Адвокатская этика. Психологические особенности деятельности адвокатуры

Адвокатская этика. Психологические особенности деятельности адвокатуры











РЕФЕРАТ


по теме: «Адвокатская этика. Психологические особенности деятельности адвокатуры».

План.

Введение

1 Вопрос.  Понятие, содержание и значение адвокатской этики

2 Вопрос.  Основные принципы адвокатской этики

3.Вопрос. Этические правила поведения адвоката в различных сферах деятельности.

Заключение.

Введение


 В отечественной правовой литературе большое внимание уделяет­ся проблеме сочетания и взаимодействия таких важнейших социаль­ных регуляторов, как право и мораль. Эта проблема имеет очевидное значение в сферах правотворчества и правоприменения. Особую ост­роту она приобретает при осуществлении правосудия, когда правовые критерии оценки конфликтных ситуаций оказываются недостаточны­ми и обращение к совести, чести, нравственному долгу не только есте­ственно, но и-неизбежно. Одним из первых русских юристов, привлек­ших внимание к этой проблеме, был А.Ф. Кони. Ему принадлежит труд под названием «Нравственные начала в уголовном процессе», к кото­рому и поныне с благодарностью обращаются специалисты[1].

При осуществлении своей профессиональной деятельности юри­сты, в том числе адвокаты, имеют дело в первую очередь с правовыми нормами, именно их они исследуют и применяют при разрешении того или иного вопроса. Однако зачастую только правовых норм бывает не­достаточно, и возникает необходимость поиска иных социальных норм, прежде всего норм морали, нередко специфических, рожденных в особой системе отношений. Этим обосновывается появление таких научных направлений, как судебная и адвокатская этика.


Вопрос 1. Понятие, содержание и значение адвокатской этики

Мораль представляет собой особую систему предписаний, правил поведения, регулирующих общественные отношения в соответствии со сложившимися в обществе критериями добра, зла, справедливо­сти, честности, добросовестности, правды, неправды и т.п. Исполне­ние норм морали обеспечивается не государственным принуждением, а авторитетом общественного мнения, боязнью порицания со стороны ок­ружающих, страхом утратить уважение и хорошую репутацию.

Нормы морали и права находятся в неразрывном взаимодействии, поскольку играют в системе регулирования общественных отношений одинаково значимые роли, немыслимы в отрыве друг от друга, взаимо-обусловливают и взаимодополняют друг друга.

Термины «мораль» и «этика» многими употребляются как синони­мы, часто приходится слышать относительно одного и того же поступ­ка: «он аморален» или «он неэтичен». В научном же понимании терми­ны «мораль» и «этика» не равнозначны.

Моралью, как мы уже указали, является система правил, норматив­ных регуляторов поведения субъектов в общественных отношениях. Этика — наука о морали, учение о нормах морали и нравственности, сложившихся в обществе. Этика — более богатое по своему содержа­нию понятие, чем мораль, как и любая наука по сравнению с изучае­мым ею предметом.

Адвокатская этика представляет собой систему научно обосно­ванных представлений о морально-нравственных аспектах адвокат­ской деятельности и их оценок.

Адвокатская этика есть составная часть науки об адвокатуре, её от­носительно обособленный институт, а также часть общей юридической этики (наряду, например, с судебной этикой, профессиональной эти­кой предпринимателя). Необходимость выделения адвокатской этики из этики других юридических профессий вытекает из особенностей ад­вокатской деятельности. Адвокат, с одной стороны, осуществляет функции по защите прав, свобод и интересов физических и юридиче­ских лиц, возложенные на него государством, а с другой стороны, вы­полняет поручение лица, нуждающегося в юридической помощи, по за­щите его субъективных прав, зачастую от того же государства в лице его должностных лиц. Таким образом, на адвокате лежит двойная от­ветственность, ему приходится в своей повседневной работе решать проблему противоречий между государственными интересами и инте­ресами индивида.

Особенно ярко эта проблема проявляется в сфере уголовного судо­производства. В процессе защиты лица, совершившего опасное право­нарушение, адвокат должен выполнять свой т.е., используя все законные средства, осуществлять защиту подозре­ваемого, обвиняемого. Но как гражданин адвокат не может не осуждать правонарушителя. В таких случаях достаточно сложно строить отно­шения с подзащитным, особенно когда он сообщает адвокату о том, что действительно совершил инкриминируемое ему преступление. По по­воду подобных ситуаций еще А.Ф. Кони в указанной выше работе от­мечал, что уголовная защита представляет особые поводы для предъ­явления требований, почерпнутых из области нравственной.

В Общем кодексе правил для адвокатов стран Европейского сооб­щества говорится, что в любом правовом обществе адвокату уготована особая роль. Его обязанности не ограничиваются добросовестным ис­полнением своего долга в рамках закона. Адвокату следует действовать в интересах как права в целом, так и тех, чьи права и свободы ему дове­рено защищать; не только выступать в суде от имени доверителя, но и оказывать ему юридическую помощь в виде советов и консультаций.

В этой связи на адвоката возлагается целый комплекс обязательств как юридического, так и морального характера, зачастую вступающих во взаимное противоречие и условно подразделяемых на следующие категории обязательств:

— перед доверителем;

—перед судом и другими органами власти, с которыми адвокат вступает в контакт, будучи доверенным лицом доверителя или дейст­вуя от его имени;

— перед другими адвокатами;

— перед обществом, для членов которого существование свободной и независимой профессии наряду с соблюдением правовых норм вы­ступает важнейшей гарантией защиты прав человека.

Задача адвокатской этики — поиск баланса между всеми этими ка­тегориями обязательств, между профессиональным долгом адвоката-защитника, адвоката-представителя и интересами общества и государ­ства. Краеугольным камнем в системе построений этики адвоката является постулат о необходимости строгого соблюдения принципа за­конности в адвокатской деятельности, понимания того, что выполне­ние профессионального долга законными средствами и методами в ко­нечном итоге приводит и к выполнению адвокатом своего долга как гражданина. В результате долг профессиональный не вступает в про­тиворечие с долгом гражданским.

В содержание адвокатской этики входят:

I) моральные принципы, которых должны придерживаться адвока­ты в ходе осуществления адвокатской деятельности;

2) нормы морали и нравственности, выражающиеся в определен­ных правилах, складывающихся и действующих в различных сферах профессиональнрй деятельности адвокатов и наполняющих принци­пы адвокатской этики содержанием, конкретизирующих их;

3) оценка полноты отражения в законодательстве об адвокатской деятельности и адвокатуре требований морали, мнения относительно степени соблюдения требований адвокатской этики в деятельности ор­ганов адвокатского сообщества, адвокатских образований и отдельных адвокатов, представления общества об институте адвокатуры в целом, о целесообразности, справедливости в его деятельности; степень дове­рия граждан к адвокатам и уважения их профессии;

4)методы воплощения в жизнь адвокатским сообществом нравст­венных требований, разрабатываемых адвокатской этикой, способы обеспечения выполнения адвокатами этических правил.

Федеральный закон об адвокатской деятельности и адвокатуре со­держит ряд положений, ориентирующих адвокатов на реализацию морально-этических правил, нравственных норм. Пункт 1 ст. 7 Закона, формулируя обязанности адвоката, закрепляет, что он обязан честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы довери­теля всеми не запрещенными законодательством Российской Федера­ции средствами. Однако Закон не раскрывает понятий честности, ра­зумности и добросовестности. Чтобы их уяснить, необходимо обращать­ся к разрабатываемым адвокатской этикой принципам и категориям.

Категории «честность» и «добросовестность» содержатся и в ст. 13 Закона, в соответствии с которой претендент на присвоение статуса ад­воката, успешно сдавший квалификационный экзамен, приносит при­сягу, где есть слова: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката...». Принесение присяги — не простая формальность: только с момента ее принесения претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты. « ... Прини­мая присягу, адвокат клянется государству, что будет честно испол­нять свой долг перед людьми, оказывая им правовую помощь. В тексте присяги соединены два важнейших принципа адвокатской работы: за­конность и профессиональная нравственность. Одно здесь немыслимо без другого, и оба находятся в постоянном единстве»[2].

Морально-этические правила, в соответствии с которыми адвокат должен строить свою работу, многочисленны и достаточно разнообразны. Их содержание не всегда четко сформулировано, более того, со вре­менем оно может меняться. Насколько же изменились принципы адво­катской работы в нашей стране, в том числе морально-нравственные, за последние несколько десятилетий? Полвека назад для адвоката-за­щитника было допустимо признавать факты, отрицаемые подзащит­ным, соглашаться с доказанностью обвинения, не признаваемого под­судимым, признавать не соответствующими истине те или иные пока­зания подзащитного[3]. В настоящее время, с провозглашением правово­го государства, признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью, построением гражданского общества, адвокатура стано­вится подлинно независимым институтом, призванным защищать пра­ва, свободы и интересы физических и юридических лиц и, как следст­вие, способствовать сохранению всех демократических ценностей пра­вового государства.

Морально-этические аспекты деятельности современной адвокату­ры строятся на категориях, содержание которых отвечает общепризнанным идеалам справедливости и гуманизма, имеющих вневремен­ную ценность и находящих свое отражение в более общих, широких по­нятиях — принципах адвокатской этики, о которых речь пойдет в сле­дующем параграфе учебника.

Рассматривая понятие и основные принципы адвокатской этики, морально-нравственные правила, вырабатываемые ею, следует обра­тить внимание на связь правил адвокатской этики с правом, опреде­лить их место в общей системе социальных норм.

Как известно, многочисленные и разнообразные социальные нор­мы подразделяются на следующие виды: правовые нормы, нормы мо­рали, религиозные нормы, обычаи и традиции, эстетические нормы, корпоративные нормы, деловые обычаи и обыкновения, нормы этикета и т.д. Различаются они между собой по способу формирования, сфере действия, содержанию, методу защиты of нарушений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать