Михаил Михайлович Сперанский

Михаил Михайлович Сперанский

Попова Катя. г.Усинск , р.Коми (9класс)

[pic]

Одним из наиболее известных государственных деятелей России 19 века

был Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839).Сперанский родился в семье

священника в селе Черкутино Владимирской губернии. С семи лет обучался во

Владимирской семинарии , а с 1790 г. - во вновь открывшейся главной

семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге. Необыкновенные

способности выдвинули его из Среды учеников , и по окончании курса он был

оставлен учителем математики , физики , красноречия и философии. Изучив

самостоятельно политическую и философскую литературу на немецком ,

французском и английском языках , он приобрел весьма широкие знания ,

познакомился со взглядами Вольтера и французских энциклопедистов .

Позднее стал домашним секретарем князя А.Б.Куракина , известного

дипломата и государственного деятеля.

В 1797 г. он поступил на службу в канцелярию Куракина, занявшего

при вступлении Павла на престол место генерал-прокурора. При воцарении

Александра Сперанский получил звание статс-секретаря и в 1802 году

перешел на службу в Министерство внутренних дел. Здесь он скоро обратил

на себя внимание, и в следующем году министр В.Кочубей поручил ему

составить план судебных и правительственных мест в империи.

В 1806 году произошло личное знакомство Сперанского с Александром

- во время своей болезни Кочубей начал посылать его с докладом к

государю, последний оценил выдающейся способности чиновника и приблизил

его к себе; он не был похож как на екатерининских вельмож, так и на его

молодых друзей. Александр проявил интерес к этому человеку, что само по

себе уже было явлением. В 1808 году он включил его в свиту во время

своего свидания с Наполеоном. Став основным советником императора,

Сперанский получил задание подготовить общий проект государственных

преобразований в России.

“ Введение к уложению государственных законов “ Сперанский

подготовил к концу 1809 г. В нем автор предостерегал правительство ,

существующее общественное устройство “ несвойственно уже более состоянию

общественного духа “ . В целях предотвращения революции он предлагал

Александру I дать стране конституцию , которая должна будет только “

облечь правление самодержавное всеми , так сказать , внешними формами

закона , оставив в сущности его ту же силу и то же пространство

самодержавия “ .Этими внешними формами , по мнению Сперанского , должны

быть: элементарная законность , выборность части чиновников и их

ответственность , новые буржуазные начала организации суда и контроля ,

разделение законодательной , исполнительной и судебной власти при

допущении выборных представителей от народа к законосовещательной

деятельности , т.е. расширение политических прав “ среднего сословия” .

По проекту во главе государства должен стоять монарх , облеченный

всей полнотой власти. При нем надлежит иметь Государственный совет,

представляющий собой совещательный орган назначаемых монархом сановников

.

В совете обсуждаются все крупные государственные мероприятия; через него

к государю поступают все дела от нижестоящих органов, и таким путем

осуществляется единство всей деятельности правительства.

Кроме того, должны быть выборные Государственная и местные думы.

Волостную думу составляют все имеющие право голоса и старшины

государственных крестьян (по одному от 500 человек). Она решает все

местные вопросы и на три года выбирает депутатов в окружную думу.

Последняя занимается делами своего округа и выбирает депутатов в

губернскую думу. Депутатов в Государственную думу - высший

представительный орган - избирает губернская дума из своих членов.

Государственная дума обсуждает предложенные ей свыше законопроекты,

которые потом передаются в Государственный совет и на утверждение

государю.

Сперанский предлагал принцип выборности и при создании судебной

власти. По его мнению, волостной, окружной и губернский суды должны быть

выборными. Однако высшая судебная инстанция - судебный Сенат (который

одновременно оставался административным учреждением) должен назначаться

государем пожизненно из числа представителей, избранных в губернских

думах.

Выборная система Сперанского имела в своей основе не сословный

(феодальный) принцип, а имущественный ценз (владение движимым и

недвижимым имуществом), что свидетельствовало о сохранении неравенства

сословий. Все население России делилось на следующие три категории:

дворянство, обладавшее всеми гражданскими и политическими правами; люди

“среднего состояния” (купцы, мещане, государственные крестьяне), которые

имели только гражданские права -собственность, свободу занятий и

передвижений, право выступать от своего имени в суде, и “народ рабочий” -

помещичьи крестьяне, слуги, рабочие и домашние, не имеющие никаких прав.

Избирательным правом могли пользоваться только представители первых двух

категорий. Таким образом, основные политические права получали лишь два

сословия.

Для третьего сословия - “народа рабочего” - проект реформатора

предоставлял некоторые гражданские права при сохранении крепостного

строя. Сперанский считал, что крепостное право будет отменено постепенно,

путем развития промышленности, торговли и просвещения, так как “нет в

истории примера, чтобы народ просвещенный и коммерческий мог долго в

рабстве оставаться”. Сохраняя существование сословий, проект Сперанского

ослаблял сословные перегородки, предусматривая более широкую возможность

перехода из “среднего состояния” в дворяне путем выслуги, а из “народа

рабочего” - в “среднее состояние” путем приобретения собственности.

Объективно планы реформатора были направлены на некоторое ограничение

самодержавия путем расширения прав дворян и буржуазии, на более быструю

эволюцию абсолютной монархии в сторону монархии буржуазной. В то же время

план был абстрактным, “но ни государь, ни министр никак не могли

подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных средств

России” - писал В.О.Ключевский. Сперанский переоценивал возможности

самодержавия и недооценивал господствующую силу дворянства, которое не

могло добровольно пойти на ограничение своей власти. Поэтому радикальные

социальные реформы не могли быть претворены в жизнь в условиях

крепостнической России.

Самого Александра I вполне устраивали лишь частичные преобразования

крепостнической России, сдобренные либеральными обещаниями и отвлеченными

рассуждениями о законе и свободе. Хорошо его знавший А.Чарторыйский писал

: “Император любил наружные формы свободы подобно тому, как увлекаются

зрелищами. Ему нравился призрак свободного правительства, и он хвастал

им; но он домогался одних форм и наружного вида, не допуская обращения их

в действительность; одним словом, он охотно даровал бы свободу всему миру

при том условии, чтобы все добровольно подчинились исключительно его

воле”.

Две частные меры, имевшие внутреннюю связь с готовившимися

реформами, указывали, какие люди требуются для новых правительственных

учреждений. Указ от 03 апреля 1809 года о придворных званиях определял,

что звания не являются отличием и не дают права на чин. Придворные

лишались звания, если не состояли на государственной службе. Другой указ,

от 06 августа, устанавливал правила производства в чины по гражданской

службе. Теперь для получения соответствующего чина требовалось пройти всю

иерархию службы: чиновнику, начиная с VIII класса и выше, требовался

университетский диплом, при отсутствии последнего надлежало сдавать

экзамен по программе, приложенной к указу. Оба указа вызвали недовольство

и переполох в придворном обществе и среди чиновников, так как готовились

тайно и были изданы совершенно неожиданно.

Существенные части преобразовательного плана Сперанского относились к

центральному управлению и придали ему более стройный вид.

1 января 1810 года был объявлен манифест Александра I об упразднении

Непременного совета и учреждении Государственного совета. В последний

вошли 35 высших сановников, назначенных государем. Государственный совет

должен был обсуждать все подробности государственного устройства,

насколько они требуют новых законов, и свои соображения представлять на

усмотрение императору.

Находясь в большом приближении у государя, Сперанский сосредоточил в

своих руках все текущие дела управления : он занимался и финансами ,

которые были в большом расстройстве, и дипломатическими делами , в

которые его посвящал сам государь , и устройством Финляндии , тогда

завоеванной русскими войсками . В 1811г. по инициативе Сперанского были

реорганизованы министерства . Упразднялось Министерство коммерции , дела

которого распределялись между министерствами финансов и внутренних дел .

Для решения дел о внутренней безопасности было образовано Министерство

полиции . Учрежденные новые особые ведомства - государственного контроля

, духовных дел иностранных вероисповеданий и путей сообщения - стали

существовать со значением министерств . Были определены состав и

делопроизводство последних , пределы власти министров,их ответственность

.

На этом реформы закончились . Сам Государственный совет стал

противником дальнейших преобразований . Реформа Сената так и не была

осуществлена , хотя обсуждалась довольно долго . Она была основана на

разделении дел административных и судебных . Сенат предлагалось разделить

на правительствующий, состоящий из министров , и судебный . Состав

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать