Реформистская деятельность С. Ю. Витте

Реформистская деятельность С. Ю. Витте

Лицей №5

Д О К Л А Д

на тему:

“РЕФОРМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

С. Ю. ВИТТЕ”

Подготовил

Томилин В. А.

Казань, 2001.

ПЛАН

1. ВВЕДЕНИЕ

2. РОЛЬ КРЕСТЬЯНСКОЙ ОБЩИНЫ В ДОРЕФОРМЕНОЕ ВРЕМЯ

3. ВРЕМЯ И РЕФОРМЫ С. Ю. ВИТТЕ

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. В В Е Д Е Н И Е

Каждое время для истории России было по-своему судьбоносным. Однако,

отдельные периоды можно назвать определившими дальнейшую жизнь народа

страны на долгие годы. Одним из таких важнейших этапов Российской истории

были вторая половина XIX века и начало XX века; время развития

революционного движения.

Но на политической арене действовали в это время, конечно, не только

представители революционного движения. Но политические деятели,

принадлежавшие к противостоящему большевикам лагерю, ранее изображались,

как правило, искаженно, а зачастую просто оглуплялись, окарикатуривались.

Между тем на исторической сцене в тот период действовали яркие и сильные

исторические личности, придерживавшиеся различных общественно-политических

взглядов, отражавших все цвета тогдашнего достаточно пестрого политического

спектра. И не зная этих людей, нельзя понять глубинной сути происходивших в

стране процессов.

Невозможно определить свое отношение ко всем тем, кто был в царском

окружении, правительстве, проводил политику царизма в губерниях; особенно

интересны те люди, которые внесли существенный вклад в решение главного для

царской России вопроса - аграрного. Наиболее яркие личности того времени,

конечно, С. Ю. Витте и П. А. Столыпин.

2. РОЛЬ КРЕСТЬЯНСКОЙ ОБЩИНЫ В ДОРЕФОРМЕНОЕ ВРЕМЯ

Крестьянская община - это институт, преобладающий в России после

отмены крепостного права. В нашей публицистике утвердился очень

односторонний взгляд на общину. Так А. Пушкарь в газете "Известия" за

14.02.90 пишет: "община была осколком первобытнообщинного строя, идеальным

механизмом для фискального полицейского надзора". В. Гаврикин -

"Известия"(4.03.90) : "община - это осколок феодальных отношений". По-

видимому, журналисты, используя наиболее хлесткие определения, оставались в

плену прежних представлений об общине. Более глубокое изучение фактов и

документов приводит в настоящее время многих историков к другим выводам.

Да, в пореформенную эпоху община была пережиточным явлением. Многие, в том

числе и сами крестьяне, ругали ее за косность и рутину. Но почему-то

получалось всегда так, что в изменившихся условиях менялась и община. Еще в

период феодализма община многое сделала для утверждения трехпольной системы

земледелия вместо беспорядочного засевания одних и тех же площадей.

Затем, после реформы 1861 года наступил сравнительно благоприятный для

крестьянского хозяйства период: распались крепостные цепи, малоземелье еще

не очень ощущалось, цены на хлеб держались высокие. И в громадном

большинстве общин, в целых регионах, прекратились земельные переделы.

Более того, стихийно начался процесс формирования частной собственности на

общинную землю. Ее стали продавать, завещать по наследству и т.п.

Но в 80-90 годах XIX века обстановка резко изменилась. Разразился

мировой сельскохозяйственный кризис, и помещики поспешили переложить убытки

на крестьян. Выросло крестьянское население, и на общинных землях стало

тесно. Наконец, случился ряд неурожайных лет (особенно сильный неурожай был

в 1891). Встал вопрос о физическом выживании крестьян. И община после

нелегкой внутренней борьбы вынуждена была возобновить переделы. Тогда же

появился самый уравнительный вид разверстки земли - по едокам.

Но сразу же встал и другой вопрос: как переделять землю, если один

крестьянин всегда удобрял свои полосы, а другой довел их до истощения ?

Долго и горячо обсуждался этот вопрос, и решение, похоже, было найдено. В

Пензенском архиве обнаружен такой документ: "Мы, крестьяне, - говорилось в

приговоре села Никольского, - должны землю удобрять назьмом, а если по

истечении 12-летнего срока земля будет поделяться, и окажутся участки

неуназьменными, то при разделе нерадивому домохозяину возвратить тот самый

участок, который не был им удобрен в течение 12 лет".

Голодные годы многому научили, и с конца XIX века в ряде нечерноземных

губерний крестьяне начали отказываться от трехпольной системы и всем

обществом переходить к многопольным севооборотам с высевом кормовых трав.

Правда этот процесс шел медленно. Но ведь в сельском хозяйстве медленное,

но неуклонное накопление новых явлений - залог нового развития.

Таким образом, община не была ни "сколком", ни "осколком". Она жила

богатой внутренней жизнью.

Община - явление не исключительно русское, а мировое. В Европе она

исчезла сравнительно рано, в России просуществовала до коллективизации, а

во многих странах Востока все еще сохранилась.

Некоторые общинные традиции до сих пор живы в развитых странах

(например, в Голландии) - и не все они плохи.

Была ли община прообразом коллективного ведения сельского хозяйства в

деревне при социализме ? Вопрос этот активно обсуждается в исторической

литературе.

Переход к коллективному ведению сельского хозяйства был голубой

мечтой всех народников, и они охотно расписывали те случаи, когда

крестьяне, скажем, всем обществом скашивали луга, а затем делили сено в

копнах. Но дальше этого дело не шло. В дореформенную эпоху отдельные

помещики пытались вводить "коллективные запашки", в пореформенную -

некоторые земства. Но крестьяне смотрели на это как на барские причуды, на

новый вид барщины и старались избавиться от подобных новшеств. Маркс считал

источником большой жизненной силы русской общины как раз ее дуализм -

общественная собственность на землю и частный характер производства и

присвоения.

3. ВРЕМЯ И РЕФОРМЫ С. Ю. ВИТТЕ

С. Ю. Витте родился в Тифлисе 17 июня 1849 года и воспитывался в семье

своего деда А. М. Фадеева, тайного советника, бывшего в 1841-1846 гг.

саратовским губернатором, а затем членом совета управления Кавказского

наместника и управляющим экспедицией государственных имуществ Закавказского

края.

Он происходил из малоизвестных обрусевших немцев, ставших дворянами в

1856 г. (хотя он сам насаждал версию потомственного дворянства и верности

православию). Ранние годы Витте прошли в Тифлисе и Одессе, где, в 1870 он

кончил курс наук в новороссийском университете по математическому

факультету со степенью кандидата, написав диссертацию "О бесконечно малых

величинах". Молодой математик помышлял остаться при университете для

подготовки к профессорскому званию. Но юношеское увлечение актрисой

Соколовой отвлекло его от научных занятий и подготовки очередной

диссертации по астрономии. К тому же против ученой карьеры Витте восстали

его мать и дядя, заявив, что "это не дворянское дело". 1 июля 1871 года

Витте был причислен чиновником в канцелярии Новороссийского и Бессарабского

генерал-губернатора, а еще через два года назначен столоначальником. В

управлении Одесской железной дороги, куда его определил на службу дядя, он

на практике изучил железнодорожное дело, начав с самых низших ступеней,

побывав в роли конторщика грузовой службы и даже помощника машиниста, но

скоро, заняв должность начальника движения, превратился в крупного

железнодорожного предпринимателя. Однако в апреле 1877 года он подал

прошение об увольнении с государственной службы.

После окончания русско-турецкой войны 1877-1878 гг. принадлежавшая

казне железная дорога влилась в частное Общество Юго-Западных железных

дорог. Там Витте получил место начальника эксплуатационного отдела. Новое

назначение потребовало переезда в Петербург. В столице он прожил около двух

лет. События 1 марта 1881 г., оставившие заметный след в биографии Витте,

застали его уже в Киеве. В это время Витте оказался под влиянием

славянофильских идей, увлекался богословскими сочинениями; он сблизился с

руководителями "славянского движения"; как только до Киева дошла весть о

покушении на Александра II, Витте написал в столицу Фадееву и подал идею о

создании дворянской конспиративной организации для охраны императора и

борьбы с революционерами их же методами. Фадеев подхватил эту идею в

Петербурге и с помощью Воронцова-Дашкова создал пресловутую "Святую

дружину". В середине марта 1881 года в Петербурге состоялось посвящение

Витте в ее члены. Он был назначен главным правителем дружины в Киевском

районе. Витте ревностно относился к исполнению возложенных на него

дружиной обязанностей. По ее распоряжению он был направлен в Париж для

организации покушения на известного революционера-народника Л.Н. Гартмана,

участвовал в литературных предприятиях дружины провокационного характера, в

частности, в составлении брошюры, изданной (Киев, 1882 год) под псевдонимом

"Свободный мыслитель", содержащей критику программы и деятельности

"Народной воли" и предрекавшей ее гибель.

В конце апреля 1881 года Александр III встал на сторону врагов каких

бы то ни было перемен в системе государственного управления. (М.Н. Катков и

К.П. Победоносцев). Последовало смещение покровительствовавшего "Дружине"

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать