Сперанский

имеет никакого определенного вида и многие учреждения, в самих себе

превосходные, почти столь же скоро разрушались, как и возникали [1, с.56].

Естьли свойства управления достигнуты, то можно утвердительно заключить,

что оно правильно и основано на твердых началах [1, с.131].

Системность

Теории редко полезны для практики. Они объемлют одну часть и не вычисляют

трений всей системы, а после жалуются на род человеческий! [1, с.76].

Усовершенствовать высшие части управления и суда, оставляя низшие в

бездействии или беспорядке, значит, то же, что хотеть удержать реку, не

заградив ее источников. Между тем редко правительство доводило свои планы

до сих источников [1, с.138].

Плановость

Отчего все человеческие установления столь несовершенны? Сверх многих

других причин оттого, что все они делаются по большей части отрывками и без

общего начертания. Нетерпеливость, людям столь естественная, обольщение

разума видами народного счастия и скорейшего улучшения, чаяние, что,

поправив одну часть, дела пойдут лучше, все сие вводит нередко самые

благоразумнейшие правительства в частные организации (здесь в смысле -

мероприятия) и не дает, так сказать, созреть общему плану [1, с.111].

Соответствие системы управления духу времени

По сим признакам (падение доверия народа к власти, ее ослабление,

невозможность отдельных исправлений и желание обществом перемен) можно,

кажется, с достоверностью заключить, что настоящая система правления не

свойственна уже более состоянию общественного духа и что настало время

переменить и основать новый вещей порядок [1, с.164].

Приоритет объекта управления перед субъектом

Сколько бедствий, сколько пролития крови можно бы было упредить, если бы

правители держав, точнее наблюдая движение общественного духа,

сообразовались ему в началах политических систем и не народ приспособляли к

правлению, но правление к состоянию народа [1, с.156].

Наличие самоуправления

Здесь нет необходимости изображать, сколь волостное наше управление слабо и

ничтожно. Одно только примечание, кажется, будет не излишним. Известно, что

вообще злоупотребление власти менее действует на целые общества и сословия,

нежели на частныя лица. От сего первоначально и возникли городския, а потом

и сельския общества. Если бы земский чиновник имел дело с лицами и более с

мирскими обществами, т.е. если мирские сии общества были лучше образованы и

имели свое собственное твердое управление, то нет сомнения, что сим одним

пресекся бы главный повод к притеснениям и жалобам, ныне столь вопиющим [5,

с.102].

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Принципы организации государства

I. Законы суть правила, по коим силы государственные действуют к охранению

лица, чести и имущества народного. II. Чтоб законы были неподвижны, нужно,

чтоб пределы сил правительства были непременяемо ограничены. III.

Расположение сих пределов есть образ правления (модель управления). IV.

Образ правления есть внешний и внутренний. V. Внешний образ правления не

может удостоверить пределы сил. VI. Сила правительства ограничивается

равновесием сил народных. В сем состоит внутренний образ правления. VII.

Равновесие сил народных требует, чтобы они все одно имели направление, но

чтоб власть, стерегущая пределы, была отделена и независима. VIII. Прочие

части народа должны быть совершенно равны в правах своих и составлять едино

[1, с.42].

Ограниченность возможностей централизованного управления, необходимость

децентрализации

Власть верховного правления не может всем управлять непосредственно; ей

нужны органы; сии органы суть установления [2, с.42-43].

Необходимость разделения властных полномочий

Три силы движут и управляют государством: сила законодательная,

исполнительная и судная [1, с.145].

Власть исполнительная должна быть вся исключительно вверена правительству;

но поелику власть сия распоряжениями своими под видом исполнения законов не

только могла бы обезобразить их, но и совсем уничтожить, то и должно ее

поставить в соответственности власти законодательной [1, с.166].

Общая система управления вмещает в себя четыре частные системы, из коих

каждая составляет целое и все, однако же, связаны между собою неразрывно.

Управление волостное подчинено управлению уездному, уездное - губернскому,

губернское - государственному. Каждая часть управления имеет свойственную

ей ответственность [1, с.114].

Разграничение компетенции между законодательными и исполнительными органами

Если бы власть исполнительная обязана была на всякий случай испрашивать

определения власти законодательной, никакое государство не могло бы

отправлять дел своих [1, с.104].

Закон поставляет общие правила, учреждение прилагает правила сии к частным

случаям и назначает образ исполнения [1, с.108].

Критериальные требования к высшему органу исполнительной власти -

правительству

1) Всякое законное на земли правительство устанавливается общею волею

государства; 2) никакое правительство не может иметь другой цели в

установлении своем, как только охранение граждан в их личности, в их

имуществе, в их чести; 3) всякое правительство получает силы свои на тот

только конец, чтоб достигнуть сея цели; 4) никакой силы собственной

правительство иметь не может, источник сил его есть государство; 5) всякое

правительство существует на условии, и доколе оно исполняет сии условия,

дотоле оно законно [1, с.30].

Общие правила организации управления

Определив части, составляющие управление, и познав внутренне их сложение,

должно назначить каждой из них приличнейшую организацию. Организация

управления вообще должна быть: 1) сообразна общему государственному закону

и учреждениям; 2) основана на единстве исполнения; 3) подвержена отчету в

форме и в существе дел; 4) постановлена на одном плане во всех частях

своих; 5) соображена с местными уважениями и 6) соразмерена способам

исполнения [1, с.102-103].

Учреждения всегда постановляются властию исполнительною. Всякое учреждение

должно по необходимости быть сообразно государственному закону, а,

следовательно, и способы, коими приводится оно в исполнение, должны быть на

нем же основаны. Способы сии суть то, что называем мы организацией

управления [1, с.104].

Правила организации государственного управления

Это (установление каждого органа государственного управления) должно

означать: 1) состав каждого из них, 2) предметы (функции, задачи) его и 3)

порядок действий (методы работы, рабочие процедуры). Каждое из сих

установлений должно простираться на всю империю и, разделяясь постепенно,

нисходить к самым последним селениям. Сие ведет к разделению империи в

порядке законодательном, в судном и в порядке управления. Первое правило

сего разделения состоит в том, чтоб стараться, сколь возможно, все степени

сил государственных совместить между собою. Сего требует економия их

упражнений, надзора и издержек. Второе правило, не менее важное, состоит в

том, чтоб, избегая излишней раздробительности, доставить всем подданным, в

установлениях сих участвующим, удобность в них действовать. Третие правило.

Все устройства, слишком сложные и составленные из великого числа людей,

движутся медленно; напротив, те установления, кои не имеют достаточных сил,

вместе действующих, обыкновенно падают в слабость и неуважение [1, с.189-

190].

Необходимость одновременного введения нормативно-правовой базы

взаимодействующих органов управления

Когда все сии материалы (положения и уставы) будут приуготовлены,

соображены (согласованы) и утверждены, тогда все места (органы, должности),

на сем новом плане расположенные, открыть в одно время, дабы, вступая все

вместе в новый вещей порядок, представляли они стройное целое, коего все

части покорны одному закону [1, с.135].

Методология разработки структуры управления

По различию местных положений в каждом главном отделении могут быть две или

более части довольно обширные, чтоб занять целое министерство, то и

следует, что в каждом главном отделении может и должно быть столько

министерств, сколько есть значущих частей, требующих особенного надзора.

Сие раздробление одного отделения на несколько частей не может быть вредно,

естьли части сии связаны общим планом того отделения, к коему принадлежат.

Оно даже необходимо при начальном дела устройстве, когда каждая часть

требует образования, особенного надзора и внимания. По усовершенствовании

их можно, конечно, части сии соединить и привести к одному началу. В общем

плане, должно всегда иметь в виду одни общие главные и необходимые

отделения, ибо в ветвях, им подчиненных (прообраз «дерева целей»), части их

не могут иметь каждая соответственного себе порядка без крайнего дел

раздробления и замешательства [1. с.135].

ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ

Необходимость и целесообразность планирования

Не имея постоянного плана, действовали по минутным вдохновениям; как бы то

ни было, но ни в каком государстве политические слова не противоречат

столько вещам (т.е. фактическому положению дел), как в России [1, с.43].

Планирование - инструмент упорядочения

Правительство, действуя без плана, не только теряет время и случай к

приготовлению лучшего, но и заграждает себе пути, ставя в подвиге своем

самому себе препятствия [1, с.66].

Они (организационные нововведения) всегда вредны, когда не утверждаются на

общем плане [1, с.133].

Каким порядком можно приступить к полному составу всей системы управления?

Есть ли план усовершенствования, выше предлагаемый (заранее составленный)

будет [1, с.139].

Потребность планирования в моделях

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать