ПЕТР I

групп, и все они были уравнены в одинаковом равенстве бесправия перед

государством”.

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона даётся сжатое и сухое

изложение петровского периода. Краткость изложения основных фактов жизни и

деятельности Петра Великого переплетается здесь с обширным статистическим

материалом. Именно здесь можно найти многие интересные цифры, выражающие

некоторые экономические показатели того времени. Много внимания уделено

международному положению России и его изменению в связи с событиями

петровской эпохи. Словарь представляет собой интереснейшее дополнение к

другим источникам информации о деятельности Петра Великого.

История СССР, несмотря на то, что была издана в 1975 году,

представляет собой источник многих очень важных фактов и оценок. Учебник

был написан для исторических факультетов ВУЗов и в нём даётся серьёзный

анализ всем событиям петровской эпохи.

* * *

Пётр Алексеевич Романов (Пётр I, Пётр Великий) - первый император

всероссийский, родился 30 мая 1672 года, от второго брака царя Алексея

Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитаницей боярина А.С.

Матвеева. Пётр был четырнадцатым ребёнком царя Алексея и первым от его

второго брака. Первая жена царя, дочь И.Д. Милославского Марья Ильинична,

умерла, оставив ему двух сыновей Фёдора и Ивана, и много дочерей. Таким

образом при царе Алексее в царском семействе два враждебных друг другу

круга родных: старшие дети царя с Милославскими и Наталья Кирилловна с

сыном и роднёй. Дело в том, что царевичи Фёдор и Иван не отличались

физической крепостью и не подавали надежды на долголетие, а младший царевич

Пётр цвёл здоровьем, поэтому, несмотря на то, что он был самым младшим из

братьев, именно ему было суждено стать царём. На это и надеялись Нарышкины,

но этого очень боялись

6

Милославские, и только страх перед царём Алексеем сдерживал проявления

семейной вражды.

Со смертью царя Алексея Михайловича глухая борьба Милославских и

Нарышкиных переходит в открытое столкновение. Начались ссоры и интриги.

Боярин А.С. Матвеев, стоявший тогда во главе всех дел был сослан на север в

Пустозёрск. Положение матери Петра стало очень затруднительно.

ОБУЧЕНИЕ МАЛОЛЕТНЕГО ПЕТРА

Обучение Петра шло довольно медленно. По старорусскому обычаю его

начали учить с пяти лет. Учителем Петра стал дьяк Никита Моисеев, сын

Зотов, человек учёный, но любящий выпить. Впоследствии Петр назначил его

князем-папой шутовской коллегии пьянства.

Зотов прошёл с Петром азбуку, часослов, псалтырь, евангелие и

апостол. Так же начинали своё учение и царь Алексей, и его старшие сыновья.

Зотов касался и русской старины, рассказывал царевичу про дела его отца,

про царя Ивана Грозного, о Дмитрии Донском и Александре Невском.

Впоследствии Пётр не терял интереса к истории, придавал ей важное значение

для народного образования.

До смерти своего отца, царя Алексея, Пётр жил баловнем в царской

семье. Ему было всего три с половиной года, когда умер отец. Царь Фёдор был

крёстным отцом своего маленького брата и очень любил его. Он держал Петра

при себе в большом московском дворце и заботился о его обучении.

Учился ли Пётр у Зотова ещё чему-нибудь, остаётся неизвестным;

сохранилось предание о том, что Зотов показывал царевичу много “потешных

листов”, то есть картинок исторического и бытового содержания, привозимых в

Москву из-за границы. За обучением у Зотова должна была следовать

схоластическая наука, с которой знакомились старшие братья и даже сёстры

Пётра под руководством киевских монахов. Петру предстояло изучить

грамматику, пиитику, риторику, диалектику и философию, латинскую и

греческую грамоту и, вероятно, польский язык. Но перед началом этого

обучения царь Фёдор умер и началась смута 1682 года. Из-за этого Пётр

остался без систематического образования. До конца жизни он игнорировал

грамматику и орфографию.

СОБЫТИЯ 1682 ГОДА

Царь Фёдор Алексеевич умирает, не оставив наследников прстола. По

общему мнению наследовать престол должен был его брат Иван. Но 15-летний

Иван был очень

7

болезненным и малоумным и, конечно, не мог принять власти. Зная это,

любимцы царя Фёдора (Языков, Лихачёв и др.) устроили дело так, что сразу

после смерти Фёдора патриарх Иоаким и бояре провозгласили царём младшего

царевича Петра. Однако, права царевича Ивана были нарушены и его родные не

могли примириться с происшедшим. Самыми умными и решительными среди них

были царевна Софья Алексеевна и боярин Иван Михайлович Милославский. Против

своих врагов (Языкова и Нарышкиных) они подняли стрелецкое войско.

Стрельцам дали знать, что царевич Иван задушен и в руки стрельцов

дали список “изменников-бояр”. Стрельцы поверили и начали открытый мятеж.

15 мая 1682 года они, вооружившись, пришли в Кремль. Царица Наталья

Кирилловна вывела на Красное крыльцо дворца царя Петра и царевича Ивана и

показала их стрельцам. Однако стрельцы не успокоились, вломились в царский

дворец и на глазах членов царской семьи зверски убили боярина Матвеева и

многих родственников царицы Натальи. Пётр, бывший очевидцем кровавых сцен

стрелецкого мятежа, вызвал удивление твёрдостью, какую сохранил при этом:

стоя на Красном крыльце он не изменился в лице, когда стрельцы подхватывали

на копья Матвеева и его сторонников. Но майские ужасы неизгладимо врезались

в память Петра, вероятно, отсюда берут начало и известная нервность, и его

ненависть к стрельцам. Через год 11-летний Пётр по развитости показался

иноземному послу 16-летним юношей.

Через неделю после начала бунта (23 мая) победители потребовали от

правительства, чтобы царями были назначены оба брата; ещё неделю спустя (29-

го), по новому требованию стрельцов, за молодостью царей правление было

вручено царевне Софье. Партия Петра была отстранена от всякого участия в

государственных делах.

ПЁТР В ПРЕОБРАЖЕНСКОМ

За всё время регенства Софьи Наталья Кирилловна приезжала в Москву

лишь на несколько зимних месяцев, проводя остальное время в подмосковном

селе Преображенском. Около молодого двора группировалась значительная часть

знатных фамилий, не решавшихся связать свою судьбу с временным

правительством Софьи. Предоставленный самому себе, Пётр разучился

переносить какие-то стеснения, отказывать себе в исполнении какого бы то ни

было желания. Царица Наталья, женщина “ума малого”, по выражению её

родственника князя Куракина, заботилась, по-видимому, исключительно о

физической стороне воспитания своего сына. Мы видим Петра окружённым

“молодыми ребятами народу простого” и “молодыми людьми первых домов”;

первые в конце концов взяли верх, а “знатные персоны” были отдалены. Весьма

вероятно,

8

что и простые и знатные приятели детских игр Петра одинаково заслуживали

кличку “озорников”, данную им Софьей.

Огненный, гениальный ребёнок не может сидеть в комнате без дела; он

рвётся из печального опального дома на улицу, собирает около себя толпу

молодёжи из придворных служителей: забавляется, играет с ними: как все

живые дети любит играть в войну, в солдаты. На берегу Яузы у села

Преображенского он построил себе “потешную” крепость - Пресбург и около неё

собрал целую дюжину “потешных” воинов. Сначала это был сплошной сброд

“преображенские конюхи”, как выражалась Софья. Потом этой компании Пётр

придал форму двух солдатских полков (Преображенского - в селе

Преображенском и Семёновского - в соседском селе Семёновском), и понемногу

из “потешных” полков у Петра образовались настоящие полки, положившие

впоследствии начало гвардии. Полевая забава Петра получила широкие размеры

и серьёзное значение. Пётр понял важность военного дела и стал учиться

инженерному и артиллерийскому искусству.

“Для математики, фортификации, токарного мастерства и огней

артифициальных” появляется при Петре учитель-иностранец Франц Тиммерман.

Сохранившиеся тетради Петра свидетельствуют о его настойчивых усилиях

усвоить прикладную сторону арифметической, астрономической и артиллерийской

премудрости: те же тетради показывают, что основания этой премудрости так и

остались для Петра тайной. Зато токарное искусство и пиротехника всегда

были любимыми занятиями Петра. Широко известна страсть Петра к лодкам и

кораблям. После того, как Пётр нашёл в селе Измайлове заброшенный

мореходный ботик (“дедушку русского флота”) и научился плавать на нём, он

весь ушёл в это дело и начал строить суда на большом Переяславском озере.

Многим это казалось пустой забавой. Осуждали в Петре и его близость к

немцам. Пётр часто бывал в немецкой слободе, ведь именно там он мог найти

объяснения многим непонятным для русских людей вещам, например астролябии.

Пётр особенно сблизился с шотландцем Гордоном, генералом русской службы,

учёным, и со швейцарцем Лефортом, полковнико, человеком очень способным и

весёлым. Под влиянием Лефорта Пётр привык к шумным пирам и разгулу. К

сожалению, ни князь Борис Алексеевич Голицын воспитатель Петра, ни его

воспитатель Никита Зотов не могли удержать молодого царя от кутежей и

шумных пирушек.

Вследствие неблагоприятных условий детства Пётр остался без

правильного образования и вместо богословско-схоластических познаний

приобрёл военно-технические. Молодой государь представлял собой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать