После погрома под Нарвой в 1700г. Петр снова начинает проводить
преобразования и обучение военному делу в армии: изучается новая тактика
ведения боя, идут регулярные учения новых солдат.
Таким образом в первом десятилетии ХVIII в. российская армия уже
существенно отличалась от той , которая досталась в наследство Петру. Эта
армия явилась той силой , которая могла оказать реальное сопротивление, а
после победы в Северной войне она заставила всю Европу взглянуть на Россию
, как на сильную державу.
Петр оставил после себя военную организацию, доказавшую свои
блестящие боевые качества и составляющую одну из бесспорных и славных
заслуг Преобразователя. Важное значение для организации армии имела табель
о рангах, но она имела значение и для штатских организаций. Этот
законодательный акт определил порядок прохождения службы как военных так и
штатских чиновников. Табель предусматривала постепенное продвижение вверх
по служебной лестнице, но не исключала возможности обратного движения.
|Чины военные | |штатские чины | Классы |
|Морские |Сухопутные | | |
|Генерал-адмирал |Генералиссимус |Канцлер | |
| |Фельдмаршал | |I |
|адмирал |Генерал по |Ответственный | II |
| |артиллерии; |тайный советник.| |
| |генерал от | | |
| |кавалерии; | | |
| |генерал от | | |
| |инфантерии. | | |
| вице-адмирал. |Генерал-лейтенан|Тайный советник.| |
|Контр-адмирал |т; |Действительный |III- IV |
| |генерал-майор. |статский | |
| | |советник. | |
|капитан-командор|Бригадир |Статский | |
| | |советник. |V |
|Капитан I ранга.|Полковник. |Коллежский | |
| | |советник. |VI |
|Капитан II |Подполковник. |Надворный | |
|ранга. | |советник. |VII |
|Флота |Майор. |Коллежский | |
|капитан-лейтенан| |асессор. | |
|т. | | |VIII |
|Артиллерийский | | | |
|капитан. | | | |
|III рапга. | | | |
|Флота лейтенант.|Капитан или |Титулярный | |
|Артиллерийский |ротмистр. |советник. |IХ |
|капитан. | | | |
|Артиллерийский |Штабс-капитан |Коллежский | |
|лейтенант. |или |секретарь. |Х |
| |штабс-ротмистр. | | |
| | |Сенатский | |
| | |секретарь. |ХI |
|Флота мичман. |Поручик |Губернский | |
| | |секретарь. |ХII |
|Артиллерийский |Поручик |Сенатский | |
|констебль. | |регистратер. |ХIII |
| |Прапорщик или |Коллежский | |
| |корнет. |регистратор. |ХIV |
Табель была объявлена 24 января 1722года. Указ о табели не допускал каких-
либо нарушений в порядке прохождения службы.
Огромное значение Петр придавал военно-морскому флоту, его
созданию и развитию. Неудачи первого Азовского похода очень ясно показали,
что без сколько-нибудь сильного флота причерноморскую крепость взять
невозможно. Поэтому Петр отдает указ о построении флотилии. Созданная в
одну зиму флотилия была проведена по мелким рекам к Азову. Флотилия стояла
в чужом море, где не было ни одной гавани, которая бы принадлежала ей.
Корабли этой флотилии были построены из мерзлого дерева и ,по словам
иностранных экспертов , годились лишь на дрова. Петр делал все возможное со
своей стороны для укрепления и развития флота, по этой причине на смену
малограмотным мастерам были приглашены английские и голландские мастера,
которые славились своим мастерством в этом деле.
Возникли арсеналы и портовые мастерские. Наскоро были обучены
матросы и офицеры. Было устроено общее управление флотом; адмирал Крюйс
составил правила морской службы. И уже в 1710г. Черное море пересекали
русские корабли.
Еще до начала войны со шведами ,начинаются столкновения с ними.
Петр понимает ,что без военного флота ему не овладеть Невой и ее устьями.
Ввиду этого Петр начинает постройку нового флота и берет в ней сам активное
участие наравне с мастерами-плотниками, кузнецами и др. .Русские суда
строили по лучшим английским и голландским чертежам. Отрицательное влияние
на развитие флота оказывала отдаленность верфей от моря. Это обусловило
необходимость позаботиться об обустройстве кораблестроения в Петербурге,
строительство корабельных мастерских началось 5 ноября 1704года.
“Первыми русскими матросами были те же “потешные“. Петр начал
заботиться о создании личного состава флота еще в 1697году:он отправил
несколько партий учеников в Венецию, Англию и Голландию. В 1699г. они
вернулись обратно в Россию .Надеясь обнаружить глубокие познания в
корабельном и морском деле у учеников, Петр делает им экзамен в городе
Воронеже. Из всех учеников, хотя бы удовлетворительно, экзамен выдержали
только 4 человека.“1 Ощущалась острая нехватка квалифицированных кадров,
поэтому Петру пришлось нанять матросов, офицеров и кораблестроителей в
Англии и Голландии.
Детище Петра - Российский флот не раз сыграл важную роль в жизни
государства. Первая победа русских на море-победа у мыса Гангут, в
результате которой Петр заполучил Финляндию. Эта победа доказала военную
мощь и знание морского дела . После победы у м. Гангут Петр стал проводить
довольно дальние военные рейды. Русский флот становился все сильнее и
опытнее. Он стал флотом, который уважали державы-обладательницы крупнейших
флотов: Англия, Дания, Голландия. ярким примером этого было событие 1716г.:
Петру I предложили командовать флотами четырех держав( Дания, Англия,
Голландия, Россия) для охраны торговых кораблей от шведских каперов. Это
событием огромной важности для Петра и он проявил себя наилучшим образом в
этой кампании.
Таким образом Петр I вывел Россию в ранг морских держав. В
большей степени благодаря именно военно-морскому флоту удалось “прорубить
окно в Европу”, что оказало свое влияние на дальнейшее развитие империи и
укрепления ее могущества.
РЕФОРМЫ ВЛАСТИ,БЫТА,КУЛЬТУР1
Старые обветшалые органы управления были уже непригодны для
дальнейшего употребления и необходимость в преобразовании системы
управления была вызвана настоятельной потребностью того времени.
Административные преобразования Петр I начал проводить в конце
ХVII в., но они проходили в очень сложных условиях. Наряду с новыми
органами администрации существовали старые сильно устаревшие их формы -
такое сочетание столь различных и несоответствующих друг другу органов
привело к тому, что они не только мешали , но и вредили друг другу. Новые
сподвижники Петра одетые и снаряженные на европейский лад стояли рядом с
окольничими, кравчими, постельничими; старые приказы красовались рядом с
учреждениями Нового образования. Главной же проблемой являлось то, что
новые учреждения заимствовали у западных только форму, а остался прежним.
Другими словами, старое содержание перелили в новую форму, но от этого же
оно не изменилось. Это противоречие привело к тому, что принцип действия
новых органов остался старым. ”В 1708г. была проведена административно-
территориальная реформа, следствием которой было создание 8 крупных
губернаторств. Это решение было вызвано войной, т.к. сколько новых единиц ,
столько ядер новых военных организаций. Результатом этой реформы уже в
1709г. проявился в ходе битвы под Полтавой.“1 Созданные губернаторства
представляли собой военные и финансовые округа. Решение о создании
губернаторств было тесно связано с делами казначейства: ранее
существовавшая система поступления доходов предполагала то , что это
поступление должно быть централизованным а в роли центра выступала Ратуша.
Но у Петра были свои планы, сосредоточение доходов в Ратуше привело бы к
тому, что средства были бы неминуемо распределены между различными
учреждениями, имевшими своих представителей в городской управе; а царь
намеривался большую часть доходов использовать на военные цели.
Разъединенные, без непосредственной связи с государством, кроме как воли
царя, губернаторства должны были ему в этом помогать. Это и являлось
основной причиной их создания. У новоучрежденных администраций не было
четко определенных функций и полномочий, но главной возлагаемой на них
задачей было пополнение военной казны. Возник конфликт, т.к. царь думал об
увеличении поступлений в казну от созданных администраций , а те считали
себя обязанными защищать свои интересы. Петр прибегнул к обычному приему: