имеет никакого определенного вида и многие учреждения, в самих себе
превосходные, почти столь же скоро разрушались, как и возникали [1, с.56].
Естьли свойства управления достигнуты, то можно утвердительно заключить,
что оно правильно и основано на твердых началах [1, с.131].
Системность
Теории редко полезны для практики. Они объемлют одну часть и не вычисляют
трений всей системы, а после жалуются на род человеческий! [1, с.76].
Усовершенствовать высшие части управления и суда, оставляя низшие в
бездействии или беспорядке, значит, то же, что хотеть удержать реку, не
заградив ее источников. Между тем редко правительство доводило свои планы
до сих источников [1, с.138].
Плановость
Отчего все человеческие установления столь несовершенны? Сверх многих
других причин оттого, что все они делаются по большей части отрывками и без
общего начертания. Нетерпеливость, людям столь естественная, обольщение
разума видами народного счастия и скорейшего улучшения, чаяние, что,
поправив одну часть, дела пойдут лучше, все сие вводит нередко самые
благоразумнейшие правительства в частные организации (здесь в смысле -
мероприятия) и не дает, так сказать, созреть общему плану [1, с.111].
Соответствие системы управления духу времени
По сим признакам (падение доверия народа к власти, ее ослабление,
невозможность отдельных исправлений и желание обществом перемен) можно,
кажется, с достоверностью заключить, что настоящая система правления не
свойственна уже более состоянию общественного духа и что настало время
переменить и основать новый вещей порядок [1, с.164].
Приоритет объекта управления перед субъектом
Сколько бедствий, сколько пролития крови можно бы было упредить, если бы
правители держав, точнее наблюдая движение общественного духа,
сообразовались ему в началах политических систем и не народ приспособляли к
правлению, но правление к состоянию народа [1, с.156].
Наличие самоуправления
Здесь нет необходимости изображать, сколь волостное наше управление слабо и
ничтожно. Одно только примечание, кажется, будет не излишним. Известно, что
вообще злоупотребление власти менее действует на целые общества и сословия,
нежели на частныя лица. От сего первоначально и возникли городския, а потом
и сельския общества. Если бы земский чиновник имел дело с лицами и более с
мирскими обществами, т.е. если мирские сии общества были лучше образованы и
имели свое собственное твердое управление, то нет сомнения, что сим одним
пресекся бы главный повод к притеснениям и жалобам, ныне столь вопиющим [5,
с.102].
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Принципы организации государства
I. Законы суть правила, по коим силы государственные действуют к охранению
лица, чести и имущества народного. II. Чтоб законы были неподвижны, нужно,
чтоб пределы сил правительства были непременяемо ограничены. III.
Расположение сих пределов есть образ правления (модель управления). IV.
Образ правления есть внешний и внутренний. V. Внешний образ правления не
может удостоверить пределы сил. VI. Сила правительства ограничивается
равновесием сил народных. В сем состоит внутренний образ правления. VII.
Равновесие сил народных требует, чтобы они все одно имели направление, но
чтоб власть, стерегущая пределы, была отделена и независима. VIII. Прочие
части народа должны быть совершенно равны в правах своих и составлять едино
[1, с.42].
Ограниченность возможностей централизованного управления, необходимость
децентрализации
Власть верховного правления не может всем управлять непосредственно; ей
нужны органы; сии органы суть установления [2, с.42-43].
Необходимость разделения властных полномочий
Три силы движут и управляют государством: сила законодательная,
исполнительная и судная [1, с.145].
Власть исполнительная должна быть вся исключительно вверена правительству;
но поелику власть сия распоряжениями своими под видом исполнения законов не
только могла бы обезобразить их, но и совсем уничтожить, то и должно ее
поставить в соответственности власти законодательной [1, с.166].
Общая система управления вмещает в себя четыре частные системы, из коих
каждая составляет целое и все, однако же, связаны между собою неразрывно.
Управление волостное подчинено управлению уездному, уездное - губернскому,
губернское - государственному. Каждая часть управления имеет свойственную
ей ответственность [1, с.114].
Разграничение компетенции между законодательными и исполнительными органами
Если бы власть исполнительная обязана была на всякий случай испрашивать
определения власти законодательной, никакое государство не могло бы
отправлять дел своих [1, с.104].
Закон поставляет общие правила, учреждение прилагает правила сии к частным
случаям и назначает образ исполнения [1, с.108].
Критериальные требования к высшему органу исполнительной власти -
правительству
1) Всякое законное на земли правительство устанавливается общею волею
государства; 2) никакое правительство не может иметь другой цели в
установлении своем, как только охранение граждан в их личности, в их
имуществе, в их чести; 3) всякое правительство получает силы свои на тот
только конец, чтоб достигнуть сея цели; 4) никакой силы собственной
правительство иметь не может, источник сил его есть государство; 5) всякое
правительство существует на условии, и доколе оно исполняет сии условия,
дотоле оно законно [1, с.30].
Общие правила организации управления
Определив части, составляющие управление, и познав внутренне их сложение,
должно назначить каждой из них приличнейшую организацию. Организация
управления вообще должна быть: 1) сообразна общему государственному закону
и учреждениям; 2) основана на единстве исполнения; 3) подвержена отчету в
форме и в существе дел; 4) постановлена на одном плане во всех частях
своих; 5) соображена с местными уважениями и 6) соразмерена способам
исполнения [1, с.102-103].
Учреждения всегда постановляются властию исполнительною. Всякое учреждение
должно по необходимости быть сообразно государственному закону, а,
следовательно, и способы, коими приводится оно в исполнение, должны быть на
нем же основаны. Способы сии суть то, что называем мы организацией
управления [1, с.104].
Правила организации государственного управления
Это (установление каждого органа государственного управления) должно
означать: 1) состав каждого из них, 2) предметы (функции, задачи) его и 3)
порядок действий (методы работы, рабочие процедуры). Каждое из сих
установлений должно простираться на всю империю и, разделяясь постепенно,
нисходить к самым последним селениям. Сие ведет к разделению империи в
порядке законодательном, в судном и в порядке управления. Первое правило
сего разделения состоит в том, чтоб стараться, сколь возможно, все степени
сил государственных совместить между собою. Сего требует економия их
упражнений, надзора и издержек. Второе правило, не менее важное, состоит в
том, чтоб, избегая излишней раздробительности, доставить всем подданным, в
установлениях сих участвующим, удобность в них действовать. Третие правило.
Все устройства, слишком сложные и составленные из великого числа людей,
движутся медленно; напротив, те установления, кои не имеют достаточных сил,
вместе действующих, обыкновенно падают в слабость и неуважение [1, с.189-
190].
Необходимость одновременного введения нормативно-правовой базы
взаимодействующих органов управления
Когда все сии материалы (положения и уставы) будут приуготовлены,
соображены (согласованы) и утверждены, тогда все места (органы, должности),
на сем новом плане расположенные, открыть в одно время, дабы, вступая все
вместе в новый вещей порядок, представляли они стройное целое, коего все
части покорны одному закону [1, с.135].
Методология разработки структуры управления
По различию местных положений в каждом главном отделении могут быть две или
более части довольно обширные, чтоб занять целое министерство, то и
следует, что в каждом главном отделении может и должно быть столько
министерств, сколько есть значущих частей, требующих особенного надзора.
Сие раздробление одного отделения на несколько частей не может быть вредно,
естьли части сии связаны общим планом того отделения, к коему принадлежат.
Оно даже необходимо при начальном дела устройстве, когда каждая часть
требует образования, особенного надзора и внимания. По усовершенствовании
их можно, конечно, части сии соединить и привести к одному началу. В общем
плане, должно всегда иметь в виду одни общие главные и необходимые
отделения, ибо в ветвях, им подчиненных (прообраз «дерева целей»), части их
не могут иметь каждая соответственного себе порядка без крайнего дел
раздробления и замешательства [1. с.135].
ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ
Необходимость и целесообразность планирования
Не имея постоянного плана, действовали по минутным вдохновениям; как бы то
ни было, но ни в каком государстве политические слова не противоречат
столько вещам (т.е. фактическому положению дел), как в России [1, с.43].
Планирование - инструмент упорядочения
Правительство, действуя без плана, не только теряет время и случай к
приготовлению лучшего, но и заграждает себе пути, ставя в подвиге своем
самому себе препятствия [1, с.66].
Они (организационные нововведения) всегда вредны, когда не утверждаются на
общем плане [1, с.133].
Каким порядком можно приступить к полному составу всей системы управления?
Есть ли план усовершенствования, выше предлагаемый (заранее составленный)
будет [1, с.139].
Потребность планирования в моделях