Хрущев

германского государств (в восточной части Австрии по-прежнему находились

советские войска, а ГДР существовала с 1949 г.). СССР же вынес же такое

нереальное предложение, как заключение договора о коллективной безопасности

в Европе без каких-либо предварительных консультаций. Естественно, что

это предложение было отвергнуто в западноевропейских столицах.

ДИПЛОМАТИЯ РАЗОРУЖЕНИЯ.

Другой проблемой переговоров и разногласий с Западом, и особенно с

США, было разоружение. В ядерной гонке Советский Союз к удивлению США

достиг значительных успехов. Однако это было трудное соревнование, которое

налагало на нашу экономику непосильное бремя и не позволяло повысить

уровень жизни советских людей, который оставался по-прежнему низким.

Действия СССР в этом направлении были очень активными: во второй

половине 50-х годов было сделано множество инициатив в области разоружения.

Было предложено резко сократить все виды вооруженных сил и оружия,

причем приступать к разоружению предлагалось немедленно, не

предусматривался какой-либо контрольный механизм, разоружение должно было

проводиться сразу, без разбиения на этапы. Но западные лидеры недаром были

известны своим прагматизмом, поэтому инициативы СССР, будучи

рассмотренными как нереальные и не заслуживающие обсуждения, были также

отвергнуты. Советское правительство пыталось отстоять свои предложения.

Для этого было проведено крупное одностороннее сокращение Вооруженных сил.

В августе 1955 г. Верховный Совет СССР принял решение о их сокращении на

640 тыс. человек. На сокращение пошли и другие социалистические страны

Европы. На это снижение численности армии не закончилось: 14 мая 1956 г.

руководство СССР решило в течение года осуществить еще более

значительное сокращение своих Вооруженных Сил - на 1,2 млн. человек сверх

проведенного в 1955 г. В 1957 г. СССР внес в ООН ряд предложений о

приостановке испытаний ядерного оружия; о принятии обязательств об отказе

применения атомного и водородного оружия; о сокращении вооруженных сил

СССР, США, Китая до 2,5 млн., а затем - до 1,5 млн.; о ликвидации баз на

чужих территориях. В 1958 г. СССР прекращал в одностороннем порядке

проведение ядерных испытаний, ожидая аналогичного шага от западных стран.

А в сентябре 1959 года Н.С.Хрущев выступил на Ассамблее ООН с программой

"всеобщего и полного разоружения" всех стран, которая была довольно

холодно встречена капиталистическими странами. Но в целом западные страны

настороженно отнеслись к инициативам СССР и выдвинули ряд таких встречных

условий, как разработку мер доверия и контроля за исполнением принятых

решений. А от этих мер в свою очередь отказывался Советский Союз,

рассматривая их как вмешательства во внутренние дела. Получился замкнутый

круг: Советский Союз делал предложения, заранее зная, что на них не

согласятся. Главным своим противником на международной арене СССР

рассматривал США. Это было следствием того, что эта страна была

единственным противником, способным поразить Советский Союз. Для

нейтрализации этой угрозы главную ставку в развитии Советской Армии

Н.С.Хрущев делал на развитии Ракетных войск стратегического назначения,

подчас пренебрегая развитием других родов и видов войск. Такая политика

была недальновидной, и в дальнейшем принесла значительный урон Вооруженным

силам СССР. Н.С.Хрущев был первым главой не только советского, но и

русского правительства, который нанес визит в США в сентябре 1959 года.

Две недели он путешествовал по Америке. Визит за- кончился переговорами с

президентом США Эйзенхауэром. Однако никаких соглашений подписано не было.

Тем не менее в этой встрече были заложены основы прямого диалога

между двумя странами в будущем.

Иллюзиям от визита Никиты Сергеевича в США неожиданно положил конец

инцидент, когда 1 мая 1960 года американский самолет-разведчик был сбит

ракетой над Уралом. Пилот был захвачен живым вместе со шпионской

аппаратурой. США были поставлены в затруднительное положение. Эйзенхауэр

взял ответственность на себя. Н.С.Хрущева критиковали и соотечественники

и союзники за чрезмерную уступчивость, поэтому он был вынужден принять

серьезные дипломатические меры. Инцидент случился накануне новой встречи в

верхах, назначенной на 16 мая в Париже. Советское правительство более двух

лет требовало такой встречи. В тот момент, когда все уже собрались во

французской столице, Н.С.Хрущев потребовал, чтобы перед началом

переговоров американский президент принес извинения. Поэтому переговоры не

могли быть даже начаты. Уже согласованный ответный визит, который

Эйзенхауэр как первый американский президент должен был нанести в СССР,

был отменен.

Обстановка обострилась. СССР был окружен цепью из 250 американских

баз. Однако новые факторы давали ему возможность преодолеть этот барьер и

поразить далекого противника. Дело в том, что после берлинского кризиса в

СССР была испытана водородная бомба, которая была эквивалентна 2500 бомбам,

сброшенным на Хиросиму.

ОТНОШЕНИЯ С КАПИТАЛИСТИЧЕСКИМИ СТРАНАМИ.

Вторая половина 50-х - первая половина 60-х годов характеризовалась

улучшением отношений Советского Союза с различными странами: Турцией,

Ираном, Японией, с которой в 1956 г. была подписана декларация,

предусматривающая прекращение состояния войны и восстановление

дипломатических отношений, тогда же велись двусторонние переговоры с

Англией, Францией. В 1958 г. было заключено соглашение с США о

сотрудничестве в области культуры., экономики, обмена делегациями ученых,

деятелями культуры и др. Произошла нормализация отношений с

Югославией.

КАРИБСКИЙ КРИЗИС.

Воскресенье 28 октября 1962 г. теперь, пожалуй, можно листать

воскрешением уже почти мертвого мира. По крайней мере члены “Экс Кома”-

узкого штаба Джона Кеннеди – до сих пор называют предыдущий день “черной

субботой”, днем, когда мир висел на волоске. Узнав, что брат президента

Роберт Кеннеди сообщил советскому послу для передачи в Москву: “Если вы не

уберете ракеты, то это сделаем мы”, его коллега по “Экс Кому” Джордж Болл

отправил семью далеко за пределы Вашингтона. Многие стали покидать крупные

города США ещё раньше – сразу после того, как 22 октября Дж. Кеннеди

объявил военно-морскую блокаду Кубы. Блокада была началом кризиса.

В чем суть? Почему Советский Союз установил свои ракеты среднего радиуса

действий на острове Свободы осенью 1962 г.? Если они были доставлены туда

для предотвращения американской агрессии против острова, находящегося в

Карибском море, то правильно утвердившееся название “Карибский”. Если же

речь шла о создании ракетного баланса (имея в виду ядерную базы США вокруг

нашей страны), то правильнее назвать “ракетный” кризис.

Соединенные Штаты были намерены силой расправиться с кубинской

революцией. Незадолго до этого попытка такая была – в апреле 1961 г. банды

наемников ЦРУ вторглись на Кубу, но всего за трое суток были разгромлены на

Плая-Хирон. И тогда “ястре-бы ” начали подумывать о массированном нападении

на остров с использованием военной машины США.

В январе 1962 г. на совещании министров иностранных дел стран – членов

организации американских государств в Пунта-дель-Эсте государственный

секретарь США Дин Риск положил немало сил, чтобы добиться изоляции Кубы в

Западном полушарии, введения многосторонних санкций против республики. Это

была дипломатическая подготовка агрессии. А пропагандистское обеспечение

началось ещё раньше. В общем, все шло по легко угадываемому сценарию.

Вторжение в Гренаду 1983 г. показывает механику этого процесса и его финал

в случае, если все идет по сценарию.

Иные американские политологи проявляют удивительную забывчивость,

утверждая, что у США не было никаких серьезных намерений “ликвидировать

Кастро и его режим”. Будто советские ракеты появились на Кубе только для

того, чтобы угрожать Соединенными Штатами, исключительно чтобы создать

“баланс сил”, чего Вашингтон никак не хотел допустить. Но прибегнем к

доказательству “от противного”: ведь кризис был урегулирован, ракеты

вывезены благодаря тому, что в результате обмена телеграммами между Н. С.

Хрущевым и Дж. Кеннеди Вашингтон дал заверения, что против Кубы не будет

предпринята вооруженная агрессия.

Конечно, следует признать, что и соображения о “балансе сил” в условиях

“ядерного сдерживания” могли стать немаловажным фактором. Вспомним, что, по

данным тогдашнего министра обороны США Р. Маккамары, против 5 тысяч

американских ядерных боеголовок наша страна имела тогда лишь 300. В

средствах доставки также не было приоритета. Нас буквально окружали

ракетные базы США. Так что же противоестественного в том, чтобы по

возможности стремиться сделать “ядерное сдерживание” было сдерживающим на

деле?

Для участия в похоронах Джона Кеннеди в ноябре 1963 г. в Соединенных

Штатах прибыл А. И. Микоян. При встрече с ним новый президент Л. Джонсон

подтвердил, что США остаются и останутся, верны взятым на себя

обязательствам в результате договоренности, достигнутой в октябре-ноябре

1962 г.

Но, если верить американскому журналисту Тэду Шульцу, в конце 1964-го –

1965 г. ЦРУ с одобрения того же президента Джонсона разработало план,

заключавшийся в том, чтобы сначала убить Ф. Кастро, а затем сразу же

осуществить вторжение на Кубу наемников, но, по-видимому, уже при гораздо

более серьёзной поддержке вооруженных сил США. Исполнение плана не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать