Адвокатская этика. Психологические особенности деятельности адвокатуры
РЕФЕРАТ
по теме: «Адвокатская этика. Психологические особенности деятельности адвокатуры».
План.
Введение
1 Вопрос. Понятие, содержание и значение адвокатской этики
2 Вопрос. Основные принципы адвокатской этики
3.Вопрос. Этические правила поведения адвоката в различных сферах деятельности.
Заключение.
Введение
В отечественной правовой литературе большое внимание уделяется проблеме сочетания и взаимодействия таких важнейших социальных регуляторов, как право и мораль. Эта проблема имеет очевидное значение в сферах правотворчества и правоприменения. Особую остроту она приобретает при осуществлении правосудия, когда правовые критерии оценки конфликтных ситуаций оказываются недостаточными и обращение к совести, чести, нравственному долгу не только естественно, но и-неизбежно. Одним из первых русских юристов, привлекших внимание к этой проблеме, был А.Ф. Кони. Ему принадлежит труд под названием «Нравственные начала в уголовном процессе», к которому и поныне с благодарностью обращаются специалисты[1].
При осуществлении своей профессиональной деятельности юристы, в том числе адвокаты, имеют дело в первую очередь с правовыми нормами, именно их они исследуют и применяют при разрешении того или иного вопроса. Однако зачастую только правовых норм бывает недостаточно, и возникает необходимость поиска иных социальных норм, прежде всего норм морали, нередко специфических, рожденных в особой системе отношений. Этим обосновывается появление таких научных направлений, как судебная и адвокатская этика.
Вопрос 1. Понятие, содержание и значение адвокатской этики
Мораль представляет собой особую систему предписаний, правил поведения, регулирующих общественные отношения в соответствии со сложившимися в обществе критериями добра, зла, справедливости, честности, добросовестности, правды, неправды и т.п. Исполнение норм морали обеспечивается не государственным принуждением, а авторитетом общественного мнения, боязнью порицания со стороны окружающих, страхом утратить уважение и хорошую репутацию.
Нормы морали и права находятся в неразрывном взаимодействии, поскольку играют в системе регулирования общественных отношений одинаково значимые роли, немыслимы в отрыве друг от друга, взаимо-обусловливают и взаимодополняют друг друга.
Термины «мораль» и «этика» многими употребляются как синонимы, часто приходится слышать относительно одного и того же поступка: «он аморален» или «он неэтичен». В научном же понимании термины «мораль» и «этика» не равнозначны.
Моралью, как мы уже указали, является система правил, нормативных регуляторов поведения субъектов в общественных отношениях. Этика — наука о морали, учение о нормах морали и нравственности, сложившихся в обществе. Этика — более богатое по своему содержанию понятие, чем мораль, как и любая наука по сравнению с изучаемым ею предметом.
Адвокатская этика представляет собой систему научно обоснованных представлений о морально-нравственных аспектах адвокатской деятельности и их оценок.
Адвокатская этика есть составная часть науки об адвокатуре, её относительно обособленный институт, а также часть общей юридической этики (наряду, например, с судебной этикой, профессиональной этикой предпринимателя). Необходимость выделения адвокатской этики из этики других юридических профессий вытекает из особенностей адвокатской деятельности. Адвокат, с одной стороны, осуществляет функции по защите прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, возложенные на него государством, а с другой стороны, выполняет поручение лица, нуждающегося в юридической помощи, по защите его субъективных прав, зачастую от того же государства в лице его должностных лиц. Таким образом, на адвокате лежит двойная ответственность, ему приходится в своей повседневной работе решать проблему противоречий между государственными интересами и интересами индивида.
Особенно ярко эта проблема проявляется в сфере уголовного судопроизводства. В процессе защиты лица, совершившего опасное правонарушение, адвокат должен выполнять свой т.е., используя все законные средства, осуществлять защиту подозреваемого, обвиняемого. Но как гражданин адвокат не может не осуждать правонарушителя. В таких случаях достаточно сложно строить отношения с подзащитным, особенно когда он сообщает адвокату о том, что действительно совершил инкриминируемое ему преступление. По поводу подобных ситуаций еще А.Ф. Кони в указанной выше работе отмечал, что уголовная защита представляет особые поводы для предъявления требований, почерпнутых из области нравственной.
В Общем кодексе правил для адвокатов стран Европейского сообщества говорится, что в любом правовом обществе адвокату уготована особая роль. Его обязанности не ограничиваются добросовестным исполнением своего долга в рамках закона. Адвокату следует действовать в интересах как права в целом, так и тех, чьи права и свободы ему доверено защищать; не только выступать в суде от имени доверителя, но и оказывать ему юридическую помощь в виде советов и консультаций.
В этой связи на адвоката возлагается целый комплекс обязательств как юридического, так и морального характера, зачастую вступающих во взаимное противоречие и условно подразделяемых на следующие категории обязательств:
— перед доверителем;
—перед судом и другими органами власти, с которыми адвокат вступает в контакт, будучи доверенным лицом доверителя или действуя от его имени;
— перед другими адвокатами;
— перед обществом, для членов которого существование свободной и независимой профессии наряду с соблюдением правовых норм выступает важнейшей гарантией защиты прав человека.
Задача адвокатской этики — поиск баланса между всеми этими категориями обязательств, между профессиональным долгом адвоката-защитника, адвоката-представителя и интересами общества и государства. Краеугольным камнем в системе построений этики адвоката является постулат о необходимости строгого соблюдения принципа законности в адвокатской деятельности, понимания того, что выполнение профессионального долга законными средствами и методами в конечном итоге приводит и к выполнению адвокатом своего долга как гражданина. В результате долг профессиональный не вступает в противоречие с долгом гражданским.
В содержание адвокатской этики входят:
I) моральные принципы, которых должны придерживаться адвокаты в ходе осуществления адвокатской деятельности;
2) нормы морали и нравственности, выражающиеся в определенных правилах, складывающихся и действующих в различных сферах профессиональнрй деятельности адвокатов и наполняющих принципы адвокатской этики содержанием, конкретизирующих их;
3) оценка полноты отражения в законодательстве об адвокатской деятельности и адвокатуре требований морали, мнения относительно степени соблюдения требований адвокатской этики в деятельности органов адвокатского сообщества, адвокатских образований и отдельных адвокатов, представления общества об институте адвокатуры в целом, о целесообразности, справедливости в его деятельности; степень доверия граждан к адвокатам и уважения их профессии;
4)методы воплощения в жизнь адвокатским сообществом нравственных требований, разрабатываемых адвокатской этикой, способы обеспечения выполнения адвокатами этических правил.
Федеральный закон об адвокатской деятельности и адвокатуре содержит ряд положений, ориентирующих адвокатов на реализацию морально-этических правил, нравственных норм. Пункт 1 ст. 7 Закона, формулируя обязанности адвоката, закрепляет, что он обязан честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами. Однако Закон не раскрывает понятий честности, разумности и добросовестности. Чтобы их уяснить, необходимо обращаться к разрабатываемым адвокатской этикой принципам и категориям.
Категории «честность» и «добросовестность» содержатся и в ст. 13 Закона, в соответствии с которой претендент на присвоение статуса адвоката, успешно сдавший квалификационный экзамен, приносит присягу, где есть слова: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката...». Принесение присяги — не простая формальность: только с момента ее принесения претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты. « ... Принимая присягу, адвокат клянется государству, что будет честно исполнять свой долг перед людьми, оказывая им правовую помощь. В тексте присяги соединены два важнейших принципа адвокатской работы: законность и профессиональная нравственность. Одно здесь немыслимо без другого, и оба находятся в постоянном единстве»[2].
Морально-этические правила, в соответствии с которыми адвокат должен строить свою работу, многочисленны и достаточно разнообразны. Их содержание не всегда четко сформулировано, более того, со временем оно может меняться. Насколько же изменились принципы адвокатской работы в нашей стране, в том числе морально-нравственные, за последние несколько десятилетий? Полвека назад для адвоката-защитника было допустимо признавать факты, отрицаемые подзащитным, соглашаться с доказанностью обвинения, не признаваемого подсудимым, признавать не соответствующими истине те или иные показания подзащитного[3]. В настоящее время, с провозглашением правового государства, признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью, построением гражданского общества, адвокатура становится подлинно независимым институтом, призванным защищать права, свободы и интересы физических и юридических лиц и, как следствие, способствовать сохранению всех демократических ценностей правового государства.
Морально-этические аспекты деятельности современной адвокатуры строятся на категориях, содержание которых отвечает общепризнанным идеалам справедливости и гуманизма, имеющих вневременную ценность и находящих свое отражение в более общих, широких понятиях — принципах адвокатской этики, о которых речь пойдет в следующем параграфе учебника.
Рассматривая понятие и основные принципы адвокатской этики, морально-нравственные правила, вырабатываемые ею, следует обратить внимание на связь правил адвокатской этики с правом, определить их место в общей системе социальных норм.
Как известно, многочисленные и разнообразные социальные нормы подразделяются на следующие виды: правовые нормы, нормы морали, религиозные нормы, обычаи и традиции, эстетические нормы, корпоративные нормы, деловые обычаи и обыкновения, нормы этикета и т.д. Различаются они между собой по способу формирования, сфере действия, содержанию, методу защиты of нарушений.