Реформистская деятельность С. Ю. Витте
Лицей №5
Д О К Л А Д
на тему:
“РЕФОРМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
С. Ю. ВИТТЕ”
Подготовил
Томилин В. А.
Казань, 2001.
ПЛАН
1. ВВЕДЕНИЕ
2. РОЛЬ КРЕСТЬЯНСКОЙ ОБЩИНЫ В ДОРЕФОРМЕНОЕ ВРЕМЯ
3. ВРЕМЯ И РЕФОРМЫ С. Ю. ВИТТЕ
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. В В Е Д Е Н И Е
Каждое время для истории России было по-своему судьбоносным. Однако,
отдельные периоды можно назвать определившими дальнейшую жизнь народа
страны на долгие годы. Одним из таких важнейших этапов Российской истории
были вторая половина XIX века и начало XX века; время развития
революционного движения.
Но на политической арене действовали в это время, конечно, не только
представители революционного движения. Но политические деятели,
принадлежавшие к противостоящему большевикам лагерю, ранее изображались,
как правило, искаженно, а зачастую просто оглуплялись, окарикатуривались.
Между тем на исторической сцене в тот период действовали яркие и сильные
исторические личности, придерживавшиеся различных общественно-политических
взглядов, отражавших все цвета тогдашнего достаточно пестрого политического
спектра. И не зная этих людей, нельзя понять глубинной сути происходивших в
стране процессов.
Невозможно определить свое отношение ко всем тем, кто был в царском
окружении, правительстве, проводил политику царизма в губерниях; особенно
интересны те люди, которые внесли существенный вклад в решение главного для
царской России вопроса - аграрного. Наиболее яркие личности того времени,
конечно, С. Ю. Витте и П. А. Столыпин.
2. РОЛЬ КРЕСТЬЯНСКОЙ ОБЩИНЫ В ДОРЕФОРМЕНОЕ ВРЕМЯ
Крестьянская община - это институт, преобладающий в России после
отмены крепостного права. В нашей публицистике утвердился очень
односторонний взгляд на общину. Так А. Пушкарь в газете "Известия" за
14.02.90 пишет: "община была осколком первобытнообщинного строя, идеальным
механизмом для фискального полицейского надзора". В. Гаврикин -
"Известия"(4.03.90) : "община - это осколок феодальных отношений". По-
видимому, журналисты, используя наиболее хлесткие определения, оставались в
плену прежних представлений об общине. Более глубокое изучение фактов и
документов приводит в настоящее время многих историков к другим выводам.
Да, в пореформенную эпоху община была пережиточным явлением. Многие, в том
числе и сами крестьяне, ругали ее за косность и рутину. Но почему-то
получалось всегда так, что в изменившихся условиях менялась и община. Еще в
период феодализма община многое сделала для утверждения трехпольной системы
земледелия вместо беспорядочного засевания одних и тех же площадей.
Затем, после реформы 1861 года наступил сравнительно благоприятный для
крестьянского хозяйства период: распались крепостные цепи, малоземелье еще
не очень ощущалось, цены на хлеб держались высокие. И в громадном
большинстве общин, в целых регионах, прекратились земельные переделы.
Более того, стихийно начался процесс формирования частной собственности на
общинную землю. Ее стали продавать, завещать по наследству и т.п.
Но в 80-90 годах XIX века обстановка резко изменилась. Разразился
мировой сельскохозяйственный кризис, и помещики поспешили переложить убытки
на крестьян. Выросло крестьянское население, и на общинных землях стало
тесно. Наконец, случился ряд неурожайных лет (особенно сильный неурожай был
в 1891). Встал вопрос о физическом выживании крестьян. И община после
нелегкой внутренней борьбы вынуждена была возобновить переделы. Тогда же
появился самый уравнительный вид разверстки земли - по едокам.
Но сразу же встал и другой вопрос: как переделять землю, если один
крестьянин всегда удобрял свои полосы, а другой довел их до истощения ?
Долго и горячо обсуждался этот вопрос, и решение, похоже, было найдено. В
Пензенском архиве обнаружен такой документ: "Мы, крестьяне, - говорилось в
приговоре села Никольского, - должны землю удобрять назьмом, а если по
истечении 12-летнего срока земля будет поделяться, и окажутся участки
неуназьменными, то при разделе нерадивому домохозяину возвратить тот самый
участок, который не был им удобрен в течение 12 лет".
Голодные годы многому научили, и с конца XIX века в ряде нечерноземных
губерний крестьяне начали отказываться от трехпольной системы и всем
обществом переходить к многопольным севооборотам с высевом кормовых трав.
Правда этот процесс шел медленно. Но ведь в сельском хозяйстве медленное,
но неуклонное накопление новых явлений - залог нового развития.
Таким образом, община не была ни "сколком", ни "осколком". Она жила
богатой внутренней жизнью.
Община - явление не исключительно русское, а мировое. В Европе она
исчезла сравнительно рано, в России просуществовала до коллективизации, а
во многих странах Востока все еще сохранилась.
Некоторые общинные традиции до сих пор живы в развитых странах
(например, в Голландии) - и не все они плохи.
Была ли община прообразом коллективного ведения сельского хозяйства в
деревне при социализме ? Вопрос этот активно обсуждается в исторической
литературе.
Переход к коллективному ведению сельского хозяйства был голубой
мечтой всех народников, и они охотно расписывали те случаи, когда
крестьяне, скажем, всем обществом скашивали луга, а затем делили сено в
копнах. Но дальше этого дело не шло. В дореформенную эпоху отдельные
помещики пытались вводить "коллективные запашки", в пореформенную -
некоторые земства. Но крестьяне смотрели на это как на барские причуды, на
новый вид барщины и старались избавиться от подобных новшеств. Маркс считал
источником большой жизненной силы русской общины как раз ее дуализм -
общественная собственность на землю и частный характер производства и
присвоения.
3. ВРЕМЯ И РЕФОРМЫ С. Ю. ВИТТЕ
С. Ю. Витте родился в Тифлисе 17 июня 1849 года и воспитывался в семье
своего деда А. М. Фадеева, тайного советника, бывшего в 1841-1846 гг.
саратовским губернатором, а затем членом совета управления Кавказского
наместника и управляющим экспедицией государственных имуществ Закавказского
края.
Он происходил из малоизвестных обрусевших немцев, ставших дворянами в
1856 г. (хотя он сам насаждал версию потомственного дворянства и верности
православию). Ранние годы Витте прошли в Тифлисе и Одессе, где, в 1870 он
кончил курс наук в новороссийском университете по математическому
факультету со степенью кандидата, написав диссертацию "О бесконечно малых
величинах". Молодой математик помышлял остаться при университете для
подготовки к профессорскому званию. Но юношеское увлечение актрисой
Соколовой отвлекло его от научных занятий и подготовки очередной
диссертации по астрономии. К тому же против ученой карьеры Витте восстали
его мать и дядя, заявив, что "это не дворянское дело". 1 июля 1871 года
Витте был причислен чиновником в канцелярии Новороссийского и Бессарабского
генерал-губернатора, а еще через два года назначен столоначальником. В
управлении Одесской железной дороги, куда его определил на службу дядя, он
на практике изучил железнодорожное дело, начав с самых низших ступеней,
побывав в роли конторщика грузовой службы и даже помощника машиниста, но
скоро, заняв должность начальника движения, превратился в крупного
железнодорожного предпринимателя. Однако в апреле 1877 года он подал
прошение об увольнении с государственной службы.
После окончания русско-турецкой войны 1877-1878 гг. принадлежавшая
казне железная дорога влилась в частное Общество Юго-Западных железных
дорог. Там Витте получил место начальника эксплуатационного отдела. Новое
назначение потребовало переезда в Петербург. В столице он прожил около двух
лет. События 1 марта 1881 г., оставившие заметный след в биографии Витте,
застали его уже в Киеве. В это время Витте оказался под влиянием
славянофильских идей, увлекался богословскими сочинениями; он сблизился с
руководителями "славянского движения"; как только до Киева дошла весть о
покушении на Александра II, Витте написал в столицу Фадееву и подал идею о
создании дворянской конспиративной организации для охраны императора и
борьбы с революционерами их же методами. Фадеев подхватил эту идею в
Петербурге и с помощью Воронцова-Дашкова создал пресловутую "Святую
дружину". В середине марта 1881 года в Петербурге состоялось посвящение
Витте в ее члены. Он был назначен главным правителем дружины в Киевском
районе. Витте ревностно относился к исполнению возложенных на него
дружиной обязанностей. По ее распоряжению он был направлен в Париж для
организации покушения на известного революционера-народника Л.Н. Гартмана,
участвовал в литературных предприятиях дружины провокационного характера, в
частности, в составлении брошюры, изданной (Киев, 1882 год) под псевдонимом
"Свободный мыслитель", содержащей критику программы и деятельности
"Народной воли" и предрекавшей ее гибель.
В конце апреля 1881 года Александр III встал на сторону врагов каких
бы то ни было перемен в системе государственного управления. (М.Н. Катков и
К.П. Победоносцев). Последовало смещение покровительствовавшего "Дружине"