Но я верю в то, что кризис очистит русскую атмосферу, даже
всемирную атмосферу, испорченную едва ли не с ХVII века. Тогда
“Абрамцево” и Ваше Абрамцево будут оценены; тогда холить и беречь
каждое бревнышко Аксаковского дома, каждую картину, каждое
предание в Абрамцеве, в абрамцевых. И Вы должны заботиться обо
всем этом ради будущей России, вопреки всяким возгласам и крикам
(...) Скажу худшее. Если бы Абрамцево уничтожить физически, то и
тогда, несмотря на это великое преступление уничтожения пред
русским народом, если будет жива идея Абрамцева, не все погибло”.
Убеждая других “не оставлять корабля”, с которого
пролеткультовцы стремились сбросить духовные ценности, Флоренский
сам показал в этом пример. 22 октября 1918 года он вошел в Комиссию
по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой
лавры. В результате ее деятельности за короткий срок было
описано огромное историко-художественное богатство Лавры и
спасено национальное достояние неизмеримой духовной и
материа'льной ценности. В итоге комиссия подготовила проект Декрета
“Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-
Сергиевой лавры”, подписанного 20 апреля 1920 г. Председателем
Совнаркома В. И. Лениным.
В 1921 году П. А. Флоренский был избран профессором Высших
художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). В период
появления и расцвета новых течений (футуризма, конструктивизма,
абстракционизма) он отстаивал духовную ценность и значимость
общечеловеческих форм культуры. Павел Александрович был убежден,
что деятель культуры призван раскрыть существующую духовную
реальность. “Другой взгляд,- читаем мы в одной из работ
Флоренского,- согласно которому художник и вообще деятель
культуры сам организует что хочет и как хочет, субъективный и
иллюзионистский взгляд на искусство и на культуру, в конечном итоге ведет
к обессмысливанию и обесцениванию культуры, то есть к разрушению
культуры и человека”. Однако Флоренский решительно выступает против
того, чтобы представлять культуру саму по себе как первичный и
самодовлеющий мир ценностей. В пределах самой культуры, считал он, нет
критериев выбора. Нельзя, оставаясь верным культуре, принимать одно и
отвергать другое. Для определения ценностей нужно выйти за пределы
культуры и найти критерий, высший по отношению к ней. Таким
критерием Флоренский полагал единство трансцедентного и имманентного,
рационального и чувственного, духовного и телесного.
Наряду с активной деятельностью по сохранению культурного наследия
П. А. Флоренский не менее активно участвовал и в научно-практической
работе. Областью применения своих знаний он избрал прикладную
физику. Отчасти потому, что это диктовалось нуждами государства, и в
первую очередь разработкой плана ГОЭРЛО, отчасти и потому, что
ясно представлял заниматься теоретической физикой, как он ее понимал, не
дадут. В 1920 году Флоренский трудится на московском заводе
“Карболит”, через год - в Главэлектро ВСНХ РСФСР, участвует в У111
электротехническом съезде, на котором как раз широко обсуждался план
ГОЭРЛО, а еще через три года избирается членом Центрального
электротехнического совета Главэлектро и приступает к работе в
Московском объединенном комитете электротехнических норм и правил.
Тогда же Павел Александрович создает в Государственном
экспериментальном электротехническом институте первую в СССР
лабораторию по испытанию материалов, ставшую впоследствии отделом
материаловедения по изучению диэлектриков. Еще в 1924 году Флоренский
издает книгу “Диэлектрики и их техническое применение”,
систематизируя новейшие теории и взгляды изоляционных материалов. Он
одним из первых в стране начал пропаганду синтетических пллстмасс.
С 1927 года П. А. Флоренский - соредактор “Технической
энциклопедии”, для которой написал 127 статей. Позже он избирается в
президиум бюро по электроизолирующим материалам Всесоюзного
энергетического комитета и включается в комиссию по стандартизации
научно-технических обозначений терминов и символов при Совете Труда и
Обороны СССР.
В 1929 году в письме В. И. Вернадскому, развивая его учение о
биосфере, Павел Александрович пришел к мысли “о существовании в
биосфере или, может быть, на биосфере того, что можно было бы назвать
пневмотосферой, т. е. о существовании особой части вещества, вовлеченной
в круговорот культуры, или, точнее, круговорот духа”. Он указал “на
особую стойкость вещественных образований, проработанных духом,
например, предметов искусства”, что придает культуроохранительной
деятельности планетарный смысл.
Летом 1928 года Флоренского неожиданно ссылают в Нижний
Новгород. И хотя через три месяца по ходатайству Е. П. Пешковой его
все же возвращают и восстанавливают в должности, отношение к нему в
Москве заметно напряженно. Павел Александрович так оценил ту
ситуацию: “Был в ссылке, вернулся на каторгу”. 26 февраля 1933 г. по
ордеру Московского областного отделения ОГПУ Флоренский был
арестован, а 26 июля 1933 г. решением особой тройки осуждается на 10
лет по ст. 58, пп. 10, 11. Затем этапирование в восточно-сибирский
лагерь “Свободный”, где он был определен работать в научно-
исследовательском отделе управления БАМЛАГа. Вначале следующего года
снова этапы, теперь уже в Сковородино на опытную мерзлотную станцию.
Здесь Флоренский со всей своей страстью проводит исследования, которые
впоследствии легли в основу книги его сотрудников Н. И. Быкова и П. Н.
Каптерева “Вечная мерзлота и строительство на ней”.
В конце июня тридцать четвертого в Сковородино к Павлу
Александровичу приезжает жена Анна Михайловна с младшими детьми -
Ольгой, Михаилом и Марией (в это время старшие сыновья Василий и
Кирилл были в геологических экспедициях). Это свидание с семьей
состоялось благодаря ходатайству все той же Е. П. Пешковой. Свидание
оказалось последним, ибо уже в сентябре Флоренский переводится в
Соловецкий монастырь особого назначения, реорганизованный впоследствии
в тюрьму. Тут Павел Александрович работает на заводе иодной
промышленности (иодпром), где занимается проблемой добычи иода и
агарагара из морских водорослей. За этот период он сделал более десяти
запатентованных научных открытий и изобретений.
А потом было “заседание” тройки УНКВД ЛО от 25 ноября
тридцать седьмого года, и ее приговор, оборвавший жизнь великого
человека. Трагическое окончание жизни сознавалось Павлом
Александровичем как проявление всеобщего духовного закона. В своем
письме от 13 февраля 1937 года Флоренский пишет: “Ясно, что свет
устроен так, что давать миру можно не иначе, как расплачиваясь за
это страданиями и гонениями”. С тех пор смерть священника Г1авла
Флоренского стала темой многочисленных легенд. На самом же деле все
было куда прозаичнее. Та смерть, которая разрубила историю пополам,
была рабской смертью среди двух уголом€
в с “мокрывC?????
|???'???
[?]
?
-
-f????[?] f??
-??[?]
?-?-
f??[pic]?
[?]???а???????-чителен Флоренский для нашего времени? Сложившись как
мыслитель и ученый при сопряжении культур - европейской и
народной, светской и церковной, Флоренский предупреждал о
гибельности бездуховного пути культуры. Культ человека, не
ограниченного в деятельности и правах высшими, надчеловеческими
духовными ценностями, неизбежно приводит в области искусства к
культу крайнего индивидуализма, в области науки - к культу
оторванного от жизни знания, в области хоз яйства - к культу
хищничества, в области политики - к культу личности. В то время когда
Флоренский начал писать об этом, казалось невероятным, что уже ХХ
век приведет культуру, да и все человечество, к возможности
самоуничтожения. И лишь спустя пятьдесят лет после кончины
Флоренского, когда культура вновь обратилась к поискам вечных истин,
к истокам и родникам подлинной духовности, мы убеждаемся, что он был
прав в своих тревожных прозрениях. Именно поэтому трагическая, по
земным меркам, судьба Флоренского привела не к гибели, а к торжеству
и победе дела его жизни. На самом деле трагична не судьба
Флоренского, а трагично время, в которое он жил, культура, которая
оказалась неспособной вместить в себя мыслителя, священника и ученого.
“Оглядываясь назад, - писал Павел Александрович в письме от 20
апреля 1937 года,- я вижу, что у меня никогда не было действительно
благоприятных условий работы, частью по моей неспособности
устраивать свои личные дела, частью по состоянию общества, с
которым я разошелся лет на 50, не менее,- забежал вперед, тогда как
для успеха допустимо забегать вперед не более на 2 - 3 года”. И
все же Флоренский верил, что чаемое им время настанет. Оно уже
восходит.
Соловки... Старый монастырский пароходик, переименованный в
, пересек 6 июня 1923 года бухту Благополучия и доставил
первую партию заключенных на Соловки, в “СЛОН” - Соловецкий
лагерь особого назначения (в 1937 году его переименуют в “СТОН” -
Соловецкая тюрьма особого назначения, которая просуществует до
осени тридцать девятого).
По воспоминаниям заключенных, вновь прибывшие проходили
унизительную “обработку”, сопровождаемую словами “Запомни, скотина,
здесь власть - не советская, здесь власть - соловецкая. Нога прокурора
здесь не ступала, шаг влево, шаг вправо - считается побег...”.
Не случайно в картине “Возвращение Павла Флоренского” художник
изобразил лозунг “Советская власть не карает, а исправляет”. Это
действительно было начертано на стене Савватьевского скита.
В центре холста мы видим решетку окна предела Спасо-Преображенского
собора, а за ней монастырскую колокольню 1777 года, высотой 57 метров.
Колокольня завершалась шпилем с крестом. В 1934 году по распоряжению
начальника лагеря Дмитрия Успенского заключенными был восстановлен купол и
над ним установлен конус (шпиль), увенчанный полутораметровой звездой,
изготовленной из металлического уголка. Шесть лет назад звезда была снята.
Рядом с колокольней в окне мы видим крест, который как бы зависает над
узником, входящим в Храм и одновременно выходящим из стены нашей
исторической памяти.
Правая рука узника прикована к соловецкой чайке, которая как бы
вытаскивает его из стены забвения. Этот символ появился не случайно. Дело
в том, что в 20-е годы культурно-воспитательной частью лагеря издавался
для так называемого внутреннего употребления журнал “Соловецкие острова” с
чайкой на обложке. В журнале печатали, стихи, очерки и даже романы с
продолжением. Авторами были... заключенные... Более того.
В Преображенском соборе с октября 1923 года работал театр “для
внутреннего употребления”. На занавесе этого театра была тоже изображена
соловецкая чайка. Актерами тоже были заключенные.
Существовала в “СЛОНе” и библиотека. В своих воспоминаниях профессор
Ю. И. Чирков пишет, что в библиотеке в начале 1936 года числилось свыше
1800 индивидуальных абонентов, что особо активных читателей было около
двухсот (...). Это были профессора, академики, известные деятели. Однако
все ученые, как отмечает Ю. И. Чирков, отдавали пальму первенства Павлу
Александровичу Флоренскому, гениальному математику, химику, инженеру,
философу, богослову и протоиерею.
В камере, где жил Флоренский, на тумбочке у кровати стояли фотографии
его близких. Перед сном, после молитвы он несколько минут смотрел на эти
фотографии, как бы желая родным спокойной ночи. Письма Флоренского семье из
Соловков свидетельствуют о безропотном мужестве мыслителя, судьба которого
оказалась сходной с судьбой одного из его идейных предков - Сократа. Вот и
на картине “Возвращение Павла Флоренского” его лицо не освещено
естественным светом, а как бы излучает свет изнутри.
“Павел Флоренский,- отмечает академик Д. С. Лихачев,- сложившийся
как мыслитель в среде слияния культур русской и кавказской,
европейской и народной, светской и церковной, - один из первых
возвестил русской интеллигенции о гибельности бездуховного пути. И то,
что наше время обратилось к истокам и родникам русской культуры и
духовности, к поискам вечных истин, свидетельствует, что П.А.Флоренский
был прав в своих проззрениях. Его сравнивают с Леонардо да Винчи,
Б.Паскалем. Это говорит о том, что Флоренский - явление не
только русской, но и мировой культуры.
Однако у П. А. Флоренского есть черта, которая делает его
преимущественно русским мыслителем. Как у всякого русского
мыслителя, слово П. А. Флоренского всегда искало опоры в утверждении
себя через явления жизни, в воплощении, в деле.
Это, несомненно, обострило и сделало неизбежным трагический
конец жизни П.А.Флоренского”.
Именно поэтому в верхней части картины “Возвращение Павла
Флоренского” мы видим взгляд Богоматери Оранты, полный
глубочайшей, безмерной внутренней скорби, поражающий своей
чистотой и человечностью. Этот художественный образ понятен,
наверное, каждому.
Множество горящих свечей внизу символизируют души безвинно
уничтоженных “врагов народа”, расстрелянных и уничтоженных в
лагерях миллионов людей, разрушенные памятники культуры...
Страницы: 1, 2