групп, и все они были уравнены в одинаковом равенстве бесправия перед
государством”.
В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона даётся сжатое и сухое
изложение петровского периода. Краткость изложения основных фактов жизни и
деятельности Петра Великого переплетается здесь с обширным статистическим
материалом. Именно здесь можно найти многие интересные цифры, выражающие
некоторые экономические показатели того времени. Много внимания уделено
международному положению России и его изменению в связи с событиями
петровской эпохи. Словарь представляет собой интереснейшее дополнение к
другим источникам информации о деятельности Петра Великого.
История СССР, несмотря на то, что была издана в 1975 году,
представляет собой источник многих очень важных фактов и оценок. Учебник
был написан для исторических факультетов ВУЗов и в нём даётся серьёзный
анализ всем событиям петровской эпохи.
* * *
Пётр Алексеевич Романов (Пётр I, Пётр Великий) - первый император
всероссийский, родился 30 мая 1672 года, от второго брака царя Алексея
Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитаницей боярина А.С.
Матвеева. Пётр был четырнадцатым ребёнком царя Алексея и первым от его
второго брака. Первая жена царя, дочь И.Д. Милославского Марья Ильинична,
умерла, оставив ему двух сыновей Фёдора и Ивана, и много дочерей. Таким
образом при царе Алексее в царском семействе два враждебных друг другу
круга родных: старшие дети царя с Милославскими и Наталья Кирилловна с
сыном и роднёй. Дело в том, что царевичи Фёдор и Иван не отличались
физической крепостью и не подавали надежды на долголетие, а младший царевич
Пётр цвёл здоровьем, поэтому, несмотря на то, что он был самым младшим из
братьев, именно ему было суждено стать царём. На это и надеялись Нарышкины,
но этого очень боялись
6
Милославские, и только страх перед царём Алексеем сдерживал проявления
семейной вражды.
Со смертью царя Алексея Михайловича глухая борьба Милославских и
Нарышкиных переходит в открытое столкновение. Начались ссоры и интриги.
Боярин А.С. Матвеев, стоявший тогда во главе всех дел был сослан на север в
Пустозёрск. Положение матери Петра стало очень затруднительно.
ОБУЧЕНИЕ МАЛОЛЕТНЕГО ПЕТРА
Обучение Петра шло довольно медленно. По старорусскому обычаю его
начали учить с пяти лет. Учителем Петра стал дьяк Никита Моисеев, сын
Зотов, человек учёный, но любящий выпить. Впоследствии Петр назначил его
князем-папой шутовской коллегии пьянства.
Зотов прошёл с Петром азбуку, часослов, псалтырь, евангелие и
апостол. Так же начинали своё учение и царь Алексей, и его старшие сыновья.
Зотов касался и русской старины, рассказывал царевичу про дела его отца,
про царя Ивана Грозного, о Дмитрии Донском и Александре Невском.
Впоследствии Пётр не терял интереса к истории, придавал ей важное значение
для народного образования.
До смерти своего отца, царя Алексея, Пётр жил баловнем в царской
семье. Ему было всего три с половиной года, когда умер отец. Царь Фёдор был
крёстным отцом своего маленького брата и очень любил его. Он держал Петра
при себе в большом московском дворце и заботился о его обучении.
Учился ли Пётр у Зотова ещё чему-нибудь, остаётся неизвестным;
сохранилось предание о том, что Зотов показывал царевичу много “потешных
листов”, то есть картинок исторического и бытового содержания, привозимых в
Москву из-за границы. За обучением у Зотова должна была следовать
схоластическая наука, с которой знакомились старшие братья и даже сёстры
Пётра под руководством киевских монахов. Петру предстояло изучить
грамматику, пиитику, риторику, диалектику и философию, латинскую и
греческую грамоту и, вероятно, польский язык. Но перед началом этого
обучения царь Фёдор умер и началась смута 1682 года. Из-за этого Пётр
остался без систематического образования. До конца жизни он игнорировал
грамматику и орфографию.
СОБЫТИЯ 1682 ГОДА
Царь Фёдор Алексеевич умирает, не оставив наследников прстола. По
общему мнению наследовать престол должен был его брат Иван. Но 15-летний
Иван был очень
7
болезненным и малоумным и, конечно, не мог принять власти. Зная это,
любимцы царя Фёдора (Языков, Лихачёв и др.) устроили дело так, что сразу
после смерти Фёдора патриарх Иоаким и бояре провозгласили царём младшего
царевича Петра. Однако, права царевича Ивана были нарушены и его родные не
могли примириться с происшедшим. Самыми умными и решительными среди них
были царевна Софья Алексеевна и боярин Иван Михайлович Милославский. Против
своих врагов (Языкова и Нарышкиных) они подняли стрелецкое войско.
Стрельцам дали знать, что царевич Иван задушен и в руки стрельцов
дали список “изменников-бояр”. Стрельцы поверили и начали открытый мятеж.
15 мая 1682 года они, вооружившись, пришли в Кремль. Царица Наталья
Кирилловна вывела на Красное крыльцо дворца царя Петра и царевича Ивана и
показала их стрельцам. Однако стрельцы не успокоились, вломились в царский
дворец и на глазах членов царской семьи зверски убили боярина Матвеева и
многих родственников царицы Натальи. Пётр, бывший очевидцем кровавых сцен
стрелецкого мятежа, вызвал удивление твёрдостью, какую сохранил при этом:
стоя на Красном крыльце он не изменился в лице, когда стрельцы подхватывали
на копья Матвеева и его сторонников. Но майские ужасы неизгладимо врезались
в память Петра, вероятно, отсюда берут начало и известная нервность, и его
ненависть к стрельцам. Через год 11-летний Пётр по развитости показался
иноземному послу 16-летним юношей.
Через неделю после начала бунта (23 мая) победители потребовали от
правительства, чтобы царями были назначены оба брата; ещё неделю спустя (29-
го), по новому требованию стрельцов, за молодостью царей правление было
вручено царевне Софье. Партия Петра была отстранена от всякого участия в
государственных делах.
ПЁТР В ПРЕОБРАЖЕНСКОМ
За всё время регенства Софьи Наталья Кирилловна приезжала в Москву
лишь на несколько зимних месяцев, проводя остальное время в подмосковном
селе Преображенском. Около молодого двора группировалась значительная часть
знатных фамилий, не решавшихся связать свою судьбу с временным
правительством Софьи. Предоставленный самому себе, Пётр разучился
переносить какие-то стеснения, отказывать себе в исполнении какого бы то ни
было желания. Царица Наталья, женщина “ума малого”, по выражению её
родственника князя Куракина, заботилась, по-видимому, исключительно о
физической стороне воспитания своего сына. Мы видим Петра окружённым
“молодыми ребятами народу простого” и “молодыми людьми первых домов”;
первые в конце концов взяли верх, а “знатные персоны” были отдалены. Весьма
вероятно,
8
что и простые и знатные приятели детских игр Петра одинаково заслуживали
кличку “озорников”, данную им Софьей.
Огненный, гениальный ребёнок не может сидеть в комнате без дела; он
рвётся из печального опального дома на улицу, собирает около себя толпу
молодёжи из придворных служителей: забавляется, играет с ними: как все
живые дети любит играть в войну, в солдаты. На берегу Яузы у села
Преображенского он построил себе “потешную” крепость - Пресбург и около неё
собрал целую дюжину “потешных” воинов. Сначала это был сплошной сброд
“преображенские конюхи”, как выражалась Софья. Потом этой компании Пётр
придал форму двух солдатских полков (Преображенского - в селе
Преображенском и Семёновского - в соседском селе Семёновском), и понемногу
из “потешных” полков у Петра образовались настоящие полки, положившие
впоследствии начало гвардии. Полевая забава Петра получила широкие размеры
и серьёзное значение. Пётр понял важность военного дела и стал учиться
инженерному и артиллерийскому искусству.
“Для математики, фортификации, токарного мастерства и огней
артифициальных” появляется при Петре учитель-иностранец Франц Тиммерман.
Сохранившиеся тетради Петра свидетельствуют о его настойчивых усилиях
усвоить прикладную сторону арифметической, астрономической и артиллерийской
премудрости: те же тетради показывают, что основания этой премудрости так и
остались для Петра тайной. Зато токарное искусство и пиротехника всегда
были любимыми занятиями Петра. Широко известна страсть Петра к лодкам и
кораблям. После того, как Пётр нашёл в селе Измайлове заброшенный
мореходный ботик (“дедушку русского флота”) и научился плавать на нём, он
весь ушёл в это дело и начал строить суда на большом Переяславском озере.
Многим это казалось пустой забавой. Осуждали в Петре и его близость к
немцам. Пётр часто бывал в немецкой слободе, ведь именно там он мог найти
объяснения многим непонятным для русских людей вещам, например астролябии.
Пётр особенно сблизился с шотландцем Гордоном, генералом русской службы,
учёным, и со швейцарцем Лефортом, полковнико, человеком очень способным и
весёлым. Под влиянием Лефорта Пётр привык к шумным пирам и разгулу. К
сожалению, ни князь Борис Алексеевич Голицын воспитатель Петра, ни его
воспитатель Никита Зотов не могли удержать молодого царя от кутежей и
шумных пирушек.
Вследствие неблагоприятных условий детства Пётр остался без
правильного образования и вместо богословско-схоластических познаний
приобрёл военно-технические. Молодой государь представлял собой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8