Тургенев

хорошо понял Горький, писавший: «Приняв во внимание все условия времени — и

гнет правительства, и умственное бессилие общества, и отсутствие в массах

крестьян сознания своих задач,— мы должны будем признать, что мечтатель

Рудин, по тем временам, был человеком более полезным, чем практик.

Мечтатель — он являлся пропагандистом идей революционных, он был критиком

действительности, он, так сказать, пахал целину...»

Но время шло, и «давление времени» изменялось. Новый царь — Александр

II решает отменить крепостное право, чтобы избежать революции. На смену

немногочисленным революционерам-дворянам приходят революционеры-разночинцы,

вышедшие из разных, преимущественно из низших, чинов, т. е. слоев,

общества. Герои, подобные Рудину, уходят в прошлое. На смену приходят новые

люди, готовые и способные к активной борьбе за переустройство общества.

Тургенев не примкнул к революционерам-разночинцам; он даже ушел из

журнала «Современник» (в 1860 г.), ставшего их органом, хотя с этим

журналом он был связан еще с 1847 г. Однако он по-прежнему остро ощущал

«давление времени» и первый убедительно и правдиво отразил в литературе

перемены, происходящие в русском обществе. В романе «Накануне» (1859)

неудачникам-дворянам Берсеневу и Шубину противопоставлен новый герой —

разночинец Инсаров, болгарин, борющийся за освобождение родины от турецкого

ига. Противопоставление подчеркивается тем, что героиня романа — Елена

Стахова, которую любят и Шубин, и Берсенев, и Инсаров, выбирает Инсарова и

уезжает с ним, чтобы участвовать в освобождении Болгарии. Елена — натура

цельная, решительная и самоотверженная. Пустота обеспеченной и праздной

жизни отталкивает ее. «Кабы были между нами путные люди, не ушла бы от нас

эта девушка, эта чуткая душа»,— говорит Шубин. Но «путных людей» вокруг не

было, а Инсаров указал ей цель жизни. После смерти его Елена не вернулась в

Россию, а осталась в Болгарии продолжать его дело.

В 1861 г., в год отмены крепостного права, когда, как казалось многим,

в России вот-вот могла начаться революция, Тургенев пишет свой лучший роман

«Отцы и дети», роман о русском разночинце-революционере, посвящая его

памяти первого великого русского разночинца В. Г. Белинского. Несмотря на

разногласия с разночинцами, в новом романе он в такой степени остался верен

художественной правде, что «Отцы и дети» стали центральным произведением

эпохи и сохраняют и сейчас огромное значение. В романе изображены дворяне и

разночинцы двух поколений — «отцов» и «детей». Мелкими, в большинстве своем

слабовольными людьми, с узкими, ограниченными интересами изображены

представители дворян обоих поколений — отец, сын и дядя Кирсановы. «Их

песенка спета». Их всех заслонила огромная фигура нового человека—Евгения

Базарова. Сын лекаря, внук дьячка (как Белинский!), Базаров наделен глубоко

народными, в понимании Тургенева, чертами: в нем много общего с такими

крестьянскими персонажами «Записок охотника», как Хорь, Бирюк, Дикий Барин.

Тот же ясный, трезвый ум, практическая сметка, умение видеть насквозь людей

и большая доля иронии, то же неутомимое трудолюбие, энергия, огромная воля,

независимость в суждениях и поступках, то же мужественное и честное

отношение к жизни и к смерти. В отличие от героев-дворян, Базаров не терпит

«красивых слов» — он человек дела. Базаров — «нигилист» (от латинского

nihil — ничто, отрицание), что для Тургенева означало — революционер. Он

отрицает весь существующий строй России, отрицает религию, дворянскую

культуру. Базаров знает, что ему предстоит опасная борьба, и он готов и

хочет «драться», так как убежден, что нет иного пути для подлинного

освобождения народа, для установления разумного общественного порядка.

Однако Базаров оказывается совершенно одиноким, как в свое время Рудин.

Дворянам с ним не по пути. Народ, к которому он принадлежит по

происхождению, характеру, многим привычкам и вкусам, не понимает его, видит

в нем «барина». Случайно заразившись трупным ядом, Базаров умирает, не

успев ничего совершить. Перед смертью, которую он встречает просто и

мужественно, Базаров как будто сознает, что он «не нужен России», точнее

говоря (по мысли Тургенева), его время еще не наступило. Этот финал

определил отрицательное отношение передовой критики к роману в целом,

многие несправедливо увидели в нем «клевету» на молодое поколение, и

недоразумение это незаслуженной тяжестью легло на Тургенева. Он готов был

даже навсегда отказаться от литературной деятельности и усомнился на какой-

то момент в ценности и осуществимости тех общественных идеалов, которым

поклялся служить в молодости («Довольно», 1865).

Однако «давление времени» оказалось сильнее этих тяжелых раздумий.

Революция в России не произошла, правительственный гнет в стране снова

усиливается. «Видно, николаевщина была схоронена заживо, — писал Герцен,— и

теперь встает из-под сырой земли, в форменном саване, застегнутом на все

пуговицы». Снова пускаются в ход доносы, опять аресты, ссылки, казни. В

этой обстановке Тургенев пишет роман «Дым» (1865—1867) — произведение резко

сатирическое, обличающее правящую знать, сановную бюрократию и военщину,

высмеивающее их надежды повернуть назад историческое развитие страны.

Вместе с тем в романе высмеиваются и мнимореволюционные болтуны, выдающие

себя за передовых людей: Бамбаев — «человек из числа пустейших»: Ворошилов,

Пищалкин, Матрена Кузьмнишна Суханчикова и др.

Это было также своеобразное «давление времени». Левые взгляды после

1856 г. вошли в моду, ими стали спекулировать люди пустые и бессовестные,

выдавая фразы за убеждения, которых у них не было, и наживая таким дешевым

способом некоторый «моральный капитал» — авторитет и уважение, которых они

не заслуживали.

В резкой, полемической форме в романе изложены, в рассуждениях

Потугина, и многие мысли самого автора относительно исторических судеб

России. Потугин, как и Тургенев,— западник. Утверждая общность духовных

ценностей, выработанных многими европейскими народами, в том числе и

освободительных идей, шедших с Запада, Потугин вовсе не отрицает ни

самобытности русского народа, ни чувства патриотизма. Примерно в эти же

годы Тургенев, объясняя свои общественные позиции, писал: «... я никогда не

признавал той неприступной черты, которую иные заботливые и даже рьяные, но

малосведущие патриоты непременно хотят провести между Россией и Западной

Европой...»

Тургенев, подолгу живший за границей, сделал очень много для сближения

русской и западноевропейской культуры. «...Это был человек, которому вплоть

до самого последнего времени образованные классы в романских и германских

странах обязаны почти всем, что они знают о внутренней жизни славянских рас

в наши дни» — так писал о нем датский критик XIX в. Георг Брандес. Со

многими крупнейшими представителями европейской культуры Тургенева

связывала тесная дружба, особенно с французскими писателями Г. Флобером, Э.

Золя, Ж. Санд, В. Гюго и другими.

Это были годы всемирной известности Тургенева, когда, по свидетельству

Брандеса, «ни одного из современных русских писателей не читали так много в

Европе, как И. С. Тургенева».

До последних дней своей жизни Тургенев не утратил глубоких связей с

Россией. Любовь к родине, страстное желание видеть ее свободной лежали в

основе всех его творческих исканий. Его последний роман «Новь» (1876),

отмеченный тем же острым чувством времени, посвящен народникам — русским

революционерам 70-х годов. Герои романа — Марианна, Нежданов, Маркелов и

другие — пытаются поднять крестьян на революционную борьбу. Крестьяне не

понимают этих людей, искренне желающих им добра, и выдают их в руки

полиции. В этом была жестокая правда жизни. Но в то же время Тургенев

показал, что эти мечтатели революционеры — лучшие и благороднейшие люди

России.

Глубокая любовь к России, ее народу и русскому языку, вера в силу

революционного подвига, надежда, что русский народ, бесправный и забитый,

будет свободен и счастлив, выражены и в последних произведениях Тургенева —

«Стихотворениях в прозе» (1877—1882). Это коротенькие, взволнованные

рассказы, иногда даже без всякого сюжета. В них отражены горькие, тяжелые,

порой мрачные раздумья писателя о жизни и людях, о природе и искусстве. Но

есть в этих рассказах и светлая струя — любовь ко всему живому,

человеческому, прекрасному. Эта струя пробивается в рассказе «Деревня» — в

любви к русской природе, к крестьянам, к их быту и нуждам; она выражена в

стихотворении «Порог», рассказывающем о подвиге девушки-революционерки,

идущей на гибель во имя своих убеждений. Эта светлая струя торжествует в

стихотворении, обращенном к русскому языку: «Во дни сомнений, во дни

тягостных раздумий о судьбах моей родины,— ты один мне поддержка и опора, о

великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не

впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить,

чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Тургенев скончался в местечке Буживаль, под Парижем, 22 августа 1883

г. и был погребен в Петербурге — недалеко от могилы Виссариона Григорьевича

Белинского, его друга и учителя.

«... Что можно сказать о всех вообще произведениях Тургенева?— писал

М. Е. Салтыков-Щедрин.— То ли, что после прочтения их легко дышится, легко

верится, тепло чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный

уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора?..

Это, именно это впечатление оставляют после себя эти прозрачные, будто

сотканные из воздуха образы, это начало любви и света, во всякой строке

бьющее живым ключом...»

-----------------------

«Это просто была крестьянские ребятишки из соседней деревни, которые

стерегли табун». Иллюстрация А. В. Кондратьева к рассказу И.

С. Тургенева «Бежин луг».

Марианна. Иллюстрация А. Д. Гончарова к роману И. С. Тургенева «Новь».

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать