Шарль де Голль

Шарль де Голль

Всероссийская Академия Внешней

Торговли

Реферат

Дисциплина: Всемирная и

отечественная история

Тема: «Генерал

Шарль де Голль»

Преподаватель – Некрасова М.Б.

Москва,2002 г.

ПЛАН:

1. Вступление

2. Детство и юность Шарля де Голля

3. Военная служба и участие в Первой мировой войне

4. Вторая мировая война

5. «Сражающаяся Франция»

6. Отношения с Черчиллем и Рузвельтом

7. Освобождение Парижа и приход де Голля к власти

8. Отставка с поста главы правительства

9. Война за независимость в Алжире

10. Приход к власти во второй раз

11. Де Голль – президент Франции

12. Развитие экономики

13. Отставка с поста президента Франции

14. Заключение

Среди знаменитых людей Франции недавнего времени прежде всего

следует назвать видного политика и патриота Шарля де Голля.

Шарль Андре Жозеф Мари де Голль родился в Лилле 22 ноября 1890. В

семье Жанны и Анри де Голлей он был третьим ребёнком. Семья была довольно

обеспеченной, родители его были католиками правого толка. Своих пятерых

детей родители воспитывали в духе патриотизма, основательно знакомя с

историей и культурой Франции. События революции конца XVIII в.

расценивались как трагическая ошибка Французской нации, а «Марсельезу» Анри

де Голль называл «безбожной песней»

Его отец, Анри де Голль, был преподавателем философии и истории в

Иезуитском коллеже на улице Вожирар. В 1901 г. Шарль начинает учёбу в этом

колледже. Гордый и строптивый, Шарль был в то же время романтично

настроенным юношей, умеющим восхищаться и глубоко мыслить о будущем своей

родины. Через много лет в мемуарах он напишет: «Я был уверен, что Франции

суждено пройти через горнило испытаний». Я считал, что смысл жизни состоит

в том, чтобы свершить во имя Франции выдающийся подвиг, и что наступит

день, когда мне представится такая возможность».

Шарль получил религиозное образование, много читал, с детства

проявлял большой интерес к литературе, даже писал стихи. Став победителем

на школьном конкурсе стихотворцев, юный де Голль из двух возможных призов -

денежной премии или публикации - выбрал последний. Де Голль увлекался

историей, тем более что семья де Голлей гордилась не только своим знатным

происхождением и глубокими корнями, но и подвигами предков: по семейной

легенде, один из семейства де Голлей, Жеган, участвовал в походе Жанны

д'Арк. Маленький де Голль слушал рассказы отца о славном прошлом своей

семьи с горящими глазами. Многие, например, Уинстон Черчилль, впоследствии

посмеивались над де Голлем, говоря, что он страдает "комплексом Жанны

д'Арк". Но самая почитаемая французская святая снилась будущему генералу в

детстве, во сне он бок о бок с ней сражался за спасение Франции.

Еще в детстве в характере де Голля проявились навязчивое упорство и

умение управлять людьми. Так, он выучился сам и заставил своих братьев и

сестру выучить зашифрованный язык, в котором слова читались задом наперед.

Надо сказать, что для французской орфографии осуществить это намного

труднее, чем для русской, английской или немецкой, и, тем не менее, Шарль

мог без запинки говорить на таком языке длинными фразами. Он постоянно

тренировал свою память, феноменальными качествами которой поражал

окружающих позднее, когда речи в 30-40 страниц он произносил наизусть, не

изменяя ни одного слова по сравнению с набросанным накануне текстом.

С юности де Голль питал интерес к четырем дисциплинам: литературе,

истории, философии и военному искусству. Философом, оказавшим на него

наибольшее влияние, был Анри Бергсон, из учения которого юноша мог

почерпнуть два важнейших момента, определивших не только его общее

мировоззрение, но и практические действия в повседневной жизни. Первый -

то, что Бергсон считал естественным, природным разделение людей на

привилегированное сословие и угнетенный народ, на чем основывал

преимущества диктатуры перед демократией. Второй - философия интуитивизма,

согласно которой деятельность человека являла собой сочетание инстинкта и

разума. Принцип действия по наитию после точного расчета применялся де

Голлем многократно при принятии важнейших решений, приведших его к

вершинам, как, впрочем, и ниспровергших его с них.

Семейная обстановка и увлечения сформировали отношение де Голля к

родине, к ее истории, к своей миссии. Однако тяга к военному делу заставила

де Голля на практике осуществить выполнение того долга перед родиной,

который для многих поколений философов и преподавателей де Голлей оставался

чистой теоремой. В 1909, закончив колледж, Шарль поступает в военное

училище Сен-Сир.

Распространено мнение, будто военная служба лишает человека

способности самостоятельно мыслить, учит его только следовать приказам, не

подлежащим обсуждению, готовит солдафонов. Вряд ли найдется более наглядное

опровержение подобной чепухи, чем пример Шарля де Голля. Каждый день службы

не прошел для него впустую. Не переставая читать, образовывать себя, он

внимательно наблюдал за жизнью французской армии, подмечая все недостатки в

ее устройстве. Будучи прилежным курсантом, ничем не нарушая устава, он

оставался строгим судьей увиденного.

В 1913 году в чине младшего лейтенанта де Голль поступил на службу в

пехотный полк под командованием тогда еще полковника Филиппа Петена

(которому было суждено поднять де Голля до командных высот, чтобы позднее,

в 1945 году, быть помилованным своим же бывшим протеже и тем самым избежать

смертной казни).

Блестяще отучившись, молодой де Голль уходит на фронт Первой мировой

войны. Трижды раненый после рукопашной схватки под Верденом попадает в

немецкий плен, из которого пытается бежать 5 раз. Только по окончании войны

он возвращается во Францию, где продолжает совершенствоваться в высшей

военной школе в Париже. Тогда же он написал несколько книг, разглядев

возможность широкого применения танков и авиации в военных действиях. В 20-

е гг. де Голль выступает с докладами, публикует статьи и книги, в которых,

в частности, анализирует итоги Первой мировой войны, излагает свою военную

доктрину, рисует образ сильной личности, вождя (под влиянием идей философа

Ницше)

После войны де Голль участвовал в интервенции в Советскую Россию в

качестве офицера-инструктора в польских войсках. После этого он служил в

оккупационных войсках в Рейнской области и участвовал в операции по

вторжению французских войск в Рур, в авантюре, от которой он предостерегал

начальство и которая окончилась оглушительным провалом - под давлением

Германии и союзников Франция вынуждена была отступить, а ее доля в

репарационных выплатах была уменьшена. В это время он пишет несколько книг,

среди которых стоит выделить "Раздор в стане врага", комментарий к

действиям германской армии и правительства во время Первой мировой войны,

начатый еще в плену. Действия германского штаба в этом труде подвергались

острой критике. Де Голль не останавливался на объективных причинах

поражения Германии, но давал анализ, из которого следовало, что к поражению

привела, едва ли не в первую очередь, внутренняя и военная политика

германского правительства и Генерального штаба. Надо сказать, в то время во

Франции парадоксальным образом организация военной машины вермахта

считалась образцом. Де Голль же указывал на значительные просчеты немцев.

Книга впоследствии была оценена по достоинству за многие свежие идеи.

Например, де Голль утверждал, что даже во время войны военная администрация

государства должна подчиняться гражданской. Теперь это утверждение, прямо

вытекающее из тезиса о том, что войны выигрываются в тылу, кажется

достаточно очевидным. В 20-е годы XX-го столетия во Франции оно было

крамолой. Карьерному военному высказывать подобные суждения было не

полезно. Де Голль в своих взглядах на устройство армии, на тактику и

стратегию войны сильно отличался от массы французского военного

истеблишмента. В то время его бывший командующий, победитель при Вердене,

маршал Петен был в армии непререкаемым авторитетом. В 1925 году Петен

обратил свое внимание на то, что де Голль не занял достойного места в

штабе, и назначил его своим адъютантом, поручив вскоре подготовить доклад о

системе оборонительных мер во Франции.

Тем временем в Германии к власти приходит Гитлер и становится

неизбежной Вторая мировая война. Де Голль предчувствует надвигающуюся

опасность, но к его предостережениям прислушиваются, увы, далеко не все.

Занимаясь военно-педагогической деятельностью, он выступил с рядом

теоретических работ по стратегии и тактике, предложил новую модель

взаимодействия различных родов войск. В 1937 г. де Голль становится

полковником. Двумя годами позже, развязав Вторую мировую войну, Германия

наносит удар и по Франции; в 1940 г., сломив сопротивление, немцы

заставляют французскую армию отступать. Де Голль производится в чин

генерала и становится командиром танковой дивизии. Новоиспечённый бригадный

генерал, командовавший дивизией, настаивает на продолжении войны, хотя

правительство склоняется к её прекращению.

Французы говорят: "Де Голль останется в истории Франции как

священная личность, поскольку он первый вынул шпагу". Однако ситуация, в

которой оказался де Голль, была непростой. По словам историка Гроссе,

"Свободная Франция" сражалась на три фронта: против германских и японских

врагов, против Виши, чей дух капитуляции она разоблачала, и против англо -

американцев. Иногда было неясно, кто же основной враг".

Черчилль рассчитывал, приютив беглого генерала, получить в свои руки

человека, с помощью которого он мог бы влиять на политику внутреннего

сопротивления, на свободные колонии, но это было жестокое заблуждение. С

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать