Ян Амос Коменский

8. “В школе следует приучать всех учеников применять к делу свои

знания и мудрость, держась в отношении к вещам, которые находятся у них под

руками, в отношении к ближним, с которыми они вместе живут, и в отношении к

богу, под оком которого они ходят, так, чтобы с пользой продолжать в

течение всей жизни начатое в школе направление”.

9. “Чтобы все делалось посредством теории, практики и применения, и

притом так, чтобы каждый ученик все изучал сам, собственными чувствами,

пробовал все произносить и делать и начинал все применять. У своих учеников

я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в

применении, как единственную основу для достижения прочного знания,

добродетели и, наконец, блаженства”.

Наряду с этими и сдругими указаниями Коменский дает такие наставления

и поучения методического характера о связи общения с жизнью, которые и

поныне сохранили свою справедливость. Приведем несколько наиболее типичных

из этих высказываний:

1. “Полезно давать детям для игры деревянные или оловянные лошадки,

коров, овечек, колясочки, горшочки, столы, стулья, кружки, кастрюльки; они

будут служить не только джля игры, но и для содействия понимания вещей.

Ведь это и означает учить маленьких детей жизни, т.е. постепенно открывать

им глаза на эти маленькие вещи, чтоьбы они не оставались слепыми в

больших”.

2. “Так как жизнь придется проводить в общении с людьми и в

деятельности, то нужно научить детей не бояться человеческого лица и

переносить всякий честный труд, чтобы они не стали нелюдимыми или

мизантропами, тунеядцами, бесполезными бременем земли. Добродетель

развивается посредством дел, а не посредством болтовни”.

3. “Ученики должны ознакомиться со всеми более общими ремесленными

приемами отчасти с той только целью, чтобы не оставаться невеждами ни в

чем, касающимися человеческих дел, отчасти даже и для того, чтобы

впоследствии легче обнаруживалась их природная наклонность, к чему кто

чувствует преимущественное призвание.”

4. “Четвертый, пятый и шестой годы будут и должны быть полны ручного

труда и всяких строительных работ. Нехорошим признаком является слишком

спокойное состояние ребенка в время сидения и ходьбы. Если ребенок всегда

бегает или всегда чего-то хочет делать, это служит верным доказательством

здорового тела и живого ума. Поэтому, как было сказано, за что-бы ребенок

не взялся, не только не нужно ему мешать, но скорее нужно помогать, с тем,

чтобы все, что делается, делалось разумно и подготовляло дорогу дальнейшим

серьезным трудам”.

Его учебник “Мир чувственых вещей в картинках” имеет специальные

главы, обучающие какому-либо ремесленному труду или работе. Например:

“Садоводство”, “Землеводство”, “Животноводство”, “Выпечка хлеба”, “Рыбная

ловля” и т.д.

Следует подчеркнуть важное положение Коменского о том, что связь

обучения с трудом не может строиться на подчинении обучения узкоремесленной

задаче. Он указыает, что человеческая мудрость не может ограничиваться

только узкими повседневными делами.

Вместе с тем Коменский не требует знания одного, или наоборот, всех

ремесел, но по его мнению учащийся должен ознакомиться “со всеми приемами

вообще” Коменский требует воспитывать у учащихся любовь к труду, прилежание

и способность преодолевать трудности, причем эти качества должны

воспитываться путем непосредственного участия в ней, поскольку “добро

развивается посредством дела, а не посредством пустой болтовни”.

Третье трубование Коменского - соответствие обучения возрасту

учащегося, оно вытекает из идеи природосообразности.

Коменский пишет: “Тот порядок, который мы желаем сделать

универсальной идеей для искусства - всему учить и всему учиться, - должен

быть заимствован и может быть заимствован не из чего иного, как только из

указаний природы...” По Коменскому, соблюдать закономерности в обучении

можно лишь тогда, когда известны законы развития учащегося, его природа.

Однако во времена Коменского научное изучение психичекого развития

ребенка фактически еще даже не было начато, поэтому Коменский искал

аналогии с явлениями природы. “Природа, создавая птичку, не забывает ни

головы, ни крыла, ни ноги, ни когтя, ни кожи, словом, что относится к

сущности данного рода птицы... Таким же образом и в школах, оразовывая

человека необходимо образовывать его в целом, чтобы сделать его пригодным

для настоящей жизни и вместе с тем подготовленным к самой вечности”.

Идея природосообразности - величайшее достижение дидактики. Она

знаменовала собой коренной подрыв самых устоев схоластически-догматического

обучения, которое на протяжении столетий держало человеческий разум во

мраке, лабиринте, тормозило изучение природы и общества,

В учении Коменского о природосообразности в обучении особенно важными

являются его взгляды относительно учета закономерностей мыслительных,

эмоциональных и волевых процессов ребенка в процессе обучения.

Коменский в своем учении критикует факт перегрузги учащихся

недоступным материалом. Он считал нужным не только устранить из обучения

все, что недоступно пониманию детей, но и сделать возможным усвоение

учащимся многого такого, что в условиях зубрежки и механических упражнений

было непонятно для подавляющего большинства школьников. С этой целью

Коменский считал необходимым совместное обучение детей, стоящих на одном и

том же уровне развития: “Одинаковый детский возраст, одинаковые успехи,

нравы и привычки болеее способствуют взаимному развитию, так как глубиною

изоретательности один другого не превосходят. Между ними нет никакого

стремления к господству одного над другим, никакого принуждения, никакого

страха, но одинаковая любовь, искренность, свободные о каждом деле вопросы

и ответы.

Коменский считает, что каждый ребенок может одолеть трудности учения,

если “мы будем усердно использовать имеющиеся у нас средства”, т.е. такие

методы обучения и воспитания, которые наиболее полно учитывают природу

ребенка. Он указывает на необходимость индивыдуального подхода к ребенку:

“Потому, что уроки при классных чтениях соразмеряются со средними

способностями; потому, чтобы более спосоные головы не оставались

незанятыми, будучи задерживаемы на одном и том же предмете больше, чем

этого требует их понятливость, им дозволено проходить лишнее и прочитывать

писателей, не уклоняющихся от курса класса. Такое чтение не нарушает

проходимого в данное время учебного курса, а скорее способствует его

усвоению”.

Эти взгляды Коменского получили практическое и конкретное выражение в

его учебниках, где каждый рассказ или картинка с достаточной полнотой

учитывает интересы ребенка, уровень его мышления, его эмоции.

Дидактические принципы

В дидактическом учении Коменского одно из важных мест занимает вопрос

об общих принципах обучения, которые обычно называют дидактическими

принципами. Принципы обучения подразумевает те положения общеметодического

характера, на которые опирается обучение и учение вообще. В педагогической

литературе различают дидактические (общие) принципы обучения и методические

(частные) принципы обучения.

Коменский впервые в истории дидактики не только указал на

необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность

этих принципов:

1) принцип сознательности и активности;

2) принцип наглядности;

3) принцип постепенности и систематичности знаний;

4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.

Сознательность и активность

Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не

пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и

основательно усваивают знания и навыки. Там, где отстутствует

сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует

формализм.

Коменский разоблачил господствовавший на протяжении многих столетий

догматизм и покзал, как схоластическая школа убивала в молодежи всякую

творческую способность и закрывала ей путь к прогрессу.

Коменский считает главным условием успешного обучения постижение

сущности предметов и явлений, их понимание учащимися: “Правильно обучать

юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов,

фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать

вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли

ручейки (знания)”.

Коменский также считает основынм свойством сознательного знания не

только понимание, но и использование знаний на практике: “Ты облегчишь

ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его не учил, покажешь ему, какую

это принести повседневную пользу в общежитии”.

Коменский дает целый ряд указаний о том, как осуществить сознательное

обучение. Самым главным из них является требование: “При образовании

юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не только

учащий, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится и

что он делает.

Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося,

с его творчеством. Коменский пишет: “Никакая повивальная бабка не в силах

вывести на свет плод, если не будет живого и сильного движения и напряжения

самого плода”. Исходя из этого, одним из самых главных врагов обучения

Коменскийй считал бездеятельность и лень учащегося. В своем труде “Об

изгнании из школ косности” Коменский раскрывает причины лени и дает ряд

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать