В процессе последующего анализа необходимо изучить изменение оборачиваемости оборотного капитала на всех стадиях его кругооборота, что позволит проследить, на каких стадиях произошло ускорение или замедление оборачиваемости капитала. Рассмотрим результаты расчетов в таблице 4.
Резко произошло сокращение продолжительности капитала в дебиторской задолженности, что свидетельствует о своевременности возвращения долгов предприятию. Вместе с тем увеличилась продолжительность периода обращения средств в незавершенном производстве и готовой продукции, что говорит о трудностях предприятия в производстве и сбыте своей продукции.
На основе таблицы 4 проведем факторный анализ продолжительности оборота оборотного капитала, т.к. продолжительность оборота как всех текущих активов, так и отдельных видов (Поб) может изменится за счет суммы выручки (В) и средних остатков оборотных средств (Ост). Для расчета влияния данных факторов используем способ цепной подстановки:
Побо = Осто*360/Во= 155784*360/309064 = 182 дня
Побусл = Ост1*360/Во = 173786*360/309064=203 дня
Поб1 = Ост1*360/В1 = 173786*360/321593=195 дней
Отсюда изменение продолжительности оборота оборотного капитала за счет суммы оборота оборотного капитала 195-203 = – 8 день, за счет средних остатков оборотного капитала 203 – 182 = +21 день, в том числе из-за изменения средних остатков:
сырье, материалы и др. аналогичные ценности = 6 дней
затраты в незавершенном производстве = 25 дней
готовая продукция и товары для перепродажи = 13 дней
товары отгруженные = - 6 дней
расходы будущих периодов = - 3 дня
Дебиторская задолженность = - 13 дней
Денежные средства = -1 день
Таким образом, наибольшее влияние на продолжительность оборота оборотного капитала предприятия оказали затраты в незавершенном производстве, что увеличило продолжительность на 25 дней, и дебиторской задолженности, которая уменьшилась за счет нее на 13 дней.
Таблица 4
Анализ продолжительности оборота оборотного капитала
Показатель
2005 г
2006 г
Изм-ние
Общая сумма оборотного капитала, млн. руб.
155784
173786
+18002
В том числе в:
сырье, материалы и др. аналогичные ценности
23537
28698
+5161
затраты в незавершенном производстве
28975
50043
+21068
готовая продукция и товары для перепродажи
54058
65420
+11362
товары отгруженные
5173
0
-5173
расходы будущих периодов
3299
781
-2518
Дебиторская задолженность
39960
28696
-11264
Денежные средства
782
148
-634
Выручка от реал-ции продукции, млн. руб.
309064
321593
+12529
Продол-ть оборота оборотного капитала, дни
182
195
+13
В том числе:
сырье, материалы и др. аналогичные ценности
28
33
+5
затраты в незавершенном производстве
34
56
+22
готовая продукция и товары для перепродажи
63
74
+11
товары отгруженные
6
0
-6
расходы будущих периодов
4
1
-3
Дебиторская задолженность
47
33
-14
Денежные средства
1
1
0
Экономический эффект в результате ускорения оборачиваемости капитала выражается в относительном высвобождении суммы выручки и суммы прибыли, и рассчитывается по формуле:
Э = Фактич. В/360*∆Поб
Э=321593/360*(195-182) = 11 613, 1 млн. руб.
В нашем примере в связи с замедлением оборачиваемости оборотного капитала на тринадцать дней произошло привлечение средств из оборота на сумму 11613,1 млн руб. Если бы капитал оборачивался в отчетном году не за 182 дней, а за 195, то для обеспечения фактической выручки в размере 321593 млн руб. потребовалось бы иметь в обороте не 173786 млн руб. оборотного капитала, а 185399,1 млн руб, т.е. на 11613,1 млн руб. больше.
Такой же результат можно получить и другим способом, используя коэффициент оборачиваемости капитала. Для этого из фактической среднегодовой суммы оборотного капитала отчетного года следует вычесть расчетную его величину, которая потребовалась бы для обеспечения фактической суммы оборота при коэффициенте оборачиваемости капитала прошлого года:
±Э = 173786- 321593/1,98= 11613,1 млн руб.
Чтобы установить влияние коэффициента оборачиваемости на изменение суммы выручки, можно использовать следующую факторную модель:
В = KL*Коб
Отсюда
∆ВКоб = KL1*∆Коб = 173786(1,85 - 1,98) = -22592,18 млн руб.,
∆BKL = ∆KL* Коб0 = (173786- 155784) 1,98= 35643,96 млн руб.,
∆Во6щ = В1 - В0 = 321593 - 309064= 12592 млн руб.
Таким образом на величину выручки отрицательно повлияло увеличение значения коэффициента оборачиваемости оборотного капитала, а положительно увеличение его стоимости в отчетном году.
Поскольку прибыль можно представить в виде произведения факторов (П = KL x ROma = KL* Коб * Rpn), то увеличение ее суммы за счет изменения коэффициента оборачиваемости капитала можно рассчитать умножением прироста последнего на базовый уровень коэффициента рентабельности продаж и на фактическую среднегодовую сумму оборотного капитала:
∆П = ∆Коб х Rpn0 х KL1 = = (1,85 – 1,98)* 0,77 * 173786= - 17395,98 млн руб.
В нашем примере за счет увеличения коэффициента оборачиваемости оборотного капитала в отчетном году предприятие получило убыток на сумму 17395,98 млн руб.
Как видно из проведенных видов анализа эффективность и интенсивность использования капитала ОАО «ЗОМЗ» оставляет желать лучшего. Этому мог послужить довольно обширный ряд факторов, но главным, на мой взгляд, является неэффективность использования собственного капитала. На основании этого можно предложить некоторые пути совершенствования использования капитала для повышения его эффективности, рассматриваемые далее.
3. Пути повышения эффективности использования капитала предприятия
Основные пути ускорения оборачиваемости капитала:
1) сокращение продолжительности производственного цикла за счет интенсификации производства (использование новейших технологий, механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня производительности труда, более полное использование производственных мощностей предприятия, трудовых и материальных ресурсов и др.);
2) улучшение организации материально-технического снабжения с целью бесперебойного обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами и сокращения времени нахождения капитала в запасах;
3) ускорение процесса отгрузки продукции и оформления расчетных документов;
4) сокращение времени нахождения средств в дебиторской задолженности.
5) повышение уровня маркетинговых исследований, направленных на ускорение продвижения товаров от производителя к потребителю (включая изучение рынка, совершенствование товара и форм его продвижения к потребителю, формирование правильной ценовой политики, организацию эффективной рекламы и т.п.).
Список использованных источников
1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: ООО «Новое знание», 1999. – 688 с.;
2. Карпей Т.В., Лазученкова Л.С., «Экономика, организация и планирование промышленного производства», Мн «Дизайн ПРО», 1999г. – 365 с.;
3. Кожекин Г. Я., Л.М. Синица «Организация производства», Мн ИП «Экоперспектива», 1998г – 127 с.;
4. Ковалев В.В. «Финансовый анализ», М., Финансы и статистика, 1998. - 512с.;
5. Экономика организации (предприятия): учебник/ под ред. Н.А.Сафронова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005. – 618с.;
6. Организация и планирование машиностроительного производства (производственный менеджмент): Учебник/ К.А. Грачева, М.К. Захарова, Л.А. Одинцова и др.; под ред. Ю.В. Скворцова, Л.А. Некрасова. – М.: Высш. шк., 2003. – 470 с.: ил.;
7. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие.– 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 1998 – 208с.: ил.
8. Волков О.И.Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова. – М.: ИНФРА – М, 1998.-416с
9. Фатхудинов Р.А. Организация производства: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 627с. - (Серия «Высшее образование»)
10. Экономика организации (предприятия): учебник / под ред.Н.А. Сафронова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Экопомистъ, 2005. - 618с.