В.И. Ленин - политический деятель и человек

новой деревенской школы. Вся жизнь отца, его энергия, способность целиком

отдаваться любимому делу, внимательное отношение к людям труда, скромность

во всем имели огромное воспитательное значение. Очень простой в обхождении

с людьми и в своих потребностях, он и в этом отношении оказывал самое

благотворное влияние. Строгое Отношение к себе и своим обязанностям,

высокое чувство долга, которое отличало всегда Ленина, было в значительной

степени заложено у него с самых ранних лет отцом. Авторитет отца и любовь

к нему в семье были очень велики.

Редким воспитательным талантом обладала Мария Александровна.

Приветливая, ровная, она никогда излишне не стесняла детей, но в то же

время умела поддерживать дисциплину. Всегда аккуратная, организованная,

бережливая и скромная, особенно во всем, что касалось лично ее, она сумела

все эти качество передать детям. Хрупкая на вид, Мария Александровна

обладала огромным мужеством, самоотверженностью и стойкостью, которые

много раз и с такой удивительной силой проявлялись в годы тягчайших

испытаний, выпавших впоследствии на долю семьи Ульяновых.

Семейная обстановка и условия воспитания были благоприятными для

развития ума и характера детей. Родители не только не подавляли, но даже

поощряли естественную живость и резвость детей. Когда маленький Володя,

живя летом в деревне Кокушкино, решил сократить путь на улицу и стал

лазить в окно, родители его не бранили. Наоборот, для того, чтобы малышу

было удобнее перелезать и чтобы он не ушибся, отец сделал в комнате и на

улице около окна деревянные ступеньки. Одно время старшие дети задумали

издавать домашний журнал. Все в меру своих сил сотрудничали в нем. Сколько

радости и веселья доставлял им этот самодельный журнал, написанный от

руки, иллюстрированный карикатурами, материалом для которых служили

наиболее забавные случаи из жизни семьи. Родители принимали живое участие

в чтении и обслуживании домашнего журнала.

Ульяновы заботливо приучали детей к труду. С самого раннего возраста

они должны были сами обслуживать, помогать старшим; девочки следили за

тем, чтобы у них и у мальчиков одежда была в порядке. Позади дома

Ульяновых был сад, за которым любовно ухаживала мать. Но все дети помогали

ей в этом. В летнее время они обязаны были наполнять водой две большие

кадки. Кто-нибудь из ребят качал воду, остальные разносили ее в ведрах,

лейках и кувшинах. Работали весело, дружно. Большое удовольствие детям

доставляло семейное чаепитие на открытом воздухе в беседке. Старший, Саша,

нес самовар, остальные стулья, посуду. Окончив пить чай, девочки помогали

матери мыть посуду, мальчики уносили стулья. Работа была посильная, и

делали ее все охотно.

Володя Ульянов рос резвым, здоровым,, жизнерадостным ребенком.

Внешностью он был очень похож на отца, от него унаследовал и веселый,

общительный характер. Он был неутомимым зачинщиком различных игр и забав.

Из воспоминаний родных известно, что он был очень справедлив в играх,

терпеть не мог драк: "Это не игра, это безобразие, я в нем участвовать не

буду", - заявлял он, когда игра переходила в драку. Любознательный, он

пяти лет научился читать и много времени проводил за книгами.

С девяти до семнадцати лет Володя Ульянов учился в Симбирской

классической гимназии (Среднее учебное заведение, в котором наряду с

новыми языками изучались древние - греческий и латынь). Уже в эти годы в

его поведении проявляется воспитанная в семье самодисциплина и

организованность. Каждое утро ровно в 7 часов он вставал с постели, -

причем его никто не будил, - бежал мыться по пояс, убирал постель. До

завтрака он всегда успевал повторить уроки и в половине девятого был в

гимназии, идти до которой надо было несколько кварталов. Так было

ежедневно; в течение восьми лет установленный режим не нарушался.

В гимназии сразу же проявились способности и трудолюбие Володи. Живой,

пытливый ум, серьезное отношение к занятиям сделали его лучшим учеником;

переходя из класса в класс, он получал первые награды. Среди молодежи он

был известен как хороший пловец, конькобежец и шахматист.

Уже в юные годы мы видим, что Ленин не такой как все. Он выделяется из

«толпы» своим стремлением и упорством.

Формирование революционных взглядов

Детские и юношеские годы Владимира Ульянова проходили в обстановке

жестокой реакции, царившей в ту пору в России. Всякое проявление

свободной, смелой мысли подвергалось преследованию. Впоследствии Владимир

Ильич охарактеризовал это время, как период "разнузданной, невероятно

бессмысленной и зверской реакции". Поэтому гимназия не могла

способствовать формированию передовых общественных идеалов.

Взгляды Ленина в годы его юности складывались под влиянием семейного

воспитания, примера родителей, под воздействием революционно-

демократической литературы и соприкосновения с жизнью народа. Очень

сильное влияние на Володю имел его брат Александр, который был для него

непререкаемым авторитетом. Мальчик старался во всем походить на брата, и

если его спрашивали, как он поступит в том или ином случае, он неизменно

отвечал: "как Саша". С годами стремление равняться на старшего брата не

прошло, а стало глубже и осмысленнее. От Александра Володя узнал о

марксистской литературе - впервые увидел у него "Капитал" К. Маркса.

Александр Ульянов был исключительно одаренным юношей. Он с детских лет

проявлял твердую волю, высокие моральные качества. "Саша вспоминала Анна,

Ильинична был на редкость серьезный, вдумчивый и строго относящийся к

своим обязанностям мальчик. Он отличался также не только твердым, но и

справедливым, чутким и ласковым характером и пользовался большою любовью

всех младших. Володя подражал старшему брату..."

Еще в ранней юности Владимир Ильич начал пристально вглядываться в

окружавшую его жизнь. Искренний, не терпящей никакой лжи он порывает с

религией. Толчком к этому была сцена, которая возмутила его до глубины

души. Однажды в беседе с гостем Илья Николаевич сказал о своих детях, что

они плохо посещают церковь. Глядя на Владимира, гость сказал: "Сечь, сечь

надо!" Гневный выбежал юноша из дому и в знак протеста сорвал с себя

нательный крестик. То, что зрело давно, вырвалось наружу.

Наблюдая жизнь, Владимир Ульянов видел, в какой нужде жил народ, какому

бесчеловечному обращению подвергались рабочие и крестьяне. Он внимательно

вслушивался в рассказы отца о темноте и невежестве, царивших в деревне, о

самоуправстве властей и бедственном положении крестьянства. Общаясь с

людьми труда, он видел также, каким особенно бесправным и унизительным

было положение нерусских национальностей: чувашей, мордвы, татар, удмуртов

и других. Сердце юноши наполнялось жгучей ненавистью к угнетателям народа.

О сочувствии юного Ленина к угнетенным царизмом национальностям говорит

такой факт. В последних классах гимназии он вел занятия с учителем

чувашской школы Н. М. Охотниковым, готовя его к экзамену на аттестат

зрелости. Чуваш по национальности, человек больших математических

способностей, Охотников страстно мечтал о получении высшего образования.

Но для поступления в университет требовался аттестат, зрелости, которого у

него не было. Чтобы получить аттестат, надо было сдавать экзамены по

многим предметам, в том числе и по древним языкам. Самостоятельно изучить

эти языки Охотникову было трудно, а средств на то, чтобы нанять учителя,

он не имел. Узнав о безвыходном положении Охотникова, Владимир Ильич

взялся бесплатно подготовить его и в течение полутора лет систематически,

три раза в неделю, занимался с ним. Охотников успешно сдал экзамен на

аттестат зрелости и поступил в университет.

Революционные настроения юноши проявлялись даже в его классных работах.

Однажды директор гимназии Ф. М. Керенский (отец небезызвестного

впоследствии эсера А. Ф. Керенского), всегда ставивший сочинения Ульянова

в пример другим учащимся, предостерегающе сказал: " О каких это угнетенных

классах вы тут пишите, при чем это тут?"

Уже в юношеские годы Владимиру Ильичу пришлось пережить тяжелые

жизненные испытания. В январе 1886 года в возрасте 54 лет скоропостижно,

от кровоизлияния в мозг, умер Илья Николаевич. Осиротевшая семья осталась

без средств к существованию. Мария Александровна начала хлопотать пенсию,

в ожидании которой прошло несколько месяцев.

Не успела семья прийти в себя от одного удара, как на нее обрушилось

новое горе - 1 марта 1887 года в Петербурге, за участие в подготовке

покушения на царя Александра III, был арестован Александр Ульянов. Вслед

за ним была арестована и его сестра Анна, учившаяся в Петербурге.

О революционной деятельности Александра Ильича в семье не знали.

Окончив с золотой медалью симбирскую гимназию, он блестяще учился в

Петербургском университете. Его исследования в области зоологии и химии

обращали на себя внимание видных ученых, таких, как Н. П. Вагнер и А. М.

Бутлеров; каждый из них жалел оставить его в университете на своей

кафедре. Одна из его работ по зоологии, выполненная на III курсе, была

удостоена золотой медали. Александра Ульянова просили в профессора. В

последнее лето, проведенное им дома, он все время отдавал подготовке своей

диссертации, и, казалось целиком ушел в науку. Никто не знал, что,

находясь в Петербурге, Александр Ильич участвовал в кружках революционной

молодежи и вел политическую пропаганду среди рабочих. Идейно он находился

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать