Поэт-декабрист В.К. Кюхельбекер
О декабристах писали много и по-разному. 170 лет назад о них говорила
вся просвещённая Россия, о них "переписывались" монархи и правительства,
составлялись секретные доклады. Об их жизни - тысячи публикаций,
диссертаций, поэм и романов. Одни их ругали, другие ими восхищались. Пушкин
причислял себя к декабристам, с грустью вспоминая в стихотворении "Арион":
"Нас было много на челне...".
Судьбы этих людей противоречивы. И, думается, неоднозначно, что было бы
с Россией, если бы они победили. В критических ситуациях (арест, допрос,
камера, ссылка, каторга) они вели себя по-разному.
Меня заинтересовала судьба одного из этих людей - поэта-декабриста
Вильгельма Карловича Кюхельбекера. Его жизненный путь был тернист и труден.
Особенно трагична судьба его произведений.
На протяжении почти столетия после его смерти крупнейшие произведения
поэта не были опубликованы; за эти годы многочисленные исследования
литературоведов - пушкинистов вывели на свет огромное количество острот и
пародий, карикатур и нелепых случаев, связанных с именем Кюхельбекера. Поэт
был заранее уничтожен в глазах своих возможных читателей, которые ещё не
знали и не читали его произведений. Только в 1930-е годы нашего века,
трудами русского писателя Ю.Н.Тынянова (1894-1943), поэт был впервые
воскрешён. Его известный роман "Кюхля" увидел свет в 1925 году. Автор не
только возродил к жизни многое, если не всё, что было написано
Кюхельбекером, но и рассказал о нём так, что временная дистанция,
отделяющая читателя от декабриста, соученика и друга Пушкина, становится
легко преодолимой.
Сейчас Кюхельбекера уже никто не назовёт забытым поэтом; его стихи
издаются и переиздаются; выявлены и опубликованы его письма; изучаются его
взгляды в области философии, литературной критики, народного творчества и
даже лингвистики. Однако стихи его порой трудны для понимания, его
торжественно-ораторский стиль, античные и библейские образы кажутся
архаичными.
У автора выпускной экзаменационной работы возник интерес к судьбе и
творчеству главного героя романа. Поэтому, когда было предложено подобрать
тему выпускной работы, выбор пал на эту историческую личность.
Цель исследования: 1) изучение жизни, литературного творчества
Кюхельбекера; 2) его роль в подготовке и непосредственное участие в
событиях 14 декабря 1825 года на Сенатской площади.
Задачи работы: кратко изложить биографию поэта, осветить его
литературную деятельность, выяснить причины формирования его декабристских
взглядов и участие в восстании, рассказать о его дальнейшей судьбе и
творчестве, отношение к нему современников.
Методы исследования: 1) работа с первоисточниками, 2) обзор имеющейся
литературы по данной проблеме, 3) личностная оценка, объекта исследования
4) обобщение имеющихся материалов.
Практическая значимость работы: материалы работы могут быть
использованы в качестве дополнительного материала на уроках истории и
литературы, а также основой для написания выпускного дипломного проекта в
гуманитарном ВУЗе исторического или литературного профиля с последующей
доработкой. Проект автореферата и оглавление было представлено автором по
сети Internet, получено предварительное соглашение на использование
материалов при комплектовании лазерного диска «Рефераты года».
В работе автором изложена биография поэта, литературная деятельность.
Раскрыты причины формирования его декабристских взглядов. Отдельное место в
работе отведено участию Кюхельбекера в восстании на Сенатской площади, его
дальнейшей судьбе и творчеству в ссылке.
Источниковую базу работы составляют книги: "Воспоминания Маркевича о
встречах с Кюхельбекером в 1817-1820 гг.", "Восстание декабристов.
Материалы", "Декабристы в воспоминаниях современников", "Их вечен с
вольностью союз" (литературная критика и публицистика декабристов),
"Декабристы: эстетика и критика", Кюхельбекер В.К. "Путешествие, дневник,
статьи", "Декабристы и их время", "Пушкин: переписка", "Дельвиг А.А.,
Кюхельбекер В.К." (избранное). Так же использована монографическая
литература - "Декабристы" (Нечкина), "Мятеж реформаторов" (Гордин Я.А.),
"Движение декабристов" (Нечкина), "Наставникам... за благо воздадим"
(Руденские М. и С.) - и художественная - "Кюхля" (Тынянов Ю.Н.).
Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка источников и
использованной литературы, представлено 12 иллюстраций.
В первой главе автор рассказывает о семье поэта и его лицейских годах.
В.К.Кюхельбекер родился в Петербурге 10 июня 1797 года. Отец его,
саксонский дворянин, статский советник Карл фон Кюхельбекер, был
образованным человеком, учился праву в Лейпцигском университете
одновременно с Гёте и Радищевым, был агрономом, специалистом по горному
делу, в юности писал стихи. Он переселился в Россию в 70-х годах XVIII
века. В Петербурге он управлял Каменным островом, принадлежавшим великому
князю, позже императору Павлу I, и был первым директором и устроителем
Павловска.
Мать поэта - Юстина Яковлевна фон Ломен, была очень дружна с сыном.
Именно она с детских лет поощряла его занятия поэзией.
Сестра, Юстина Карловна (1789-1871), была самой старшей в семье, её
роль в судьбе братьев столь велика, что об этом сразу же нужно сказать
несколько слов. Выйдя замуж за Григория Андреевича Глинку (1776-1818)
профессора русского и латинского языков в Дерптском университете, она
оказалась в культурной русскоязычной среде, что, в конечном счёте,
определило интересы её брата Вильгельма.
Кюхельбекер был принят в Лицей по рекомендации Барклая де Толли -
родственника матери. Но на первых порах ему пришлось не легко. Неуклюжий,
рассеянный, к тому же глуховатый, он по началу служил предметом ежедневных
насмешек товарищей, подчас вовсе не беззлобных. Кюхельбекер хорошо учился,
лучше других лицеистов знал литературу, историю, философию. В его оценочном
листе сплошные отличные оценки, только по математике, физике и фехтованию
он не блистал. Рисование же его не привлекало. Кюхельбекер всегда был готов
делиться знаниями с друзьями. Его стихи и поэмы встречаются почти в каждом
номере лицейского журнала со странным названием "Лицейский мудрец". Его
лучшими друзьями были Пушкин и Дельвиг. Всем лицеистам выписывалась
специальная литература, в соответствии с их наклонностями и будущей
профессией. Кюхельбекер мечтал об учительстве, поэтому для него
выписывались словари, книги по педагогике и психологии. 9 июня 1817 года в
Лицее прошёл первый выпуск. Вильгельм Кюхельбекер был удостоен серебряной
медали.
Во второй главе автор анализирует начало литературной и трудовой
деятельности поэта.
Сразу по окончании Лицея он поступает в Главный архив иностранной
коллегии и одновременно начинает читать лекции по русской литературе в
Благородном пансионе, при Главном педагогическом институте, активно
сотрудничает в журналах, едет во Францию, где происходит его встреча с
Гёте, служит на Кавказе, издаёт альманах "Мнемозина". Голова его заполнена
творческими планами, которым не суждено, было сбыться в связи с событиями
14 декабря 1825 года.
В третьей главе автор раскрывает причины формирования взглядов
Кюхельбекера, как декабриста, рассказывает о связях с Северным обществом,
рассматривает основные положения Конституции Муравьева и отношение к ней
Кюхельбекера.
Вильгельм был принят в Северное общество за месяц до восстания, в
ноябре 1825 года. Хотя он не знал деталей программы общества, у него была
своя чёткая продуманная программа, полностью согласная с идейными исканиями
декабристов. Кюхельбекер выделял следующие побудительные причины,
укоренившие в нём вольнодумный образ мыслей и заставившие вступить в тайное
общество: злоупотребления государственных чиновников особенно в
судопроизводстве, угнетение крестьян помещиками, совершенный упадок в
торговле и промышленности, развращение нравов и невежество народа,
неизбежные в состоянии рабства, поверхностное воспитание и обучение
юношества и крайнее стеснение российской словесности (лекция о
блистательных качествах русского народа и о русском языке была прочитана в
Париже в 1821 году).
Четвёртая глава посвящена событиям на Сенатской площади 14 декабря 1925
года и участию в них Кюхельбекера.
Последняя, пятая глава, повествует о дальнейшей судьбе и творчестве
В.К.Кюхельбекера в ссылке.
Кюхельбекер единственный из всех декабристов попытался бежать и удачно
добрался до самой Варшавы. Но царская полиция хорошо знала его приметы:
"Росту высокого, сухощав, глаза навыкате, волосы коричневые, рот при
разговоре кривится, бакенбарды не растут, борода мало зарастает,
сутуловат". В Варшаве поэт был арестован - и то по собственной
неосторожности. Приговором Верховного суда Кюхельбекеру была назначена
смертная казнь, заменённая впоследствии двадцатилетними каторжными
работами. Поэта продержали в одиночном заключении около десяти лет. Он
сидел в Петропавловской, Шлисельбургской, Динабургской, Ревельской и
Свеаборгской крепостях, где им были написаны драмы: "Ижорский", "Прокофий
Ляпунов", "Иван купецкий сын"; поэмы и множество стихотворений. Большинство
произведений Кюхельбекера увидело свет только после революции. В 1836 году
поэта выслали в Забайкалье, где он и жил долгие годы, борясь с нищетой, не
прерывая литературных занятий. Далее автор рассказывает о ссылке
Кюхельбекера в Сибирь. Этот суровый край и его новый быт стали для
Кюхельбекера источником вдохновения.
В середине июня 1845 года Вильгельм Карлович тяжело заболел.
Друзья были обеспокоены состоянием здоровья Кюхельбекера. Общими
усилиями они добились разрешения на переезд поэта в Тобольск, где бы он мог
получить медицинскую помощь. 7 марта 1846 года Кюхельбекер прибыл в
Тобольск. Но поправить здоровье оказалось невозможным. 11 августа 1846
года, в 11 часов 30 минут ночи поэт-декабрист умер от чахотки.
Закончился славный и тягостный путь последнего из трёх лицейских
поэтов, Вильгельма Карловича Кюхельбекера. Он был талантливым и
мужественным человеком. Память жива о нём. Миллионы людей с интересом
читают и будут читать его произведения. Значит, жил, радовался и страдал он
не зря.
Верность революционным идеалам, участие в борьбе с самодержавием
никогда не будут сочтены Кюхельбекером ошибочными и ненужными.
В главе Заключение автор обобщает сказанное, подводит итоги и делает
выводы.
Всё, чем жил и дорожил Кюхельбекер - мечты и порывы, дружба, любовь,
искусство, идеи и идеалы, - всё это родилось в атмосфере декабризма и было,
возможно, только на том этапе истории, который вынес его и его друзей на
Сенатскую площадь. Упоение, испытываемое Кюхельбекером в последние дни
перед восстанием, и самозабвение, охватившее его на Сенатской площади,
порождены тем, что теперь герой - пусть ненадолго, но безраздельно - слит с
историей, с её поступательным движением. 14 декабря кончилась определённая
эпоха русской жизни, и с ней кончилась жизнь Кюхельбекера, хотя мрачное его
существование длилось ещё многие годы.
Кюхельбекер - это ещё один пример того, что активная причастность
человека к истории, к освободительному движению не обрекает его на утрату
своей индивидуальности, а напротив, обогащает его как личность, придавая
высший смысл его существованию...
Гимназия имени Сервантеса
[pic]
ПОЭТ - ДЕКАБРИСТ В. К. КЮХЕЛЬБЕКЕР
АВТОРЕФЕРАТ
Автор: ученица 11 «Б» класса
Воронина Н. А.
Руководитель: Карчик В. Ф.
учитель литературы
Руководитель: Клеопина Н. В.
учитель истории
Санкт-Петербург
1998г.