Айвазовский Иван Константинович
Министерство образования Российской Федерации
Мировая художественная культура
Реферат
на тему: Айвазовский Иван Константинович
Выполнил: ученик 9 класса
Проверила:
2008
Оглавление
I. Введение.............................................................................................. 4
II. Творчество И.Айвазовского............................................................. 5
1. Маринизм........................................................................................... 5
а. Романтический пейзаж....................................................................... 5
б. Айвазовский И.К. – основоположник маринизма............................ 5
2. Патриотизм творчества Айвазовского И.К....................................... 7
а. Притягательная сила моря.................................................................. 7
б. Патриотизм......................................................................................... 7
в. Феномен Айвазовского...................................................................... 8
3. Список некоторых картин художника............................................... 9
а. Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями.......... 9
б. Волга у Жигулевских гор................................................................... 9
в. Итальянский пейзаж. Вечер.............................................................. 10
г. Кавказские горы с моря................................................................... 10
д. Морской бой в Хиосском проливе.................................................. 10
е. Ниагарский водопад......................................................................... 11
ж. Рыбаки на берегу моря.................................................................... 11
з. Спокойное море................................................................................ 12
и. Чесменский бой................................................................................ 13
III. Анализ некоторых картин художника............................................ 14
1. "Чесменский бой" (1848).................................................................. 14
2. "Девятый вал" (1850)........................................................................ 15
3. "Радуга" (1873).................................................................................. 16
4. "Среди волн" (1898).......................................................................... 17
IV. Биография художника.................................................................... 19
1817....................................................................................................... 20
1831-1833............................................................................................... 20
1840....................................................................................................... 20
1844....................................................................................................... 21
1845....................................................................................................... 21
1847....................................................................................................... 22
1871....................................................................................................... 22
1887-1888............................................................................................... 23
1900....................................................................................................... 24
V. Заключение...................................................................................... 25
VI. Литература...................................................................................... 26
VII. Приложение................................................................................... 27
1. Фотографии достопримечательностей............................................. 27
а. Фонтан Айвазовского....................................................................... 27
б. Памятник Айвазовскому.................................................................. 28
2. Фотографии некоторых картин........................................................ 28
а. Бой в Хиосском проливе.................................................................. 28
б. Буря на Северном море.................................................................... 28
в. Итальянский пейзаж. Вечер.............................................................. 29
3. Портреты художника........................................................................ 29
I. Введение
У живописи много жанров. Я решил остановиться на пейзаже, и главным для меня было увидеть прекрасный мир природы глазами знаменитого художника. Я хотел увидеть море на картине. И, следуя, совей цели, я наткнулся на картину «Море», автором которой был Айвазовский И.К.. Также мне встретилась статья: «Открылся первый в России памятник Айвазовскому». Оказывается, что 15 сентября 2007 года в пригороде Санкт-Петербурга Кронштадте на Макаровской набережной был установлен бюст художника. В церемонии открытия памятника принимала участие праправнучка художника Ирина Касацкая. Автором памятника является заслуженный художник России Владимир Горевой. Он также является автором бюста Петра Великого в Приозерске Ленинградской области, памятников Семенову-Тянь-Шанскому в Киргизии, горельефов Храма Христа Спасителя в Москве и других известных произведений. Открытие памятника в городе-крепости Кронштадте было приурочено к 190-летию живописца. В свое время он служил при Главном морском штабе, и бюст его установлен по инициативе Кронштадского Морского собрания. Кроме памятника, о знаменитости художника говорит то, что есть фонтан Айвазовского и Картинная галерея Айвазовского. Фотографии этих достопримечательностей (фонтана и памятника) я поместил в приложении.
Меня заинтересовал данный художник, так как на его картинах, в первую очередь, можно увидеть море. Его известность меня поразила. А открытие памятника и вовсе не оставила сомнений в выборе темы реферата.
Айвазовский И.К. является художником-маринистом, и поэтому я решил начать реферат с раскрытия термина маринизм.
II. Творчество И.Айвазовского
1. Маринизм
а. Романтический пейзаж
Существенный вклад в развитие романтического пейзажа внес И.К. Айвазовский. Картина, изображающая море, называется мариной, а художник, пишущий морскую стихию, именуется маринистом. Самый известный маринист — Иван Константинович Айвазовский. Мудрые люди говорили, что человек никогда не устанет смотреть на воду и огонь. Вечно меняющееся море, то спокойное, то взволнованное, его изменчивый цвет, необузданная стихия — все это стало главной темой в творчестве Айвазовского. Имя Ивана Константиновича Айвазовского — одно из самых популярных в русском искусстве. Знаменитый маринист оставил поистине огромное наследие. Большинство картин Айвазовского посвящено морю, то спокойному и тихому в ярких лучах заходящего солнца или в сиянии лунного света, то бурному и неиствующему.
В картине «Морской берег» образ моря предстает в своей лирико-романтической интерпретации. Пейзаж наглядно демонстрирует творческий метод художника. «Морской берег» явно сочинен и написан без натуры, но воображение художника точно воссоздало типический характер морского прибрежья, состояние природы перед надвигающейся грозой.
б. Айвазовский И.К. – основоположник маринизма
К концу первой половины 19 века в рамках русского романтического пейзажа выделилось еще одно течение - маринизм. Основоположником данного жанра в русской живописи был Иван Константинович Айвазовский. В 19 столетии морская стихия влекла к себе художников многих стран. В морских видах дольше всего жила традиция романтизма.
Собственная живописная манера Айвазовского складывается уже к 40-м годам 19 века. Он отходит от строгих классических правил построения картины, умело использует опыт Максима Воробьева, Клода Лоррена и создает красочные картины, в которых умело переданы различные эффекты воды и пены, теплые золотистые тона побережья.
В нескольких крупных картинах- "Девятый вал", "Черное море", "Среди волн", - созданы величественные образы моря с использованием типичной для романтической картины темы кораблекрушения.
Айвазовский оказал влияние на русских пейзажистов, прежде всего, на Алексея Петровича Боголюбова. Но Боголюбов, когда-то начинавший как подражатель Айвазовского, в конце 60-х годов уже критический относится к прославленному мэтру. В своих записках, выдержки из которых приведены в труде Ягодовской, он писал: "Хотя мы с ним (Айвазовским) преследовали одно направление, но он мне никогда не мешал, ибо я всегда был натуралист, а он идеалист - я вечно писал этюды, без которых письмо картины для меня было бы немыслимо, он же печатно заявлял, что это вздор и что писать надо впечатлением, посмотрев на природу".
Боголюбов слыл "русским французом", он овладел приемами пленэрной живописи. Его живопись, в которой был как бы перекинут мост между русским и французским пейзажем, осталась малоизвестной, а более отвечающее народной потребности в эффектных впечатляющих картинах природы искусство Айвазовского до сих пор пользуется огромной популярностью.
Таким образом, в первой четверти 19 столетия активно развивалось романтическое направление пейзажной живописи, освобождаясь от черт умозрительного "героического пейзажа" классицизма, написанного в мастерской и обремененного грузом чисто познавательных задач и исторических ассоциаций. Пейзаж в этот период понимается как портрет данной местности. Написанный с натуры, он выражает миропонимание художника через непосредственно изображенный вид, реально существующий пейзажный мотив, хотя и с некоторой идеализацией, использованием мотивов и тем романтической направленности.
2. Патриотизм творчества Айвазовского И.К.
а. Притягательная сила моря
Имя великого художника Ивана (Ованеса) Константиновича Айвазовского (1817-1900 гг.) пользовалось широкой популярностью еще при жизни. Его гениальные произведения заняли почетное место не только в русской и армянской живописи, но и в сокровищнице мирового искусства.