях
крепостнической России.
Самого Александра I вполне устраивали лишь частичные преобразования
крепостнической России, сдобренные либеральными обещаниями и отвлеченными
рассуждениями о законе и свободе. Хорошо его знавший А.Чарторыйский писал
: “Император любил наружные формы свободы подобно тому, как увлекаются
зрелищами. Ему нравился призрак свободного правительства, и он хвастал
им; но он домогался одних форм и наружного вида, не допуская обращения их
в действительность; одним словом, он охотно даровал бы свободу всему миру
при том условии, чтобы все добровольно подчинились исключительно его
воле”.
Две частные меры, имевшие внутреннюю связь с готовившимися
реформами, указывали, какие люди требуются для новых правительственных
учреждений. Указ от 03 апреля 1809 года о придворных званиях определял,
что звания не являются отличием и не дают права на чин. Придворные
лишались звания, если не состояли на государственной службе. Другой указ,
от 06 августа, устанавливал правила производства в чины по гражданской
службе. Теперь для получения соответствующего чина требовалось пройти всю
иерархию службы: чиновнику, начиная с VIII класса и выше, требовался
университетский диплом, при отсутствии последнего надлежало сдавать
экзамен по программе, приложенной к указу. Оба указа вызвали недовольство
и переполох в придворном обществе и среди чиновников, так как готовились
тайно и были изданы совершенно неожиданно.
Существенные части преобразовательного плана Сперанского относились к
центральному управлению и придали ему более стройный вид.
1 января 1810 года был объявлен манифест Александра I об упразднении
Непременного совета и учреждении Государственного совета. В последний
вошли 35 высших сановников, назначенных государем. Государственный совет
должен был обсуждать все подробности государственного устройства,
насколько они требуют новых законов, и свои соображения представлять на
усмотрение императору.
Находясь в большом приближении у государя, Сперанский сосредоточил в
своих руках все текущие дела управления : он занимался и финансами ,
которые были в большом расстройстве, и дипломатическими делами , в
которые его посвящал сам государь , и устройством Финляндии , тогда
завоеванной русскими войсками . В 1811г. по инициативе Сперанского были
реорганизованы министерства . Упразднялось Министерство коммерции , дела
которого распределялись между министерствами финансов и внутренних дел .
Для решения дел о внутренней безопасности было образовано Министерство
полиции . Учрежденные новые особые ведомства - государственного контроля
, духовных дел иностранных вероисповеданий и путей сообщения - стали
существовать со значением министерств . Были определены состав и
делопроизводство последних , пределы власти министров,их ответственность
.
На этом реформы закончились . Сам Государственный совет стал
противником дальнейших преобразований . Реформа Сената так и не была
осуществлена , хотя обсуждалась довольно долго . Она была основана на
разделении дел административных и судебных . Сенат предлагалось разделить
на правительствующий, состоящий из министров , и судебный . Состав
Страницы: 1, 2