С.Ю. Витте и его реформы

группы налогов в 1900 году удвоились по сравнению с 1898-м. Другие

косвенные налоги либо остались без изменений, либо даже были снижены. В

частности, был уменьшен поземельный налог, что определялось

сельскохозяйственным кризисом в стране.

Нерасположенность Витте к прямым налогам относилась и к пошлинам.

По его инициативе был отменен паспортный сбор, пошлины с застрахованных

капиталов и другие. Отменен сбор с ценности грузов, следующих водным

путем.

К косвенным налогам отношение Витте было совершенно иным. Именно они

были увеличены практически по всем позициям. Нефтяным маслам, фосфорным

спичкам и сахару повезло лишь в том, что акциз на эти товары повышался лишь

однажды. Дважды повышался питейный и табачный акциз, трижды – акциз с

пивоварения. Еще большее число раз увеличивались таможенные пошлины.

Принятые меры по изменению структурны налогообложения, впрочем,

преследовали чисто фискальные цели и кардинальных изменений не несли. Иное

значение имела реформа питейная.

ВИННАЯ МОНОПОЛИЯ

«Мысль о питейной монополии так необычайна и так нова, что вообще внушала

всем седовласым членам государственного совета некоторый страх».

С. Ю. Витте

Идея «казенной монополии торговли питьями» Витте не принадлежала.

Произнесена она была устами Александра III , а уж как она попала в голову

монарха, бог ведает. Эту мысль Александр III высказывал и предшественникам

Витте на посту министра финансов Н. Бунге и И Вышнеградскому. Но оба

министра не решились на рискованное, по их мнению, мероприятие. Витте

решился. Мысли государя при этом в основном были нацелены на искоренения

пьянства на Руси. Витте интересовала финансовая сторона проблемы.

Доход от винной монополии составил 200 млн. рублей в год. Хотя полные

финансовые результаты эта мера принесла после повышения цен на спиртное

уже в то время, когда Витте оставил пост в Минфине.

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

« Можно сказать, что царствование императора Александра III сделался

полный переворот в железном деле как с точки зрения практической, так и

теоретической».

С. Ю. Витте

Пристрастие Сергей Юльевич именно к железным дорогам понятно, если

вспомнить начало его трудовой биографии и прибавить к этому огромные

пространства тогдашней России. Действительных финансовых успехов кампания

по расширению железнодорожной сети не принесла, поскольку все доходы были

направлены на строительство новых дорог. Но государственный ум Витте

отлично осознавал зависимость развития экономики страны от транспортных

проблем державы

Развитие железнодорожной сети шло двумя путями: за счет бюджетных

средств и через частные кампании. Число последних значительно сократились

( при Витте только 9 обществ остались владельцами железных дорог против 41

в конце восьмидесятых), но теперь каждая из них владела гораздо большим по

протяженности полотном. Итогом стало увеличение сети за время деятельности

Витте на 86% с 29157 до 54217.

Другой стороной железнодорожной реформы стало установление единых

тарифов грузовых и пассажирских перевозок, что значительно упростило жизнь

пассажиров и грузоотправителей.

ЗОЛОТАЯ РЕФОРМА

«Еще в царствование императора Александра III была в основе предрешена

денежная реформа, которую я имел честь совершить, которая спасла, укрепила

русские финансы и на которой зиждется и основывается, несмотря на

несчастную японскую войну и все ужасные происшедшие от нее последствия

настоящее финансовое благосостояние России».

С. Ю. Витте

Конечно, Сергей Юльевич не мог предвидеть событий, которые позже

потрясли страну гораздо больше, чем японская война. Задуманная Витте

денежная реформа завершилась в 1897 году введением золотого обращения, но

первый шаг уже сделан в 1895 –м году.

Проведением реформы осложнялось тем, что со времен Севастопольской

войны 1854-1855 гг. в России не было металлического обращения денег. Целое

поколение выросло в стране, которая жила в денежной системе, основанной на

кредитных билетах. Соответственно не было и специалистов в этой области.

Теория денежного обращения в планах высших учебных заведениях лишь

косвенно затрагивала металлизм, как не имеющий практического значения для

выпускников. Поэтому подбор квалифицированной команды для Витте

представлял серьезную проблему. Само общество было не готово к реформе.

Недостаточно образованный купец при постоянном падении курса рубля получал

все больше кредиток за один и тот же пуд пшеницы, полагая, что его доход

растет.

Непонимание мути реформ и действия влиятельных умов были чрезвычайно

сильны, и если бы не поддержка Александра III , а затем и Николай II ,

реформа скорее всего не состоялась бы.

Перед Витте было 3 пути: золотое обращение, серебряное и

биметаллизм. Министр выбрал золото. И не случайно. На рынке прошлого века

цена на золото держалась стабильно или росла, в то время как серебро в

цене падало.

К 1897 году в казне скопился приличный запас золота. В течение

нескольких лет государственная роспись сводилась со значительным

превышением доходов над расходами. Государственный банк и казначейство

заложили в хранилища золотую наличность, обеспечившую почти полное

покрытие обращающихся бумажных денег. Важной мерой, предшествующей

реформе, была стабилизация курса рубля на валютном рынке, прежде всего -

на берлинской бирже, где шла большая игра на понижение рубля. Мера эта

состояла в том, что скупались российские рубли русским казначейством при

запрещении вывоза рубля из страны для биржевых операций. Тем самым

удалось более или менее стабилизировать курс. Теперь далекие от России

экономические, политические и военные события на Западе уже не влияли на

курс национальной денежной единицы. Это и было одним из главных направлений

реформы Витте

На рубеже XX в. экономическая платформа Витте приняла вполне

определенный и целенаправленный характер: в течение примерно десяти лет

догнать в промышленном отношении более развитые страны Европы, занять

прочные позиции на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Ускоренное

промышленное развитие обеспечивалось путем привлечения иностранных

капиталов, накопления внутренних ресурсов с помощью казенной винной

монополии и усиления косвенного обложения, таможенной защиты промышленности

от западных конкурентов и поощрения вывоза. Иностранным капиталам в этой

программе отводилась особая роль. Еще в 1893 г. Витте говорил о них с

осторожностью. Однако в конце 1890-х годов он вступил за неограниченное

привлечение их в русскую промышленность и железнодорожное дело, называя

эти средства лекарством против бедности и ссылаясь при этом на примеры из

истории США и Германии.

Особенность проводимого Витте курса состояла в том, что он, как ни

один из царских министров финансов, широко использовал исключительную

экономическую силу власти, существовавшую в России. Орудиями

государственного вмешательства служили Государственный банк и учреждения

Министерства финансов, контролировавшие деятельность акционерных

коммерческих банков. В конце 1890-х годов под эгидой Министерства финансов

были учреждены Русско-Китайский, Русско-Корейский банки и Учетно-ссудный

банк Персии для проведения политики экономического проникновения на рынки

Китая, Монголии, Кореи и Персии.

В условиях подъема 1890-х годов система Витте способствовала развитию

промышленности и железнодорожного строительства. С 1895 по 1899 г. в стране

было сооружено рекордное количество новых железнодорожных линий, в среднем

строилось свыше 3 тыс. км путей в год. К 1900 г. Россия вышла на первое

место в мире по добыче нефти. Казавшийся стабильным политический режим и

развивавшаяся экономика завораживали мелкого европейского держателя, охотно

покупавшего высокопроцентные облигации русских государственных займов (во

Франции) и железнодорожных обществ (в Германии). Современники шутили, что

русская железнодорожная сеть строилась на деньги берлинских кухарок. В

1890-е годы резко возросло влияние на первое место в бюрократическом

аппарате империи.

Министр финансов России сделался популярной фигурой и объектом

внимания западной печати. Витте не скупился на расходы, рекламирую в

европейских газетах и журналах финансовое положение России, свой

экономический курс и собственную персону. Западные журналисты вроде

известного английского публициста Э. Диллона рисовали своему читателю

заказанный Министерством финансов «правдивый» портрет этого удивительного

государственного мужа, «голландца по происхождению», считавшегося «самым

мужественным политическим деятелем в Европе», человека «грубого,

неповоротливого, угловатого, медленного в речи», но «быстрого в действиях»,

лишенного внешней привлекательности, но под «суровыми чертами которого

скрыты искры Прометеева огня», человека, исполняющего «Геркулесову работу»

и не имеющего себе равных «на всем пространстве Русской империи». Таким

хотелось ему выглядеть в глазах западных предпринимателей или держателей

русских ценных бумаг.

Заказные статьи должны были служить и средством защиты от нападок на

него в отечественной и заграничной печати. За неограниченное использование

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать