Плутарх - жизнь и творчество

Плутарх - жизнь и творчество

Днепропетровский Государственный Технический Университет инженеров

железнодорожного транспорта.

кафедра” Философии “

Реферат

на тему:

“Плутарх - жизнь и творчество”.

Выполнил: студ. 924 гр.

Верёвочкин С.А.

г.Днепропетровск.

1995.

Биография.

Биография Плутарха весьма скудна и может быть изучаемая преимущественно

на основании сочинений самого же Плутарха, в которых он нередко делится с

читателем воспоминаниями из своей жизни.

Прежде всего в точности совершенно неизвестны годы его жизни ,и

представление о них можно получить только из косвенных данных. Согласно

этим косвенным данным можно с полной уверенностью утверждать, что Плутарх

родился в конце 40-х годов I-го века нашей эры и умер в промежутке 120-125

гг., то есть прожил около 75 лет. Отец его был несомненно зажиточный

человек, но он не был аристократом. Это дало Плутарху возможность рано

приступить к школьным занятиям и ещё в юном возрасте стать

высокообразованным человеком. Родной город Плутарха - Херонен, в греческой

области Беотии.

Все представители его семьи обязательно образованы и культурны,

обязательно высоки духом и отличаются безупречным поведением. О своей жене

Тимоксене Плутарх нередко говорит в своих сочинениях, и всегда говорит в

самом высоком тоне. Она была не только любящей женой, но ей претили разные

женские слабости вроде нарядов. Её любили за простоту нрава, за

естественность поведения, за её умеренность и внимательность.

У Плутарха было четыре сына и одна дочь, которая как и один из сыновей,

умерла в младенческом возрасте. Плутарх настолько любил свою семью, что

посвящал её членам даже свои сочинения, а по случаю смерти дочери нежное и

возвышенное утешительное послание к собственной жене.

Известно о многих путешествиях Плутарха. Он побывал в Александрии,

центре тогдашней образованности, получал образование и в Афинах, бывал в

Спарте, Платеях, в Коринфе у Фермопия, в Риме и других исторических местах

Италии, а также в Сардах ( Малая Азия).

Имеются сведения об основанной им в Херонее философско-нравственной

школы.

Творческая деятельность.

Даже если исключить подложные и сомнительные сочинения Плутарха, всё же

список вполне достоверных и притом дошедших до нас сочинений является, по

сравнению с другими писателями, огромным. До нас дошли ,во-первых,

сочинения историко-философского характера : 2 сочинения о Платоне, 6 -

против стоиков и эпикурейцев. Кроме того, имеются сочинения, посвящённые

проблемам космологии и астрономии, психологии ,этики ,политики ,семейной

жизни, педагогики, антикварной истории. Плутарх написал несколько трактатов

религиозного и религиозно-мифического содержания. Особенно нужно выделить

его сочинения моралистического содержания, где он анализирует такие,

например, человеческие страсти, как сребролюбие, гневливость, любопытство.

К весьма сложным по своей тематике можно отнести застольные и пиршественные

беседы, составляющие ,можно сказать, особый литературный жанр, а также

собрания изречений. Все эти сочинения представляют собой один общий

раздел, обыкновенно носящий малопонятное название Moralia. В этом разделе

моральные сочинения ,правда, представлены очень широко, и без этой морали у

Плутарха не обходится почти ни один трактат.

Особый раздел сочинений Плутарха ,и тоже огромный ,тоже весьма

популярный во все века, и, может быть, даже более популярный, чем Moralia,-

это “Сравнительные жизнеописания”. Здесь можно найти и строго исторические

данные, и моралистику, и увлечение искусством портрета, и философию, и

беллетристику.

Плутарх и античная литература.

Античное мировоззрение и античная художественная практика опираются на

интуиции живого, одушевлённого и разумного космоса, всегда видимого и

слышимого, всегда чувственно воспринимаемого, вполне материального космоса

с неподвижной землёй посредине и с небом как областью вечного и правильного

движения небесного свода. Всё это, безусловно, предопределено самим

характером социально-исторического развития древнего мира. В то время как

последующие культуры сначала исходили из личности, абсолютной или

относительной, а также из общества и уже потом приходили к природе и

космосу, античная мысль наоборот, исходила из наглядной данности чувственно-

материального космоса и уже потом делала из этого выводы для теории

личности и общества. Это навсегда определило собой подчёркнуто

материальную, то есть архитектурно-скульптурную образность античных

художественных построений, что мы, безусловно, находим у Плутарха. Итак,

чувственно-материальная космология - вот исходный пункт мировоззрения и

творчества Плутарха.

Плутарх и классический период античной

литературы.

Поскольку античная литература просуществовала больше тысячелетия, она

прошла много разных периодов своего развития. Космология периода классики,

а именно высокой классики, - это учение о мироздании в платоновском

“Тимее”. Здесь дана ясная и отчётливая картина живого и материально-

чувственного космоса со всеми подробностями материальной сферики космоса.

Поэтому Плутарх в первую очередь платоник.

Плутарх находил в классическом платонизме в первую очередь учение о

божестве, но не в виде наивного вероучения, а в виде продуманного

требования бытия, и притом единого бытия, которое является пределом и

возможностью для всякого частичного бытия и для всякой множественности.

Плутарх глубоко убеждён в том, что если имеется бытиё частичное, изменчивое

и незавершённое, то это значит, что имеется бытиё единое и цельное,

неизменное и всесовершенное. “Ведь божественное не есть множественность,

как каждый из нас, представляющий разнообразную совокупность из тысячи

различных частиц, находящихся в изменении и искусственно смешанных. Но

необходимо, чтобы сущное было одним, так как существует только единое.

Разнообразие же по причине отличия от сущего оборачивается небытиём” (“ Об

“E” в Дельфах”, 20). “Вечно неизменному и чистому присуще быть единым и

несмешанным” (там же). “Насколько возможно найти соответствие между

переменчивым ощущением и умопостигаемой и неизменной идеей, настолько это

отражение даёт так или иначе какое-то призрачное представление о

божественной милости и счастье” (там же, 21). Таким отражением

божественного совершенства является прежде всего космос. Об этом говорится

уже и в цитируемом здесь трактате (21): “Всё, что присуще так или иначе

космосу, божество объединяет в своей сущности и удерживает слабую телесную

субстанцию от уничтожения”.

По космологической проблеме Плутарх посвящает целых два трактата в

связи сочинения своими комментариями на платоновского “Тимея”. В трактате

“О происхождении души в “Тимее” Платона” Плутарх развивает в чисто

платоническом духе учение об идее и материи, о вечном, но беспорядочном

существовании материи, о превращении божественным Демиургом этой материи в

красоту, строй и порядок существующего теперь космоса, о создании вечного и

неизменного движения небесного свода с помощью упорядочивающей деятельности

мировой души и о вечной красоте живого, одушевлённого и разумного космоса.

Действительно, и сам Платон в своём построении идеально прекрасного

космоса, как мы это находим в его диалоге “Тимей”, был на высоте именно

классического представления о космосе. И такое же классическое

представление является мечтой и Плутарха, на все лады восхваляющего красоты

совершенного, хотя и вполне чувственно-материального космоса.

Но уже и здесь на высоте своего теоретического мировоззрения Плутарх

начинает проявлять некоторого рода неустойчивость и даже двойственность

своей общефилософской позиции. Когда Платон строил свой космос, ему и в

голову не приходило противопоставлять добро и зло. Для него было достаточно

уже того одного, что вечный божественный Ум со своими вечными идеями

оформил раз навсегда бесформенную и неупорядоченную материю, откуда и

появился тоже вечный и тоже навеки прекрасный космос. Совершенно новый

оттенок вносит Плутарх в это классический оптимизм. В указанном трактате о

происхождении души по “Тимею” он вдруг начинает рассуждать о том, что

отнюдь не вся беспорядочная материя была приведена в порядок Демиургом, что

значительные её области остаются беспорядочными и до настоящего времени и

что эта беспорядочная материя (будучи, очевидно, тоже вечной) и теперь и

всегда будет началом всякого беспорядка, всяких катастроф и в природе и в

обществе, то есть, попросту говоря, злой душой мира. В этом смысле Плутарх

толкует и всех главнейших старых философов - Гераклита, Парменида,

Демокрита, даже Платона и даже Аристотеля.

Плутарх и эллинизм.

За классикой VI-IV вв. до нашей эры последовала та переработка

классики, которая обычно именуется не периодом эллинства, а периодом

эллинизма. Сущность эллинизма заключается в субъективной реконструкции

классического идеала, в его логической сконструированности и эмоционально-

интимной пережитости и охваченности. Поскольку Плутарх действовал в эпоху

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать