8. “В школе следует приучать всех учеников применять к делу свои
знания и мудрость, держась в отношении к вещам, которые находятся у них под
руками, в отношении к ближним, с которыми они вместе живут, и в отношении к
богу, под оком которого они ходят, так, чтобы с пользой продолжать в
течение всей жизни начатое в школе направление”.
9. “Чтобы все делалось посредством теории, практики и применения, и
притом так, чтобы каждый ученик все изучал сам, собственными чувствами,
пробовал все произносить и делать и начинал все применять. У своих учеников
я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в
применении, как единственную основу для достижения прочного знания,
добродетели и, наконец, блаженства”.
Наряду с этими и сдругими указаниями Коменский дает такие наставления
и поучения методического характера о связи общения с жизнью, которые и
поныне сохранили свою справедливость. Приведем несколько наиболее типичных
из этих высказываний:
1. “Полезно давать детям для игры деревянные или оловянные лошадки,
коров, овечек, колясочки, горшочки, столы, стулья, кружки, кастрюльки; они
будут служить не только джля игры, но и для содействия понимания вещей.
Ведь это и означает учить маленьких детей жизни, т.е. постепенно открывать
им глаза на эти маленькие вещи, чтоьбы они не оставались слепыми в
больших”.
2. “Так как жизнь придется проводить в общении с людьми и в
деятельности, то нужно научить детей не бояться человеческого лица и
переносить всякий честный труд, чтобы они не стали нелюдимыми или
мизантропами, тунеядцами, бесполезными бременем земли. Добродетель
развивается посредством дел, а не посредством болтовни”.
3. “Ученики должны ознакомиться со всеми более общими ремесленными
приемами отчасти с той только целью, чтобы не оставаться невеждами ни в
чем, касающимися человеческих дел, отчасти даже и для того, чтобы
впоследствии легче обнаруживалась их природная наклонность, к чему кто
чувствует преимущественное призвание.”
4. “Четвертый, пятый и шестой годы будут и должны быть полны ручного
труда и всяких строительных работ. Нехорошим признаком является слишком
спокойное состояние ребенка в время сидения и ходьбы. Если ребенок всегда
бегает или всегда чего-то хочет делать, это служит верным доказательством
здорового тела и живого ума. Поэтому, как было сказано, за что-бы ребенок
не взялся, не только не нужно ему мешать, но скорее нужно помогать, с тем,
чтобы все, что делается, делалось разумно и подготовляло дорогу дальнейшим
серьезным трудам”.
Его учебник “Мир чувственых вещей в картинках” имеет специальные
главы, обучающие какому-либо ремесленному труду или работе. Например:
“Садоводство”, “Землеводство”, “Животноводство”, “Выпечка хлеба”, “Рыбная
ловля” и т.д.
Следует подчеркнуть важное положение Коменского о том, что связь
обучения с трудом не может строиться на подчинении обучения узкоремесленной
задаче. Он указыает, что человеческая мудрость не может ограничиваться
только узкими повседневными делами.
Вместе с тем Коменский не требует знания одного, или наоборот, всех
ремесел, но по его мнению учащийся должен ознакомиться “со всеми приемами
вообще” Коменский требует воспитывать у учащихся любовь к труду, прилежание
и способность преодолевать трудности, причем эти качества должны
воспитываться путем непосредственного участия в ней, поскольку “добро
развивается посредством дела, а не посредством пустой болтовни”.
Третье трубование Коменского - соответствие обучения возрасту
учащегося, оно вытекает из идеи природосообразности.
Коменский пишет: “Тот порядок, который мы желаем сделать
универсальной идеей для искусства - всему учить и всему учиться, - должен
быть заимствован и может быть заимствован не из чего иного, как только из
указаний природы...” По Коменскому, соблюдать закономерности в обучении
можно лишь тогда, когда известны законы развития учащегося, его природа.
Однако во времена Коменского научное изучение психичекого развития
ребенка фактически еще даже не было начато, поэтому Коменский искал
аналогии с явлениями природы. “Природа, создавая птичку, не забывает ни
головы, ни крыла, ни ноги, ни когтя, ни кожи, словом, что относится к
сущности данного рода птицы... Таким же образом и в школах, оразовывая
человека необходимо образовывать его в целом, чтобы сделать его пригодным
для настоящей жизни и вместе с тем подготовленным к самой вечности”.
Идея природосообразности - величайшее достижение дидактики. Она
знаменовала собой коренной подрыв самых устоев схоластически-догматического
обучения, которое на протяжении столетий держало человеческий разум во
мраке, лабиринте, тормозило изучение природы и общества,
В учении Коменского о природосообразности в обучении особенно важными
являются его взгляды относительно учета закономерностей мыслительных,
эмоциональных и волевых процессов ребенка в процессе обучения.
Коменский в своем учении критикует факт перегрузги учащихся
недоступным материалом. Он считал нужным не только устранить из обучения
все, что недоступно пониманию детей, но и сделать возможным усвоение
учащимся многого такого, что в условиях зубрежки и механических упражнений
было непонятно для подавляющего большинства школьников. С этой целью
Коменский считал необходимым совместное обучение детей, стоящих на одном и
том же уровне развития: “Одинаковый детский возраст, одинаковые успехи,
нравы и привычки болеее способствуют взаимному развитию, так как глубиною
изоретательности один другого не превосходят. Между ними нет никакого
стремления к господству одного над другим, никакого принуждения, никакого
страха, но одинаковая любовь, искренность, свободные о каждом деле вопросы
и ответы.
Коменский считает, что каждый ребенок может одолеть трудности учения,
если “мы будем усердно использовать имеющиеся у нас средства”, т.е. такие
методы обучения и воспитания, которые наиболее полно учитывают природу
ребенка. Он указывает на необходимость индивыдуального подхода к ребенку:
“Потому, что уроки при классных чтениях соразмеряются со средними
способностями; потому, чтобы более спосоные головы не оставались
незанятыми, будучи задерживаемы на одном и том же предмете больше, чем
этого требует их понятливость, им дозволено проходить лишнее и прочитывать
писателей, не уклоняющихся от курса класса. Такое чтение не нарушает
проходимого в данное время учебного курса, а скорее способствует его
усвоению”.
Эти взгляды Коменского получили практическое и конкретное выражение в
его учебниках, где каждый рассказ или картинка с достаточной полнотой
учитывает интересы ребенка, уровень его мышления, его эмоции.
Дидактические принципы
В дидактическом учении Коменского одно из важных мест занимает вопрос
об общих принципах обучения, которые обычно называют дидактическими
принципами. Принципы обучения подразумевает те положения общеметодического
характера, на которые опирается обучение и учение вообще. В педагогической
литературе различают дидактические (общие) принципы обучения и методические
(частные) принципы обучения.
Коменский впервые в истории дидактики не только указал на
необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность
этих принципов:
1) принцип сознательности и активности;
2) принцип наглядности;
3) принцип постепенности и систематичности знаний;
4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.
Сознательность и активность
Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не
пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и
основательно усваивают знания и навыки. Там, где отстутствует
сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует
формализм.
Коменский разоблачил господствовавший на протяжении многих столетий
догматизм и покзал, как схоластическая школа убивала в молодежи всякую
творческую способность и закрывала ей путь к прогрессу.
Коменский считает главным условием успешного обучения постижение
сущности предметов и явлений, их понимание учащимися: “Правильно обучать
юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов,
фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать
вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли
ручейки (знания)”.
Коменский также считает основынм свойством сознательного знания не
только понимание, но и использование знаний на практике: “Ты облегчишь
ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его не учил, покажешь ему, какую
это принести повседневную пользу в общежитии”.
Коменский дает целый ряд указаний о том, как осуществить сознательное
обучение. Самым главным из них является требование: “При образовании
юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не только
учащий, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится и
что он делает.
Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося,
с его творчеством. Коменский пишет: “Никакая повивальная бабка не в силах
вывести на свет плод, если не будет живого и сильного движения и напряжения
самого плода”. Исходя из этого, одним из самых главных врагов обучения
Коменскийй считал бездеятельность и лень учащегося. В своем труде “Об
изгнании из школ косности” Коменский раскрывает причины лени и дает ряд