Первый казахский ученый просветитель - Чокан Валиханов

юности. Валиханов представлял себе огромное значение привезенных им

сведений. Поэтому он отказался от стиля официальных бумаг, писал свой отчет

свободно, вдохновенно, в манере, свойственной тогдашней публицистике.

Человек, столь много разузнавший о Кашгаре, имел основания опасаться

за свою жизнь. Валиханов принял необходимые меры предосторожности. Он не

повез в Петербург ничего незавершенного, ничего лишь в памяти, для бесед в

Азиатском департаменте. Он все сведения, все выводы, все предложения

касательно русской политике в Восточном Туркестане изложил письменно. В

Омске его отчет перебелил писарь. Отчет Валиханова, таким образом,

существовал уже не в единственном экземпляре, и поехал с запечатанным

пакетом не сам Чокан. Гасфорт уведомлял Ковалевского письмом от 27 января

1860 года, что нынешней почтой посылает отчет поручика Валиханова и вслед

за сим отправляет самого Валиханова.

В Петербурге Валиханов ощущал себя посланцем и полномочным

представителем не только родной Степи, но и всей Азии. И, значит, он

особенно остро чувствовал, каково российское того времени восприятие

Востока. Русская культура признавала свое духовное родство с Востоком. Все

это Чокан видел и ведал. Именно в Петербурге он менее всего ощущал себя

инородцем, и тут дело было не только в том, что он достаточно богат.

В его размышлениях о будущем казахского народа в составе многоязыкой

Российской империи жило усвоенное еще в юные годы понимание, что есть две

России - Россия чиновничья и Россия прогрессивная, которая научила его, как

сделаться таким, каков он ныне есть: казах, образованный по-европейски

вполне не утративший ни грана своей национальной сути, даже, напротив,

яснее осознавший благодаря своей принадлежности к русскому передовому

обществу великую ценность многовековой культуры своего народа и других

народов Азии, возможности развития в будущем.

В Петербурге перед Валихановым открылась карьера. «В воздаяние

отлично-усердной и ревностной службы состоящего по армейской кавалерии

поручика султана Чокана Валиханова, оказанной им при исполнении

возложенного на него осмотра некоторых из пограничных среднеазиатских

владений, сопряженного с усиленными трудами, лишениями и опасностями...» -

он был произведен в штабс-ротмистры и награжден орденом Святого Владимира.

Но, сколько бы высоких знакомств ни завел в Петербурге правнук Аблая,

штабс-ротмистр султан Валиханов, он и пальцем не шевельнул ради своей

карьеры...

4 мая 1860 года в квартире Русского географического общества близ

Певческого моста действительный член общества Чокан Чингисович Валиханов

сделал сообщение о своем путешествии в Кашгар. Его слушал петербургский

ученый мир. Географы, этнографы, естественники, историки, востоковеды...

Сообщение, сделанное Валихановым на собрании 4 мая 1960 года, легло в

основу его «Очерков Джунгарии», опубликованных в «Записках Русского

географического общества» в начале 1861 года в книгах 1-й и 2-й. Там же

были помещены рисунки автора, а также подготовленная им карта

Семиреченского и Заилийского края Семипалатинской области и части Илийской

провинции Китая. Это, по тогдашним понятиям, и была Джунгария.

Вслед за «Очерками» в 3-й книге «Записок русского географического

общества» за 1861 год появились географический обзор и исторический очерк

из кашгарского отчета Валиханова. Корифеи Географического общества,

конечно, знали, что это лишь часть большого труда. Подготовленное

Валихановым тогда же в Петербурге для «Записок Русского географического

общества» описание пути в Кашгар и обратно, в Алатавский округ, появилось в

свет много позже, в 1868 году.

За штабс-ротмистром Валихановым упрочилась слава отважного

путешественника, открывшего европейской науке тайны Средней Азии. Он вошел

в круг помощников Петра Петровича Семенова, вычитывал и сверял издавшиеся

на русском языке труды Риттера. В военно-ученом комитете он руководил

подготовкой карт Средней Азии и Туркестана. При участии Валиханова были

выполнены «Карта пространства между озером Балхашом и хребтом Алатау»,

«Рекогносцировка западной части Заилийского края», «План города Кульджи»,

«Карта к отчету о результатах экспедиции на Иссык-Куль», «Карта Западного

края Китайской империи».

Прожив год в Петербурге, Валиханов отказался от первоначального плана

поступить на восточный факультет университета. Ему там не зачем терять

время - все, чему учили на факультете, он либо успел постичь

самостоятельно, либо знал, как это можно постичь, не высиживая на

студенческой скамье. Чокан предпочел записаться лишь на некоторые

университетские лекции. В Петербурге он продолжал работу над очерками по

истории, географии и этнографии киргизов, начатыми в Омске.

Глава 7. возвращение на родину

Весной 1861 года Чокан засобирался домой в Степь. Официальной

причиной считалась необходимость поправить чистым воздухом и кумысом

расстроенное петербургским климатом здоровье. С отъездом Чокана совпадал у

многих его друзей-сибиряков перелом в их собственной судьбе, и казалось, он

увозит с собой самый яркий и счастливый год их общей молодости.

В 1862 году Валиханов был выбран на должность старшего султана

Атбасарского округа и не утвержден генерал-губернатором.

Летом 1863 года он принял участие в работе комиссии, которая

отправилась в Степь, чтобы собрать народные мнения о проекте судебной

реформы.

С 1864 года Валиханов занимался деятельностью, связанной с

освободительным движением народов Восточного Туркестана...

10 апреля 1865 года, не дожив до тридцати лет, он скончался в ауле

Тезека, в урочище Кочен-Тоган.

Но в Петербурге его не забыли. Имена первооткрывателей не исчезают из

науки, не вычеркиваются никогда и никем. Выдающиеся путешественники А. Ф.

Голубев и М. И. Венюков, побывавшие в Заилийском крае вскоре после Чокана

Валиханова, первыми сказали о значении его открытий. На его авторитет

ссылались все последующие исследователи Туркестана, в том числе и автор

книги «Кашгария», изданной в 1879 году, полковник Генерального штаба,

действительный член Русского географического общества А. Н. Куропаткин.

Русское географическое общество (РГО) в своем отчете за 1865 год

опубликовало сообщение о безвременной кончине Валиханова, и там же были

напечатаны статьи о его заслугах перед наукой. В 1867 году РГО приняло

решение издать все его рукописи, а в 1868 году в «Записках» появилось в

сокращенном виде описание пути в Кашгар и обратно в Алатавский округ и

статья о Валиханове.

Собрание сочинений Ч. Ч. Валиханова вышло в свет в 1904 году под

редакцией профессора Н. И. Веселовского и заняло полностью ХХIХ том

«Записок Императорского Русского географического общества» по отделению

этнографии. Вот слова, сказанные там Веселовским о Чокане: «Как блестящий

метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов и в

то же время офицер русской армии Чокан Чингисович Валиханов. Русские

ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и

ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов, но

преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд».

В оставшийся малый срок жизни время Чокана летело стремительно.

Умирающему от чахотки дано напоследок почувствовать себя лучше и уверовать

в свое выздоровление. В один из апрельских прозрачных дней он попросил

вынести его из юрты на вольный воздух. Дышалось легко. Неизвестно, о чем он

мечтал, не сохранились последние слова - ни на бумаге, ни в чьей-то памяти

для передачи будущим поколениям. Зато известно, в чем он был совершенно

уверен. Он знал, что годы его странствий и трудов совпали с исторически

очень значимым периодом в жизни его народа, когда казахи всех жузов

завершали свое вхождение в состав России и вместе с тем свое воссоединение

в один большой народ - мирный и поэтический, веселый и честолюбивый, полный

сил и энергии, подающий огромнейшие надежды на развитие...И во всем том,

что свершилось в 1865 году, составляющему веху в истории казахов, оставался

навеки след его, Чокана, усилий, его понимания своего долга перед народом,

его отваги, его исторического предвидения.

Им никогда не владели тщеславные помыслы, и он очень строго судил о

самом себе, но все это он знал. И чувствовал очень остро, что вот теперь-то

приходит его время, чтобы повести свой народ путем истинного знания и

завершить все незавершенное, исполнить пророчество Достоевского -

растолковать многоязыкой России, что такое Степь и ее кочевой народ,

открыть всему человечеству жизнь казахов, их прошлое, их настоящее, их

помыслы о будущем...

Использованная литература

1. Айдарова Х. Чокан Валиханов. Алма-Ата, 1945.

2. Бегалин С. Чокан Валиханов. М., 1976.

3. Забелин И. Чокан Валиханов. М., 1956.

4. Зиманов С., Атишев А. Политические взгляды Чокана Валиханова. Алма-Ата,

1965.

5. Маргулан А. Очерк жизни и деятельности Ч.Ч. Валиханова. - В кн.:

Валиханов Ч.Ч. Собр. Соч. Алма-Ата, 1961, т. 1.

6. Марков С. Идущие к вершинам. Историко-биографическая повесть. М., 1968.

7. Муканов С. Степные друзья. Алма-Ата, 1979.

8. Сегизбаев О. Из истории идейной борьбы вокруг творческого наследия

Чокана Валиханова. - Ученые записки Казахского государственного

университета, т. ХV, философия. Вып. 2. Алма-Ата, 1959.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать