Просвещенный абсолютизм Екатерины II

монарха, часто недоставало, да и до сих пор не достает российским

государственным деятелем. Конечно это довольно спорный вопрос, но я

высказала свою точку зрения.

Также надо отметить, что на Екатерину подействовали и идеи просвещения,

гуманные по своей сути. Естественно, что государственный деятель 18 века,

следующий канонам передовой мысли просвещения не может позволить себе

опираться на сиюминутные эмоции, затмевающие, как правило, здравый смысл.

III Наказ Уложенной Комиссии

1. Общая оценка

Детальность, доскональность, вдумчивость была присуща не только ее

методу работы и взаимодействия с подданными. Эта черта ее характера ярко

отразилась и на законотворчестве государыни. Постепенность,

последовательность, плановость - важнейшая черта преобразований Екатерины.

Каждый ее шаг был продуман, изучался и обрабатывался императрицей до тех

пор, пока она не приходила к убеждению, что работа ее совершенна. «...Это

не так легко...повеления мои, конечно, не исполнялись бы с точностью, если

бы не были бы удобны к исполнению. Я разбираю обстоятельства, советуюсь,

уведываю мысли просвещенной части народа и по тому заключаю, какое действие

указ мой произвесть должен. И когда уже наперед я уверена в общем

одобрении, тогда выпускаю я мое повеление и имею удовольствие то, что ты

называешь слепым повиновением. И вот основание власти неограниченной». В

другом месте Екатерина II писала, «если государственный человек ошибается,

если он рассуждает плохо или принимает ошибочные меры, целый народ

испытывает пагубные следствия этого». Императрица писала своему сыну: «Кто

идет медленно, идет безопасно».

Наилучшим примером такой кропотливой и обстоятельной работы

императрицы являлся ее знаменитый «Наказ».

В январе 1765 года Екатерина начала непосредственную работу над

законодательным проектом, в котором она хотела сформулировать и закрепить

самые основные принципы организации государства и правовой политики -

своего рода философско-правовую конституцию общества. С самых первых

набросков работа была своеобразной. Первоначальный текст будущего "Наказа"

был написан по-французски. Затем секретари императрицы сделали русский

перевод, который императрица редактировала не менее трех раз, внося

дополнения, переставляя тексты местами. Все рукописи и Екатерины, и ее

секретарей, относящихся к "Наказу", сохранились доныне - вплоть до

маленьких листочков с поправками букв или цифр.

Основной текст «Наказа» включил 20 глав, поделенных на 526 статей,

из которых 245 восходят к сочинению Монтескье «О духе законов», 106 - к

книге итальянского ученого - юриста Ч. Беккариа «О преступлениях и

наказаниях». Кроме того, Екатерина использовала труды немецких авторов

Бильфельда и Юста, а также французскую энциклопедию и русское

законодательство.

Однако нельзя рассматривать Наказ Екатерины как списанное от А до Я

из сборника золотых сочинений. Беря за основу труды просветителей,

государыня провела огромную работу по адаптации теоретических базисов в

практическое русское законодательство. И даже после этого Наказ Комиссии

Уложения носил лишь рекомендательный характер.

Сама Екатерина так оценивала свое произведение «Общее мнение тех,

которые прочли наказ, гласит, что non plus ultra ( высшая точка - лат.)

совершенства, но мне кажется, что можно еще кое-что исправить. Я не хотела

помощников в этом деле, опасаясь, что каждый из них стал бы действовать в

различном направлении, а здесь следует провести одну только нить и крепко

за нее держаться... Тетрадка есть исповедь моего здравого смысла,

современники и потомство должны будут судить о нем; если бы при этом

страдало одно мое самолюбие, я с удовольствием и даже с радостью

пожертвовала бы им, но с тем, однако, чтобы моя тетрадка достигла своей

цели, то есть доставила бы жителям России положение самое счастливое, самое

спокойное, выгодное, в котором они могут находиться».

К маю 1766 года был готов, почти завершенный текст - в нем было

свыше полутора десятков глав и более 400 сот статей. Набело переписанный

"Наказ" был передан через фаворита Екатерины графа Орлова для прочтения

некоторым высшим сановникам и близким людям: М.И. Воронцову. В.Г.

Баскакову, А.П. Сусарокову, высшим церковным иерархам. «...Назначила я

разных персон, вельми разно мыслящих, - писала после императрица, - дабы

выслушать Наказ Комиссии Уложения. Тут при каждой статье родились прения. Я

дала им волю чернить и марать все, что хотели. Они более половины того, что

написано мною было, помарали, и остался Наказ Уложения, яко напечатан»

2. Государственное управление.

Первые пять глав фиксировали самые важные принципы власти

государственного правления в России как непререкаемые, "фундаментальные"

начала жизни общества вообще. (В "Наказе" было и небольшое введение, где

Екатерина развивала мысль о том, что стремление закона к блаженству каждого

и всех есть и правило христианского вероучения).

Одна из самых первых статей "Наказа" провозглашала Россию

европейской державой. У этого положения был важный политический подтекст:

следуя критериям Монтескье, все закономерности европейской

государственности присущи России, несмотря на ее особую обширность. Главная

из таких закономерностей - «Государь в России самодержавный; ибо никакая

другая, как только соединенная в его особе власть не может действовать

сходно с пространством такого великого государства» (ст. 8). А «всякое

другое правление не только было бы России вредно, но и в конец

разорительно» (ст. 11). Однако у новой, правовой, монархии новая цель: все

действия людей «направить к получению самого большого ото всех добра»

(ст.13), способствовать процветанию общества, гарантировать права граждан-

подданных. Государь не может и не должен везде править сам, хотя именно он

полагался юридическим источником всякой власти в государстве (это

показывает, что «Наказ» вполне сохранял абсолютизм монархии).

В стране должны существовать подчиненные монарху «правительства»

- учреждения, которые проводят в жизнь законы, но могут вместе с тем и

ходатайствовать о выявленных недостатках этих законов. Особым учреждением,

с особыми правами, был Сенат. На Сенат возлагались функции конституционного

контроля за действиями других властей «сходственно с законами, во основании

положенными, и с государственными установлениями» (ст.25).

Законность и законы не должны стать в государстве самоцелью, они

обязаны «предохранять безопасность каждого особого гражданина». Все равны

перед государственным законом, провозглашалось в Наказе: «Равенство всех

граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам» (ст.34).

Но не более.

Чрезмерное понимание равенства, стремление к стиранию различий

между бедными и богатыми, между разными чинами и званиями, «когда всяк

хочет быть равный тому, который законом поставлен быть над ним начальником»

- это «умствование» равенства, гибельное для общества (ст.503). Законы

должны охранять и «вольность» гражданина, которая, однако, заключается в

том, «чтоб делать все, что кому угодно» (ст.36). В правильном государстве

«вольность» есть право делать то, что «законы дозволяют».

3. Государь и закон

В главах 6 и 7 в общей форме фиксировались правила построения

такого законодательства, где «вольность» граждан уживалась бы с

самодержавным правлением.

Следуя мысли Монтескье, Наказ отмечал, что законы в обществе

связаны со многими факторами: верой, климатом, политикой правительства,

правами. Все это формирует исходное «народное умствование» (современно

говоря, менталитет). Правильные законы должны следовать этому духу народа.

«Ничего не должно запрещать законами, кроме того, что может быть вредно или

каждому особенно, или всему обществу» (ст.41). Если народ делает что-либо

без принуждения, значит, делает это охотно и хорошо - в этом главное

правило лучшей государственной политики. Однако, отмечалось в Наказе, не

всегда самые полезнейшие дела и разумные меры находят ответ в народных

умах: нравы грубеют. Такое острое противоречие между властью и осознанными

потребностями нации следует решать путем всемирного просвещения,

«приуготовление умов» (имеется в виду просвещение в широком смысле, не

школьном). «Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к

тому приуготовить».

4. Уголовное право и судопроизводство

Главы 9.9 и 10 специально устанавливали конкретные принципы

законодательства в самой острой сфере, причем не только для 18 века, -

сфере уголовного права и судопроизводства.

Правильно построенный уголовный закон провозглашался важнейшей

гарантией гражданской «вольности». Правильно - значит не произвольно,

единство по хотению законодателя. Наказание должно следовать из природы

самого преступления, и в моральном обществе изобличение в преступлении есть

едва ли не самое большое наказание. Наказ категорически воспрещал любые

жестокие по форме наказания: «Все наказания, которыми тело человеческое

изуродовать можно, должно отменить» (ст.96), сокращал возможные случаи

смертной казни.

Суд - также учреждение не столько карательное, столько орган охраны

общества и гражданина, но он не должен быть произвольным в толковании права

и законов, и то для того, чтобы сомнения не было о свободе и безопасности

граждан (ст.98).

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать