сего желанием посвятить свою жизнь исключительно искусству…”. Это вам не
попса!.. Ответ так и не пришел, асам Бетховен охарактеризовал “почтенную”
дирекцию очень просто и лаконично - княжеская сволочь.
Под гнетом всех этих неудач, гонимый обстоятельствами, Людвиг принимает
решение покинуть Вену. Вот тут то наши “дорогие” меценаты и поняли что
теряют. Эрцгерцог Рудольф, граф Кинский и князь Лобковиц в1809 году
обязуются выплачивать композитору ежегодную пенсию, взамен же он обещает
не покидать Австрию. Позже об этой пресловутой пенсии, обязательство по
которой выполнял лишь эрцгерцог Рудольф, скажут, что Бетховену она
принесла больше неприятностей, чем помощи. “Чувствовать себя способным к
великому делу и не выполнить его, рассчитывать на обеспеченную жизнь и
быть лишенным ее вследствие ужасных обстоятельств, которые не уничтожают
во мне потребности в семейной жизни, а лишь мешают устроить ее. О, боже,
боже, сжалься над несчастным Б.!”. Нужда и одиночество сопровождают его
жизнь.
Все сейчас знакомы со знаменитой Пятой симфонией, именно так судьба
стучится в двери. Она постучалась ив дверь Бетховена. Бесконечные
наполеоновские войны, вторичная оккупация Вены, массовый отъезд из столицы
Австрии - на фоне этих событий и приходится работать Людвигу. Но еще одно
обстоятельство повлияло на столь стремительный взлет популярности
Бетховена, да и на развитие музыки в целом -изобретение метронома. Имя
известного механика-изобретателя Мельцеля навсегда вошло в историю
благодаря метроному. “Битва при Виттории”- сочинение на очень популярную
военную тему - была написана по предложению того же Мельцеля для
сконструированного им прибора. Произведение было очень эффектным, игралось
оно симфоническим оркестром, усиленным двумя военными оркестрами,
различные приспособления воспроизводили ружейную и пушечную пальбу.
Огромный успех у публики превознес Бетховена на вершину его прижизненной
славы. Императорский театр вдруг вспоминает о бетховенской опере
“Фиделио”, но глухота сильно мешает автору дирижировать, за его спиной
капельмейстер Умлауф осторожно исправляет ошибки…Мода, именно мода, на
Бетховена растет. Его приглашают на презентации, простите, на светские
приемы, тогда это были еще приемы. К чести великого композитора он все еще
предпочитает круг близких друзей в скромном ресторанчике. Там, в кругу
друзей, он давал волю своим эмоциям, он говорил все что думает, не боясь
ни шпионов и доносчиков. Доставалось всем, и австрийскому правительству, и
католической религии, и императору. Слух был практически уже утерян,
поэтому Людвиг пользовался специальными “Разговорными тетрадями”, в
который записывались вопросы и ответы. До нас дошло около 400 таких
тетрадей, записи в них более, чем смелые: “Правящая знать ничему не
научилась!”, “Наше время нуждается в могучих умах, чтобы хлестать эти
подлые человеческие душонки!”, “Через пятьдесят лет повсюду будут
республики... ”. Бетховен все-таки остался самим собой. А в это время, в
этом же ресторанчике, за дальним столиком сидит молодой человек, который
восторженно наблюдает за своим кумиром, имя этого человека - Франц Шуберт.
С 1813 по 1818 год Бетховен сочиняет довольно мало и медленно, но даже
написанные в состоянии депрессии его произведения великолепны. Соната для
фортепиано ор. 90, e-moll, две виолончельные сонаты, выходят его обработки
народных песен. Не много, но в этот период можно заметить изменение
манеры, стиля написания, в наше время он получил название “позднего стиля”
Бетховена. Следует выделить цикл песен “К далекой возлюбленной”, абсолютно
оригинальный, от него повеяло новизной. Именно это произведение оказало не
малое влияние на романтические вокальные циклы Шуберта и Шумана. В период
с 1816 по 1822 год появляются пять последних фортепианных сонат, их
композиция довольно сложна, как, впрочем, и композиция поздних квартетов
(1824-1826). Он отступает от классических форм сонат, в очередной раз
разрушает все рамки, скорее всего, это связано с его
философско-созерцательным настроением.
Словно самый крупный драгоценный камень в королевской короне, Девятая
симфония заняла свое, господствующее, место среди произведений великого
Бетховена. Спустя почти 170 лет что-то подобное еще будет, хотя конечно в
других масштабах, уже в наши девяностые годы двадцатого столетия такое же
место в дискографии Фредди Меркьюри займет его великая, и ставшая уже
нарицательной, “The Show Must Go On”. Кто знает, может быть, еще через
пару веков, уже наша современная музыка последних тридцати лет будет
значить для наших потомков то, что для нас значит классическая музыка
сейчас.
Задумывалась Девятая симфония еще в годы кризиса, но реализовываться эта
идея стала только в 1822 году, параллельно с Торжественной мессой (Missa
solemnis). В 1823 году Бетховен заканчивает мессу, а через год и симфонию.
В финальную часть своего бессмертного творения автор ввел хор и
певцов-солистов, поручая им слова из оды Шиллера “К радости”: Люди -
братья меж собой! Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!
Для столь грандиозных идей было найдено и столь же грандиозное воплощение
в музыке. Девятая симфония является развитием темы знаменитых
“Героической” и Пятой, “Пасторальной” и Седьмой симфоний, оперы “Фиделио”.
Но она все-таки наиболее значимая во всем творчестве Бетховена, наиболее
совершенная во всех отношениях.
Вскоре скоротечная слава прошла, и о Людвиге опять все забыли, многие
друзья уже давно покинули Вену, некоторые умерли.… Где же сам Бетховен?
Давайте попробуем найти композитора в суетливой столице Австрии с помощью
одного из его современников.
- Кажется, г-н Бетховен живет здесь рядом, я часто видел, как он сюда
входил… - Продавец селедок указал на соседский дом.
Дом выглядит очень жалким, опровергнув все наши ожидания. Каменные
ступеньки, от которых веет холодом и сыростью, ведут на третий этаж, прямо
в комнату мастера. Маленького роста, плотный, с зачесанными назад волосами
с сильной проседью человек обязательно выйдет вам навстречу:
- Я имею несчастье быть покинутым всеми своими друзьями и торчу один в
этой безобразной Вене, - скажет он, затем он попросит говорить громко, так
как теперь слышит очень плохо. Он немного смущен, отчего говорит очень
много и громко. Говорит, что часто нездоровится, мало сочиняет.… Всем
недоволен, особенно проклинает Австрию и Вену.
- Меня приковывают здесь обстоятельства, - скажет он, ударив кулаком по
роялю, - но здесь все мерзко и грязно. Все сверху до низу - мерзавцы.
Никому нельзя доверять. Музыка тут в совершенном упадке. Император ничего
не делает для искусства, и остальная публика довольствуется тем, что есть…
- Когда он молчит его лоб морщится, и композитор выглядит особенно
мрачным, иногда это даже пугает.
Много сил Бетховен тратит на помощь своему племяннику, после смерти брата
он смог отдать всю неутоленную потребность в любви. Но и тут Людвигу опять
пришлось бороться, оставив много сил и здоровья в зале заседаний суда, где
проходили слушанья по вопросу опеки над Карлом. Оппонентом композитора
стала мать мальчика, корыстная и неблаговидная стерва. Сам племянник не
оценил по достоинству всего того, что сделал для него дядя, который тратил
со столь большим трудом добываемые средства на то, чтобы замять
многочисленные скандальные истории, связанные с Карлом. Ценой неимоверных
усилий близких друзей Бетховена, 7 мая 1824 года была исполнена Девятая
симфония. Это событие примечательно еще и тем, что в это время наибольшую
популярность приобрели эффектные сочинения, исполненные виртуозами, когда
Бетховен, особенно его произведения позднего периода, отличаются своей
глубиной и величием. Оркестром дирижировал Умлауф. Сам композитор же стоял
у рампы, давал темпы для каждой части, хотя к тому времени он совершенно
потерял слух. Публика была в восторге, гром аплодисментов! Музыканты и
певцы были потрясены успехом симфонии, и лишь один человек стоял по
прежнему, не реагируя на восторженные возгласы, он просто их не слышал.… В
его голове все еще играла симфония. Молодая певица по имени Унгер
подбежала к композитору, взяла его за руку и повернула лицом к публике.
Только в этот момент он смог убедится в успехе своего произведения. Второе
исполнение Девятой симфонии проходило полупустом зале, что еще раз
подтвердило вкусы, а вернее их отсутствие, у тогдашней публики.
Заключение
Незадолго до смерти Бетховен едет к одному из своих братьев Иоганну.
Людвиг предпринял это обременительное для него путешествие ради того,
чтобы уговорить Иоганна составить завещание в пользу племянника Карла. Не
добившись желаемого результата, взбешенный Бетховен возвращается домой.
Эта поездка стала для него роковой. На обратном пути Людвиг тяжело
простудился, ему так и не удалось встать на ноги, слишком много сил было
потрачено, после нескольких месяце тяжелой болезни Людвиг ван Бетховен
умер. Вена довольно безучастно относилась к его болезни, но когда весть о
его смерти облетела столицу, потрясенная многотысячная толпа проводила
великого композитора на кладбище. Все учебные заведения в этот день были
закрыты. Послесловие В 1812 году на известном в то время чешском курорте
Теплице встретились два великих творца своего времени, имена которых были
записаны золотыми буквами в истории искусства Бетховен и Гете. На одной из
аллей поэт и композитор повстречались с группой австрийской знати,
окружавшей императрицу. Гете, сняв шляпу, посторонившись к краю дороги,
приветствовал “высоких” гостей почтительными поклонами. Бетховен,
напротив, низко надвинул на глаза шляпу и, заложив руки за спину, быстро
прошел сквозь гущу великосветской толпы. Лицо его было сурово, голова
высоко поднята. Он лишь слегка прикоснулся к полям своей шляпы.
Миновав гуляющих, Бетховен обратился к Гете:
- Я подождал Вас, потому что уважаю и почитаю Вас, как Вы этого
заслуживаете, но Вы оказали этим господам слишком уж много чести.
Непреклонный в отстаивании своих убеждений как художественных, так и
политических, ни перед кем не сгибая спины, с высоко поднятой головой,
прошел свой жизненный путь великий композитор Людвиг ван Бетховен.
Список используемой литературы
1. Кенигсберг А., Людвиг Ван Бетховен. Л.: Музыка, 1970.
2. Климовицкий А. И. О творческом процессе Бетховена: Исслед.-Л.: Музыка,
1979.-176 с., ил.
3. Хентова С. М. «Лунная соната» Бетховена. М., «Музыка», 1975.-40 с.
23
4.