Плутарх - жизнь и творчество
Днепропетровский Государственный Технический Университет инженеров
железнодорожного транспорта.
кафедра” Философии “
Реферат
на тему:
“Плутарх - жизнь и творчество”.
Выполнил: студ. 924 гр.
Верёвочкин С.А.
г.Днепропетровск.
1995.
Биография.
Биография Плутарха весьма скудна и может быть изучаемая преимущественно
на основании сочинений самого же Плутарха, в которых он нередко делится с
читателем воспоминаниями из своей жизни.
Прежде всего в точности совершенно неизвестны годы его жизни ,и
представление о них можно получить только из косвенных данных. Согласно
этим косвенным данным можно с полной уверенностью утверждать, что Плутарх
родился в конце 40-х годов I-го века нашей эры и умер в промежутке 120-125
гг., то есть прожил около 75 лет. Отец его был несомненно зажиточный
человек, но он не был аристократом. Это дало Плутарху возможность рано
приступить к школьным занятиям и ещё в юном возрасте стать
высокообразованным человеком. Родной город Плутарха - Херонен, в греческой
области Беотии.
Все представители его семьи обязательно образованы и культурны,
обязательно высоки духом и отличаются безупречным поведением. О своей жене
Тимоксене Плутарх нередко говорит в своих сочинениях, и всегда говорит в
самом высоком тоне. Она была не только любящей женой, но ей претили разные
женские слабости вроде нарядов. Её любили за простоту нрава, за
естественность поведения, за её умеренность и внимательность.
У Плутарха было четыре сына и одна дочь, которая как и один из сыновей,
умерла в младенческом возрасте. Плутарх настолько любил свою семью, что
посвящал её членам даже свои сочинения, а по случаю смерти дочери нежное и
возвышенное утешительное послание к собственной жене.
Известно о многих путешествиях Плутарха. Он побывал в Александрии,
центре тогдашней образованности, получал образование и в Афинах, бывал в
Спарте, Платеях, в Коринфе у Фермопия, в Риме и других исторических местах
Италии, а также в Сардах ( Малая Азия).
Имеются сведения об основанной им в Херонее философско-нравственной
школы.
Творческая деятельность.
Даже если исключить подложные и сомнительные сочинения Плутарха, всё же
список вполне достоверных и притом дошедших до нас сочинений является, по
сравнению с другими писателями, огромным. До нас дошли ,во-первых,
сочинения историко-философского характера : 2 сочинения о Платоне, 6 -
против стоиков и эпикурейцев. Кроме того, имеются сочинения, посвящённые
проблемам космологии и астрономии, психологии ,этики ,политики ,семейной
жизни, педагогики, антикварной истории. Плутарх написал несколько трактатов
религиозного и религиозно-мифического содержания. Особенно нужно выделить
его сочинения моралистического содержания, где он анализирует такие,
например, человеческие страсти, как сребролюбие, гневливость, любопытство.
К весьма сложным по своей тематике можно отнести застольные и пиршественные
беседы, составляющие ,можно сказать, особый литературный жанр, а также
собрания изречений. Все эти сочинения представляют собой один общий
раздел, обыкновенно носящий малопонятное название Moralia. В этом разделе
моральные сочинения ,правда, представлены очень широко, и без этой морали у
Плутарха не обходится почти ни один трактат.
Особый раздел сочинений Плутарха ,и тоже огромный ,тоже весьма
популярный во все века, и, может быть, даже более популярный, чем Moralia,-
это “Сравнительные жизнеописания”. Здесь можно найти и строго исторические
данные, и моралистику, и увлечение искусством портрета, и философию, и
беллетристику.
Плутарх и античная литература.
Античное мировоззрение и античная художественная практика опираются на
интуиции живого, одушевлённого и разумного космоса, всегда видимого и
слышимого, всегда чувственно воспринимаемого, вполне материального космоса
с неподвижной землёй посредине и с небом как областью вечного и правильного
движения небесного свода. Всё это, безусловно, предопределено самим
характером социально-исторического развития древнего мира. В то время как
последующие культуры сначала исходили из личности, абсолютной или
относительной, а также из общества и уже потом приходили к природе и
космосу, античная мысль наоборот, исходила из наглядной данности чувственно-
материального космоса и уже потом делала из этого выводы для теории
личности и общества. Это навсегда определило собой подчёркнуто
материальную, то есть архитектурно-скульптурную образность античных
художественных построений, что мы, безусловно, находим у Плутарха. Итак,
чувственно-материальная космология - вот исходный пункт мировоззрения и
творчества Плутарха.
Плутарх и классический период античной
литературы.
Поскольку античная литература просуществовала больше тысячелетия, она
прошла много разных периодов своего развития. Космология периода классики,
а именно высокой классики, - это учение о мироздании в платоновском
“Тимее”. Здесь дана ясная и отчётливая картина живого и материально-
чувственного космоса со всеми подробностями материальной сферики космоса.
Поэтому Плутарх в первую очередь платоник.
Плутарх находил в классическом платонизме в первую очередь учение о
божестве, но не в виде наивного вероучения, а в виде продуманного
требования бытия, и притом единого бытия, которое является пределом и
возможностью для всякого частичного бытия и для всякой множественности.
Плутарх глубоко убеждён в том, что если имеется бытиё частичное, изменчивое
и незавершённое, то это значит, что имеется бытиё единое и цельное,
неизменное и всесовершенное. “Ведь божественное не есть множественность,
как каждый из нас, представляющий разнообразную совокупность из тысячи
различных частиц, находящихся в изменении и искусственно смешанных. Но
необходимо, чтобы сущное было одним, так как существует только единое.
Разнообразие же по причине отличия от сущего оборачивается небытиём” (“ Об
“E” в Дельфах”, 20). “Вечно неизменному и чистому присуще быть единым и
несмешанным” (там же). “Насколько возможно найти соответствие между
переменчивым ощущением и умопостигаемой и неизменной идеей, настолько это
отражение даёт так или иначе какое-то призрачное представление о
божественной милости и счастье” (там же, 21). Таким отражением
божественного совершенства является прежде всего космос. Об этом говорится
уже и в цитируемом здесь трактате (21): “Всё, что присуще так или иначе
космосу, божество объединяет в своей сущности и удерживает слабую телесную
субстанцию от уничтожения”.
По космологической проблеме Плутарх посвящает целых два трактата в
связи сочинения своими комментариями на платоновского “Тимея”. В трактате
“О происхождении души в “Тимее” Платона” Плутарх развивает в чисто
платоническом духе учение об идее и материи, о вечном, но беспорядочном
существовании материи, о превращении божественным Демиургом этой материи в
красоту, строй и порядок существующего теперь космоса, о создании вечного и
неизменного движения небесного свода с помощью упорядочивающей деятельности
мировой души и о вечной красоте живого, одушевлённого и разумного космоса.
Действительно, и сам Платон в своём построении идеально прекрасного
космоса, как мы это находим в его диалоге “Тимей”, был на высоте именно
классического представления о космосе. И такое же классическое
представление является мечтой и Плутарха, на все лады восхваляющего красоты
совершенного, хотя и вполне чувственно-материального космоса.
Но уже и здесь на высоте своего теоретического мировоззрения Плутарх
начинает проявлять некоторого рода неустойчивость и даже двойственность
своей общефилософской позиции. Когда Платон строил свой космос, ему и в
голову не приходило противопоставлять добро и зло. Для него было достаточно
уже того одного, что вечный божественный Ум со своими вечными идеями
оформил раз навсегда бесформенную и неупорядоченную материю, откуда и
появился тоже вечный и тоже навеки прекрасный космос. Совершенно новый
оттенок вносит Плутарх в это классический оптимизм. В указанном трактате о
происхождении души по “Тимею” он вдруг начинает рассуждать о том, что
отнюдь не вся беспорядочная материя была приведена в порядок Демиургом, что
значительные её области остаются беспорядочными и до настоящего времени и
что эта беспорядочная материя (будучи, очевидно, тоже вечной) и теперь и
всегда будет началом всякого беспорядка, всяких катастроф и в природе и в
обществе, то есть, попросту говоря, злой душой мира. В этом смысле Плутарх
толкует и всех главнейших старых философов - Гераклита, Парменида,
Демокрита, даже Платона и даже Аристотеля.
Плутарх и эллинизм.
За классикой VI-IV вв. до нашей эры последовала та переработка
классики, которая обычно именуется не периодом эллинства, а периодом
эллинизма. Сущность эллинизма заключается в субъективной реконструкции
классического идеала, в его логической сконструированности и эмоционально-
интимной пережитости и охваченности. Поскольку Плутарх действовал в эпоху
Страницы: 1, 2