новой деревенской школы. Вся жизнь отца, его энергия, способность целиком
отдаваться любимому делу, внимательное отношение к людям труда, скромность
во всем имели огромное воспитательное значение. Очень простой в обхождении
с людьми и в своих потребностях, он и в этом отношении оказывал самое
благотворное влияние. Строгое Отношение к себе и своим обязанностям,
высокое чувство долга, которое отличало всегда Ленина, было в значительной
степени заложено у него с самых ранних лет отцом. Авторитет отца и любовь
к нему в семье были очень велики.
Редким воспитательным талантом обладала Мария Александровна.
Приветливая, ровная, она никогда излишне не стесняла детей, но в то же
время умела поддерживать дисциплину. Всегда аккуратная, организованная,
бережливая и скромная, особенно во всем, что касалось лично ее, она сумела
все эти качество передать детям. Хрупкая на вид, Мария Александровна
обладала огромным мужеством, самоотверженностью и стойкостью, которые
много раз и с такой удивительной силой проявлялись в годы тягчайших
испытаний, выпавших впоследствии на долю семьи Ульяновых.
Семейная обстановка и условия воспитания были благоприятными для
развития ума и характера детей. Родители не только не подавляли, но даже
поощряли естественную живость и резвость детей. Когда маленький Володя,
живя летом в деревне Кокушкино, решил сократить путь на улицу и стал
лазить в окно, родители его не бранили. Наоборот, для того, чтобы малышу
было удобнее перелезать и чтобы он не ушибся, отец сделал в комнате и на
улице около окна деревянные ступеньки. Одно время старшие дети задумали
издавать домашний журнал. Все в меру своих сил сотрудничали в нем. Сколько
радости и веселья доставлял им этот самодельный журнал, написанный от
руки, иллюстрированный карикатурами, материалом для которых служили
наиболее забавные случаи из жизни семьи. Родители принимали живое участие
в чтении и обслуживании домашнего журнала.
Ульяновы заботливо приучали детей к труду. С самого раннего возраста
они должны были сами обслуживать, помогать старшим; девочки следили за
тем, чтобы у них и у мальчиков одежда была в порядке. Позади дома
Ульяновых был сад, за которым любовно ухаживала мать. Но все дети помогали
ей в этом. В летнее время они обязаны были наполнять водой две большие
кадки. Кто-нибудь из ребят качал воду, остальные разносили ее в ведрах,
лейках и кувшинах. Работали весело, дружно. Большое удовольствие детям
доставляло семейное чаепитие на открытом воздухе в беседке. Старший, Саша,
нес самовар, остальные стулья, посуду. Окончив пить чай, девочки помогали
матери мыть посуду, мальчики уносили стулья. Работа была посильная, и
делали ее все охотно.
Володя Ульянов рос резвым, здоровым,, жизнерадостным ребенком.
Внешностью он был очень похож на отца, от него унаследовал и веселый,
общительный характер. Он был неутомимым зачинщиком различных игр и забав.
Из воспоминаний родных известно, что он был очень справедлив в играх,
терпеть не мог драк: "Это не игра, это безобразие, я в нем участвовать не
буду", - заявлял он, когда игра переходила в драку. Любознательный, он
пяти лет научился читать и много времени проводил за книгами.
С девяти до семнадцати лет Володя Ульянов учился в Симбирской
классической гимназии (Среднее учебное заведение, в котором наряду с
новыми языками изучались древние - греческий и латынь). Уже в эти годы в
его поведении проявляется воспитанная в семье самодисциплина и
организованность. Каждое утро ровно в 7 часов он вставал с постели, -
причем его никто не будил, - бежал мыться по пояс, убирал постель. До
завтрака он всегда успевал повторить уроки и в половине девятого был в
гимназии, идти до которой надо было несколько кварталов. Так было
ежедневно; в течение восьми лет установленный режим не нарушался.
В гимназии сразу же проявились способности и трудолюбие Володи. Живой,
пытливый ум, серьезное отношение к занятиям сделали его лучшим учеником;
переходя из класса в класс, он получал первые награды. Среди молодежи он
был известен как хороший пловец, конькобежец и шахматист.
Уже в юные годы мы видим, что Ленин не такой как все. Он выделяется из
«толпы» своим стремлением и упорством.
Формирование революционных взглядов
Детские и юношеские годы Владимира Ульянова проходили в обстановке
жестокой реакции, царившей в ту пору в России. Всякое проявление
свободной, смелой мысли подвергалось преследованию. Впоследствии Владимир
Ильич охарактеризовал это время, как период "разнузданной, невероятно
бессмысленной и зверской реакции". Поэтому гимназия не могла
способствовать формированию передовых общественных идеалов.
Взгляды Ленина в годы его юности складывались под влиянием семейного
воспитания, примера родителей, под воздействием революционно-
демократической литературы и соприкосновения с жизнью народа. Очень
сильное влияние на Володю имел его брат Александр, который был для него
непререкаемым авторитетом. Мальчик старался во всем походить на брата, и
если его спрашивали, как он поступит в том или ином случае, он неизменно
отвечал: "как Саша". С годами стремление равняться на старшего брата не
прошло, а стало глубже и осмысленнее. От Александра Володя узнал о
марксистской литературе - впервые увидел у него "Капитал" К. Маркса.
Александр Ульянов был исключительно одаренным юношей. Он с детских лет
проявлял твердую волю, высокие моральные качества. "Саша вспоминала Анна,
Ильинична был на редкость серьезный, вдумчивый и строго относящийся к
своим обязанностям мальчик. Он отличался также не только твердым, но и
справедливым, чутким и ласковым характером и пользовался большою любовью
всех младших. Володя подражал старшему брату..."
Еще в ранней юности Владимир Ильич начал пристально вглядываться в
окружавшую его жизнь. Искренний, не терпящей никакой лжи он порывает с
религией. Толчком к этому была сцена, которая возмутила его до глубины
души. Однажды в беседе с гостем Илья Николаевич сказал о своих детях, что
они плохо посещают церковь. Глядя на Владимира, гость сказал: "Сечь, сечь
надо!" Гневный выбежал юноша из дому и в знак протеста сорвал с себя
нательный крестик. То, что зрело давно, вырвалось наружу.
Наблюдая жизнь, Владимир Ульянов видел, в какой нужде жил народ, какому
бесчеловечному обращению подвергались рабочие и крестьяне. Он внимательно
вслушивался в рассказы отца о темноте и невежестве, царивших в деревне, о
самоуправстве властей и бедственном положении крестьянства. Общаясь с
людьми труда, он видел также, каким особенно бесправным и унизительным
было положение нерусских национальностей: чувашей, мордвы, татар, удмуртов
и других. Сердце юноши наполнялось жгучей ненавистью к угнетателям народа.
О сочувствии юного Ленина к угнетенным царизмом национальностям говорит
такой факт. В последних классах гимназии он вел занятия с учителем
чувашской школы Н. М. Охотниковым, готовя его к экзамену на аттестат
зрелости. Чуваш по национальности, человек больших математических
способностей, Охотников страстно мечтал о получении высшего образования.
Но для поступления в университет требовался аттестат, зрелости, которого у
него не было. Чтобы получить аттестат, надо было сдавать экзамены по
многим предметам, в том числе и по древним языкам. Самостоятельно изучить
эти языки Охотникову было трудно, а средств на то, чтобы нанять учителя,
он не имел. Узнав о безвыходном положении Охотникова, Владимир Ильич
взялся бесплатно подготовить его и в течение полутора лет систематически,
три раза в неделю, занимался с ним. Охотников успешно сдал экзамен на
аттестат зрелости и поступил в университет.
Революционные настроения юноши проявлялись даже в его классных работах.
Однажды директор гимназии Ф. М. Керенский (отец небезызвестного
впоследствии эсера А. Ф. Керенского), всегда ставивший сочинения Ульянова
в пример другим учащимся, предостерегающе сказал: " О каких это угнетенных
классах вы тут пишите, при чем это тут?"
Уже в юношеские годы Владимиру Ильичу пришлось пережить тяжелые
жизненные испытания. В январе 1886 года в возрасте 54 лет скоропостижно,
от кровоизлияния в мозг, умер Илья Николаевич. Осиротевшая семья осталась
без средств к существованию. Мария Александровна начала хлопотать пенсию,
в ожидании которой прошло несколько месяцев.
Не успела семья прийти в себя от одного удара, как на нее обрушилось
новое горе - 1 марта 1887 года в Петербурге, за участие в подготовке
покушения на царя Александра III, был арестован Александр Ульянов. Вслед
за ним была арестована и его сестра Анна, учившаяся в Петербурге.
О революционной деятельности Александра Ильича в семье не знали.
Окончив с золотой медалью симбирскую гимназию, он блестяще учился в
Петербургском университете. Его исследования в области зоологии и химии
обращали на себя внимание видных ученых, таких, как Н. П. Вагнер и А. М.
Бутлеров; каждый из них жалел оставить его в университете на своей
кафедре. Одна из его работ по зоологии, выполненная на III курсе, была
удостоена золотой медали. Александра Ульянова просили в профессора. В
последнее лето, проведенное им дома, он все время отдавал подготовке своей
диссертации, и, казалось целиком ушел в науку. Никто не знал, что,
находясь в Петербурге, Александр Ильич участвовал в кружках революционной
молодежи и вел политическую пропаганду среди рабочих. Идейно он находился