Жизнь и смерть Клеопатры

статую. Уильям Шекспир построит в их честь куда более прочный памятник –

поэтическую драму «Антоний и Клеопатра».

Что бы не говорили ученые об исторической неизбежности падения Египта,

все-таки прав был Шекспир, считавший, что виной всему была любовь. Цари не

имеют права любить. Они правят, покуда остаются бездушными орудиями власти

в руках богов. Но едва допускают к себе любовь, как превращаются в простых

смертных – теряют власть, и рушатся их царства.

Первая встреча Клеопатры с Антонием произошла не по ее воле. Любимец

толпы, бражник и забияка Антоний, которого по оплошности не убили

заговорщики заодно с Цезарем (вояка, а не политик; от Антония не будет

вреда, раз его хозяин Цезарь умер), неожиданно для сената устроил такую

смуту, что убийцам Цезаря пришлось спасаться из Рима бегством. Семьдесят

сенаторов были казнены, в их числе знаменитый Цицерон. Брут и Кассий,

возглавившие заговор, покончили с собой, бросившись на свои мечи, когда их

армии были разбиты Антонием. Теперь Антоний вершил суд над царями и

правителями, помогавшими заговорщикам. Клеопатра оказалась в черном списке

и была вызвана на расправу в Кликию, где заседал Антоний.

Клеопатра мастерски отрежиссировала встречу – спектакль соблазнения

Антония (далеко не святого, а, напротив, большого любителя женщин) был

обречен на успех. «Клеопатра поплыла вверх по Кидну на ладье с вызолоченной

кормой, пурпурными парусами и посеребренными веслами, которые двигались под

напев флейты, стройно сочетавшийся со свистом свирелей и бряцанием кифар.

Царица покоилась под расшитой золотой сенью в уборе Афродиты, какою ее

изображают живописцы, а по обе стороны ложа стояли мальчики с опахалами,

будто эроты на картинках. Подобным же образом и самые красивые рабыни были

переодеты нереидами и харитами и стояли кто у кормовых весел, кто у

канатов. Дивные благовония восходили из бесчисленных купальниц и

растекались по берегам. Толпы людей провожали ладью по обе стороны реки», -

описывает прибытие Клеопатры Плутарх. Толпа с рыночной площади, где на

троне ждал обвиняемую Антоний, бросилась к реке на пристань поглазеть на

царицу. Клеопатра же, не сходя на берег, отправила Антонию приглашение на

пир в его честь. Антоний не мог отказать.

Клеопатра праздновала победу: она спасла и себя и Египет. А Антоний

праздновал победу над женщиной – и какой женщиной, царицей! Оба считали

себя победителями друг над другом, и праздник продолжался: Антоний

устремился вслед за Клеопатрой в Александрию – а там невиданные пиры и

забавы. Часто по ночам, переодевшись простолюдинами, Антоний и Клеопатра

шатались по улицам Александрии, приставая к прохожим и беспокоя сон

обывателей. Бывало, Антония крепко колотили. Но вскоре александрийцы

раскрыли инкогнито царственных бездельников, и веселый беспечный римлянин

даже приобрел популярность.

Ни Клеопатра, ни Антоний еще не подозревали, что они оба – побеждены,

оба попались в одну и ту же роковую сеть. Им это станет ясно только после

долгой разлуки. Как ни вольготно жилось Антонию в Александрии, ему пришлось

возвращаться в Рим: его жена Фульвия и его родной брат Люций,

объединившись, попытались захватить в Риме власть, но их армия была разбита

Октавианом, тогда еще союзником Антония. Фульвия погибает, брат пленен. В

доказательство непричастности к заговору и ради еще большего скрепления

союза с Октавианом, Антоний дает согласие на казни неугодных Октавиану

родственников, включая брата, и женится на сестре Октавиана, Октавии. Весть

о новом браке Антония возбудила в Клеопатре ревность, какой она от себя не

ожидала. Царица даже послала в Рим шпиона, чтобы тот выведал все про

Октавию. Впервые у царицы Клеопатры появилась соперница!

Антоний прожил в Риме несколько лет, пока ему не пришлось отправиться

в очередной военный поход против парфян. Находясь в Сирии, он вызвал

Клеопатру к себе – и пропал. Не приобретя новой славы в войне с парфянами,

Антоний жил в Александрии, все больше превращаясь из римского полководца в

египетского царя. Антоний официально заявил о своем разрыве с Октавией, тем

самым, бросив вызов Октавиану. Теперь они враги. От Клеопатры у него

родились двойняшки – мальчик Александр и девочка Клеопатра, - а также сын

Птолемей. Антоний, подобно своему предшественнику Цезарю, открыто признал

их своими детьми.

Апогеем его падения историки считают торжественный праздник в

Александрии, на котором Антоний, сидя на золотом троне посреди городской

площади в окружении всех детей, включая сына Цезаря Цезариона, прилюдно

объявил о разделе своих владений. Клеопатру он провозгласил царицей Египта,

Кипра и Южной Сирии при правительстве ее старшего сына Цезариона. Держава

Птолемеев восстанавливалась в первоначальном объеме – к чему так стремилась

Клеопатра. Своему старшему сыну от Клеопатры, Александру, Антоний обещал

отдать Армению, Мидию и Парфию, а младшему, Птолемею, оставил Сирию и

Палестину.

Апогей безрассудства любви. Царства не стоят ничего – Антоний широким

жестом бросает их к ногам любимой. Безумец, тем самым он объявил войну

Риму: «Пусть погибнет вся империя, для меня ты – весь мир». Но Клеопатра

ведет себя не умнее Антония; она принимает дар, словно слепая, не видит,

как закипает к ней ненависть в Риме, что вот-вот вулкан взорвется и хлынет

стальная лава римских легионов…

Смерть Клеопатры

Антоний проиграл войну: опутанный любовью меч лишился былой разящей

силы. Да и то меч минует сердце, и Антоний долго и мучительно умирает от

потери крови.

Через несколько дней состоялись пышные похороны Антония. Октавиан не

препятствовал исполнению обряда и даже приказал доставить все, что царица

сочтет нужным, для придания блеска траурной церемонии.

Еще прежде, рыдая в усыпальнице над умирающим Антонием, Клеопатра

расцарапала себе грудь и лицо. На месте царапин образовались язвы, поднялся

жар. Она была рада этому, потому что задумала под предлогом болезни

отказаться от пищи и таким образом расстаться с жизнью. Но Октавиан

пригрозил убить ее детей, если она не прекратит голодовку. Угроза

подействовала немедленно.

Вскоре Октавиан сам посетил царицу. Когда он вошел в покои, царица,

непричесанная, в легкой тунике отдыхала на низком ложе. Последний раз он

видел Клеопатру шестнадцать лет назад в Риме. Тогда царица даже не обратила

внимания на мальчика, от которого сейчас зависела ее судьба. После

недолгого разговора их беседа закончилась.

Вскоре некий римлянин, тайный поклонник Клеопатры, уведомил ее, что

близок отъезд из Египта: через три дня ее с детьми отправят в Рим. Царская

семья должна будет украсить триумф победителя. Тогда Клеопатра приняла

окончательное решение.

Рано утром, с разрешения Октавиана, царица отправилась на могилу

Антония. Она возложила цветы, долго плакала и жаловалась на свою судьбу; из

всех бедствий, какие выпали на ее долю, самым тяжким было то, что ей

пришлось прожить несколько дней без Антония. И вот теперь он, римлянин,

покоится в египетской земле, а она, царица Египта, будет погребена в

далекой Италии!

Вернувшись во дворец, Клеопатра велела приготовить себе купание и

съела изысканный обед. В то же время в ворота дворца вошел какой-то

крестьянин с корзиной. Караульные спросили его, что он несет. Крестьянин

открыл корзину и показал прекрасные смоквы. Солдаты подивились их величине,

а он, смеясь, разрешил им взять по несколько штук и прошел в покои царицы.

После обеда Клеопатра села писать письмо. Окончив, она запечатала его

и велела отдать Октавиану. Затем она отослала всех слуг и осталась только с

двумя рабынями, теми самыми, которые прятались с ней в усыпальнице.

Взглянув на письмо, Октавиан вскочил и хотел немедленно бежать к

царице. В письме содержалась просьба Клеопатры о том, чтобы ее останки были

погребены рядом с могилой Антония…

Когда посланные Октавианом люди прибежали к покоям Клеопатры, они

нашли двери запертыми. Их пришлось взломать. И тогда увидели Клеопатру,

неподвижно лежащую на позолоченном ложе. На ней были роскошные царские

одежды. Одна из рабынь, Ирада, лежала на полу у ног своей госпожи, а

другая, Хармион, еще державшаяся на ногах, поправляла диадему на голове

царицы. У них на глазах, она рухнула замертво.

Тайну своей смерти три женщины унесли в могилу. На левом плече

Клеопатры были обнаружены две ранки, похожие на следы змеиных укусов, но

змей в комнате не нашли.

Если Клеопатра умерла от укуса змеи, то в этом можно усмотреть

глубокий символический смысл. Испокон веков корону фараонов украшало

изображение змеи-аспида. Змея была эмблемой царской власти. В египетских

культах змею связывали также с богом солнца Ра. Считалось, что укус змеи

дает бессмертие и приобщает человека к богам.

Похороны царицы были достойны последней представительницы великой

династии, которая правила Египтом в течение трех столетий. Останки

Клеопатры погребли рядом с могилой Антония, а неподалеку похоронили ее

верных рабынь.

Заключение

Жизнь Клеопатры была сложной, но интересной. Я попыталась последить

самые интересные моменты из жизни царицы Клеопатры XII.

Эта царица – куртизанка, злой гений Египта, хитрая, жестокая,

малодушная и коварная, строившая свое благополучие на несчастьях других, в

конце концов, неминуемо должна была погибнуть, запутавшись в сетях

собственных интриг. Но ее роковая красота, стоившая жизни Юлию Цезарю и

Антонию, красота, которой древние не могли не поклоняться, создала

сладострастной Птоломеянке стараниями поэтов, не всегда согласных с

истиной, немеркнущую память. «Остановись, чужеземец, - гласит, например,

одна из подобных поэтических эпиграмм, - воззри на стоящую здесь Клеопатру,

низринутую ревнивой судьбой, а не временем в мрачные чертоги Плутона!

Венера возвеличила ее красоту, Минерва наделила мудростью; Муза научила

поэзии и музыке, чтобы она могла слить свои песнопения с звучными аккордами

лиры! Пусть жадная могила скрыла молодость и красоту, пусть дивное тело

превращено в прах, целомудрие твоей жизни, о Клеопатра, служит лучшим

свидетельством незапятнанной чистоты твоей души!»… На самом же деле

развратная египтянка обязана бессмертием только трагической развязке своей

связи с Марком Антонием, создавшей из любовников Ромео и Джульетту

античного мира, до сих пор увлекающих поэтов и художников.

И в заключение моего реферата я хочу процитировать оду римского поэта

Горация, которая стала действительно бессмертным памятником. Эту оду он

сложил сразу после падения Александрии и смерти царицы – сообщения об этих

двух событиях дошли до Рима почти одновременно. Красноречивее, чем все

документы, и убедительнее, чем выводы историков, свидетельствует она, сколь

сильны были в римском обществе антиегипетские настроения и страх перед

Клеопатрой. Но, воспевая торжество победы, ода вместе с тем воздает должное

величию побежденной.

Теперь – пируем! Вольной ногой теперь

Ударим оземь! Время пришло, друзья,

Салийским угощеньем щедро

Ложа кумиров почтить во храме!

В подвалах древних не подобало нам

Цедить вино, доколь Капитолию

И всей империи крушеньем

Смела в безумье грозить царица.

С блудливой сворой хворых любимчиков,

Уже не зная меры мечтам с тех пор,

Как ей вскружил успех любовный

Голову. Но поутихло буйство,

Когда один лишь спасся от пламени

Корабль, и душу, разгоряченную

Вином Египта, в страх и трепет

Цезарь поверг, на упругих веслах

Гоня беглянку прочь от Италии,

Как горит ястреб робкого голубя,

Иль в снежном поле фессалийском

Зайца охотник. Готовил цепи

Он роковому диву. Но доблестней

Себе искала женщина гибели:

Не закололась малодушно,

К дальним краям не помчалась морем.

Взглянуть смогла на пепел палат своих

Спокойным взором и, разъяренных змей

Руками взяв бесстрашно, черным

Тело свое напоила ядом,

Вдвойне отважна. Так, умереть решив,

Не допустила, чтобы суда врагов

Венца лишенную царицу

Мчали рабой на триумф их гордый.

Словарь:

. Изида (Исида) - богиня плодородия, воды и ветра, символ

женственности, семейной верности, богиня мореплавания.

. Озирис (Осирис) - символом умирающей и воскресающей природы.

. Хитон – мужская и женская нижняя одежда древних греков. Льняная или

шерстяная рубашка, чаще без рукавов; подпоясывался с напуском.

. Талант – ден.-счетная единица Древней Греции, Египта и т.д.

. Плебс – первоначально свободное население, не входившее в родовую

общину и не имевшее прав на пользование общинной землей.

. Голытьба – сельская беднота, обычно не имевшая постоянного

местожительства и нанимавшаяся на различные работы.

Список использованной литературы:

1. Белоусов Р.С. Частная жизнь знаменитостей: Собрание редких

случаев, любовных историй, курьезов, слухов. – Москва: Олимп,

1999.

2. Иванов Л. Л. Замечательные женщины с древнейших времен до наших

дней. – Екатеринбург: Уральский рабочий, 1992.

3. Кравчук А., Деревенский Б. Чудовище судьбы: жизнь и смерть

Клеопатры. – Санкт-Петербург: Лениздат, 1996.

4. Непомнящий Н. Тайны тысячелетий Т10. Сборник. – Москва: Всемирный

следопыт, 1997.

5. Непомнящий Н. Тайны тысячелетий Т14. Сборник. – Москва: Всемирный

следопыт, 1997.

6. Нефедов С.А. История, поданная как роман: Современный учебник для

школьников и увлекательное чтение для взрослых. – Москва: ВЛАДОС,

1996.

7. Паневин К.В. История Древнего Рима. – Санкт-Петербург: Полигон,

1998.

8. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. – Москва:

Советская энциклопедия, 1985.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать