юности. Валиханов представлял себе огромное значение привезенных им
сведений. Поэтому он отказался от стиля официальных бумаг, писал свой отчет
свободно, вдохновенно, в манере, свойственной тогдашней публицистике.
Человек, столь много разузнавший о Кашгаре, имел основания опасаться
за свою жизнь. Валиханов принял необходимые меры предосторожности. Он не
повез в Петербург ничего незавершенного, ничего лишь в памяти, для бесед в
Азиатском департаменте. Он все сведения, все выводы, все предложения
касательно русской политике в Восточном Туркестане изложил письменно. В
Омске его отчет перебелил писарь. Отчет Валиханова, таким образом,
существовал уже не в единственном экземпляре, и поехал с запечатанным
пакетом не сам Чокан. Гасфорт уведомлял Ковалевского письмом от 27 января
1860 года, что нынешней почтой посылает отчет поручика Валиханова и вслед
за сим отправляет самого Валиханова.
В Петербурге Валиханов ощущал себя посланцем и полномочным
представителем не только родной Степи, но и всей Азии. И, значит, он
особенно остро чувствовал, каково российское того времени восприятие
Востока. Русская культура признавала свое духовное родство с Востоком. Все
это Чокан видел и ведал. Именно в Петербурге он менее всего ощущал себя
инородцем, и тут дело было не только в том, что он достаточно богат.
В его размышлениях о будущем казахского народа в составе многоязыкой
Российской империи жило усвоенное еще в юные годы понимание, что есть две
России - Россия чиновничья и Россия прогрессивная, которая научила его, как
сделаться таким, каков он ныне есть: казах, образованный по-европейски
вполне не утративший ни грана своей национальной сути, даже, напротив,
яснее осознавший благодаря своей принадлежности к русскому передовому
обществу великую ценность многовековой культуры своего народа и других
народов Азии, возможности развития в будущем.
В Петербурге перед Валихановым открылась карьера. «В воздаяние
отлично-усердной и ревностной службы состоящего по армейской кавалерии
поручика султана Чокана Валиханова, оказанной им при исполнении
возложенного на него осмотра некоторых из пограничных среднеазиатских
владений, сопряженного с усиленными трудами, лишениями и опасностями...» -
он был произведен в штабс-ротмистры и награжден орденом Святого Владимира.
Но, сколько бы высоких знакомств ни завел в Петербурге правнук Аблая,
штабс-ротмистр султан Валиханов, он и пальцем не шевельнул ради своей
карьеры...
4 мая 1860 года в квартире Русского географического общества близ
Певческого моста действительный член общества Чокан Чингисович Валиханов
сделал сообщение о своем путешествии в Кашгар. Его слушал петербургский
ученый мир. Географы, этнографы, естественники, историки, востоковеды...
Сообщение, сделанное Валихановым на собрании 4 мая 1960 года, легло в
основу его «Очерков Джунгарии», опубликованных в «Записках Русского
географического общества» в начале 1861 года в книгах 1-й и 2-й. Там же
были помещены рисунки автора, а также подготовленная им карта
Семиреченского и Заилийского края Семипалатинской области и части Илийской
провинции Китая. Это, по тогдашним понятиям, и была Джунгария.
Вслед за «Очерками» в 3-й книге «Записок русского географического
общества» за 1861 год появились географический обзор и исторический очерк
из кашгарского отчета Валиханова. Корифеи Географического общества,
конечно, знали, что это лишь часть большого труда. Подготовленное
Валихановым тогда же в Петербурге для «Записок Русского географического
общества» описание пути в Кашгар и обратно, в Алатавский округ, появилось в
свет много позже, в 1868 году.
За штабс-ротмистром Валихановым упрочилась слава отважного
путешественника, открывшего европейской науке тайны Средней Азии. Он вошел
в круг помощников Петра Петровича Семенова, вычитывал и сверял издавшиеся
на русском языке труды Риттера. В военно-ученом комитете он руководил
подготовкой карт Средней Азии и Туркестана. При участии Валиханова были
выполнены «Карта пространства между озером Балхашом и хребтом Алатау»,
«Рекогносцировка западной части Заилийского края», «План города Кульджи»,
«Карта к отчету о результатах экспедиции на Иссык-Куль», «Карта Западного
края Китайской империи».
Прожив год в Петербурге, Валиханов отказался от первоначального плана
поступить на восточный факультет университета. Ему там не зачем терять
время - все, чему учили на факультете, он либо успел постичь
самостоятельно, либо знал, как это можно постичь, не высиживая на
студенческой скамье. Чокан предпочел записаться лишь на некоторые
университетские лекции. В Петербурге он продолжал работу над очерками по
истории, географии и этнографии киргизов, начатыми в Омске.
Глава 7. возвращение на родину
Весной 1861 года Чокан засобирался домой в Степь. Официальной
причиной считалась необходимость поправить чистым воздухом и кумысом
расстроенное петербургским климатом здоровье. С отъездом Чокана совпадал у
многих его друзей-сибиряков перелом в их собственной судьбе, и казалось, он
увозит с собой самый яркий и счастливый год их общей молодости.
В 1862 году Валиханов был выбран на должность старшего султана
Атбасарского округа и не утвержден генерал-губернатором.
Летом 1863 года он принял участие в работе комиссии, которая
отправилась в Степь, чтобы собрать народные мнения о проекте судебной
реформы.
С 1864 года Валиханов занимался деятельностью, связанной с
освободительным движением народов Восточного Туркестана...
10 апреля 1865 года, не дожив до тридцати лет, он скончался в ауле
Тезека, в урочище Кочен-Тоган.
Но в Петербурге его не забыли. Имена первооткрывателей не исчезают из
науки, не вычеркиваются никогда и никем. Выдающиеся путешественники А. Ф.
Голубев и М. И. Венюков, побывавшие в Заилийском крае вскоре после Чокана
Валиханова, первыми сказали о значении его открытий. На его авторитет
ссылались все последующие исследователи Туркестана, в том числе и автор
книги «Кашгария», изданной в 1879 году, полковник Генерального штаба,
действительный член Русского географического общества А. Н. Куропаткин.
Русское географическое общество (РГО) в своем отчете за 1865 год
опубликовало сообщение о безвременной кончине Валиханова, и там же были
напечатаны статьи о его заслугах перед наукой. В 1867 году РГО приняло
решение издать все его рукописи, а в 1868 году в «Записках» появилось в
сокращенном виде описание пути в Кашгар и обратно в Алатавский округ и
статья о Валиханове.
Собрание сочинений Ч. Ч. Валиханова вышло в свет в 1904 году под
редакцией профессора Н. И. Веселовского и заняло полностью ХХIХ том
«Записок Императорского Русского географического общества» по отделению
этнографии. Вот слова, сказанные там Веселовским о Чокане: «Как блестящий
метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов и в
то же время офицер русской армии Чокан Чингисович Валиханов. Русские
ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и
ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов, но
преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд».
В оставшийся малый срок жизни время Чокана летело стремительно.
Умирающему от чахотки дано напоследок почувствовать себя лучше и уверовать
в свое выздоровление. В один из апрельских прозрачных дней он попросил
вынести его из юрты на вольный воздух. Дышалось легко. Неизвестно, о чем он
мечтал, не сохранились последние слова - ни на бумаге, ни в чьей-то памяти
для передачи будущим поколениям. Зато известно, в чем он был совершенно
уверен. Он знал, что годы его странствий и трудов совпали с исторически
очень значимым периодом в жизни его народа, когда казахи всех жузов
завершали свое вхождение в состав России и вместе с тем свое воссоединение
в один большой народ - мирный и поэтический, веселый и честолюбивый, полный
сил и энергии, подающий огромнейшие надежды на развитие...И во всем том,
что свершилось в 1865 году, составляющему веху в истории казахов, оставался
навеки след его, Чокана, усилий, его понимания своего долга перед народом,
его отваги, его исторического предвидения.
Им никогда не владели тщеславные помыслы, и он очень строго судил о
самом себе, но все это он знал. И чувствовал очень остро, что вот теперь-то
приходит его время, чтобы повести свой народ путем истинного знания и
завершить все незавершенное, исполнить пророчество Достоевского -
растолковать многоязыкой России, что такое Степь и ее кочевой народ,
открыть всему человечеству жизнь казахов, их прошлое, их настоящее, их
помыслы о будущем...
Использованная литература
1. Айдарова Х. Чокан Валиханов. Алма-Ата, 1945.
2. Бегалин С. Чокан Валиханов. М., 1976.
3. Забелин И. Чокан Валиханов. М., 1956.
4. Зиманов С., Атишев А. Политические взгляды Чокана Валиханова. Алма-Ата,
1965.
5. Маргулан А. Очерк жизни и деятельности Ч.Ч. Валиханова. - В кн.:
Валиханов Ч.Ч. Собр. Соч. Алма-Ата, 1961, т. 1.
6. Марков С. Идущие к вершинам. Историко-биографическая повесть. М., 1968.
7. Муканов С. Степные друзья. Алма-Ата, 1979.
8. Сегизбаев О. Из истории идейной борьбы вокруг творческого наследия
Чокана Валиханова. - Ученые записки Казахского государственного
университета, т. ХV, философия. Вып. 2. Алма-Ата, 1959.