Административные поощрения
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет
Им. П.Г. Демидова
Кафедра теории и истории государства и права
Трубникова
Виталия Владимировна
Студент группы Юр- 22 (в)
Административные поощрения
Курсовая работа
г. Ярославль
2004г.
Работа выполнена на кафедре теории и истории государства и права
Научный руководитель Л.А. Чувакова
Решение комиссии о защите курсовой работы ___________________________________________________
Научный руководитель Л.А. Чувакова
Заведующий кафедрой В.Н. Карташов
План:
Введение
1. Сравнительная характеристика и особенности поощрительного метода
2. Виды и функции поощрения
3. Структура поощрительных норм
Заключение
Список использованной литературы
Введение
С методом поощрения самым непосредственным образом связан такой способ воздействия, как стимулирование. В последние годы этот термин стал достаточно популярным, часто употребляется в названиях и тексте законодательных актов, в научной литературе , в публицистике. Но, к сожалению, до настоящего времени в юридической науке не выработано понятия стимулирования как метода государственного управления, не раскрыто его соотношение с другими методами управленческого воздействия, нет достаточно четкого представления о стимулирующем механизме.
В целом среди ученых сложилось вполне определенное мнение о том, что стимулирование – это один из эффективных и демократических методов управления, применяемых в различных сферах, в том числе экономической, социально-культурной, административно-политической, правовой и др. Вместе с тем определились и расхождения во взглядах, и прежде всего по самому содержанию стимулирования.
В укрупненном виде можно выделить две основные концепции по поводу содержательного аспекта стимулирования. Одна группа авторов придерживается узкой трактовки этого термина, связывая стимулирование лишь с таким способом воздействия , как поощрение. Так В.Н. Кудрявцев вполне однозначно пишет: «Ясно, что правовое стимулирование- это поощрение за определенную заслугу» Другие авторы рассматривают стимулирование в более широком плане - в виде синтетического способа воздействия, объединяющего в себе меры как поощрения, так и принуждения.
По моему мнению, узкое понимание данного метода отражает лишь часть сложного и многогранного процесса стимулирования, который представляет собой побуждение к определенным действиям и, в конечном счете , к результатам , в которых заинтересован субъект управления. Считается, что такое побуждение может осуществляться и «кнутом», и «пряником» - как с помощью угрозы наступления неблагоприятных воздействий за невыполнение юридических обязанностей или за ненадлежащее их выполнение , так и с помощью меры поощрения, предоставление льгот, преимуществ.
В юридической литературе отмечается, что метод поощрения является одним из наиболее результативных способов повышения человеческой активности, а эффективность его заметно выше, чем у метода принуждения. Несмотря на то, что в последние годы проблема поощрения всё более привлекает к себе внимание учёных-юристов, многие важные вопросы продолжают оставаться вне поля зрения.
1. Поощрение как метод государственного управления - это такой способ воздействия , который не подчиняет , а направляет волю лица на совершение определенных действий, полезных с точки зрения субъекта управления .Воздействие с помощью поощрения направлено на возбуждение у гражданина интереса в совершении каких-либо конкретных поступков и получении материального или морального одобрения, в то время как убеждение – это способ формирования у соответствующих лиц определенного сознания, привычки добровольного выполнения управленческой команды. Если метод убеждения, исходящий от управленческих структур, может осуществляться как в юридической, так и в неюридической формах, то государственное поощрение выражается только в форме правовой деятельности и всегда влечет юридические последствия.
Рассматривая далее соотношение между методами убеждения и поощрения, можно заметить, что государственное поощрительное воздействие осуществляется всегда только уполномоченными на то властными субъектами в форме определенной процедуры. Фактическим основаниям для применения поощрительного метода является заслуга, а нормативной базой соответствующие материальные и процессуальные нормы права. Указанные обстоятельства не характерны для метода убеждения, что позволяет сделать вывод о том, что поощрительный метод не может быть составной частью или разновидностью метода убеждения, а также наоборот.
Вместе с тем, методы поощрения и убеждения характеризуются общей направленностью, единством цели, каждый из них выступает средством воспитания организованности и дисциплины, условием формирования благоприятного социально-психологического климата в обществе.
В отличие от метода принуждения, связанного с угрозой или непосредственным претерпеванием гражданами воздействия негативного для них характера, поощрительный метод основан на стремлении лиц приобрести какое-либо материальное или моральное благо, на желании улучшить свое положение и т.д. Для реализации методов поощрения и принуждения требуется разная материальная база: в первом случае поощрительные, а во втором - охранительные нормы права, которые в свою очередь предусматривают противоположные фактические обстоятельства - заслугу или правонарушение.
Метод поощрения опирается на соответствующую нормативно-правовую базу, состоящую из материальных и процессуальных норм. Материальные нормы закрепляют: показатели поощряемого поведения; вид и размер поощрения; круг адресатов, к которым могут быть применены поощрительные меры; состав органов или должностных лиц, уполномоченных решать вопрос о поощрении. С помощью процессуальных норм регулируется порядок предоставления к награде, принятия решения о поощрении и другие аспекты процедурного характера .Процессуальные нормы данной ситуации регулируют организационные отношения, адресованы в первую очередь уполномоченным органам и не могут быть отнесены к разряду поощрительных норм . Они лишь призваны обслуживать последние , способствовать созданию условий для их нормальной организации .
Поощрительный метод реализуется через юридическую деятельность уполномоченных субъектов , через возникновения и развития соответствующих правоотношений. Эта деятельность включает в себя издание нормативных актов и затем завершается принятием индивидуального акта о назначении конкретной меры поощрения.
В литературе отмечалось, что метод поощрения отражает общую возможность взаимоотношения участников управленческих отношений по вертикали, и это вполне объяснимо, так как поощрительными полномочиями наделяются органы государства по отношению к субъектам права, стоящим на более низких ступенях иерархической лестницы, и между ними складываются отношения властного характера. Представляется, что использование метода поощрения возможно и в регулировании горизонтальных правоотношений, например гражданско-правовых. Но основное его назначение-обеспечение взаимодействия в вертикальных правоотношениях, то есть между субъектом и объектом управления.
У поощрительных норм есть ряд специфических особенностей, которые отличают их от других методов воздействия. Они прослеживаются по нескольким направлениям. Основные из них выражаются в следующем.
Во-первых, с помощью поощрительных норм создается особый способ воздействия государства на волю и поведение людей. Поощрительная норма не заставляет, а побуждает адресата осознанно и добровольно выбирать тот вариант поведения , который с точки зрения властного субъекта считается необходимым , а для основного адресата нормы должен казаться наиболее привлекательным .
Во-вторых, в содержании поощрительной нормы заложен особый способ обеспечения соответствующего поведения. Сущность поощрительных норм состоит в том , что они ”обеспечивают возможное совершение действий , желательных и выгодных как государству ,адресатам указанных норм ”. Средства такого обеспечения – это получение благ материального или морального характера.
В-третьих, на основе поощрительных норм возникают специфические правовые отношения, которые отличаются от других способом своего возникновения, содержанием, субъектным составом, своеобразием объектов.
В- четвертых, поощрительные нормы имеют свою особую структуру.
В-пятых, поощрительные нормы отличаются своеобразием функций.
2. Для поощрительного метода, как и любого другого метода управления, характерно многообразие форм выражения. Поощрительное воздействие может быть государственным и негосударственным, непосредственным и опосредованным, абсолютным и относительным, материальным и моральным, централизованным и децентрализованным.
В зависимости от поощряющих субъектов условно можно выделить государственное и негосударственное поощрение. Государственное поощрение имеет официальный характер , в управлении ведущее место . Субъектами негосударственного поощрения могут являться общественные и иные негосударственные организации, а также индивидуальные лица. Примером может являться проведение конкурсов и учреждение призов общественными организациями. Индивидуальные лица иногда устанавливают вознаграждение за возвращение потерянной вещи и т.п. Однако и формы негосударственного поощрения должны соответствовать требованиям действующего законодательства.
По механизму воздействия поощрение может быть непосредственным и опосредованным. Непосредственное поощрение осуществляется на основе поощрительных норм в форме односторонних правоприменительных актов по отношению к конкретному субъекту. Это может быть награждение орденом, премией, ценным подарком и т.д. Особенность непосредственного поощрения заключается в том, что оно применяется за определенную заслугу.