непрерывные взаимные увязки между разработчиками отдельных систем,
постоянная борьба за каждый килограмм веса конструкции. Это и извечный
компромисс между старыми, отработанными и, следовательно, надежными
принципами и устройствами и еще недостаточно проверенными, с
непредсказуемой надежностью, но более перспективными и многообещающими
решениями.
Идей рождалось немало. Ему, Главному конструктору, следовало каждую
оценить, многократно обдумать, прежде, чем дать ей ход. Многое опровергала
практика, но кое-что становилось нужным. Научные решения порой казались
настолько смелыми, что отдавали фантастикой, их-то и брал на вооружение
Королев; но осуществлять удавалось далеко не всегда.
18 октября 1947 года на полигоне Капустин Яр состоялся старт первого
образа баллистической ракеты А-4, собранного и отлаженного под руководством
С. П. Королева. Испытания были признаны успешными.
В том же году в МВТУ состоялся набор студентов на новый
специализированный факультет. С.П. Королев прочитал там курс лекций по
«Основы проектирования баллистических ракет дальнего действия».
Но Главный конструктор сам оставался «вечным студентом» – он учился на
философском факультете вечернего Университета марксизма-ленинизма, посещал
в столичных институтах по выбору лекции ученых.
«Холодная война»
29 августа 1949 года в Казахстане в присутствии Верховного
командования Советской Армии, руководителей партии и правительства была
испытана атомная бомба. Советский Союз показал, что он создал атомное
оружие и любому агрессору может дать достойный отпор. Но страну со всех
сторон со всех сторон окружали военные базы англо-американского военного
блока. Проблемы доставки нового вида оружия к цели ракетами стала
первостепенной. Вчерашние планы ОКБ воплощались в реальные дела. Ракета Р-2
поступила на вооружение Советской Армии в 1951 году, в середине 1953 года
состоялся первый пуск ракеты Р-5, позднее началась доработка ее под атомную
боеголовку. Особое место в те годы заняла, стартовавшая в апреле 1953 года
оперативно-тактическая ракета под индексом «11».
Значительных успехов далось достичь при создании геофизических ракет
на основе боевых машин, получивших позднее название академических. На них с
помощью всевозможных приборов велись научные исследования. По просьбе
ученых в верхние слои атмосферы на разные высоты от 100 до 500 км
поднимались возвращаемые на землю контейнеры с подопытными биологическими
объектами, в том числе собаками. Шел новый активный процесс изучения
стратосферы, прерванный войной, зондирование глубин ионосферы. Наука
вплотную приступила к изучению условий осуществления пилотируемых полетов.
Все, что делалось в этом направлении, проходило при активной практической и
организаторской поддержке Королева.
В 1954 году начальник ОКБ С. П. Королев подписал пятнадцать томов
эскизного проекта первой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) и к
нему атлас чертежей.
Оборона и наука
Ракеты надежно встали на защиту Родины. Знаменитый королевский девиз:
«Ракета – это оборона и наука!», с которым Королев пришел в ракетную
технику, постепенно осуществлялся. Рождалась межконтинентальная ракета: шла
наземная отработка ее систем, двигателей. С ней он связывал свои давние
научные мечты. Королеву уже виделись спутники, запуски животных, полет
человека на орбите вокруг Земли, Старт ракет к Луне, Венере, Марсу.
Предложение Королева о запуске искусственного спутника Земли нашло
поддержку в Академии наук СССР. М. И. Тихонравов перевелся в ОКБ Королева и
начал комплектовать свой отдел по разработке искусственных спутников Земли.
С. П. Королев использует каждую возможность, чтобы подключить к идеям о
космосе широкую научную общественность. Он встречается с астрономами,
физиками, медиками, социологами и юристами. Постепенно идея о прорыве в
космос сплачивает многих сторонников ее осуществления.
В апреле 1956 года по инициативе Королева Академия наук СССР созвала
Всесоюзную конференцию по исследованию верхних слоев атмосферы. На ней
доклад «Исследование верхних слоев атмосферы с помощью ракет дальнего
действия» делает Сергей Павлович. На этой конференции он с трибуны заявил,
что задача об осуществлении пилотируемого полета человека в ракете реально
осуществима.
Межведомственный совет под председательством академика М. В. Келдыша
в итоге тщательной проработки плана исследований околоземного пространства
пришел к заключению не ограничиваться одним вариантом. Рекомендовано было
создать несколько летательных аппаратов, отличающихся друг от друга
составом аппаратуры, весом.
В ОКБ приступили к созданию нескольких вариантов спутника-лаборатории
массой до 1300 кг. На одном из вариантов такого спутника в специальном
контейнере предполагалось послать в околоземное путешествие первое живое
существо – собаку.
Шли споры о форме первого спутника Земли.
— Шар и только шар! – настаивал Королев. – Шар, его форма, условия
обтекания с точки зрения аэродинамики досконально изучены, известны все
плюсы и минусы. Но дело не в этом. Поймите – первый! Когда человечество
увидит искусственный спутник, он должен вызвать у всех добрые чувства. Что
может быть выразительнее шара? Он близок к форме естественных небесных тел
Солнечной Системы. Люди воспримут спутник как символ космической эры. На
борту его считаю нужным установить передатчики, чтобы их позывные могли
принимать радиолюбители всех стран. Орбиты полета надо рассчитать так,
чтобы каждый с Земли мог с помощью простейших оптических приборов видеть
полет советского спутника.
Запуск первого спутника Земли состоялся 3 октября 2957 года в 22 часа
по московскому времени. Это была мировая сенсация.
А в конце 1957 года уже начался завершающий этап подготовки к запуску
второго искусственного спутника Земли. Он весил в шесть раз больше первого,
на его борту разместилась кабина для собаки по кличке Лайка. От успеха
второго запуска зависело – быть в ближайшее время пилотируемому полету в
космос или нет.
Утром 3 ноября 1957 года состоялся старт второго спутника. Наблюдения
за Лайкой продолжались 7 суток. Из этого полета Лайка на Землю не
вернулась, но ученые получили весьма ценные данные о воздействии
невесомости на живой организм.
В ОКБ Королева под его личным руководством в то время на базе носителя
«Спутник» создавалась трехступенчатая ракета – носитель «Восток», которая
могла бы развивать вторую космическую скорость – 11 километров в секунду,
необходимую для достижения Луны, или же для выноса на орбиту Земли полезные
массы свыше четырех с половиной тонн.
15 февраля 1958 года Королеву был представлен проект летательного
аппарата, состоящего из двух отсеков: приборно-агрегатного и кабины для
пилота. Но проблемы возникали одна за другой. Главной из них стала
разработка способа возвращения корабля из космоса на Землю.
Дискуссии, споры, взаимоисключающие суждения, идеи, фантастические
проекты, непонимание – все это Королев нес на своих плечах, сводил воедино,
отбирал оптимальный вариант. Вряд ли пришлось бы это по силам кому-нибудь
еще. Только всестороннее знание предмета, напористость и убежденность
Сергея Павловича, его несгибаемая воля могли выдержать все это и добиться
желаемых результатов в столь короткие сроки.
Второй этап работы по кораблю – конкретная разработка его «начинки»,
проектирование систем жизнеобеспечения, кресла пилота, приборной доски,
систем управления полетом, средств радиосвязи, телеметрии и много другого.
Все это должно строго соответствовать своему назначению и укладываться в
строго определенную массу и размер. Инженеры помнили строгое указание
Королева – «не изобретать колес». Старались брать готовые агрегаты и
приборы, выпускаемые радиоэлектронной промышленностью, создавали многие
новые системы и все это пытались объединять на корабле так, чтобы
разнообразная механика стала «живым» комплексом, работающим надежно.
С. П. Королев настолько тонко чувствовал взаимосвязь между
многочисленными проблемами создания корабля, что подчиняя все его элементы
единому техническому замыслу, не подавлял творческой индивидуальности
участников разработки, стремился добиться самостоятельности и инициативы
каждого.
В ОКБ Королева знали: американцы тоже ведут интенсивные работы по
созданию пилотируемого космического аппарата – корабля «Меркурий».
Американцы обладали пока меньшими ракетными возможностями для космических
полетов, но могли вложить больше средств в их осуществление. Между
конструкторами двух стран шло необъявленное соревнование.
В конце 1959 года сошло несколько готовых экземпляров спусковых
аппаратов для наземных испытаний. Спускаемый отсек представлял собой шар
серебристого цвета, диаметром 2.4 метра.
«Шарик» был похож на подводный батискаф, и вес его составил около двух
с половиной тонн при объеме больше пяти кубических метров. При этом на долю
кабины космонавта приходилось не многим более полутора кубических метров.
Все остальное пространство заполнялось приборами и системами,
создававшие нормальные условия для полета человека и его возвращения на
Землю.
В начале 1960 года проводились самолетные испытания спускаемого
аппарата, одновременно проводилась отработка приборного отсека космического
корабля.
Вместе с тем шла работа по лунной программе. 2 января 1959 года была
запущена первая автоматическая станция «Луна-1».