Рембрандт Харменс ван Рейн
РЕМБРАНДТ
Харменс ван Рейн
1606 - 1669
Голландия в 17-м веке была одной из самых богатых стран Европы. В её
столицу Амстердам стекались товары со всех концов мира. Разбогатевшие
голландские купцы и банкиры хотели, чтобы произведения искусства отражали
всю их жизнь.
Живопись была в ту пору наиболее популярным и развитым видом
искусства. Каждый мало-мальски состоятельный голландец считал картину
лучшим украшением своего жилища. По словам современника, в голландских
городах «все дома были напичканы картинами».
Несмотря на то, что одни художники писали в основном портреты, другие
- жанровые сцены, третьи - натюрморты, четвертые - пейзажи, все они
стремились изображать окружающую жизнь реалистически: правдиво, просто, без
прикрас. Это им удалось, и многие из них прославились на века.
Но как ни высоко было мастерство голландских живописцев 17-го века,
всех их превзошёл своим великим искусством Рембрандт ван Рейн. Он велик
удивительной простотой и человечностью. Средствами живописи Рембрандт
сумел, как никто до него, раскрыть внутренний мир человека, его сложные
душевные переживания.
Рембрандт родился в голландском городе Лейдене в семье мельника. Отец
хотел, чтобы он стал учёным, но юноша нашёл своё призвание в живописи. Он
переехал в Амстердам, и скоро к нему пришёл большой успех .Ему заказывали
много картин и портретов. Но шумная слава никогда не привлекала Рембрандта.
Он не стремился угождать богатым горожанам. И чем серьёзнее и глубже
становилось его искусство, тем меньше нравилось оно богатым, самодовольным
заказчикам.
. Он писал то, что наблюдал в жизни, и всё, что он изображал, становилось
необычайно поэтичным. Это чудо совершала кисть великого мастера. В картинах
Рембрандта господствует полумрак, и мягкий золотистый свет выделяет из него
фигуры. Сами краски, словно согретые внутренним теплом, мерцают , как
драгоценные камни. «Изгнание торгующих из храма" (1626 ДЕРЕВО, МАСЛО 43 х
33). было написано Рембрандтом в двадцатилетнем возрасте. Некоторые черты
этого произведения говорят о неопытности начинающего мастера, хотя многое
уже предвещает его будущие шедевры. Нетрудно заметить в картине
профессиональные огрехи: ошибки в перспективе и в пропорциях. Однако уже
сам выбор сюжета — свидетельство независимых устремлений молодого
живописца. Вопреки привязанностям большинства голландских живописцев к
бытовому жанру, он обращается к исторической картине на библейский сюжет и
пишет ее с непривычным для „малых голландцев" драматическим накалом
страстей. Воссозданные на полотне крайние эмоциональные состояния — страха,
ужаса, гнева — свидетельство раннего интереса художника к внутреннему миру
чело века. Это несколько гротескное заострение душевных проявлений и было
исходной точкой в творческом пути Рембрандта, который привел его в
дальнейшем к открытию многоплановой жизни человеческой души. Наконец, важно
и то, что уже здесь молодой живописец стремится к воссозданию не только
характеров, но и нравственных проблем. Изображая библейский сюжет изгнания
Христом торговцев и менял из храма, Рембрандт отстаивает мысль о
несовместимости суетной погони за жизненными благами с высоким
предназначением человека.
Кухня" Рембрандта — самый выдающийся рисунок голландской школы. С
XVIII столетия до середины 1930-х годов этот лист был известен под
названием „Блинщица". Его новое определение — „Кухня" — предложила В. М.
Невежина, которая увидела в композиции интерьер кухни в доме самого
Рембрандта на улице Бестрат в Амстердаме, а в главных персонажах рисунка —
изображения Хендрикье Стоффельс и ее маленькой дочери Корнелии.
Произведение зрелого Рембрандта, эта композиция раскрывает его мастерство
рисовальщика, его индивидуальное видение мира, его ощущение жизни.
Исполненный бистром в традиционной технике пера и размывки, лист построен
на сочетании немногих скупых линий и тонких переходов светотени. Мерцающая,
глубокая и прозрачная, она преобразует прозаическую сцену лиричный образ.
Картины и гравюры Рембрандта гораздо шире известны публике, нежели его
рисунки, остававшиеся на протяжении долгого времени предметом интересов
небольшого круга собирателей и знатоков. Между тем фигура Рембрандта-
рисовальщика ни в чем не уступает Рембрандту-живописцу или офортисту.
Рисунки мастера, сохранившиеся в огромном количестве — около 1700 листов,
составляют автономную область его творчества. И одной из самых
замечательных особенностей рембрандтовских рисунков является их способность
делать зрителя свидетелем и соучастником рождения художественной мысли
гениального мастера. К числу таких листов относится и небольшая зарисовка
„Женщина с ребенком"(1650-е гг. БУМАГА, БИСТР, ПЕРО. 11,1 х 9,7).
[pic]Исполненная тростниковым пером, она сохраняет всю свободу и
непосредственность мгновенного наброска с натуры или по памяти, когда рука
художника едва успевает наметить главные линии. Вместе с тем в графических
произведениях зрелого Рембрандта даже самые, казалось бы, приблизительные
очертания наделены огромной силой обобщения. Может быть потому в маленьком
наброске, принадлежащем музею, так поражает умение передать несколькими
штрихами не только позу и облик женщины, но и душевное состояние и даже ту
атмосферу любви и доверия, которая словно окутывает ее и ребенка.
Рембрандт ценил в человеке не знатность, не богатство, не внешнюю
красоту, а способность мыслить, чувствовать, переживать. Любимыми героями
произведений Рембрандта были простые люди. На его полотнах человек
радуется, скорбит, печалится, страдает.
В необычайно волнующих и проникновенных портретах Рембрандта как бы
ощущаешь прожитую человеком жизнь. Изображая своих близких, друзей, нищих,
стариков, каждый раз с удивительной зоркостью передавал он изменчивые
душевные движения, живую трепетность выражений лица, смену настроений.
Портрет пожилой женщины, по традиции (но без достаточных оснований),
именуемый „Портретом жены брата", написан Рембрандтом в поздний период его
творчества, когда были созданы самые прославленные из его портретных работ.
Моделями для многих из них служили либо друзья художника, либо люди из
близкого ему круга. В таких портретах исчезает привычная дистанция,
отделяющая художника от портретируемого, и между ними устанавливается та
степень доверительного взаимопонимания, которая составляет основу для
проникновенного раскрытия внутреннего мира модели. Среди рембрандтовских
портретов 1650-х годов портрет из нашего собрания выделяется особой
концентрированностью образного и композиционного замысла. Светом выхвачены
лишь лицо и верхняя часть фигуры; сложенные руки, обычно столь
выразительные у Рембрандта, спрятаны в рукава. Темно-красный платок,
обрамляющий голову, подчеркивает богатство пластической нюансировки лица и
одновременно усиливает впечатление отъединенности героини от окружающего,
ее полную погруженность в свой внутренний мир. Произведение это принадлежит
к тому типу рембрандтовских работ, которые называют портретами-биографиями.
Женщина изображена здесь в состоянии особой внутренней сосредоточенности,
когда мысль и чувство слиты воедино и размышление предстает в ореоле
тончайших эмоциональных оттенков, а глубокое переживание неотделимо от той
мудрости, которая воспринимается как итог прожитой жизни. И сама
рембрандтовская живопись, его знаменитая светотень — контрасты мрака и
света, динамика их сложнейших градаций от прозрачных теней до пламенеющих
цветовых рефлексов — выступает как зримое воплощение духовного богатства
человеческой личности.
Одна из его поздних картин - «Возвращение блудного сына». Здесь
изображён человек, который когда-то покинул отчий дом и после долгих лет
скитаний, нищеты, унижений вернулся к отцу. И престарелый отец, ослепший от
горя, прощает его, обнимая дрожащими руками.
К самым значительным созданиям позднего пери ода его творчества принадлежит
картина „Артаксеркс, Аман и Эсфирь"(1660
ХОЛСТ, МАСЛО, 73 х 94).. Ее сюжет — эпизод библейской легенды о царице
Эсфири, обличившей перед своим супругом, персидским царем Артаксерксом,
коварные замыслы его приближенного Амана, грозившие уничтожением целому
народу. Скупые, но красноречивые жесты и позы персонажей раскрывают
драматический конфликт между ними. В картине царит напряженная атмосфера
ожидания. Только что закончила свое слово Эсфирь, Артаксеркс устремил
взгляд перед собой, рука его готова поднять жезл; под грузом обвинений
согнулся Аман. Сжавшись, он ожидает приговор царя. Торжество правды,
осуждение зла, воодушевленность Эсфири и подавленность Амана выражены в
картине через сложные сопоставления света, тени и цветовые оттенки. Фигура
Эсфири озарена сиянием, ее одежда с длинным шлейфом сверкает, как если бы
она была покрыта драгоценны ми камнями. В глубокую тьму погружен Аман.
Рембрандт достигает удивительной глубины в передаче внутренней жизни своих
героев, их духовной энергии. В напряженной эмоциональной среде картины
оттенки света и цвета воспринимаются как аналоги духовных и этических
ценностей.
Рембрандт был не только живописцем, но и выдающимся мастером офорта.
Рембрандт Харменс ван Рейн последние годы жил в нищете, забытый
всеми. Никто из богатых заказчиков и не вспоминал уже о великом голландском
художнике. В беднейшем квартале Амстердама нередко встречали его -
одинокого старика, чья ветхая одежда была запачкана красками. Но суровые
жизненные испытания не сломили его. Он продолжал упорно работать и писал
так, как подсказывало ему сердце
Подготовила Конышева Екатерина 6 класс